Беседа «Учеба в школе: зачем это нужно?»
методическая разработка (подготовительная группа)

Цель : способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников; помочь учащимся осознать и сформулировать мотивы и цели обучения, выявить соотношение познавательных и социальных мотивов.

Задачи :

• формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру личностную мотивацию учебной деятельности;

• содействие успешной адаптации и ориентации обучающихся в современном информационном пространстве, создать условия для понимания (принятия) необходимости и ценности учебной деятельности для человека.

• способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к учебному процессу.

Оборудование: раздаточный материал (портреты и высказывания великих людей, листочки, ручки.

Ход беседы:

Обсуждение: Зачем нужно учиться в школе?

Воспитатель. Одним из продолжительных этапов в жизни человека является учёба. И я думаю, вы согласитесь со мной, что это один из важнейших этапов.

Очень часто дети в старших классах отказываются ходить в школу, мотивируя это тем, что они не понимают, зачем им это нужно. Ведь всю необходимую информацию сейчас очень легко найти в мировой сети Интернет, а если что-то не понятно можно нанять репетитора. Существует большое количество энциклопедий и познавательных телевизионных каналов,.

Воспитатель. «Нужно ли учиться?» (Ответы детей)

Воспитатель. «Для чего нужно учиться?» ( Ответы детей: иметь хорошие оценки; так хотят родители; для продолжения учебы; быть образованным; стать более развитым).

Решение ситуаций.

Воспитатель. В одной из школ возник спор о том, во имя чего следует хорошо учиться – ради знаний или ради хорошей оценки в журнале. Вот что говорили ученики:

- «Мне лично все равно, что я получу по математике, окружающему миру или любому другому предмету. Мои оценки важны только для моих родителей. Конечно, мне не хочется портить с ними отношения. Приходится добиваться «4» и «5».

- «При чем здесь родители? Просто мне самой приятно получать хорошие оценки. Гордость какую-то ощущаешь, уважаешь сама себя».

- «А мои родители вообще в мой дневник не смотрят. Я ведь не для них, а для себя учусь. Мне ведь дальше своими знаниями, своим умом жить. А оценки они и случайными могут быть».

Воспитатель. Кого вы могли бы поддержать в этом споре? Почему? (Ответы детей)

Обсуждение высказываний.

Высказывания великих людей.

Воспитатель. Известный писатель Жюль Верн в своей книге «Пятнадцатилетний капитан» написал: «Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается в поте лица…тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется воля и сила для совершения их».

«Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание Человек –

Стоит, друзья, учиться!» Э. Асадов

Воспитатель. «Человек должен учиться, потому, что он человек»

В. А. Сухомлинский

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_shkola_p.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Учеба в школе: зачем это нужно?»

Цель : способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников; помочь учащимся осознать и сформулировать мотивы и цели обучения, выявить соотношение познавательных и социальных мотивов.

Задачи :

• формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру личностную мотивацию учебной деятельности;

• содействие успешной адаптации и ориентации обучающихся в современном информационном пространстве, создать условия для понимания (принятия) необходимости и ценности учебной деятельности для человека.

• способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к учебному процессу.

Оборудование: раздаточный материал (портреты и высказывания великих людей, листочки, ручки.

Ход беседы:

Обсуждение: Зачем нужно учиться в школе?

Воспитатель. Одним из продолжительных этапов в жизни человека является учёба. И я думаю, вы согласитесь со мной, что это один из важнейших этапов.

Очень часто дети в старших классах отказываются ходить в школу, мотивируя это тем, что они не понимают, зачем им это нужно. Ведь всю необходимую информацию сейчас очень легко найти в мировой сети Интернет, а если что-то не понятно можно нанять репетитора. Существует большое количество энциклопедий и познавательных телевизионных каналов,.

Воспитатель. «Нужно ли учиться?» (Ответы детей)

Воспитатель. «Для чего нужно учиться?» ( Ответы детей: иметь хорошие оценки; так хотят родители; для продолжения учебы; быть образованным; стать более развитым).

Решение ситуаций.

Воспитатель. В одной из школ возник спор о том, во имя чего следует хорошо учиться – ради знаний или ради хорошей оценки в журнале. Вот что говорили ученики:

- «Мне лично все равно, что я получу по математике, окружающему миру или любому другому предмету. Мои оценки важны только для моих родителей. Конечно, мне не хочется портить с ними отношения. Приходится добиваться «4» и «5».

- «При чем здесь родители? Просто мне самой приятно получать хорошие оценки. Гордость какую-то ощущаешь, уважаешь сама себя».

- «А мои родители вообще в мой дневник не смотрят. Я ведь не для них, а для себя учусь. Мне ведь дальше своими знаниями, своим умом жить. А оценки они и случайными могут быть».

Воспитатель. Кого вы могли бы поддержать в этом споре? Почему? (Ответы детей)

Обсуждение высказываний.

Высказывания великих людей.

Воспитатель. Известный писатель Жюль Верн в своей книге «Пятнадцатилетний капитан» написал: «Кто с детства знает, что труд есть закон жизни, кто смолоду понял, что хлеб добывается в поте лица…тот предназначен для больших дел, ибо в нужный день и час у него найдется воля и сила для совершения их».

«Ведь ради того, чтоб не зря весь век

Носили мы звание Человек –

Стоит, друзья, учиться!» Э. Асадов

Воспитатель. «Человек должен учиться, потому, что он человек»

В. А. Сухомлинский

Народная мудрость гласит:

«Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет – всегда при себе» (Аварская пословица)

Воспитатель. Как вы понимаете пословицы? Согласны ли вы с ними?

А какие пословицы об учении вы знаете? (Ответы детей)

Список возможных пословиц:

• Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

• Ученья корень горек, да плод сладок.

- Но есть одно качество, которое многим мешает учиться.

Воспитатель. Отгадайте загадку:

Слаще мёда, мягче пуха

Отдохни!- всё шепчет в ухо

Тот, кто будет с ней дружить,

Будет очень плохо жить.

Воспитатель. Почему лень мешает? (Ответы детей)

Воспитатель. Ленивые люди всегда ищут и находят для себя оправдание. Часто они отговариваются тем, что у них не хватает времени. Но на его недостаточность часто жалуются те, кто впустую растрачивает время. А ведь успех приходит лишь к трудолюбивым людям. Не зря в народе говорят«Терпение и труд все перетрут».

Воспитатель. Дети,вам раздали портреты,давайте их внимательно рассмотрим,узнаем как кого зовут и про их достижения.

• Александр Сергеевич Пушкин написал свои первые стихи (на французском языке, конечно) в 5 лет, за что был осмеян старшей сестрой Ольгой. В лицее стихи тоже поначалу не пользовались большим успехом. Более хвалили лицеиста Илличевского, он был и остроумнее, и ловчее подбирал рифмы (в отличие от Пушкина, который с рифмами мучился). Но к выпускному (16 лет, все уже поняли, что Илличевский - просто рифмач, а выпускное стихотворение (по обыкновение, автором его был самым талантливый лицеист) задали написать именно Пушкину.

• Создатель периодической таблицы Дмитрий Менделеев, оказывается, несколько раз сдавал приемные экзамены в университет, и всякий раз "проваливался" на химии.

• Георгу Гегелю в свидетельстве об окончании университета написали, что он - "молодой человек со здравыми суждениями, но не отличается красноречием, и в философии никак себя не проявил".

• Знаменитый русский портретист Павел Федотов при выпуске из кадетского корпуса был признан "в рисовании и черчении ситуационных планов ленивым и посредственным чрезвычайно".

• Обидчивый, маленького роста и плаксивый Исаак Ньютон в школе был одним из самых неуспевающих и неталантливых учеников. Кто бы мог подумать, что через несколько десятков лет его будут называть "Небесным существом, совсем непохожим на смертных".

• Альберт Эйнштейн в детстве был застенчивым, заторможенным и отсталым ребенком. Для него было трудно даже научиться говорить. Учителя были в отчаянии, а родители опасались за умственные способности своего сына. Сам Эйнштейн был удивлен, обнаружив в один прекрасный день, что является одним из самых известных людей в мире. У него было только два правила. Первое не имей вообще никаких правил. И второе - будь независим от мнений других. Как-то раз Энштейн который решал труднейшие научные задачи, заявил, что использование двух сортов мыла для разных целей слишком осложняет жизнь.

В старших классах вы будете изучать теорию относительности Альберта Эйнштейна, которая принесла ему мировую славу. Но интересна сама история этого простого человека, которого знает весь мир.

Сам Эйнштейн вспоминал«Моим слабым местом была плохая память, особенно на слова и тексты»Преподаватель греческого языка как-то сказал ему«Из вас никогда ничего путного не выйдет». В то же время ученый отмечал, что благодаря самостоятельным занятиям по физике и математике он шел далеко впереди школьной программы. Ребенком Эйнштейн читал популярные научные издания, по его собственным словам, «затаив дыхание».

Самостоятельные занятия помогли ему не только обогатиться новыми знаниями, но и сделать великие научные открытия.

Составление плана действий. «Как учиться хорошо?»

Воспитатель. Вспомните, сколько раз в своей жизни у вас возникало желание учиться лучше, но оно оставалось бесплодной мечтой.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, что нужно для того, чтобы хорошо учиться? Почему это не у всех получается? (Ответы детей)

Во-первых, конечно, надо уметь заставить себя выучить правило, разобраться в новой теме или в условиях задачи. Для этого требуется сила воли. Воля это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-либо.

Во-вторых, нужно помнить, что учение - это не разовое усилие, а систематический труд. Изо дня в день нужно проявлять усердие, терпение.

В-третьих, надо иметь способности к учебе, но они дело наживное (как, впрочем, и трудолюбие, и воля).

Воспитатель. Ребята, дайте возьмем листочки с ручкой и запишем. Итак, базовыми качествами личности, составляющими основу умения учиться, являются воля, трудолюбие, способности.

Воспитатель. Как развить силу воли? Вот несколько простых советов, которые позволят вам тренировать свою волю.

• Учитесь командовать собой. Умение приказывать себе - важнейшее качество волевого человека. Воля развивается, закаляется в постоянной борьбе между «хочу» и «надо».

• «Дал слово - держи!» Привычка ответственно относиться к своему слову есть важнейшее условие воспитания воли.

• Соблюдайте режим дня. Это требует ежедневных усилий и укрепляет волю.

• Верьте в себя.

Если научитесь это делать, то сможете заняться самообразованием - высшим уровнем самосовершенствования. Умения приобретать знания из разных источников, применять их в практической деятельности пригодятся вам в самых разных жизненных ситуациях.

Воспитатель. У каждого из нас может быть собственное понимание и восприятие успеха. И что тема успеха заслуживает отдельного обсуждения. Но что бы мы не считали успехом, будь то деньги, слава, власть или всемирное признание, у каждого человека есть одна универсальная цель – пройти свою жизнь до конца. И вот в этом пути по дороге жизни, можно понять зачем на самом деле и детям, и взрослым важна хорошая и прилежная учёба, эрудиция, широкий кругозор и максимально возможный багаж знаний.

Воспитатель. Дети а давайте с вами закроем глаза, слушаем рассказ и представляем его себе. Представьте себе, что вы стоите в самом начале дороги, которая ведёт в огромную пещеру. И вы знаете, что как только вы войдёте в ту пещеру, вас мгновенно окутает тьма. Та дорога расходится по множеству различных направлений. На одних участках она превращается в узкую тропинку, на других она расширяется до многополосной магистрали, она может завести вас к болоту или к обрыву. Так и наша жизнь – это дорога с огромным количеством вариантов продвижения, с великим разнообразием препятствий, проблем и разочарований, которые может встретить человек. И одновременно, на ней участки полные радости, уверенности в себе и счастья. И никто из нас не знает, что ждёт за поворотом и как быстро наш путь приведет к финишу.

Воспитатель. Открываем глаза. И в тоже время, у нас есть возможность пройти по той пещере с наименьшими потерями, избегая обрывов, болота и опасных тварей, и вооружившись невероятно мощным арсеналом – знанием.

Воспитатель. У кого будет больше шансов преодолеть все опасности и сложности, которые перед нами воздвигает жизнь, а также дойти до целей на своём пути – у человека, который вынужден блуждать на ощупь или же у того, кто взял с собой карту, фонари и необходимые инструменты? (Ответы детей) Учёба и чтение дают человеку все необходимые ресурсы, которые сделают его дорогу безопаснее и интереснее.

Школа даёт вам лишь первое соприкосновение с различными науками и дисциплинами – и как вы можете быть уверенными, что найдёте своё призвание или интересную работу в 20 лет если уже в 10 вы закрыли себя весь спектр профессий, связанных с математикой (мне сложно найти пример профессии, где базовое знание математики не требуется) или историей?

Воспитатель. Да и возвращаясь к нашему сравнению с дорогой во тьме, зачем лишать себя условного фонаря, карты и компаса? (Ответы детей)

Подведение итогов. Вот и подошла к концу наша встреча. Вы были активны и внимательны. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логико-математические игры и графические упражнения-два шага к отличной учебе в школе

Каждый дошкольник ,достигая определенного возраста, идет в школу, и родители рассчитывают на то, что он будет хорошо учиться ,действуя по принципу «чем больше развивающих занятий ,тем лучше он б...

Правильная речь детей — залог успешной учебы в школе

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...

Статья для педагогов дополнительного образования на тему: «Занятия в дошкольном учреждении- залог успешной учебы в школе»

Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный период его жизни. Дети 6-7 лет переживают психологический кризис, свя...

Правильная речь – основа развития вашего ребенка, залог его успешной учебы в школе.

Правильная речь – основа   развития вашего ребенка,залог его успешной учебы  в школе.  Дорогие мамы и папы!Пройдет совсем немного времени, и ваши дети пойдут в школу. От того,...

Материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: "Правильная речь детей — залог успешной учебы в школе"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. П...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Уровень познавательного и личностного развития к концу дошкольного возраста- залог успешной учебы в школе" (Подготовительная к школе группа)

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах развития познавательно-исследовательской деятельности детей...

Доклад на тему: "Уровень познавательного и личностного развития к концу дошкольного возраста- залог успешной учебы в школе" (Подготовительная к школе группа)

Познавательное развитие старших дошкольников – это развитие их познавательных интересов, потребностей и способностей, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного сознания и сформ...