Выступление на научно-практической конференции педагогических работников "Эффективные практики, направленные на реализацию национального проекта "Образование" "
материал
Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования
Аннотация. Данная статья раскрывает актуальность использования активного метода обучения для формирования мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_cheremohova.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Черемохова А.С.
учитель-логопед
МБДОУ «Д/с №18»
г. Бугуруслана, Оренбургской области
Формирование мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования
Аннотация. Данная статья раскрывает актуальность использования активного метода обучения для формирования мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях.
Разрешите представить Вашему вниманию опыт работы по формированию мотивации к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях средствами активных методов обучения в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования. Поступление в школу – очень важный момент в жизни ребенка и его родителей. Успехи его учебной деятельности в школе, адаптация к новым условиям и вхождение в новую систему отношений во многом зависит от психологической готовности к обучению. Поэтому перед педагогами подготовительных групп дошкольных учреждений стоит задача – сформировать интерес у детей к школе и положительное отношение к ней, желание учиться, стремление знать позицию школьника. В работе мы столкнулись с проблемой, которая стала для нас очень актуальной – у детей дошкольного возраста недостаточно сформирована положительная мотивация к учебной деятельности, хотя большинство из них неплохо считают, знают алфавит, многие читают. Из практики работы учителя-логопеда замечено, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи детей за последние десять лет изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во-вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Это все побудило к поиску новых подходов коррекционной работы, где большое внимание уделялось важнейшему компоненту деятельности – мотивации, признанной мотором, побуждающим к действию.
Для определения уровня сформированности мотивации детей с ОНР к учебной деятельности мною проведена методика «Мотивационные предпочтения» (автор Д.В. Солдатов), в котором выделен наиболее важный показатель личностной готовности дошкольника к учебной деятельности.
По результатам проведенной методики (Приложение 1) мотивация детей с ОНР к учебной деятельности, в том числе и к логопедическим занятиям находится на низком уровне – 63% (9 детей), на среднем – 26% (5 детей), на высоком – 10% (1 ребенка). У большинства детей не сформирована положительная мотивация, лишь у 10 % воспитанников сформирована, а у 26% - находится на стадии формирования. По итогам проведенного мониторинга с детьми группы компенсирующей направленности выявлено, что мотивация детей с ОНР к учебной деятельности, в том числе и к логопедическим занятиям сформирована недостаточно. Данные говорят, что одной из задач, стоящих перед мною является необходимость формирования положительной мотивации у детей к логопедическим занятиям. Исходя из диагностических данных, основной задачей является развитие положительной мотивации к логопедическим занятиям. Одним из решений этой задачи стало внедрение инновационных технологий в реализацию Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования. Именно эта проблема повлияла на поиск новых путей формирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР.
Недостатки мотивационной сферы детей с ОНР в ДОО снижают личную их заинтересованность в получении логопедической помощи: дети пассивно (реже негативно) относятся к занятиям, отсутствует стойкий интерес к учебному материалу. Эмоциональный статус детей с несформированной мотивационной базой характеризуется как нестабильный, дети склонны к невротическим реакциям, эмоциональному заражению. Отмечается повышенная тревожность и различные страхи детей в незнакомых им ситуациях. Эти воспитанники реже пытаются самостоятельно найти выход из ситуаций проблемных постановок, редко обращаются за помощью к педагогу.
Эта проблема повлияла на выбор темы опытной работы - поиска новых путей формирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР. Цель: формировать положительную мотивацию к учебной деятельности у детей с ОНР средствами активных методов обучения. Новизной опыта выступает модель «Гора успеха», которая дополняет традиционную систему работы с детьми по формированию положительной мотивации.
В опытной работе:
- показано, что формирование положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста успешно достигается созданием ситуации успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки в условиях специально организованной деятельности;
- обоснована необходимость в раннем формировании положительной мотивации на этапах дошкольного развития как основы для более успешной коррекционной работы по исправлению речи;
- определена роль учителя-логопеда как инициатора и руководителя формирования компонентов положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- дети пройдут курс подготовки по проекту «Юные альпинисты», где научатся оценивать выполнение какого-нибудь отдельного задания или занятия в целом;
- дети смоделируют «Гору успеха» для формирования положительной мотивации к логопедическим занятиям;
- дети овладеют правильным зкукопроизношением, посредством различных умений, навыков, приёмов речевого общения;
- у детей формируется гармонически развитая личность;
- у детей формируются навыки самостоятельной правильной красивой речи, творческой инициативы, умения фантазировать и творить, планировать работу и добиваться результата;
- педагоги и родители являются участниками реализации опытной работы;
- педагоги и родители помогают в работе учителя – логопеда, продолжают начатую работу на индивидуальных занятиях;
- педагоги и родители оказывают эмоциональную поддержку.
Практическая значимость опытной работы заключается в использовании нетрадиционных форм работы, которые являются необходимым условием успешной коррекции и обучающего воздействия на детей с ОНР. Разработана модель развития по преодолению речевого дефекта, используя методы активного обучения. Данный опыт может использоваться педагогами разного уровня мастерства старших и подготовительных групп как для детей с общим недоразвитием речи, так и в группах общеразвивающей направленности. Опыт может быть использован в работе педагогов ДОО как для организации специальной работы по развитию речи дошкольников через организацию занятий с детьми, или кружковой работы, так и для интеграции всех образовательных областей в совместной деятельности по следующим направлениям: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Опытная работа проводилась в три этапа: подготовительный (сентябрь, 2022г.), основной (февраль, 2023 г.) и заключительный (2023-2024 г.).
На подготовительном этапе изучена психолого-педагогическая литература по теме. Изучив теоретические аспекты исследователей современной педагогики и психологии, связанных с проблемой развития мотивации дошкольников можно говорить о многообразии действенных методов, которые помогают добиться положительной динамики каждого воспитанника.
Первый путь воспитания положительного отношения к логопедическим занятиям - создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки. Он осуществлялся при определенной эффективности учебной работы ребенка. Началом работы по формированию положительной мотивации к логопедическим занятиям реализовывалась через курсовую подготовку проекта «Юные альпинисты». Проект позволил сформировать интерес детей с ОНР к логопедическим занятиям, повысить личную значимость речевой деятельности ребенка с помощью беседы, рассказа, просмотра видео, иллюстраций о виде спорта - альпинизм.
В ходе проекта дети принимали самостоятельные решения в различных видах деятельности. Дети познакомились с видом спорта – альпинизм, с правилами «Юные альпинисты» для успешного восхождения в гору. По окончанию курса дети получили сертификат альпиниста (Приложение 2). Знания, полученные в процессе реализации проекта, позволили им легче смоделировать свою модель «Гора успеха» (далее Модель) (Приложение 3). Модель выступает индикатором для самооценивания и фиксации результатов каждого ребенка на каждом занятии, направлена на создание учебной мотивации.
С помощью этого приема дошкольник оценивает выполнение какого-нибудь отдельного задания или занятия в целом. В конце занятия воспитанники «ставят» себя на какую-нибудь из ступенек. Оценка собственного труда ребенка становится действительно его оценкой. Этот прием позволяет учителю-логопеду узнать, насколько объективно дети оценивают свои достижения. Таким образом, доказано, что при развитии позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада происходит развитие навыков учебной деятельности, расширение системы отношений со сверстниками, родителями, воспитателями, удовлетворение потребности ребёнка в безопасности и любви, а также сближение субъектов учебно-воспитательного процесса. Коррекционная работа основной части была направлена на раскрытие личностных ресурсов ребенка, повышение его самооценки. Каждый воспитанник знакомится с этапами коррекции нарушений речи с помощью модели активного метода «Гора успеха» (Приложение 4), где на обычной бумаге для рисования, каждый ребенок сам рисует гору, затем совместно с учителем-логопедом прикрепляет выступы, (кружки, с написанными на них буквами - звуками для исправления), до которых надо поочередно добираться. Следующий - путь (обычная нитка пряжи), которая закрепляется у основания и вершины, предварительно нанизав на неё любую бусину и, наконец, флажок, который является указателем вершины горы.
На логопедических занятиях учитель-логопед формирует мотивационную базу поэтапно. Обучение правильной речи по данной модели требовало последовательных, регулярных занятий, которые позволили сформировать у ребенка определенный динамический стереотип, а так как речь связана с движениями речевого аппарата, то при устранении дефектов звукопроизношения большое значение занимает артикуляционная гимнастика для выработки полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений (Приложение 5). Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков. При постановке дефектнопроизносимого звука ребенок передвигает бусинку на «Горе успеха» вверх. После автоматизации и дифференциации звука и введения его в речь поднимается еще выше. Это мотивирует ребенка к исправлению собственной речи. Процесс продвижения вверх к горе длится у каждого ребенка в индивидуальном порядке в зависимости от степени тяжести речевого дефекта. Восхождение к вершине горы символизировало, что у ребенка сформирована чистая правильная речь.
Мотивы достижения детей – стремление добиться высоких результатов отражается на индивидуальной модели «Гора успеха».
На эффективность коррекционно-развивающего процесса повлияла совместная деятельность учителя-логопеда, педагогов и родителей, способствующая скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющая им отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. Для овладения правильным звукопроизношением детьми педагоги на логочасах выполняли задания учителя-логопеда. Родители на основании методических рекомендации учителя-логопеда (Приложение 6) закрепляли речевые умения и навыки при выполнении домашних заданий. Немало важен был контроль со стороны родителей над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно. Поэтому только тесный контакт в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей способствовало устранению речевых нарушений детей.
Заключительной этап опытной работы позволил воспитанникам преодолеть нарушения устной речи, повысить самооценку, уверенность в своей значимости в группе.
В ходе опытной работы все воспитанники успешно «покорили» индивидуальные модели «Гора успеха». Результаты заключительной методики (Приложение 7) показали, что значительно повысился уровень развития речи: 21% (4 детей) – высокий уровень, среднем – 58% (9 детей), на низкий – 21% (2 ребенка). У большинства детей сформирована положительная мотивация, лишь у 21% воспитанников не достаточно сформирована.
Исходя из результатов, можно сказать, что развитие положительной мотивации к логопедическим занятиям подтвердил правильное направление выбранного пути работы. Использование нетрадиционных форм работы позволили сделать коррекционно-развивающий процесс более эффективным, мобильным, увлекательны, интересным и запоминающимся для детей.
Модель «Гора успеха» изменяет всех участников образовательной деятельности. Дети-педагоги-родители, способствуют личностно-ориентированному обучению, создают условия для творческого роста, самореализации, учат прислушиваться к мнению другого, самостоятельно добиваться успехов в учебной деятельности, осуществлять рефлексию своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на научно-практической конференции "Детский сад-здоровье,безопасность,комфорт" по теме: "Реализация проекта "Олимпийский росток"
Успешный ребенок, в первую очередь, здоровый ребенок. Забота о здоровье стала занимать приоритетные позиции во всем мире, в том числе в нашей стране, в республике. Работа по физическому воспитанию с д...
2.6. Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.
Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях....
2.6. Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.
Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях....
2.6. Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.
Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях....
2.6. Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях.
Выступление в научно-практических конференциях, педагогических чтениях, фестивалях....
2.9. Выступления на научно-практических кон-ференциях, педагогических чтениях, фестивалях, круглых столах (в качестве докладчика, лектора)
2.9. Выступления на научно-практических кон-ференциях, педагогических чтениях, фестивалях, круглых столах (в качестве докладчика, лектора)...
Выступление на научно-практической конференции педагогических работников "Эффективные практики, направленные на реализацию национального проекта "Образование" "
Использование сервисов Web 2.0в образовательной деятельности педагога»...