Проект "Мини-музей"
проект (старшая группа)

Коваленко Эмма Анатольевна

Проект развивает интерес ребенка к родной культуре через знакомство с народными игрушками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzey_st_gr.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 6

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому развитию детей Петродворцового района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

Проект  

 «Мини - музей деревянной игрушки»

 

         

 

 

 

 

 

Авторы- составители:

Воспитатели: Коваленко Эмма Анатольевна

Неклюдова Ольга Николаевна 

 

 

 

 

 

 

г. Санкт- Петербург

 2024г.

2

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А. Н. Леонтьев).

Проект разработан в соответствии с принципами ФГОС ДО. Направлен на решение одной из таких задач ФГОС, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Основанием для разработки и реализации проекта послужило развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и детей.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Продолжительность: краткосрочный

Участники проекта: дети, воспитатель, родители.

Актуальность проекта.  

Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё  доброе и тёплое, что греет душу.

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к воспитанию и образованию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно изменение её роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности является мини-музей в детском саду. Мини-музей – одно из важных средств, формирующих вкус детей, приобщающих к истокам родной культуры. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Мини-музей ориентирован на развитие творческого взаимодействия детского сада с семьёй дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня художественно-эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов); приобщение к музейному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях.

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Цель проекта: приобщение всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги) к духовно - нравственным ценностям через совместную деятельность.

Достижение цели осуществляется посредством последовательного решения следующих задач:

 обогащать и расширять знания детей о родной культуре, через народную игрушку;

• познакомить детей с народными игрушками и материалом, из которых они выполнены;

• формировать и поддерживать интерес у всех участников проекта к родной культуре;

• вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми для обогащения их педагогического опыта;

• способствовать развитию партнерских отношений между детьми и родителями, коммуникативных качеств, созданию радостного эмоционального настроя, поощрять творческую инициативу;

• создать дополнительные условия для обогащения развивающей предметно - пространственной среды;

• воспитывать у детей духовно - нравственные качества, коммуникативные способности и трудолюбие в ходе коллективной деятельности.

Ожидаемые результаты: 

побуждение интереса детей к родной культуре через знакомство с народной игрушкой, развивать эстетический вкус;

• увеличение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста;

• увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности (речь детей становиться более эмоциональной и выразительной);

• повышения уровня творческой активности;

• продолжение формирования умения рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук

• формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ

• использование современных образовательных технологий, направленных на развитие дошкольников;

• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;

• создание дополнительных условий для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;

• повышение уровня организации взаимодействия с семьей.

Продукт проекта: выставка «Мини - музей деревянной игрушки»

                                                               ПАСПОРТ  ПРОЕКТА

 

Название проекта  

Вид и тип проекта

Участники

Возраст детей

Продукты  проекта

Сроки реализации

проекта

 

Мини- музей деревянной игрушки

Познавательно творческий;

краткосрочный; групповой. 

Дети;

Воспитатели; Родители.

 

Руководители проекта:

Воспитатели Коваленко Э.А.

Неклюдова О.Н.

от 5-х до 6 лет

Творческие индивидуальные и коллективные работы детей, родителей и

педагогов.

Выставка «Мини- музей деревянной игрушки»

Январь - апрель

 

 

Структура проекта

План поэтапных мероприятий        

I этап

Подготовительный

II этап

Реализация проекта

III этап

Итоговый

Подборка литературы по заданной тематике, проведение консультаций.

Разработка плана реализации проекта.

Анализ собранной информации.  

Написание содержания проекта. Распределение заданий детям и родителям, распределение ответственных за реализацию проекта.

Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта.

Составление конспектов мероприятий, чтение русских народных сказок

Подбор иллюстративного материала, беседы.

 

• ознакомительная беседа на тему «Что такое музей?»

• показ презентации «Игрушки наших предков»;

• беседа «Моя любимая игрушка»;

• выявление интересов и знаний детей о народных игрушках

Взаимодействие с родителями воспитанников

• сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение образовательных потребностей семьи;

• опрос – анкетирование «Какова роль народной куклы-игрушки в воспитании ребенка?»; «Ребенок и народная кукла»

• знакомство родителей с проектом;

• беседа с родителями о целях и задачах проекта;

• совместная разработка плана реализации проекта;

• размещение наглядной информации на стенде родительского уголка, на сайте группы «Колокольчики» : «Нравственное воспитание через народную куклу», «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей», «Как выбрать игрушку ребенку?», «Народная игрушка- что это такое?»

• выставка рисунков «Игрушка наших предков»

• подбор материала для изготовления экспонатов для мини- музея.

 Организация РППС в группе

• настольные и дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди части картинок», «Собери матрешку», разрезные картинки «Добрая забота»

• подбор русских народных сказок;

• подбор природного и бросового материала;

• красочные иллюстрации «Народные игрушки».

• Хороводные игры, музыка

- Разработка конспектов, картотек народных игр, пособий;

- Подбор иллюстраций о жизни детей в прошлом : занятий, играх, игрушках, которыми играли;

• Подбор сказок, потешек, небылиц.

Выставка «Мини - музей деревянной игрушки»

 

Результатом реализации проекта стали :

• появился интерес у детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой;

• увеличился словарный запас детей младшего дошкольного возраста;

• увеличилась речевая активность детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;

• повысился уровень творческой активности;

• появилась мотивация к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ

• повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах духовно – нравственного развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;

• были созданы дополнительные условия для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;

Учебно-методические материалы:

1. Бударина Т. А., Макреева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство – Пресс, 2010

2. Греков А. «Музей игрушки и его основатель»

3. Зимина З. И. ,Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. –

4. 2. Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2009.

5. Комарова Т. С. «Народное творчество в воспитании детей»

6. Лыкова И. «Я леплю свою игрушку»

7. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009

8. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008.- 15 ноября

9. Рыжова Н, Логинова Л. «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.

10. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»

11. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. «Знакомство дошкольников с народной культурой»