Проект "Учимся играя"
проект (младшая группа)

Челбогашева Марина Николаевна

Проект "Хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_teme_samoobrazovaniya_horovodnye_igry_.docx168.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида»

г. Кемерово

Проект

«Хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения

к истокам русской народной культуры в детском саду»

                                                                                                 Разработчики:

Воспитатель Челбогашева Марина Николаевна

2023-2024гг.

Информационная карта проекта

П/н

Раздел

Содержание

Название

«Хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду»

Направленность проекта

Образовательный

Авторы

Воспитатели: Челбогашева Марина Николаевна

База проекта

МБДОУ №200 «Детский сад комбинированного вида», вторая младшая группа (3-4 года) (25 детей - 15 девочек и 10 мальчиков), г.Кемерово

Сроки

Долгосрочный (01.10.2023 – 30.04.2024 г.)

Тип проекта

Познавательно-речевой

Аннотация

Организация и осуществление проектной деятельности с целью создания благоприятных педагогических условий для формирования у детей социально-коммуникативной компетентности с учетом активного участия всех субъектов учебно-воспитательного процесса в совместной деятельности.

Проект предполагает продолжительность реализации 7 месяцев.

Цель

Формирование начальных представлений у детей младшего дошкольного возраста о культуре, традициях и обычаях русского народа через хороводы и хороводные игры.

Задачи

  1. Изучить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
  2. Подготовить условия для реализации проекта.
  3. Заинтересовать детей хороводными играми, привлекать детей к русской народной культуре.
  4. Развивать музыкально-ритмические, танцевальные и речевые способности детей посредством хороводных игр.
  5. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям и традициям.
  6. Вовлечение родителей в проектную деятельность.

Предполагаемый результат проекта

Детей:

  • Дети смогут использовать накопленный опыт совместных игр в самостоятельной деятельности.
  • Дети будут подготовлены к дальнейшему постижению русской народной культуры.
  • Перейдя в среднюю группу, планируется расширять знания детей в данной области.
  • Постепенно и поэтапно, используя различные формы и средства, мы планируем более подробнее знакомить детей с хороводной игрой, народной игрушкой, народными праздниками, народным фольклором.
  • Сформировано доброжелательное отношение детей к друг другу, умение и желание играть вместе в хороводные игры;
  • Дети знают стихи, сопровождающие хороводные игры.

Родителей:

  • Повышение значимости национальной культуры в семьях воспитанников.
  • Осознание родителями быть примером для детей.
  • Повышают интерес ребенка к хороводной игре.

Авторов:

  • Повышение теоретического уровня и профессионализма;

Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Образовательные области

• «Социально – коммуникативное развитие»,

• «Познавательное развитие»,

• «Речевое развитие»,

• «Художественно - эстетическое развитие»,

• «Физическое развитие».

Ресурсы

Нормативно–правовая база:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 №1155);
  • «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российского от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)

Учебно – методическое обеспечение:

  • Тематические книги;
  • Художественные, познавательно и научно-популярные произведения.

Технические и материальные ресурсы:

  • группа «Солнышко»;
  • Музыкальный центр.

Проблема

Я, как педагог, обратила внимание на то, что сегодняшние молодые родители не уделяют должного внимания патриотическому воспитанию детей. В современной семье не только не знакомят детей с прошлым нашей страны, но даже не рассказывают о собственных корнях. Вырастая, дети считают совсем не важным знать о символах страны, о значимых событиях и героях нашей Родины. Большинство детей все свое свободное время проводят у телевизора, компьютера или планшета, а также предпочитают зарубежные мультфильмы и игры, отечественным.

Таким образом, чем раньше произойдет знакомство с русскими народными обычаями, традициями, фольклором, хороводными играми, тем благотворнее будет происходить всестороннее развитие наших детей.

Из выше изложенного, возникает проблема проекта: «Как наиболее результативно начать приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, в том числе хороводной игре и возродить духовно-нравственные ценности?»

Основные принципы, лежащие в основе проекта

1.Доступность.

-Учет возрастных особенностей детей;

-Адаптированность материала к возрасту;

2.Систематичность и последовательность.

-Постепенная подача материала от простого к сложному;

-Частое повторение усвоенных правил и норм;

3.Диффиринциация.

 –создание благоприятной среды для усвоения норм и правил каждым ребенком.

4.Динамичность.

–интеграция образовательных областей.

Механизм реализации проекта

Проект реализуется через изучение учебно-методической литературы по данной теме, деятельность участников проекта. Механизм реализации проекта предусматривает системно - деятельностые, игровые, творческие технологии реализации проектных мероприятий речевой направленности. В группе создана развивающая предметно-пространственная среда, где дети могут самостоятельно брать атрибуты к хороводным играм, маски на голову, ряженье (Театральный уголок).

Результаты деятельности

Детей:

  • Дети знают хороводные игры (смотрим приложение 1 - перспективный план по приобщению детей младшего дошкольного возраста к истокам национальной культуры через хороводные игры).
  • Умеют подбирать самостоятельно атрибуты к хороводным играм, маски на голову, ряженье и др.
  • С помощью взрослого и самостоятельно играть в хороводные игры.
  • Сформировано доброжелательное отношение детей к друг другу, умение и желание играть вместе в хороводные игры;
  • Дети знают стихи, сопровождающие хороводные игры.

Родителей:

  • Повышение значимости национальной культуры в семьях воспитанников.
  • Осознание родителями быть примером для детей.
  • Повышают интерес ребенка к хороводной игре.

Авторов:

  • Повышение теоретического уровня и профессионализма;
  • Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

Продукты деятельности

  • Анкета для родителей по теме «Роль хороводных игр в семье»;
  • Перспективный план по теме проекта;
  • Картотеки «Загадок», «Считалок»;
  • Картотека «Хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста» (приложение 2);
  • Аудиотека для проведения музыкальных хороводных игр;
  • Изготовлены маски на голову детей и атрибутов для хороводных игр «Мыши водят хоровод», «Карусель», «Мы на луг ходили»;
  • Совместно с родителями подбор предметов для хороводных игр «Каравай»; «Бабушка Маланья (дедушка Трифон)»;
  • Фотоальбом «Мы играем в хороводные игры»;
  • Папка передвижка: «Хороводные игры детей младшего дошкольного возраста к истокам русской культуры».

Итоговое мероприятие

  • Игровое мероприятие «В гостях у бабушки Маланьи».

Перспектива

Продолжить знакомить детей с хороводными играми со все более усложняющимися правилами в соответствии с возрастом.

Пояснительная записка

В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребенка – носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры, таким образом считаю целесообразным знакомство с русской народной культурой, традициями и обычаями через хороводные игры.

Педагоги, психологи сходятся во мнении, что игра неразрывна связана с традициями, обычаями и культурой народа (А.В. Выготский, М.С. Запорожец, Ю.М. Каган и др). Дошкольный возраст – возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Народное творчество создало много загадок, характеризующих предметы и явления. Их надо тщательно подбирать, классифицировать по содержанию, возрастам детей и предлагать детям в первую очередь. Пусть дети заучат их наизусть как образцы народной речи, через игру ребенку будет легче погрузиться в богатейший мир русской народной культуры [1].

 Хороводные игры – это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и тексте, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. Хороводные игры, всегда были любимы и маленькими и взрослыми на Руси. Без них не обходился не один праздник[10].

Актуальность выбранной темы проекта

Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что через хороводные игры ребенку будет легче погрузиться в богатейший мир русской народной культуры. Россия на рубеже двадцать первого века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к без духовности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Обращение к хороводным играм в воспитании младших дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания. К тому же хороводные игры отличаются некоторыми особенностями (сюжетность, многообразие потешек, песен), которые увлекают младших дошкольников.

Хороводные игры – верные помощники в организации детей.

  • Развивают чувство ритма и музыкального слуха.
  • Способствуют совершенствованию двигательных навыков (от медленного шага до бега), выразительности движений.
  • Развивают воображение, фантазию.
  • Учат детей действовать вместе, сотрудничать.
  • Знакомят детей с русской народной культурой, традициями и обычаями.

Давайте чаще играть в русские народные игры, водить наши родные хороводы, тогда дети их будут знать, любить и уважать прошлое русского народа.

План реализации проекта

Этапы

Содержание

1 этап

(октябрь 23г)

 Диагностический

  • Изучить педагогическую и методическую литературу по данной теме.
  •  Выявление уровня знаний родителей о роли хороводных игр в семье и способах приобщения к ним своих детей, была использована анкета «Роль хороводных игр в семье» - на основе полученных данных, использовать различные формы, методы и средства работы с родителями.

2 этап

(ноябрь 23г –март 24г)

 Основной

  • Составление перспективного плана по теме проекта;

Оснащение предметно-развивающей среды групп детского сада:

  • Картотеки «Загадок», «Считалок»;
  • Картотека «Хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста»;
  • Аудиотека для проведения музыкальных хороводных игр;
  • Изготовление масок на голову детей и атрибутов для хороводных игр «Мыши водят хоровод», «Карусель», «Мы на луг ходили»;

Предварительная работа с детьми:

  • Чтение русских народных потешек;
  • Отгадывание загадок;
  • Заучивание считалок;

Вовлечение родителей:

  • «Круглый стол»
  • Совместно с родителями подбор предметов для игр «Каравай», «Бабушка Маланья (дедушка Трифон)».

  • Непосредственная работа с детьми в соответствии с перспективным планом по теме проекта (приложение 1).

Фольклорный досуг:

  • «Масленица»

3 этап

(апрель 24г)

Контрольно-оценочный

Цель: Определение результатов проекта.  

Подведение итогов внедрения основного этапа реализации проекта, оформление продукта проекта.

  • Итоговое мероприятие «В гостях у бабушки Маланьи»;
  • Фотоальбом «Мы играем в хороводные игры»;
  • Папка передвижка: «Хороводные игры детей младшего дошкольного возраста к истокам русской культуры».

Реализация проекта

1 этап - Октябрь 2023г

Педагоги изучили педагогическую и методическую литературу по теме проекта.

В ходе реализации проекта, был проведен опрос-анкетирование родителей (25 – 100%) «Роль хороводных игр в семье» по данной проблеме показало:

Вопрос 1- «Каким видам деятельности Вы отдаете предпочтение?»

*чтение художественной литературы для ребенка;

*совместный просмотр мультфильмов;

*совместные хороводные игры.

Родители отдают предпочтение чтению художественной литературы - 37% (8 родителей). Предпочитая дома, просматривание мультфильмов по телевизору – 63% (17 родителей). Совместные хороводные игры – 0% (0 родителей).

Вопрос 2 – «Какие виды деятельности предпочитает Ваш ребенок (перечислите) – 63 % (17 родителей) затруднились ответить, 37% (8 родителей) – чтение художественной литературы.

 Вопрос 3 – «Какие хороводные игры Вы знаете?» - 100 % (25 родителей) ответили «Каравай».

Вопрос 4 – «Какие качества проявляет ребенок в хороводной игре?»

*творчество;

*решительность;

*высокую эмоциональность.

- 100 % (25 родителей) подчеркнули творчество.

Вопрос 5 «Считаете ли Вы, что хороводные игры могут стать хорошим средством приобщения Вашего ребенка к истоком народной культуры?»

- 100 % (25 родителей) ответила «да».

На 6 вопрос «Какие формы получения необходимых сведений о хороводных играх, Вы предпочитаете?», родители единодушно 100 % (25 родителей), ответили «Совместная деятельность с ребенком в условиях детского сада».

Вывод. Чтобы привлечь внимание родителей к хороводным играм, а также дальнейшему приобщению к истокам русской народной культуры детей младшего дошкольного возраста, необходимо расширить работу с родителями по данной теме.

2 этап – Ноябрь 2023г – март 2024г

Разработали перспективный план (приложение 1) с учетом возрастных особенностей детей второй младшей группы, в соответствии с рабочей программой воспитателя (разработана в соответствии с ФГОС и ФОП), а также будут увлекательными для детей данного возраста.

Подобрали хороводные игры, потешки, считалки, загадки, аудиотеку, оформили в картотеки.

Совместно с родителями подобрали предметы для хороводных игр, ряженье, самостоятельно изготовили маски на голову детей для хороводных игр, необходимые атрибуты.

Перед каждой хороводной игрой детям объясняются правила, роль персонажей, атрибутов, если необходимо заучиваются считалки, используются загадки.

Педагог способствует у детей развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка и так далее; педагог активизирует танцевально-игровое творчество детей; учит детей точности выполнения движений, передающих характер изображаемых животных; педагог поощряет детей в использовании песен, музыкально-ритмических движений, в хороводных играх, как в повседневной жизни, так и различных видах досуговой деятельности (праздниках, развлечениях и других видах досуговой деятельности).

Педагог поддерживает активность детей в процессе двигательной деятельности, организуя хороводные игры. Воспитывает умение действовать сообща, соблюдать правила, начинать и заканчивать действия по указанию и в соответствии с сюжетом хороводной игры, двигаться определенным способом и в заданном направлении, придавать своим движениям выразительность (например, кошка просыпается, потягивается, мяукает).

В феврале планируется фольклорный досуг: «Масленица», целью которого является расширение знаний о быте, обычаях и традициях русского народа.

Таким образом, знакомясь и проживая роль в хороводной игре, дети ненавязчиво прикасаются к русской культуре, традициям и обычаям русского народа.

  1. этап - Апрель 24г 

В апреле пройдет итоговое мероприятие совместно с родителями – игровое мероприятие «В гостях у бабушки Маланьи», которое поможет систематизировать знания, полученные в результате проекта.

Будет оформлен фотоальбом «Мы играем в хороводные игры».

Вовлечение семей в образовательную деятельность

   в ходе реализации проекта

Наглядная агитация: 

  • «Круглый стол»;
  • Папка-передвижка: «Хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста по приобщению к истокам русской культуры».

Риски и пути преодоления рисков

Риски и пути преодоления рисков

Риски у воспитанников:

  • Отсутствие интереса у детей темой проекта.

Пути преодоления риска:

  • заинтересовать детей через разные виды деятельности;
  • применять в ходе проекта различные средства, методы и приемы;
  • Стимулирование детей через награждение смайликами на стенде «Экран успешности».

Риски у родителей:

  • Малая активность родителей в участии совместных мероприятий в ходе реализации проекта.

Пути преодоления риска:

  • Мы организовали нетрадиционные формы общения с родителями в виде «круглого стола» для формирования активной жизненной позиции участников проекта направленная на воспитание детей через художественное слово, создание условий для поддержания этой позиции. Эти формы направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Риски у автора:

  • Недостаточное количество методической литературы и демонстрационного материала.

Пути преодоления риска:

  • Приобретение необходимого материала в специализированных магазинах и на сайтах сети ИНТЕРНЕТ.

Критерии и показатели результативности

Критерии

Показатели

Познавательный

  • Обогащение словарного запаса, овладение способами словообразования;

Эмоционально-

волевой

  • эмпатия и желание помочь другому;
  • Умение уважительно относиться к окружающим людям.
  • Умение принимать и оказывать помощь.

Деятельностный

  • умение работать в группе.

Наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении

Наблюдения направлены:

а) на изучение интереса детей к хороводной игре. С помощью воспитателя и самостоятельно играть в хороводные игры.

б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми проекта.

Список используемых источников

  1. Выготский, Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2006. –  286 с.
  2. Горохова, М. Ю. Развитие активности и самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст] : /  монография /  М. Ю. Горохова. – С.: ГОУ СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – 104 с.
  3. Ершова, Е. В. Методические рекомендации «Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО [Электронный ресурс] / Е. В. Ершова. 2018. – 112 с. - Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/metodicheskie_rekomendatcii_organizatciya_igrovoj_de_104207.html(Дата обращения : 04.10.2023).
  4. Осокина, Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] : учебник для бакалавров / Т. И. Осокина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Академия, 1983. – С.2-16
  5.  Петров, В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей [Текст] : . – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 128 с.
  6.  Петров, В. М. Весенние праздники, игры и забавы для детей [Текст] : . – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 144 с.
  7.  Петров, В. М. Летние праздники, игры и забавы для детей [Текст] :  . – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 128 с.
  8.  Петров, В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей [Текст] : . – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 128 с.
  9.  Покровский, Е. А. Русские детские подвижные игры [Текст] :  . – СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. – 184 с.
  10.  Судакова, Е. А. Хороводные игры [Текст] : / Музыкально-художественное развитие детей дошкольного возраста / Е. А. Судакова. –Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2021. – 80 с.
  11.  Федорова, Г. П. На золотом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста [Текст] : . – СПб.: «Детство-Пресс», 2000. – 128 с.

Приложение 1

Перспективный план в ходе реализации проекта с детьми второй младшей группы

Месяц

Вид игры

Название игры

Январь

1 неделя

Хороводные

«Каравай»

2 неделя

Хороводные

«Хоровод»

3 неделя

Хороводные

«Снежок»

Февраль

1 неделя

Хороводные

«Зайка шел»

2 неделя

Хороводные

«Ходит Ваня»

3 неделя

Хороводные

«Колпачок»

4 неделя

Хороводные

«Мыши водят хоровод»

Фольклорный досуг

«Масленица»

Март

1 неделя

Хороводные

«Карусель»

2 неделя

Хороводные

«У бабушки Маланьи»

3 неделя

Хороводные

«Матрешки»

4 неделя

Хороводные

 «Мы на луг ходили»

Тема

Тема занятия

Цель занятия

Основные формы работы

1

Пословицы, потешки

Потешка: «Как у нашего кота.» Пословицы о дружбе.

Развивать воображение, обогащать и активизировать речь детей.

Воспитывать умение сопереживать, сочувствовать  ближнему своему.

Игра - беседа

2

Считалки

Считалка 1.

Разучивание считалки: «Комарики-мошки»

Учить правильно запоминать считалку, чётко проговаривать слова и звуки.

Занятие в игровой форме.

3

Считалки

Считалки 2.

Разучивание считалки: «Тара-бара»

Учить правильно запоминать считалку, чётко проговаривать слова и звуки.

Занятие в игровой форме.

4

Считалки

Считалки 3.

Разучивание считалки: «Заяц бегал по болоту»

Учить правильно запоминать считалку, чётко проговаривать слова и звуки.

Занятие в игровой форме.

5

Загадки

Загадки. История происхождения. Виды.

Знакомство детей с видами загадок: загадки-обманки, загадки-рифмовки, народные загадки.

Занятие в игровой форме

6

Беседа с иллюстрациями

«Хороводная игра»

Знакомство детей с хороводной игрой «Каравай»

Занятие в игровой форме.

Приложение 2

«Хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста»

Хороводная игра «Мыши водят хоровод»

Карточка 1

Выбирают «кота» (по считалочке можно).

Остальные дети – мышки.

«Кот» встает в середину хоровода и делает вид, что спит.

Мышки водят хоровод и говорят:

«Мышки водят хоровод,

А на печке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите!

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод!»

После этого «кот» охотиться на «мышек».

Осаленная «мышка» становится новым «котом», и игра повторяется сначала.

Хороводная игра «Каравай»

Карточка 2

Ход игры:

Все встают в круг и берутся за руки.

Именинник встает в центр хоровода.

Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на …  именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех, но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».

Хороводная игра «Карусель»

Карточка 3

Цель: Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал. Развивать внимание и умение ориентироваться.

Ход игры: Педагог предлагает детям покататься на карусели.

Держит в руках обруч (находясь в середине обруча) с привязанными к нему разноцветными ленточками.

Дети берутся за ленточки, воспитатель двигается с обручем.

Дети идут, а затем бегут по кругу.

Воспитатель говорит:

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Дети останавливаются.

Хороводная игра «Хоровод»

Карточка 4

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в приседании.

Ход игры:

Дети за воспитателем проговаривают слова. Взявшись за руки, ходят по кругу.

Вокруг розовых кустов, среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод, ох, весёлый мы народ!

До того мы закружились, что на землю повалились.

Бух!

При произнесении последней фразы выполняют приседания.

Хороводная игра «Ходит Ваня»

Карточка 5

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова:

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Посреди кружочка

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка.

Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка.

Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши.

Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

Хороводная игра «Колпачок»

Карточка 6

Цель: учить детей браться за руки, выполнять движения, согласно тексту игры.

Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг.

Воспитатель выбирает одного из детей, он будет колпачком.

Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают по тексту:

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Танцуй сколько хочешь.

Выбирай кого захочешь!

Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши.

 Ребенок, стоящий в круге выбирает пару, и дети танцуют под музыку.

Хороводная игра «Зайка шел»

Карточка 7

Цель: Учить детей ходить по кругу и выполнять движения, согласно тексту.

Ход игры: Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.

Хороводная игра «Мы на луг ходили»

Карточка 8

Цель: Учить детей ходить по кругу и выполнять движения, согласно тексту.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Поодаль – стоит «зайчик».

Дети поют и двигаются вправо по кругу, взявшись за руки:

Мы на луг ходили, хоровод водили.

Вот так, на лугу хоровод водили (2 раза).

Остановившись, дети указывают на «зайчика».

Положив руки под щеки показывают, как он спит:

Задремал на кочке зайчик в холодочке.

Вот так задремал зайчик в холодочке (2 раза)

Дети имитируют игру на дудочках. «Зайчик» спит.

Разбудить хотели в дудочки дудели:

Ту-ту, ру-ту-ту, в дудочки дудели! (2 раза)

Дети идут вправо по кругу, имитируя игру на барабане:

Зайку мы будили, в барабаны били:

Бум-бум, тра-та-та, в барабаны били! (2 раза)

Зовут к себе зайчика, он скачет в середину круга.

Все хлопают, а зайчик прыгает:

Зайка просыпайся, ну-ка поднимайся –

Вот так, не ленись, ну-ка поднимайся (2 раза)

По окончании игры, выбирается новый «зайка».

Игру можно проводить не более 2-3 раз.

Хороводная игра «У бабушки Маланьи», «У дедушки Трифона»

Карточка 9

Цель: продолжать учить соотносить слова и выразительное движение рук и мимики.

         Оборудование: платок или фартук для «Бабушки Маланьи»

Дети вместе с воспитателем становятся в круг, в середине которого находится ребенок, изображающий Бабушку Маланью (на него можно надеть платочек или фартучек).

По считалке дети выбирают водящего – “Маланью”, ставят в центр круга. Все остальные ходят и проговаривают слова. На слова “с такими глазами” дети останавливаются и изображают то, о чем говорится: показывают “огромные брови”, “длинный нос” и т.д. После слов “делали вот так” “Маланья” показывает какое-нибудь движение. Кто его лучше всех повторил, того “Маланья” выбирает и ставит в центр круга на свое место.

Ход игры:

У Маланьи у старушки.

У Маланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей – все без бровей.

С такими глазами, с такими ушами,

С такими носами, с такими усами,

С такой головой, с такой бородой.

Ничего не ели, на нее глядели.

Делали вот так.

Как?

Хороводная игра «Снежок»

Карточка 10

Цель: продолжать учить соотносить слова и выразительное движение рук и мимики.

На мотив («Как на тоненький ледок»)

 Ход игры:

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок (идут по кругу)

Мы потопаем, мы потопаем (топают ногами)

Будем весело плясать,

Будем ручки согревать (потирают ладошки)

Мы похлопаем, мы похлопаем (хлопают)

Будем прыгать веселей (пружинки)

Чтобы стало потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем (прыгают)

Хороводная игра «Матрешки»

Карточка 11

Цель игры: Учить выполнять движения по тексту, показывать ладошки, сапожки.

Ход игры. Дети становятся в круг. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

А у нас, как у нас чистые ладошки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые сапожки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

А у нас, как у нас новые платочки.

Мы матрешки, вот какие крошки.

Побежали, побежали все мы по дорожке.

Хороводная игра «Домовой»

Карточка 12

Цель: развитие связной речи, умения по жестам угадывать действие угадывать, 

развитие зрительного восприятия, внимания, активизация движения.

Ход игры: Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под слова. Домовой в центре круга выполняет движения по тексту.

Дедушка Домовой,

Мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись,

Вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай,

Да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи,

Что нам делать покажи.

 

По окончания слов хоровод останавливается. Домовой показывает движение, дети его повторяют.

Маски на голову детей

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR2GBZ5yRAkd-TMIaKNyo5fg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...