Картотека опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников.
опыты и эксперименты (старшая группа)
Картотека опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka.docx | 47.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников.
Опыт №1 «Вода – путешественница»
Цель: познакомить с явлением природы – круговорот воды.
Задачи: дать возможность детям при помощи взрослого систематизировать знания детей о воде, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; понять, что такое круговорот воды в природе;
активизировать словарь детей словами: круговорот воды в природе, карта мира;
подвести к мысли безопасного поведения при выполнении опыта;
вызвать желание у детей объяснять простые опыты; способствовать воспитанию экологической культуры.
Материал: электрический чайник, холодное стекло, иллюстрации на тему «Вода», схема «Круговорот воды в природе», географическая карта или глобус, мнемотаблица.
Ход. Воспитатель беседует с детьми и загадывает им загадку: «В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять». Воспитатель предлагает детям назвать существующие на Земле водоемы. (Моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды.) Предлагает вскипятить чайник и все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии. Воспитатель подносит к струе пара холодное стекло. Подержав некоторое время над паром, выключает чайник. Перед опытом стекло было чистым и сухим. (Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.) Воспитатель поясняет, что вот так происходит и в природе (показывает схему «Круговорот воды в природе».
Итог. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в нашем чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе, образуют облако. Когда капелек воды набирается много, они становятся очень тяжелыми для облака и выпадают дождем на землю.
Опыт 2. «Свойства воды: вкус, запах, цвет, принятие формы».
Цель: уточнение свойств воды.
Задачи: дать возможность детям самостоятельно применить на практике знания о свойствах воды, доказать опытным путём, что вода принимает форму, не имеет цвета, запаха, вкуса;
развивать экологическое сознание путём доказательств, что воду надо беречь, она – источник жизни на Земле;
Ход.
- «Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.
Вода прозрачная, а молоко - нет.
- «У воды нет вкуса»
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Вопрос: есть ли у нее вкус?
Очень часто дети убежденно говорят, что вода очень вкусная. Объясните, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много разных солей. Ее человек не может пить.
- «У воды нет запаха»
Предложите детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Как и в предыдущем случае, из самых лучших побуждений они вас начнут уверять, что вода очень приятно пахнет. Пусть нюхают еще и еще, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркните, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как ее очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
- «Вода не имеет формы»
Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?
Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.
Итог. Вода прозрачная, у неё нет вкуса, запаха, нет своей формы.
Опыт № 3 «Живая вода»
Цель: закрепление знаний живительной силе воды.
Задачи: дать возможность детям при помощи взрослого опытническим путём убедиться, что одним из важных свойств воды – давать жизнь всему живому;
развивать чувство восприятия природы и получаемым знаниям придавать экологическую направленность – прививать чувство бережливости воды. Материал: веточки в вазе с водой.
Ход. Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды - давать жизнь всему живому. Поставьте ветки на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, то они пустят корни.
Итог. Одно из важнейших свойств воды - давать жизнь всему живому
Опыт № 4 «Волшебные приборы»
Цель: знакомство с приборами, помогающими экспериментированию.
Задачи: познакомить детей с приборами для наблюдения: микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем;
дать возможность при помощи взрослого узнать назначение указанных приборов, объяснить, что они помогают определять состояние природных объектов, чтобы люди знали, какие меры надо принимать по их сбережению;
развивать у детей интерес к опытнической деятельности; воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Материал: лупы, микроскопы, различные мелкие пред меты, мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, растений, кора деревьев; бинокль, картинки с изображением подзорной трубы, телескопа, картинки с изображением клюва птицы, глаза лягушки под лупой.
Ход. На столе — микроскопы, лупы. Детям поясняется, что людям всегда хотелось рассмотреть некоторые вещи поближе — лучше, чем это видно глазом. Стекло люди научились делать тысячи лет назад. Но даже у стекольных дел мастеров стекла вначале получались мутноватыми. И они заменяли стекло... камнем. Да-да, прозрачным камнем — отшлифованным горным хрусталем. Получалось круглое стеклышко — линза. А позднее линзы научились делать из стекла. Сначала появилась лупа. С помощью лупы ученые увидели то, чего не могли разглядеть раньше: строение цветка растения, ножки, усики и глазки насекомых и многое другое. Детям предлагается посмотреть в лупу на листья. . После этого им предлагается посмотреть на картинки и отгадать, что ученые рассматривали с помощью лупы.
Итог. Оптические приборы дают возможность исследовать невидимые глазом объекты.
Опыт №5 «Влияние состава почвы на рост растений»
Цель: установить необходимость почвы для жизни растений.
Задачи: дать возможность детям самостоятельно применить знания о почве в экспериментальной деятельности и сделать вывод о влиянии качества почвы на рост и развитие растений;
закрепить знания и умение выделять почвы, разные по составу;
дать возможность детям при помощи взрослого узнать, что пласт чернозёма за много лет (100 лет) нарастает лишь на 1 см, подвести детей к пониманию того, что почву надо беречь, а растения – подкармливать.
Материал. Набрали для опыта в ведерки: песок, глину, почву (чернозем). Ход. Рассмотрели семена фасоли. Затем посадили фасоль в три горшка - в песок, в глину и в чернозем. Сравнили прохождение воды через песок, глину, чернозем: песок сразу весь намок (хорошо пропускает воду), глина почти не пропустила воду, а чернозем пропускал воду хуже, чем песок, но, в конце концов, тоже намок. Заботливо ухаживаем за растениями во всех трех горшках, но результат будет разный.
Итог. Состав почвы влияет на развитие растений: лучше растение растёт там, где больше чернозёма, хуже – на глинистой почве, там растения необходимо подкармливать.
Опыт №6 «Вода — растворитель. Очищение воды»
Цель: расширять знания детей о свойствах воды
Задачи: дать возможность детям самостоятельно выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрование; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. Материал: сосуды разного размера и формы, вода, растворители; стиральный порошок, песок, соль, мука, сахар, шампунь, растительное масло, пищевые красители, конфитюр; стеклянные палочки, ложки, бумага, марля, сетка, фильтры бумажные, марганцовка, пакетики фиточая мяты, воронки, передники клеенчатые, клеенки для столов. Ход. В гости к детям пришла Капелька и принесла много различных веществ. Она просит помочь ей разобраться в том, что произойдет с водой при взаимодействии с ними. Перед тем как начать определять, что это за вещества, дети вспоминают правила работы с ними: нельзя пробовать вещества на вкус — есть опасность отравиться; нюхать надо осторожно, направляя запах от стакана ладошкой, так как вещества могут быть очень едкими и можно обжечь дыхательные пути. Дети растворяют различные вещества в разных сосудах; дети фиксируют результаты опытов в таблицу на рабочем листе или в тетради Воспитатель показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду. Итог. Вода растворяет не все вещества; воду можно очистить от примесей, например, от песка с помощью фильтра.
Опыт №7 «Глина и камень» - Можно ли менять форму камня и глины?
Цель: закрепить знания о свойствах глины и камня.
Задачи: дать возможность детям самостоятельно опытническим путём выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твёрдый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части);
дать возможность детям при помощи взрослого понять, что в природе всё создано целесообразно, лишних объектов не бывает;
развивать интерес к исследовательской деятельности;
воспитывать осознанное отношение к природе. Материал: дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.
Ход. По модели обследования предмета предлагается детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов. Для этого нажать пальцем на глину, камень. Дети по очереди берут камень в руки: мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны. (Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части.) Дети по очереди мнут глину, тянут в разные стороны, делят на части. (Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.)
Итог. Камень твердый, из него ничего нельзя слепить руками, его нельзя разделить на части. Глина не такая, как камень, она мягкая, ее можно разделить на части, глина меняет форму, из нее можно лепить.
Опыт №8 «Какие они разные - песок и глина!»
Цель: закрепить знания детей о свойствах песка и глины.
Задачи: дать возможность детям самостоятельно опытническим путём убедиться в правильности своих знаний о песке и глине: песок – сыпучее вещество, глина состоит из мелких частичек, сильно скреплённых между собой, она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду, а песок хорошо пропускает воду;
дать возможность детям при помощи взрослого ещё раз понять, что в природе всё создано целесообразно, лишних объектов не бывает;
развивать интерес к исследовательской деятельности;
воспитывать осознанное отношение к природе.
Материал. В штативах закреплены две одинаковые воронки и под ними стоят стаканы.
Ход. В каждую воронку положите немного ваты. В одну воронку до половины насыпьте песок, а в другую положите истолченную глину.
Налейте в обе воронки доверху воды. Наблюдайте. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой. Она обладает связывающим свойством, сырая глина почти не пропускает воду.
Итог. Песок - сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой.
Опыт № 9 «Свойства воздуха», «Воздух расширяется», «Воздух сжимается»
Цель: расширять представление детей о свойствах воздуха.
Задачи: дать детям возможность самостоятельно убедиться, что воздух невидим, не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха;
дать возможность детям при помощи взрослого получить знания о таких свойствах воздуха, как: при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается;
развивать осознанно-правильное отношение к природе – воздух нельзя загрязнять.
Материал: ароматизированные салфетки, апельсиновые корки; пластмассовая бутылка, охлаждённая в холодильнике, не надутый воздушный шарик, миска с горячей водой. Ход. Взять ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Итог: воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается. Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.
Опыт №10 «Воздух повсюду», «Воздух работает»
Цель; закрепить знания детей о свойствах воздуха.
Задачи: дать детям возможность самостоятельно ещё раз убедиться, что воздух невидим, не имеет определённой формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха;
дать возможность детям при помощи взрослого получить знания о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.п.);
развивать осознанно-правильное отношение к природе – воздух нельзя загрязнять.
Материал: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.
Ход. Воспмтатель предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. (Что внутри них? Может ли воздух двигать предметы?)детям предлагается попробовать заставить плыть лодочку. Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, по этому ванночка движется быстрее.
Итог. Воздух может двигать предметы.
Опыт №11 «Почему дует ветер?»
Цель: познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс.
Задачи: дать возможность детям при помощи взрослого шире познакомиться с природным явлением – ветром: горячий – поднимается вверх – он лёгкий, холодный – опускается вниз – он тяжёлый; научиться различать его силу;
заинтересовать детей в изготовлении своими руками ветрометра – вертушки и элементарно определить силу ветра; воспитывать любознательность, желание быть полезным природе. Материал. рисунок «Движение воздушных масс», схема изготовления вертушки, свеча, свеча. Ход.Воспитатель показывает схему опыта, зажигает свечу, подносит к верхней части фрамуги. Куда направлено пламя? (В сторону улицы.) Что это значит? (Теплый воздух из комнаты идет на улицу.) Подносит свечу к нижней части фрамуги. Куда направлено пламя свечи? (В сторону комнаты.) Какой поступает воздух в комнату? (Холодный.) К нам в комнату поступил холодный воздух, но мы не замерзли. Почему? (Он нагрелся, в комнате тепло, работает отопление.) Правильно, через некоторое время холодный воздух нагревается в помещении, поднимается вверх. И если мы снова откроем фрамугу, он станет выходить на улицу, а на его место будет поступать холодный воздух. Именно так и возникает ветер в природе. Движение воздуха создает ветер. Изготовление вертушки. Материал: квадраты тонкого кар тона размером 20x20 см с готовой раз меткой, шило, кнопки, бусинки, соломинки, куски пробки.
Ход. 1. Сделай отверстие в центре и по углам так, как показано на рисунке (рис. 20). 2. Сделай над резы точно по линиям. 3. Отогни углы в середину и совмести отверстия. 4. Продень через них кнопку. 5. Надень на нее бусинку. 6. Проткни кнопкой плотную пластмассовую соломинку, бусинку и кусок пробки.
Итог. Ветер – это движение воздуха.
Опыт №12 «Откуда взялись острова?»
Цель: познакомить детей с понятием «остров».
Задачи: дать возможность детям при помощи модели морского дна узнать причину образования острова – движения земной коры и повышением уровня моря;
расширять знания детей о планете Земля, её составе природного окружения;
развивать любознательность, мышление, логику суждений; воспитывать экологическую культуру. Материал: модель «Морское дно», залитое водой, поддоны, глина, стеки, передники клеенчатые, губки для уборки воды, физическая карта мира. Ход. Воспитатель предлагает надеть передники, взять поднос, размять на нем глину, а вокруг налить воду. На что это похоже? (На большой остров.) Остров — это часть суши, со всех сторон окруженная водой. Показать детям модель морского дна (в поддоне из пластилина слепить морское дно с подводными горами, ущельями и залить водой так, чтобы часть этих гор была видна из-под воды, словно острова). Итог. Острова образуются по причине движения земной коры и повышением уровня моря.
Опыт №13 «Как появляются горы?»
Цель: познакомить детей с причиной образования гор.
Задачи: дать возможность детям на макете увидеть «образование гор», прийти к мнению, что они образуются в результате движения земной коры, горы вулканического происхождения;
дать возможность детям при помощи взрослого узнать, что в горах самый чистый воздух; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материал: лоскуты ткани, картинка с изображением гор, мнемотаблица опыта «Извержение вулкана», алгоритм «Приготовление соленого теста»; миски, стаканы, столовые ложки; какао-порошок, пищевой краситель коричневого цвета; большая коробка. Ход. Воспитатель напомнил об образовании островов, предложил узнать, как же образуются горы. (Дети выполняют движения под платком.)
Воспитатель поясняет, что примерно так происходит и в природе: земная кора постоянно движется. Горы могут возникнуть и в результате «работы» вулканов. Когда начинается извержение вулкана, из его жерла бьет фонтан. Вместе с магмой, которая находится под земной корой, вверх устремляются камни, пепел, грязь. Все это падает на землю. Лава застывает, и постепенно на этом месте образуется гора, которая постепенно увеличивается. Итог. Горы — это самые высокие участки Земли. Некоторые горы настолько высоки, что их вершины прячутся в облаках.
Опыт №14 «Как разрушаются горы»
Цель: познакомить детей с причинами разрушения гор.
Задачи: подвести детей к пониманию того, что основной причиной разрушения гор является перепад температуры воздуха (то холод, то тепло);
развивать эмоциональное восприятие;
воспитывать любовь к природе.
Материал: спиртовая горелка, стакан с водой, кусочек гранита.
Ход. Накалите кусочек гранита в пламени спиртовки и бросьте в стакан с холодной водой. Через 1 -2 мин. выньте кусочек из воды, снова нагрейте его и опять опустите в холодную воду. Проведите еще раз нагревание и охлаждение гранита. Теперь попробуйте разломить кусочек гранита. Он будет крошиться на мелкие части. Это происходит потому, что при нагревании частички гранита расширяются, а при охлаждении сжимаются. Связь между ними нарушается, и гранит становится непрочным. Итог. Горы разрушаются от перепада температур.
Опыт №15. «Как происходит извержение вулкана?»
Цель: познакомить детей с природным явлением – вулканом.
Задачи: уточнить с детьми причину извержения вулкана;
познакомить детей с помощью макета с внешним видом вулкана; дать представление детям, что вулкан – это природное явление, как и другие, он обязательно присутствует в природе; воспитывать в детях юных экологов. Материалы: картинка с изображением вулкана, карта России; поддоны, картон, клей; сода, уксус; сухая красная краска, моющая жидкость; листы бумаги (или блокноты для фиксации наблюдений), цветные карандаши; чайные ложки, пипетка. Ход. Воспитатель показывает иллюстрации вулкана и организует обсуждение. Какой формы вулкан? На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер.) Воспитатель объясняет, что такое кратер — это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне — красновато-оранжевая пасть — это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жид кость, выходящая из вулкана, называется лавой. Воспитатель предлагает сделать макет основания вулкана и произвести опыт: Помещаем в банку 1 чайную ложку соды, немного красной сухой краски и 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (Самому пользоваться нельзя.) Правильно, это уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю 5 капель уксуса. Что наблюдаете? Как я изготовила лаву? Хотите повторить этот опыт сами? Итог. Огненная жидкость, находящаяся внутри вулкана, вырывается наружу.
Опыт 16 «Лёд»
Цель: расширять знания детей о свойствах воды.
Задачи: уточнить знания детей о том, что лёд – это замёрзшая вода, что лёд легче воды;
напомнить детям и о других свойствах воды, дать возможность самостоятельно выбрать опыт с водой;
поощрять инициативу.
- «Лед - твердая вода»
Принесите сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы ребенок наблюдал за своей сосулькой. Если опыт проводится в теплое время года, сделайте кубики льда, заморозив воду в холодильнике. Вместо сосулек можно взять шарики из снега.
Дети должны следить за состоянием сосулек и кубиков льда в теплом помещении. Обращайте их внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки и кубики льда. Что с ними происходит? Возьмите одну большую сосульку и несколько маленьких. Следите, какая из них растает быстрее.
Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают за разные промежутки времени.
Итог: лед, снег - это тоже вода.
- «Лед легче воды»
Опусти кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.
Итог Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.
Опыт №17 «Вода нужна всем растениям», «Растения «пьют» воду», «У растения внутри есть вода»
Цель: показать роль воды в развитии растений.
Задачи: доказать, что вода нужна всем растениям на примере букета цветов в вазе с водой;
доказать, что у растений внутри вода, т.к. они её «пьют» на примере цветка в воде и без воды;
воспитывать любознательность, желание быть полезным природе. Материал: 2 фасолинки, блюдце с намоченной ваткой, сухое блюдце.
Ход. Дайте каждому ребенку две горошинки или две фасолинки. Одну из них он положит на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать ее во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую вату и не будет ее смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях, например, на подоконнике. В какой из горошинок появится росточек, а в какой - нет? Почему? В результате таких наблюдений ребенок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.
Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.
Итог: растения «пьют» воду.
Мы утверждаем, что растения пьют воду, у них внутри есть вода. Для доказательства этого утверждения возьмите один цветок из букета и оставьте его без воды (можно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравните цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем они отличаются? Вода «ушла» из засушенного цветка, испарилась.
Опыт №18 «Что нужно для питания растения?»
Цель: установить, как растение ищет свет.
Задачи: установить, как растение ищет свет, без света питание растений не образуется;
дать понять детям, что за растениями нужно ухаживать, помогать природе развиваться;
уточнить, что для питания растений необходим не только свет, но и влага в почве, воздух; воспитывать бережное отношение к растениям. Материал. Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера), лейкопластырь. Ход. Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.
Итог. Без света питание растений не образуется.
Опыт № 19 «Что выделяет растение?»
Цель: установить, что растение выделяет кислород.
Задачи: дать возможность детям понять необходимость дыхания для растений;
развивать чувство сопричастности с природой в отношении к растительному миру;
воспитывать экологическую культуру.
Материал. Большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички. Ход. Взрослый предлагает детям выяснить, почему в лесу так приятно дышится. Дети предполагают, что растения выделяют кислород для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1 -2 суток взрослый ставит перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Итог. Растения выделяют кислород.
Опыт №20 «Как увидеть движение воды через корешки?»
Цель: доказать, что корешки растения всасывают воду.
Задачи: уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции;
дать возможность детям при помощи взрослого узнать, что растения весте с водой всасывают и другие вещества, находящиеся в почве;
развивать мышление, умение самостоятельно делать выводы;
воспитывать бережное отношение к растениям. Материал. Черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем. Ход. Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корешки из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель – «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корешки могут забирать не только воду (корешок должен окраситься в другой цвет). Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают в виде дневника наблюдений. Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества). Итог. Корешок растения всасывает вместе с водой и другие вещества, находящиеся в почве.
Опыт №21 «Пламя загрязняет воздух»
Цель: доказать, что пламя загрязняет воздух.
Задачи: дать возможность детям с помощью взрослого и опыта узнать, что пламя загрязняет воздух;
вызвать в детях чувство сострадания к природе, если она попадает в беду – пожар, желание оберегать лес от пожаров;
вспомнить с детьми правила поведения в лесу. Материал: зажжённая свеча, стекло или фарфоровая чашка.
Ход. Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем свечи (на расстоянии 1-2 см) стекло или фарфоровую чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагреется быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел - покрылся слоем копоти.
Итог. Пламя .загрязняет воздух.
Опыт №22 «Как передвигается вода в почве»
Цель: показать детям, как почва впитывает в себя воду.
Задачи: закрепить знания детей о движении воды в почве;
доказать, что когда нет дождей, растения живут за счёт воды, которая поднимается из более глубоких слоёв почвы;
воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними. Материал: сухая земля в горшке или в жестяной банке, тарелка с водой. Ход. Насыпьте сухой земли в цветочный горшок или в жестяную банку от консервов с отверстиями в дне. Поставьте горшок в тарелку с водой. Пройдет некоторое время, и вы заметите, что почва смочилась до самого верха. . Итог. Когда нет дождей, растения живут за счет воды, которая поднимается из более глубоких слоев почвы.\
Опыт №23 «Выращивание растений из морковных верхушек»
Цель: закрепить, что необходимо для выращивания растений.
Задачи: дать возможность детям на примере моркови убедиться, что и в песке тоже может произрастать растительность;
убедить детей, что растение вырастет, если будет достаточно влаги и света;
воспитывать интерес к опытнической деятельности.
Материал: песок, мелкая емкость, верхушки моркови.
Ход. Наполните емкость песком. Обильно полейте водой. Посадите верхушки моркови в песок срезами вниз. Поставьте на свет. Поливайте в течение недели. На верхушках вырастут зеленые стебли, листья.
Итог. Для выращивания растений необходим свет, влага.
Опыт №24 «На свету и в темноте»
Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
Задачи: дать возможность детям при помощи взрослого выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений;
дать возможность детям самостоятельно сделать умозаключение, что, раз лук на свету позеленел, значит, в нём образовалось питание и, значит, свет необходим для роста и развития растений;
закладывать в детях зачатки экологического мышления.
Материал. Лук, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
Ход. Взрослый предлагает выяснить с помощью выращивания лука, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона. Зарисовывают результат опыта через 7 – 10 дней (лук под колпаком стал светлым). Убирают колпак.
Итог. Через 7 – 10 дней вновь зарисовывают результат (лук на свету позеленел – значит в нем образовалось питание).
Опыт № 25 «Лабиринт»
Цель: установить, как растение ищет свет.
Задачи: предоставить возможность детям самостоятельно установить, что, если много света – растению хорошо, оно зеленеет, мало света – растению плохо;
закрепить понятие «свет», знание его значения для всего живого;
воспитывать пытливость сознания, логическое мышление. Материалы. Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в противоположном – отверстие. Ход.В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое, но не жаркое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления из отверстия ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направления, цвет (ростки бледные, белые, искривленные в поисках света в одну сторону). Оставив коробку открытой, продолжают в течение недели наблюдать за изменение цвета и направлением ростков (ростки теперь тянутся в разные стороны, они позеленели). Итог. Много света – растению хорошо, оно зеленое; мало света – растению плохо.
Опыт №26 «Солнце дарит нам тепло и свет»
Цель: дать представление детям о том, что Солнце является источником тепла и света.
Задачи: познакомить детей с понятием «световая энергия», показать степень её поглощения разными предметами, материалами;
дать возможность детям с помощью взрослого на научной основе узнать, что Солнце – это раскалённое небесное тело, солнечные лучи нагревают поверхность Земли, а от неё нагревается воздух;
вспомнить, что тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх;
развивать у детей умение рассуждать, связывать природные явления с экологической точки зрения.
Материал: настольная лампа; набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла; бумага, ножницы, нитки, белые и черные лоскутки ткани, светлые и темные камни, песок, иголки.
Ход. Детям предлагается представить, что электрическая лампочка — это Солнце. Подставьте ладошку. (Тепло, горячо.) Ладошка нагрелась. Проверьте, нагреваются ли от света электри ческой лампочки разные предметы. Что вы обнаружили?
Все предметы нагреваются, когда на них падает свет. Солнце — это раскаленное небесное тело. Темные предметы нагреваются сильнее, поглощают больше солнца — световой энергии. Итог. Чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.
Опыт №27 1. «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», 2. «Из каких цветов в действительности состоит солнечный луч»
Цель: расширять знания детей о Солнце.
Задачи: уточнить знания детей о том, что на солнечной стороне растительность пышная, яркая, зелёная, а в тени – растительности меньше;
подвести детей к пониманию того, что солнечные лучи согревают Землю, тёплая почва благоприятна для корней растений, грибов и другой растительности;
уточнить, как сами дети чувствуют себя при солнышке;
познакомить детей, из каких цветов в действительности состоит солнечный луч;
воспитывать любовь к природе.
Ход. 1. Материал: 2 камешка.
Кладут два камешка: один на солнышко, другой в тень. Закрывают плотным деревянным ящиком, чтобы было темно. Через некоторое время проверяют, какой камешек теплее.
- Материал: противень, плоское карманное зеркало, лист белой бумаги.
Эксперимент нужно проводить в ясный солнечный день. Не смотрите прямо на солнце и не отражайте солнечные лучи в глаза людям. Наполните противень водой. Поставьте его на стол около окна, чтобы на него падал свет утреннего солнца. Поместите зеркальце внутри противня, положив его верхний край на край противня, а нижний - в воду под таким углом, чтобы оно отражало солнечный свет. Возьмите одной рукой лист бумаги и держите его перед зеркалом. Второй рукой слегка подвиньте зеркало. Регулируйте положение зеркала и бумаги, пока на ней не появится радуга. Слегка потрясите зеркало. На бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Вода плещется и изменяет направление света, из-за чего цвета напоминают огоньки.
Итог. Солнце даёт свет и тепло, необходимые для жизни. Солнечный луч состоит из цветов, напоминающих огоньки. Так он отражается на Земле.
Опыт № 28 «Росток»
Цель: закрепить и обобщить знания детей о воде, воздухе, почве.
Задачи: закрепить знания детей о необходимости воды, воздуха и почвы для роста и развития растения;
дать возможность детям самостоятельно провести опыт с начала до конца, почувствовать своё участие в экспериментах с природными объектами;воспитывать уважение к профессии учёного.
Материал. Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.
Ход. Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место.. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток.
Итог. Почва, вода, воздух необходимы для роста и развития растений.
Опыт №29 «Жизненный цикл мушек»
Цель: познакомить детей с жизненным циклом мушек»
Задачи: дать возможность детям почувствовать себя настоящими экспериментаторами в процессе наблюдения за жизненным циклом мушек;
дать возможность детям при помощи взрослого узнать о том, как появляются мушки дрозофилы, как избегать их появления;
воспитывать аккуратность в еде фруктов, тщательно их мыть, после еды не оставлять огрызков или кожуру, соблюдать экологическую чистоту фруктов.
Материал: банан, литровая банка, нейлоновый чулок, аптечная резинка (колечком).
Ход. Очистите банан и положите его в банку. Оставьте банку открытой на несколько дней. Ежедневно проверяйте банку. Когда там появятся плодовые мушки дрозофилы, накройте банку нейлоновым чулком и завяжите резинкой. Оставьте мушек в банке на три дня, а по истечении этого срока отпустите их всех. Снова закройте банку чулком. В течение двух недель наблюдайте за банкой.
Через несколько дней вы увидите ползающих по дну личинок. Позже личинки превратятся в куколки, из которых, в конце концов, появляются мушки. Итог. Мушки быстро появляются, если фрукты оставлять открытыми и в тепле, поэтому фрукты надо держать в холодильнике.
Опыт №30 «Игры с песком»
Цель: закрепить представления детей о свойствах песка.
Задачи: нацелить детей на уточнение свойств песка в конструктивных играх с песком (из мокрого песка можно лепить, из сухого нельзя лепить, но можно украшать вылепленные предметы);
уточнить у детей, почему на песке оставлены следы, кто их оставил;
учить думать, вспоминать ранее полученные знания;
вырабатывать деловой подход к проведению эксперимента. Цель: закрепить представления детей о свойствах песка.
Материал: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Ход. Детям предлагается рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?
Итог. С песком можно играть.
Опыт №31 «Как устроены перья у птиц»
Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.
Задачи: дать возможность детям при помощи взрослого научиться рассуждать, для чего птицам нужны маховые и пуховые перья;
развивать любознательность;
воспитывать любовь к птицам.
Материал: перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча, волос, пинцет.
Ход. Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленные к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут между собой прочно и легко совмещаются, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривая пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру) дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла).
Итог. Крылья птицам нужны для того, чтобы летать.
Опыт №32 «Радуга в небе»
Цель: познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр.
Задачи: расширять знания детей о природном явлении – радуге: отчего в небе бывает радуга, при какой погоде, какая она по форме…
дать возможность детям при помощи взрослого узнать об учёном Исааке Ньютоне, открывшем белый цвет;
дать возможность детям самостоятельно сделать мыльные пузыри и объяснить, как они это сделали и что они напоминают;
развивать сообразительность. Материал: стеклянная призма, картинка «Радуга», мыло в куске, жидкое мыло, чайные ложки, пластмассовые стаканы, палочки с кольцом на конце, миски, зеркала. Ход. Показ картинки «Радуга». Воспитатель предлагает детям взять небольшие миски, налить воды чуть больше половины миски. Поставить зеркало в воду под наклоном. Поймать зеркалом солнечный луч и направить его на стену. Поворачивать зеркало до тех пор, пока не появятся все семь цветов. Дети выполняют опыт. Игра «Сделаем мыльные пузыри». Дети самостоятельно подбирают необходимые материалы. Воспитатель наблюдает, оказывает по необходимости индивидуальную помощь. Дети играют с пузырями.
Итог. Радуга – это свойство света превращать луч солнца в разноцветные огоньки – радугу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе
В образовательном процессе экспериментирование является методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установле...
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников в процессе опытно-экспериментальной деятельности»...
КАРТОТЕКА ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Тематическая картотекаопытно - экспериментальной деятельности в старшей группе....
Картотека опытно-экспериментальной деятельности детей в старшей группе.
КАРТОЧКА No1 «РЕЦЕПТЫ РАСТВОРА ДЛЯ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ». Цель: Учить детей изготавливать мыльный растворМыльный пузырь – это тонкая плѐнка мыльной воды, которая формирует сферу...
КАРТОТЕКА ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ВОЗДУХОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Подборка опытов с воздухом для детей дошкольного возраста в детском саду и дома....
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Дети раннего возраста проявляют интерес ко всему, что происходит вокруг. В процессе опытнической деятельности воспитатель не только знакомит детей с природой, но и целенаправленно подводит детей к ее ...
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры
Методическая разработка опытно-экспериментальной (исследовательской) деятельности старших дошкольников как средство формирования элементарной экологической культуры ...