"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
статья (подготовительная группа)

Если в дошкольном возрасте правильно сформировать графомоторный навык, то ребёнок сможет избежать многих трудностей в школе, не только с письмом но и с успеваемостью в целом. Навыком, является действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafomot.docx20.49 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка руки к письму через формирование графомоторных навыков.

Всё актуальнее в наше время становится вопрос о подготовке дошкольников к овладению письмом. В современных школах требования к навыкам и умениям детей с каждым годом все больше и больше. Ученые проводят исследования, в которых видно, что юные школьники испытывают трудности с навыками письма. Они не правильно держат ручку, линии прерывистые дрожащие, дети не видят рабочую строку, нажим на ручку и карандаш не равномерный.

Трудности ребенка в письме характеризуются малоразвитой мелкой моторикой пальцев рук и недостаточной сформированностью зрительно – двигательной координации, зрительной памяти, внимания, аналитического восприятия речи.

Поэтому необходимо совершенствовать слабую руку дошкольника и формировать графомоторные навыки, задолго до поступления в школу.

В этой статье разберём, что же такое графомоторные навыки, какие упражнения и задания способствуют их развитию, которые можно применять как в детском саду, так и в домашних условиях.

По мнению М.М. Безруких, графический навык – это определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.

Графомоторные навыки: это способность правильно удерживать пишущий предмет; контролировать силу нажима при рисовании и письме, точность, темп, ритм и плавность движений пишущей руки; целенаправленное умение ребенка рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно писать буквы; контролировать собственную деятельность.

Развитие таких навыков зависит от качества мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений, а также от уровня сформированности психических процессов внимания, зрительной и двигательной памяти, пространственных представлений.

В дошкольный период мы начинаем знакомить детей с письмом через игры и разные упражнения.

Письмо – это особая форма речи. Навык письма имеет сложную структуру, а процесс его формирования длительный и многоэтапный. Что бы ребёнку написать слово, он должен правильно воспринять его на слух (для этого должна быть достаточно развитая артикуляция), затем соотнести звуки с буквами, вспомнить графические образы букв и их пространственную ориентацию, а также тонко отрегулировать движения руки.

Если в дошкольном возрасте правильно сформировать графомоторный навык, то ребёнок сможет избежать многих трудностей в школе, не только с письмом но и с успеваемостью в целом.

Навыком, является действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений.

Первоначальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую сложность, поскольку требует выработки плавных, ритмических, хорошо координированных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера.

Эти трудности преодолеваются путем продолжительных, целенаправленных упражнений.

К. Д. Ушинский видел задачу всех упражнений в письме «приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв».

Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
    На первом этапе развития графомоторных навыков необходимо развивать крупную и мелкую моторику. Всем известно что развитие мелкой моторики это очень важный процесс: для развития соответствующих отделов мозга, обострение тактильных ощущений, развитие усидчивости, внимания, мускульной памяти и конечно же подготовки к обучению письму. Для развития моторики применяем разные упражнения, такие как: Пальчиковая гимнастика, массаж, самомассаж, нанизывание бусин, шнуровки; лепка, аппликация, обрывная аппликация, вырезывание; игры с пинцетом и пипеткой; игры с конструктором, мозаикой; сортировка мелких предметов; оригами; раскрашивание раскрасок, копирование рисунков, штриховка, дорисовка; расстегивание пуговиц, крючков, кнопок, закручивание крышечек. Рисование на манке. Для старших дошкольников можно включать бисерографию, ниткопись.
  2. Второй этап ориентирован на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. Зрительный анализ и синтез (ориентировка в пространстве по отношению к предметам; определение правых и левых частей тела; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
    Этот этап подразумевает: ориентировку в собственном теле и его ориентировку в окружающем пространстве; ориентировку в окружающем пространстве, среди находящихся в нем предметов; уточнение пространственного расположения тела и окружающих его предметов и расположение на плоскости. Уточнение пространственного расположения фигур и букв. На вышеупомянутом этапе целесообразно использовать: конструирование, раскладывание и выкладывание сериационных рядов. Всевозможные пальчиковые игры и кинезиалогические упражнения; выполнение упражнения на штриховку в разных направления и различными способами. выкладывание букв и цифр из разных предметов и материалов; игры и упражнения с мелкими предметами; лепка, аппликация, конструирование из различных материалов, ручной труд, рисование.
  3. Третий этап - направлен на непосредственное развитие графомоторных навыков Рисование (обвести по контуру, штриховка, обводка; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; срисовывание геометрических фигур; дорисовывание рисунков с недостающими деталями); включает в себя:

1. Развитие зрительного гнозиса : Узнавание изображений предметов по контуру, перечеркнутые контурные изображения, наложенные друг на друга. Формирование уточнения представлений о форме, цвете, величине. Развитие, уточнение и расширение объема зрительной памяти.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза; здесь мы учим детей различать геометрические фигуры по их форме, величине. Умение определять расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу, то есть понимать пространственные отношения между ними: высоко — низко, вверху — внизу, выше — ниже (в смысле местоположения); далеко — близко, дальше — ближе, впереди — сзади; слева — справа.

3. Развитие зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного, определение изменений в ряду предметов, нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки, нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. нахождение нереальных элементов нелепых картинок. запоминание 4—6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в исходной последовательности

4. На Четвертом этапе идёт формирование и развитие изобразительно-графических способностей. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

В работе используем следующие графомоторные упражнения: Знакомство с рабочей тетрадью (рабочей строкой и клеткой). Обучение начертанию горизонтальных, вертикальных и наклонных линий и их комбинации.

Рисование различных по сложности орнаментов и узоров, дуг, волнистых линий, овалов, кругов и т.д. . Знакомство с графическими символами. Формирование графического образа букв и цифр (графемы) Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство в написании

Для того чтобы начать работу в тетрадях, воспитатель знакомит детей с правильной посадкой за столом, умением держать карандаш, пользоваться тетрадью.

Правильная посадка ребенка играет важную роль при развитии графических навыков. Столы, за которыми сидят дети, должны соответствовать их росту, сидеть необходимо прямо, не опуская плечи и не наклоняясь. Грудь не должна касаться стола. Голова немного наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20 - 30 см от бумаги . Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом, ступни стоять на полу или на подставке. Обязательно нужно следить за тем, чтобы дети не подгибали ноги под стул, не клали одну ногу на другую, не вытягивали их вперед и не отставляли их в сторону. Локти ребенка должны немного выступать за край стола. При этом правая рука лежит на тетради, а левая слегка придерживает ее левый край. Такая поза облегчает процесс письма, и позволяет сохранить работоспособность, предотвращает нарушения зрения и осанки. Правильное положение рук во время письма очень важно, так как предохраняет от слишком сильного наклона головы, что очень вредно отражается на зрении детей.

Для письма следует брать мягкие карандаши, хорошо отточеные, но с коротким острием. Держать карандаш нужно так же, как и ручку - тремя пальцами.

Занятия, на развитие мелкой моторики детей, в детском саду применяем на всех занятиях, так же дети с удовольствием занимаются сами в свободное время. Во время занятий обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Не нужно начинать работу с прописями, если у ребёнка слабо развита ручная умелость. Первые неудачи только огорчат его и потеряется интерес к дальнейшей работе с ними.

В начале каждого занятия необходимо показывать детям как должны двигаться пальцы и кисть при исполнении очередного элемента. Затем это движение отрабатывается, имитируется в воздухе и только потом дети копируют отработанное движение, обводя по пунктирным линиям образец элемента и самостоятельно.

Занимаясь с детьми 2-3 минуты (обычно за это время ребенок заполняет одну - две строки) следует сделать перерыв: физ. минутка , рассмотрение работ, затем прописываем еще одну или две строки. Ребёнку необходимо стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки

Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными.

Причем развивать необходимо не только ведущую руку, но и слабую, менее активную.

Значимый аспект подготовки к письму связан непосредственно с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной готовности к письму.

Важность развития графомоторных навыков подчеркивают все специалисты работающие с дошкольниками и младшими школьниками. Задача педагога направить формирование элементарных графических умений в нужное русло, способствовать их закреплению, для дальнейшей успешной учебы в школе.

 

 

Список используемой литературы:

  1. Безруких М.М. Обучение первоначальному письму. Методическое пособие к прописям. -- М.: Просвещение, 2002
  2. Курс вебинаров https://www.uchmet.ru/events/authors/684082/
  3. Буцикина Т.П. , Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо-моторных навыков у младших школьников.- 2005.-№3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие р...

"Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...