Консультация для воспитателей "Методы и приемы в развитии монологической речи дошкольников"
консультация
Монологическая речь – это речь одного лица, которая выражает в более или менее развёрнутой форме собственные мысли, оценку событий и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_konsultatsiya.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь – это необходимое условие существования человеческого общества. В дошкольном образовании речь рассматривается как одна из главных основ воспитания и обучения дошкольников. Монологическая речь – это речь одного лица, которая выражает в более или менее развёрнутой форме собственные мысли, оценку событий и т.д. В развитии связной монологической речи современных детей встречаются такие недостатки: дети затрудняются составить рассказ, пересказать сказку, описать предмет, составить рассуждение на определённую тему.
Существует огромное множество различных методов и приемов формирования умений монологической речи у детей дошкольного возраста. Особое значение в развитии монологической речи дошкольников отводится использованию наглядных методов, к которым относится наблюдение, рассматривание, показ и описание предметов и явлений. Используются практические методы, к которым относятся игры- драматизации, настольные игры, дидактические игры, инсценировки, игры- занятия.
В своей работе для развития монологической речи я использую следующие приемы:речевой образец, повторение материала , индивидуальное повторение ребенком, либо совместное повторение, объяснение, указание, словесное упражнение (проговариваются отдельные фрагменты рассказа, задаются прямые, подсказывающие, наводящие вопросы).
Как правило, не бывает занятий, на которых бы педагог использовал только один метод или прием развития монологической речи. Каждое занятие представлено сочетанием нескольких приемов и методов. Кроме того, нужно помнить о речевой активности на занятии, чтобы ее добиться я использую хоровые ответы и повторы.
Развитие разных типов монологов с учётом возрастной группы.
1 тип монолога - Рассказывание по картине.
В младшей группе дети перечисляют объекты, называют их свойства и действия. На данном этапе главным является учить детей рассматривать картину, замечать в ней самое главное и постепенно переводить их от этого простого перечисления предметов к связным высказываниям (учить отвечать на вопросы педагога). Первые картины – это картины, изображающие отдельные объекты, а так же несложные сюжеты, близкие личному опыту детей. Основной прием: вопросы воспитателя.
Схема рассказа. Воспитатель говорит: «Повторяйте за мной» - наступила … выпало много… дети одели… взяли с собой…. Далее: А кто сам может повторить? Если никто не хочет, повторяете рассказ еще раз сами.
В средней группе детей учат составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам. Рассказывание проводится по вопросам и образцу рассказа воспитателя. В конце года, если дети научились рассказывать по образцу, задания можно усложнять, подводить детей к самостоятельному рассказыванию.
В старшей и подготовительной к школе группах дети самостоятельно составляют рассказ по картине. Предъявляются более высокие требования: точная передача сюжета, использование разнообразных языковых средств. Воспитатель руководит деятельностью детей, анализирует рассказы. Широко используются серии сюжетных картин. Составление коллективного рассказа. Один ребенок придумывает, что происходило с персонажами раньше, второй описывает события, изображенные на картине, третий – последующие действия.
2 тип монолога- Рассказывание об игрушках.
Работа начинается с младшего дошкольного возраста. Описание игрушки начинается с продуманных вопросов. Рассказ воспитателя является образцом. Используются дидактические игры: «Узнай по описанию», «Угадай, кто это», «Что пропало».
В средней группе дети подходят к самостоятельному составлению небольших описательных рассказов об игрушках. Усиливается опора на активизацию словаря: задает больше вопросов о внешнем виде, качестве игрушки, действий с ней.
На данном возрастном этапе широко используется рассказ-образец воспитателя. Используют дидактические игры с игрушками.
В старшей группе занятия по развитию монолога с использованием игрушек разнообразны: составление описательных рассказов, сюжетных рассказов по одной игрушке или по набору игрушек. На занятиях по сюжетному рассказыванию воспитатель может ввести инсценировку. Особое внимание уделяется анализу рассказов. Первым оценку дает воспитатель, затем дети.
В подготовительной группе можно составлять коллективные рассказы по набору игрушек. Сначала дети договариваются между собой, какие игрушки они выберут, намечают общую линию сюжета, а затем идет импровизация.
3 тип монолога - Рассказы из опыта.
Рассказывание из личного опыта вводится в средней группе. Предлагаются конкретные, близкие темы. Наиболее целесообразно коллективное рассказывание. Воспитатель знакомит с темой рассказа, намечает основную сюжетную линию.
В старшем дошкольном возрасте тематика рассказов усложняется. Широко вводится тема природы.
4 тип монолога – Пересказ
Ему принадлежит особая роль в формировании речи. К приемам обучению рассказывания относятся:
- образец пересказа произведения, который сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков
- совместный пересказ, т.е. договаривание ребёнком начатой фразы
- отраженный пересказ, повторение ребёнком сказанного педагогом
- вопросы к детям
- подсказ слова или фразы
-коллективные упражнения, к ним относятся индивидуальные и хоровые повторения слов , фраз
- пересказ по частям
- пересказ по ролям
- показ наглядного материала
К часто применяемым приёмам развития монологической речи относятся:
-речевой образец (используется как предшествующий речевой деятельности детей, сопровождается такими приёмами как пояснение и указание);
- повторение (практикуется повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребёнком, либо совместное повторение);
- объяснение, указание (применяется при уточнении структуры описательных рассказов, воспитатель обращает внимание на то, что собой преставляет структура рассказа);
- словесное упражнение (предшествует составлению описательных рассказов, изначально проговариваются отдельные фрагменты рассказа)
- вопрос (используется в процессе рассматривания)
В нашей группе обучение начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых сказок, построенных на повторе («Колобок», «Теремок», «Три медведя»). На первых порах преобладает совместное рассказывание воспитателя и ребёнка. Наряду с подсказывающими вопросами используются и прямые вопросы, требующие ответа целой фразой. Сейчас вводятся впервые прочитанные рассказы, состоящие из нескольких предложений, здесь используется такой приём, как подсказ нужных слов и фраз. Запоминанию литературных произведений помогает их драматизация с помощью игрушек, настольного, кукольного театров, сказкотерапии, куклотерапии, мнемодорожки, дидактические игры всё это способствует благоприятному развитию монологической речи у детей дошкольного возраста.
Таким образом, методы и приемы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от стоящих перед педагогом задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие монологической речи дошкольников"
Предложены речевые ситуации, методические рекомендации по развитию монологическо речи дошкольников....
"Развитие монологической речи дошкольников в процессе повседневно общения"
консультация для воспитателей...
Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский...
«Педагогические условия развития монологической речи дошкольников»
Педагогическое кредо- Главная задача воспитателя:"научить ребенка быть счатливыми"...
консультация «Инновационные формы работы по развитию монологической речи дошкольников»
Консультация познакомит воспитатетлей ДОУ с инновационными формами по развитию монологической речи дошкольников...
Использование пиктограмм для развития монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи.
laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушински...
Консультация на тему: «Развитие монологической речи дошкольников. Методы и приемы».
Речь – неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с друг...