Проект "Мини-музей"
проект (старшая группа)
Проект развивает интерес ребенка к родной культуре через знакомство с народными игрушками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_muzey_st_gr.docx | 29.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга
Проект
«Мини - музей деревянной игрушки»
Авторы- составители:
Воспитатели: Коваленко Эмма Анатольевна
Неклюдова Ольга Николаевна
г. Санкт- Петербург
2024г.
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А. Н. Леонтьев).
Проект разработан в соответствии с принципами ФГОС ДО. Направлен на решение одной из таких задач ФГОС, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Основанием для разработки и реализации проекта послужило развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный
Участники проекта: дети, воспитатель, родители.
Актуальность проекта.
Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё доброе и тёплое, что греет душу.
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к воспитанию и образованию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно изменение её роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности является мини-музей в детском саду. Мини-музей – одно из важных средств, формирующих вкус детей, приобщающих к истокам родной культуры. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Мини-музей ориентирован на развитие творческого взаимодействия детского сада с семьёй дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня художественно-эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов); приобщение к музейному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях.
Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Цель проекта: приобщение всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги) к духовно - нравственным ценностям через совместную деятельность.
Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:
обогащать и расширять знания детей о родной культуре, через народную игрушку;
• познакомить детей с народными игрушками и материалом, из которых они выполнены;
• формировать и поддерживать интерес у всех участников проекта к родной культуре;
• вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми для обогащения их педагогического опыта;
• способствовать развитию партнерских отношений между детьми и родителями, коммуникативных качеств, созданию радостного эмоционального настроя, поощрять творческую инициативу;
• создать дополнительные условия для обогащения развивающей предметно - пространственной среды;
• воспитывать у детей духовно - нравственные качества, коммуникативные способности и трудолюбие в ходе коллективной деятельности.
Ожидаемые результаты:
побуждение интереса детей к родной культуре через знакомство с народной игрушкой, развивать эстетический вкус;
• увеличение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста;
• увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности (речь детей становиться более эмоциональной и выразительной);
• повышения уровня творческой активности;
• продолжение формирования умения рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук
• формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ
• использование современных образовательных технологий, направленных на развитие дошкольников;
• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;
• создание дополнительных условий для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;
• повышение уровня организации взаимодействия с семьей.
Продукт проекта: выставка «Мини - музей деревянной игрушки»
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | Вид и тип проекта | Участники | Возраст детей | Продукты проекта | Сроки реализации проекта
|
Мини- музей деревянной игрушки | Познавательно творческий; краткосрочный; групповой. | Дети; Воспитатели; Родители.
Руководители проекта: Воспитатели Коваленко Э.А. Неклюдова О.Н. | от 5-х до 6 лет | Творческие индивидуальные и коллективные работы детей, родителей и педагогов. Выставка «Мини- музей деревянной игрушки» | Январь - апрель |
Структура проекта
План поэтапных мероприятий
I этап Подготовительный | II этап Реализация проекта | III этап Итоговый |
Подборка литературы по заданной тематике, проведение консультаций. Разработка плана реализации проекта. Анализ собранной информации. Написание содержания проекта. Распределение заданий детям и родителям, распределение ответственных за реализацию проекта. Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта. Составление конспектов мероприятий, чтение русских народных сказок Подбор иллюстративного материала, беседы.
| • ознакомительная беседа на тему «Что такое музей?» • показ презентации «Игрушки наших предков»; • беседа «Моя любимая игрушка»; • выявление интересов и знаний детей о народных игрушках Взаимодействие с родителями воспитанников • сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение образовательных потребностей семьи; • опрос – анкетирование «Какова роль народной куклы-игрушки в воспитании ребенка?»; «Ребенок и народная кукла» • знакомство родителей с проектом; • беседа с родителями о целях и задачах проекта; • совместная разработка плана реализации проекта; • размещение наглядной информации на стенде родительского уголка, на сайте группы «Колокольчики» : «Нравственное воспитание через народную куклу», «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей», «Как выбрать игрушку ребенку?», «Народная игрушка- что это такое?» • выставка рисунков «Игрушка наших предков» • подбор материала для изготовления экспонатов для мини- музея. Организация РППС в группе • настольные и дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди части картинок», «Собери матрешку», разрезные картинки «Добрая забота» • подбор русских народных сказок; • подбор природного и бросового материала; • красочные иллюстрации «Народные игрушки». • Хороводные игры, музыка - Разработка конспектов, картотек народных игр, пособий; - Подбор иллюстраций о жизни детей в прошлом : занятий, играх, игрушках, которыми играли; • Подбор сказок, потешек, небылиц. | Выставка «Мини - музей деревянной игрушки» |
Результатом реализации проекта стали :
• появился интерес у детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой;
• увеличился словарный запас детей младшего дошкольного возраста;
• увеличилась речевая активность детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
• повысился уровень творческой активности;
• появилась мотивация к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ
• повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах духовно – нравственного развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;
• были созданы дополнительные условия для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;
Учебно-методические материалы:
1. Бударина Т. А., Макреева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство – Пресс, 2010
2. Греков А. «Музей игрушки и его основатель»
3. Зимина З. И. ,Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. –
4. 2. Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2009.
5. Комарова Т. С. «Народное творчество в воспитании детей»
6. Лыкова И. «Я леплю свою игрушку»
7. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009
8. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008.- 15 ноября
9. Рыжова Н, Логинова Л. «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
10. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»
11. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. «Знакомство дошкольников с народной культурой»