Проект "Вода"
проект (средняя группа)

Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Воду нужно изучать-
Всё о ней нам нужно знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!

 

Актуальность:

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Дети получают каждый деньновые представления о живой и неживой природе. Задача взрослых –

расширить кругозор детей, развивать их познавательную активность. Первое

вещество, с которым знакомиться ребенок, это вода. Игры с водой один из

самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся не каждый

день.

Требования к программе дошкольного образования рекомендует проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная

деятельность во многом упрощена и носит игровой характер.

Экспериментирование– прямой путь к воспитанию неординарных, смышленых детей. Именно через опыты и эксперименты ребёнок может получить ценные знания об окружающей действительности об объектах живой и неживой природы. Именно данный проект познакомит ребят с самыми простыми свойствами такой простой и такой загадочной воде:
- Есть ли у воды цвет и запах?
- Какая вода на вкус?
- Можно ли окрасить воду в разные цвета?
- Тонет или не тонет?
- Поплывёт ли кораблик?
Мы, воспитатели, совместно с родителями, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого материала, о значении воды для

человека, животных и растений. Поэтому мы считаем, важным научить,

детей использовать в игре знания, полученные в ходе реализации данного

проекта.

Проблема проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр, опытов и экспериментирования с водой у детей младшего возраста. Предполагается, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Все это делает игру интересной и волнующей для малышей.

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт проекта

Наименование проекта:«Вода-водичка»

Тип: познавательно - исследовательский, средней продолжительности, открытый, групповой.

Участники проекта: воспитанники группы, родители, воспитатели.

Цель и задачи проекта:

Цель: знакомство детей с элементарными свойствами водыи со значением воды в жизни живых существ и человека.

Задачи проекта:

Для детей:

  • формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного

возраста через игры и экспериментирования с водой путем создания

благоприятной обстановки;

  • познакомить детей с водой, ее значением и свойствами;
  • развивать наблюдательность с помощью игр с водой;
  • развивать познавательные способности детей в процессе совместной

исследовательской деятельности, практических опытов с водой;

  • воспитывать бережное отношение к воде;
  • развивать коммуникативные способности, кругозор, мышление у детей через совместное речевое творчество, чтение художественной литературы, дидактические игры, опыты;
  • воспитывать гуманное отношение к окружающему миру посредством

чтения литературы, бесед;

  • воспитывать у детей дружеские отношения и умения совместно работать в коллективе, побуждать обращаться к взрослым с вопросами;
  • поощрять стремление находить пути решения в различных ситуациях.

Для педагогов:

  • создать развивающую предметно-пространственную среду;
  • изучить и проанализировать педагогическую литературу по развитию

наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста;

  • подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной
  • работы;
  • организовать в уголке родителей консультацию: «Поговорим о воде»:
  • формировать коммуникативные навыки через игровую деятельность,
  • сюжетно- ролевые игры;
  • изготовление лэтбука «Вода»

Для родителей:

  • активно участвовать в проектной деятельности:
  • чтение художественной литературы по рекомендациям педагогов

согласно возрасту ребёнка.

Сроки: Проект с 12.02.2024по 26.04.2024 и включает следующие этапы

Этапы реализации:

I этап - подготовительный (накопление знаний).

II этап – основной (совместная деятельность детей и сотрудников

детского сада)

III этап – заключительный (результат).

Этапы

проекта

 

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

 

Подготовительный

Изучение литературы по теме.

Подбор иллюстраций, стихов, дидактических

игр, опытов и экспериментов и т.д.

Консультация для родителей.

Подбор наглядно – дидактического пособия,

демонстрационный материал.

Введение детей в игровую ситуацию («Для чего

нужна вода»).

Познакомить детей с водой.

-Для чего нужна вода?

-А какая вода? (прозрачная, без запаха, без

вкуса).

-Откуда берется вода?

-Чем мы умываемся?

 

 

 

 

Дети

вливаются в

игровую

ситуацию.

 

 

 

 

Учить

отвечать на

поставленные

вопросы.

 

Основной

1.Физическое развитие

Утренняя зарядка: «Надо чисто умываться поутрам и вечерам!»

Физкультминутки: «Речка», «А над морем мыс тобою», «Тихо плещется вода».

Пальчиковая гимнастика: «Водичка- вода»,

«Рыбки».

2.Речевое развитие

Чтение художественной литературы:

К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто«Девочка чумазая»,

Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», Р. Бикметова «Кораблик».

Беседы: «Такая разная, такая важная вода», «Интересная вода».

Заучивание потешек про воду.

3.Познавательное развитие

Эксперименты: «Ах, вода-водица»,«Цветная вода», «Тонет- не тонет»,«Поплывет ли кораблик?»(см. Приложение 1).

Рассматривание картин и иллюстраций на

тему: «Вода в природе».

Отгадывание загадок о воде (см. Приложение 5).

Наблюдение на прогулке за лужами, полив цветов из лейки.

4.Художественно- эстетическое развитие

Рисование: «Первые ручейки»,«Веселыеосьминожки»(коллективная работа).

Прослушивание записи «Музыка воды».

5.Социально – коммуникативное развитие

Сюжетно - ролевые игры (см. Приложение 6).

 

Заключи-

тельный

 

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Выполнение летбука. Выставка детских работ. Презентация проекта для педагогов МАДОУ ЦРР д/сад №32. (См. приложение)

 

 

 

Материальное обеспечение: ноутбук, запись «Музыка воды», стаканы, ёмкости, вода, салфетки, ложки, наборы деревянных (ложка, прищепка, кубик), пластмассовых (игрушки), железных предметов (болтик, скрепка, монетка), гуашь 3-х цветов(жёлтая, красная, зелёная), кисти, бумага (для кораблика) , соль, сахар.
Ожидаемые результаты:
- приобретение детьми новых знаний о воде, её свойствах и о её важности в жизни человека и всех живых существ;
- дети могут рассказать о некоторых свойствах воды (прозрачность, отсутствие цвета и запаха, растворимость, о предметах, которые тонут и не тонут в воде);
- интерес детей к экспериментальной деятельности.
Продукт проектной деятельности:
- «Летбук»

Вывод:

 В ходе проекта у детей возник интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о воде. Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, улучшилось внимание, наблюдательность, научились элементарному сравнению холодный – тёплый. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат, не только в познавательном, речевом, но и в социально–коммуникативном развитии детей; а также, способствовала возникновению интереса и желания у родителей принятьучастие в проекте.Использованная система дала положительный результат и объединила в общей работе педагогов, родителей и воспитанников.

Список литературы:

1. Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».

2. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».

3. Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».

4. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.

5. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, 2002.-216 с.

6. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.

7. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2010 год.

8. Материалы, собранные родителями (стихи, сказки, потешки о воде)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.
 

Эксперименты.

Эксперимент «Ах, вода-водица»

Цель: Знакомство детей со свойствами воды: прозрачность, отсутствие цвета, вкуса и запаха.
Материалы: стаканы с водой, ложки, соль, сахар.

Ходэксперимента:
На столе стоят прозрачные стаканы водой. Воспитатель предлагает ребятам познакомиться с водой: дети рассматривают воду- прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная.
Затем воспитатель предлагает положить в неё сахар и размешать –сахар растворяется, остаётся прозрачной, становиться сладкой. Затем в другую ёмкость кладут соль и размешивают – растворяется, остаётся прозрачной, становится солёной.
Выводы: Вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Прозрачная, является растворителем – может растворить сахар и соль, приобретая их вкус.


Эксперимент «Цветная вода»

Цель: Знакомство детей со свойствами воды: окрашивание с помощью гуаши.
Материалы: прозрачные стаканы с водой, гуашь 3 цветов, кисть.
Ход эксперимента:
Воспитатель приносит в группу три прозрачных стакана с водой, гуашь трёх цветов, кисть.
Ребята закрепляют свои знания: рассматривают воду- прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная.
Теперь воспитатель в каждый стакан добавляет краску. Заостряет внимание на том, что вода приобретает тот цвет, какого цвета краску мы в неё добавляем. Желтая краска окрашивает воду в жёлтый цвет. Красная краска – в красный, зелёная – в зелёный.
При этом вода теряет свои свойства – перестаёт быть прозрачной, приобретает цвет.
Вывод: вода окрашивается в тот цвет, какую краску мы добавляем. Теряет свою бесцветность и прозрачность.

Эксперимент «Тонет- не тонет»

Цель: Знакомство детей со свойствами предметов держаться на воде.
Материалы: контейнер с водой, деревянные предметы: ложка, кубик, прищепка; железные предметы: монетка, скрепка, шуруп; пластмассовые предметы: игрушки.

Ход эксперимента:
Воспитатель приносит в группу контейнер с водой и предлагает ребятам опустить в него различные предметы.
Дети наблюдают, какие из них тонут, а какие остаются на поверхности – плавают.
Вывод: В воде не тонут деревянные и пластмассовые предметы, плавают. А предметы из железа тонут.

Эксперимент «Поплывет ли кораблик?»

Цель: познакомить детей со свойствами воды и бумаги.
Материалы: ёмкость с водой, бумажный кораблик (Свернуть по схеме Приложение 2)

Ход эксперимента
Воспитатель приносит в группу ёмкость с водой и два листа бумаги.
Сначала задаёт вопрос ребятам:
Дети, как вы думаете, бумага может плавать?
Ответы детей.
Затем воспитатель кладёт лист бумаги в воду. Он сначала лежит на воде, намокает и тонет.
Затем из второго листа бумаги воспитатель сворачивает кораблик, и опускает его на воду. (Смотри приложение 2) Он не тонет.
Важно дать детям каждому по кораблику и попробовать опустить его на воду. Каждый должен то сделать сам.
Выводы:
Кораблик не тонет, потому что он лёгкий.
Кораблик сделан из бумаги, а бумага из дерева, поэтому он не тонет.
Схема для изготовления кораблика.

 

Приложение 2.
Пальчиковая гимнастика и физкультминутки, игры.

Пальчиковая гимнастика «Не боимся мы воды»
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды! (Плавные движения ладоней влево-вправо)
Чистая водичка
Умоет наше личико, (Умываемся – имитируем движения)
Вымоет ладошки, (Зачерпываем воду, выплёскиваем вверх -
Намочит нас немножко, имитируем движения)
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды! (Плавные движения ладоней влево-вправо)
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся! (Улыбаемся соседу справа, слева)

Физкультминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)

Игра «Доскажите слово»
Цель: закрепление полезных свойств воды для человека.
Ход игры: Воспитатель зачитывает предложение, а последнее слово не говорит – его дополняют дети по смыслу выражения.
1. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода)
2. Чаще мойся – воды … (не бойся)
3. Мойте руки перед едой, будете … (здоровы)
4. Чистая вода – для микробов … (беда)
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 3.
Стихотворения для разучивания с детьми.
Кораблик
Р. Бикметова

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
«Вы слыхали о воде?»
Н. Рыжова

Вы слыхали о воде?
Говорят она – везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить!
Загадки о воде.
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я? (Вода)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит.(Река)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?(Снежинка)
Стало в комнате темно,
Стук послышался в окно.
Ты на улицу идёшь?
Зонт возьми – там льётся ... (дождь).
 

                                                                                                       Приложение 4.
 

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРА «КУКЛЫ»

Цель: 1. Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению.

2. Воспитание культуры поведения во время еды.

3. Закрепление знаний о названиях одежды.

4. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Игровой материал: Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой».

Подготовка к игре: Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой».

Игровые роли: Мама, повар, няня.

Ход игры. Подготовка к игре начинается с рассматривания картины «Игра с куклой». Дети сидят за двумя-тремя сдвинутыми в линию столами, лицом к воспитателю. Рассматривают картину, называют то, что видят («Купают куклу», «Девочка купает», «Смывает с куколки мыло», «Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть куклу»). Воспитатель (обращается к детям): перед вами картинки (лежат изображением вниз), переверните их. Посмотрите на свои картинки и скажите: у кого ванночка, у кого мыло? у кого колготки? Ребенок, нашедший нужную картинку, кладет ее около большой картины. Воспитатель: вот и помогли мы девочке в белом фартуке. Все приготовили для того, чтобы выкупать куклу». Педагог предлагает вниманию детей рассказ по этой картине: «Решили дети выкупать куклу. Принесли табуретку, поставили на нее ванночку, налили в ванночку теплой воды. Рядом, на красную скамеечку, положили зеленую губку и мыло. Раздели куклу. Одежду ее аккуратно разложили на большом стуле, а малюсенькие синие ботиночки поставили под стул. «Сейчас, сейчас, потерпи еще немножко, — уговаривает куклу девочка в белом фартуке. Смою с тебя мыло, а потом сухо - насухо вытру. Видишь, Илюша рядом стоит, большое белое полотенце в руках держит…». Воспитатель может использовать различные варианты игр с куклами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda_1.docx404.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №32 города Кропоткин

муниципального образования Кавказский район

Утверждено заведующим

МАДОУ ЦРР-д/с№32

_________Дементьевой Л.В.

ПЛАН ПРОЕКТА

по познавательному развитию детей

во второй младшей группе

общеразвивающей направленности

«Заюшкина избушка»

ПО ТЕМЕ: «Вода-водичка»

Разработчики проекта:

воспитатели: ЕремичеваМ.П.

ПанченкоТ.Ф.

2024 г.


Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Воду нужно изучать-
Всё о ней нам нужно знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!

Актуальность:

Мир вокруг нас удивителен и разнообразен. Дети получают каждый деньновые представления о живой и неживой природе. Задача взрослых –

расширить кругозор детей, развивать их познавательную активность. Первое

вещество, с которым знакомиться ребенок, это вода. Игры с водой один из

самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся не каждый

день.

Требования к программе дошкольного образования рекомендует проектную и экспериментальную деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста проектная и экспериментальная

деятельность во многом упрощена и носит игровой характер.

Экспериментирование– прямой путь к воспитанию неординарных, смышленых детей. Именно через опыты и эксперименты ребёнок может получить ценные знания об окружающей действительности об объектах живой и неживой природы. Именно данный проект познакомит ребят с самыми простыми свойствами такой простой и такой загадочной воде:
- Есть ли у воды цвет и запах?
- Какая вода на вкус?
- Можно ли окрасить воду в разные цвета?
- Тонет или не тонет?
- Поплывёт ли кораблик?
Мы, воспитатели, совместно с родителями, в доступной и игровой форме знакомим детей со свойствами этого материала, о значении воды для

человека, животных и растений. Поэтому мы считаем, важным научить,

детей использовать в игре знания, полученные в ходе реализации данного

проекта.

Проблема проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр, опытов и экспериментирования с водой у детей младшего возраста. Предполагается, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Все это делает игру интересной и волнующей для малышей.

Паспорт проекта

Наименование проекта:«Вода-водичка»

Тип: познавательно - исследовательский, средней продолжительности, открытый, групповой.

Участники проекта: воспитанники группы, родители, воспитатели.

Цель и задачи проекта:

Цель: знакомство детей с элементарными свойствами водыи со значением воды в жизни живых существ и человека.

Задачи проекта:

Для детей:

  • формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного

возраста через игры и экспериментирования с водой путем создания

благоприятной обстановки;

  • познакомить детей с водой, ее значением и свойствами;
  • развивать наблюдательность с помощью игр с водой;
  • развивать познавательные способности детей в процессе совместной

исследовательской деятельности, практических опытов с водой;

  • воспитывать бережное отношение к воде;
  • развивать коммуникативные способности, кругозор, мышление у детей через совместное речевое творчество, чтение художественной литературы, дидактические игры, опыты;
  • воспитывать гуманное отношение к окружающему миру посредством

чтения литературы, бесед;

  • воспитывать у детей дружеские отношения и умения совместно работать в коллективе, побуждать обращаться к взрослым с вопросами;
  • поощрять стремление находить пути решения в различных ситуациях.

Для педагогов:

  • создать развивающую предметно-пространственную среду;
  • изучить и проанализировать педагогическую литературу по развитию

наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста;

  • подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной
  • работы;
  • организовать в уголке родителей консультацию: «Поговорим о воде»:
  • формировать коммуникативные навыки через игровую деятельность,
  • сюжетно- ролевые игры;
  • изготовление лэтбука «Вода»

Для родителей:

  • активно участвовать в проектной деятельности:
  • чтение художественной литературы по рекомендациям педагогов

согласно возрасту ребёнка.

Сроки: Проект с #1087;о и включает следующие этапы

Этапы реализации:

I этап - подготовительный (накопление знаний).

II этап – основной (совместная деятельность детей и сотрудников

детского сада)

III этап – заключительный (результат).

Этапы

проекта

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Подготовительный

Изучение литературы по теме.

Подбор иллюстраций, стихов, дидактических

игр, опытов и экспериментов и т.д.

Консультация для родителей.

Подбор наглядно – дидактического пособия,

демонстрационный материал.

Введение детей в игровую ситуацию («Для чего

нужна вода»).

Познакомить детей с водой.

-Для чего нужна вода?

-А какая вода? (прозрачная, без запаха, без

вкуса).

-Откуда берется вода?

-Чем мы умываемся?

Дети

вливаются в

игровую

ситуацию.

Учить

отвечать на

поставленные

вопросы.

Основной

#1060;изическое развитие

Утренняя зарядка: «Надо чисто умываться поутрам и вечерам!»

Физкультминутки: «Речка», «А над морем мыс тобою», «Тихо плещется вода».

Пальчиковая гимнастика: «Водичка- вода»,

«Рыбки».

#1056;ечевое развитие

Чтение художественной литературы:

К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто«Девочка чумазая»,

Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?», Р. Бикметова «Кораблик».

Беседы: «Такая разная, такая важная вода», «Интересная вода».

Заучивание потешек про воду.

#1055;ознавательное развитие

Эксперименты: «Ах, вода-водица»,«Цветная вода», «Тонет- не тонет»,«Поплывет ли кораблик?»(см. Приложение 1).

Рассматривание картин и иллюстраций на

тему: «Вода в природе».

Отгадывание загадок о воде (см. Приложение 5).

Наблюдение на прогулке за лужами, полив цветов из лейки.

#1061;удожественно- эстетическое развитие

Рисование: «Первые ручейки»,«Веселыеосьминожки»(коллективная работа).

Прослушивание записи «Музыка воды».

#1057;оциально – коммуникативное развитие

Сюжетно - ролевые игры (см. Приложение 6).

Заключи-

тельный

Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Выполнение летбука. Выставка детских работ. Презентация проекта для педагогов МАДОУ ЦРР д/сад №32. (См. приложение)

Материальное обеспечение: ноутбук, запись «Музыка воды», стаканы, ёмкости, вода, салфетки, ложки, наборы деревянных (ложка, прищепка, кубик), пластмассовых (игрушки), железных предметов (болтик, скрепка, монетка), гуашь 3-х цветов(жёлтая, красная, зелёная), кисти, бумага (для кораблика) , соль, сахар.
Ожидаемые результаты:
- приобретение детьми новых знаний о воде, её свойствах и о её важности в жизни человека и всех живых существ;
- дети могут рассказать о некоторых свойствах воды (прозрачность, отсутствие цвета и запаха, растворимость, о предметах, которые тонут и не тонут в воде);
- интерес детей к экспериментальной деятельности.
Продукт проектной деятельности:
- «Летбук»

Вывод:

В ходе проекта у детей возник интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о воде. Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, улучшилось внимание, наблюдательность, научились элементарному сравнению холодный – тёплый. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат, не только в познавательном, речевом, но и в социально–коммуникативном развитии детей; а также, способствовала возникновению интереса и желания у родителей принятьучастие в проекте.Использованная система дала положительный результат и объединила в общей работе педагогов, родителей и воспитанников.

Список литературы:

1. Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома».

2. Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».

3. Прокофьева А.Г. «100 развивающих игр для детей».

4. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 136с.

5. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС, с.

6. О. Соломенникова. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. 2009г.

7. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2010 год.

8. Материалы, собранные родителями (стихи, сказки, потешки о воде)

Приложение 1.

Эксперименты.

Эксперимент «Ах, вода-водица»

Цель: Знакомство детей со свойствами воды: прозрачность, отсутствие цвета, вкуса и запаха.
Материалы: стаканы с водой, ложки, соль, сахар.

Ходэксперимента:
На столе стоят прозрачные стаканы водой. Воспитатель предлагает ребятам познакомиться с водой: дети рассматривают воду- прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная.
Затем воспитатель предлагает положить в неё сахар и размешать –сахар растворяется, остаётся прозрачной, становиться сладкой. Затем в другую ёмкость кладут соль и размешивают – растворяется, остаётся прозрачной, становится солёной.
Выводы: Вода не имеет ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Прозрачная, является растворителем – может растворить сахар и соль, приобретая их вкус.


Эксперимент «Цветная вода»

Цель: Знакомство детей со свойствами воды: окрашивание с помощью гуаши.
Материалы: прозрачные стаканы с водой, гуашь 3 цветов, кисть.
Ход эксперимента:
Воспитатель приносит в группу три прозрачных стакана с водой, гуашь трёх цветов, кисть.
Ребята закрепляют свои знания: рассматривают воду- прозрачная, нюхают – не имеет запаха, опускают в неё кисть – прозрачная.
Теперь воспитатель в каждый стакан добавляет краску. Заостряет внимание на том, что вода приобретает тот цвет, какого цвета краску мы в неё добавляем. Желтая краска окрашивает воду в жёлтый цвет. Красная краска – в красный, зелёная – в зелёный.
При этом вода теряет свои свойства – перестаёт быть прозрачной, приобретает цвет.
Вывод: вода окрашивается в тот цвет, какую краску мы добавляем. Теряет свою бесцветность и прозрачность.

Эксперимент «Тонет- не тонет»

Цель: Знакомство детей со свойствами предметов держаться на воде.
Материалы: контейнер с водой, деревянные предметы: ложка, кубик, прищепка; железные предметы: монетка, скрепка, шуруп; пластмассовые предметы: игрушки.

Ход эксперимента:
Воспитатель приносит в группу контейнер с водой и предлагает ребятам опустить в него различные предметы.
Дети наблюдают, какие из них тонут, а какие остаются на поверхности – плавают.
Вывод: В воде не тонут деревянные и пластмассовые предметы, плавают. А предметы из железа тонут.

Эксперимент «Поплывет ли кораблик?»

Цель: познакомить детей со свойствами воды и бумаги.
Материалы: ёмкость с водой, бумажный кораблик (Свернуть по схеме Приложение 2)

Ход эксперимента
Воспитатель приносит в группу ёмкость с водой и два листа бумаги.
Сначала задаёт вопрос ребятам:
Дети, как вы думаете, бумага может плавать?
Ответы детей.
Затем воспитатель кладёт лист бумаги в воду. Он сначала лежит на воде, намокает и тонет.
Затем из второго листа бумаги воспитатель сворачивает кораблик, и опускает его на воду. (Смотри приложение 2) Он не тонет.
Важно дать детям каждому по кораблику и попробовать опустить его на воду. Каждый должен то сделать сам.
Выводы:
Кораблик не тонет, потому что он лёгкий.
Кораблик сделан из бумаги, а бумага из дерева, поэтому он не тонет.
Схема для изготовления кораблика.

Приложение 2.
Пальчиковая гимнастика и физкультминутки, игры.

Пальчиковая гимнастика «Не боимся мы воды»
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды! (Плавные движения ладоней влево-вправо)
Чистая водичка
Умоет наше личико, (Умываемся – имитируем движения)
Вымоет ладошки, (Зачерпываем воду, выплёскиваем вверх -
Намочит нас немножко, имитируем движения)
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды! (Плавные движения ладоней влево-вправо)
Чисто умываемся,
Друг другу улыбаемся! (Улыбаемся соседу справа, слева)

Физкультминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)

Игра «Доскажите слово»
Цель: закрепление полезных свойств воды для человека.
Ход игры: Воспитатель зачитывает предложение, а последнее слово не говорит – его дополняют дети по смыслу выражения.
1. Чтобы чистым быть всегда, людям всем нужна … (вода)
2. Чаще мойся – воды … (не бойся)
3. Мойте руки перед едой, будете … (здоровы)
4. Чистая вода – для микробов … (беда)


Приложение 3.
Стихотворения для разучивания с детьми.

Кораблик
Р. Бикметова

Я кораблик смастерил,
По воде его пустил.
Ты плыви, кораблик мой,
А потом вернись домой!
«Вы слыхали о воде?»
Н. Рыжова

Вы слыхали о воде?
Говорят она – везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит
Паром чайника шипит
Без нее нам не умыться
Не наесться, не напиться
Смею вам я доложить
Без нее нам не прожить!
Загадки о воде.
Меня пьют,

Меня льют,
Всем нужна я.
Кто я? (Вода)
По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
Течет, течет -
Не вытечет,
Бежит, бежит-
Не выбежит.(Река)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке?(Снежинка)
Стало в комнате темно,
Стук послышался в окно.
Ты на улицу идёшь?
Зонт возьми – там льётся ... (дождь).

Приложение 4.

СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

ИГРА «КУКЛЫ»

Цель: 1. Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению.

2. Воспитание культуры поведения во время еды.

3. Закрепление знаний о названиях одежды.

4. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Игровой материал: Куклы, игрушечная посуда, картинки с изображением элементов картины «Игра с куклой».

Подготовка к игре: Рассматривание иллюстрации «Игра с куклой».

Игровые роли: Мама, повар, няня.

Ход игры. Подготовка к игре начинается с рассматривания картины «Игра с куклой». Дети сидят за двумя-тремя сдвинутыми в линию столами, лицом к воспитателю. Рассматривают картину, называют то, что видят («Купают куклу», «Девочка купает», «Смывает с куколки мыло», «Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть куклу»). Воспитатель (обращается к детям): перед вами картинки (лежат изображением вниз), переверните их. Посмотрите на свои картинки и скажите: у кого ванночка, у кого мыло? у кого колготки? Ребенок, нашедший нужную картинку, кладет ее около большой картины. Воспитатель: вот и помогли мы девочке в белом фартуке. Все приготовили для того, чтобы выкупать куклу». Педагог предлагает вниманию детей рассказ по этой картине: «Решили дети выкупать куклу. Принесли табуретку, поставили на нее ванночку, налили в ванночку теплой воды. Рядом, на красную скамеечку, положили зеленую губку и мыло. Раздели куклу. Одежду ее аккуратно разложили на большом стуле, а малюсенькие синие ботиночки поставили под стул. «Сейчас, сейчас, потерпи еще немножко, — уговаривает куклу девочка в белом фартуке. Смою с тебя мыло, а потом сухо - насухо вытру. Видишь, Илюша рядом стоит, большое белое полотенце в руках держит…». Воспитатель может использовать различные варианты игр с куклами.