План по самообразованию
материал
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
План по самообразованию
Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы
Срок реализации: 2021 – 2022 учебный год
Воспитатель:
Макеева Т.А.
Покачи 2021
Актуальность:
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство - очень важный этап в становлении личности ребенка. Нравственное воспитание всегда рассматривалось в педагогике как одно из центральных направлений во всестороннем формировании личности.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потекши, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Книга является мощным средством, помогающим формировать моральные качества ребёнка. Композиция литературы, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности дошкольника.
Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах являются семья, детский сад и средства массовой информации. Родители - первые главные учителя. Многие люди находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажаются представления о мире, личная выгода становится выше морали, честности, а это сказывается пагубным образом на их духовном развитии.
Необходимость приобщения детей к книге бесспорна. Книга совершенствует ум ребенка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. У ребенка дошкольного возраста это первый опыт встречи с художественной литературой на важном этапе развития его личности - этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребенка к книге: интерес и любовь к ней, или равнодушие. Хорошая книга (стихи, рассказы, былины) и особенно русские народные сказки, сказки других народов вводят ребёнка в мир художественных образов, в мир прекрасного и дают первые и потому наиболее сильные впечатления о взаимоотношениях персонажей, с последующим подражанием детьми.
Цель:
Повышение уровня компетенции в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе чтения художественной литературы.
Задачи:
- Форма самообразования: индивидуальная, групповая. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования художественной литературы в формировании нравственных качеств у дошкольников.
- Формирование представлений у детей о нравственных качествах через художественное слово и сказки: человеколюбие, вежливость, бескорыстие, терпимость, тактичность, трудолюбие, верность, бережное отношение к природе, постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали
- Создать необходимые условия для знакомства детей с художественной литературой.
- Разработать перспективное планирование по теме самообразования для работы с детьми и родителями.
- Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
- Составить картотеку игр-драматизаций , художественных текстов с целью развития у детей речи, воображения, творческих способностей.
Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.
Этапы работы по самообразования:
- Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь
- Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года
- Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: октябрь - май.
- Представление опыта работы по теме: май 2022г
Ожидаемые результаты:
- повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей нравственных качеств.
- повысить уровень знаний и умений дошкольников при работе с русскими народными сказками, мотивацию к учению художественной литературой;
- воспитание положительных взаимоотношений между детьми - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работы сверстников, в корректной форме делать замечания и давать советы.
Сентябрь – Октябрь
1 этап – организационно-ознакомительный Сбор информации. Анкетирование и консультации для родителей.
Ноябрь – апрель
2 этап – основной (реализация)
Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования. Формирование опыта по теме. Беседы. Непосредственно – образовательная деятельность. Разработка дидактических игр. Чтение художественной литературы. Календарно - тематический план мероприятий работы с детьми.
Май
3 этап – заключительный
Представление опыта работы по теме.
Планирование для детей 4-5 лет
Месяц | Тема | Форма работы |
Сентябрь | Воспитание интереса к чтению, доброте, отзывчивости | Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок», чтение рассказа Е. Кошевой "Два огородника"(беседа по прочитанному). Дидактическая игра: «Угадай сказку». Создание картотеки сказок для работы с детьми. Применять цитаты из сказок в режимных моментах. Пополнение книжного уголка художественной литературой. |
Октябрь | Закрепление знаний названия сказок | Чтение русских народных сказок. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?». Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). |
Ноябрь | Формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребенка | Чтение детям сказки: «Три медведя». День матери: изобразительная деятельность «Маму очень я люблю». |
Декабрь | Формировать представления о дружбе | Дидактическая игра: «Из какой сказки герой». Чтение "Синие листья" В. Осеевой (беседа по прочитанному). |
Январь | Формировать бережное отношение к книге | Чтение сказок по желанию детей. Ремонт книг и пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками. |
Февраль | Формировать интерес к художественной литературе, побуждать детей к драматизации | Чтение сказок русских писателей. Рассказывание сказки с новой концовкой: «Волк и семеро козлят». Конкурс рисунков «Вот и сказочке конец» (фантазируют придумывают свою концовку сказки». |
Март | Формировать чуткое отношение к маме, уважение к старшим | Чтение произведений о женщинах, мамах. Выставка «Портрет моей мамочки». Беседа на тему: "Чуткость и скромность. Чем они отличаются". |
Апрель | Формировать творческое воображение, память, потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству | Проведение мероприятия «Путешествие по русским народным сказкам». Прослушивание аудио сказок Беседа на тему: "Доброжелательность". |
Май | Отчёт по самообразованию | Вечер памяти. Чтение произведений о Родине, Великой Отечественной войне, её героях. |
План работы с родителями
№ п/п | Месяц | План работы с родителями |
Сентябрь | Анкетирование родителей Консультация для родителей «Практические советы родителям по изучению художественной литературы для детей 4-5 лет | |
Октябрь | Консультации для родителей: «Сказка для ребёнка» | |
Ноябрь | Консультация: «Как подружить ребенка с книгой» | |
Декабрь | Консультации для родителей «Что читать детям» | |
Январь | Консультации для родителей: «Сказки помогут справиться с детским непослушанием» | |
Февраль | Консультация для родителей «Роль сказки в развитии и воспитании дошкольников» | |
Март | Памятка для родителей: «Как выбрать полезную сказку » | |
Апрель | Консультации для родителей о пользе домашнего чтения. «Книга-лучший друг» | |
Май | Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-590276-1445150983.jpg)
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-945584-1611140738.jpg)
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/04/picture-1015346-1543944780.jpg)
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/27/picture-1243621-1595853049.jpg)
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/15/picture-667117-1671083458.jpg)
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/02/picture-1319418-1614712962.jpg)
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...