Технология образования родителей.
консультация

Жукова Ирина Евгеньевна
Родителями не рождаются, ими становятся. Две основные сферы самореализации взрослого человека – профессиональная и семейная – по-разному преломляются в его жизни...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_obrazovaniya_roditeley.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Технология образования родителей.

Родителями не рождаются, ими становятся. Однако если профессиональную компетентность, карьера обеспечиваются не только внутренними, но и внешними, специальными, факторами, то становление родителей рассматриваются обычно как дело семейное, личное, частное.

Две основные сферы самореализации взрослого человека – профессиональная и семейная – по-разному преломляются в его жизни. Профессиональное развитие связано с такими категориями, как уровень квалификации, карьера, профессиональная мобильность.

Становление же родителей отражает в большей степени глубоко личностные отношения и переживания. Спектр человеческой деятельности, обеспечивающей реализацию родительских функций, очень широк. Противоречия прошло и настоящего, традиционного и нового, проблемы разных этапов развития семью – все это задачи, которые неизбежно встают перед родителями.

Однако всегда ли они успешно решаются?

Не только просвещение, но и образование родителей становится сегодня значимыми для семьи, которая сталкивается с проблемой воспитания детей в меняющемся мире.

  • Как готовить детей к жизни в условиях перемен социально-экономической  нестабильностью?
  • Какой стиль взаимодействия с ребенком выбрать?
  • Какими ценностями руководствоваться?

Воспитывающие взрослые стихийно, на уровне здравого смысла, реагируют на происходящие перемены, что не всегда оказывается достаточным.

Прежний опыт не помогает решать проблемы, а социально-педагогическим анализом жизненных ситуаций родители не владеют.

        Современная человековедческая наука позволяет утверждать, то образование родителей происходит на протяжении всей жизни человека, носит непрерывный характер. Являясь процессом сложным  и длительным, оно имеет несколько составляющих.

  • Латентную, скрытую – когда ребенок впитывает те отношения, приемы, способы, которыми его воспитывают, а потом, становясь взрослыми, человек воспроизводит те самые способы и приемы, которые запечатлелись в его памяти и были отработаны в играх, например в «дочки-матери».
  • Традиционную, принятую в данной культуре, т.е. связанную с передачей знаний, необходимых для жизнеобеспечения ребенка, осуществляющуюся, как правило, прямым научением или научением традиционными способами (для городской культуры часто – через книги): как пеленать ребенка, когда кормить, чем кормить, как лечить и пр. – через средства массовой коммуникации (радио-, телевизионные передачи).
  • Ситуативную, связанную с передачей родителям необходимых знаний, что осуществляется часто посредством  советов и консультаций, в том числе со знакомыми, родными, с врачами, воспитателями, психологами и педагогами.
  • Рефлексивная, которая обеспечивает анализ многомерных процессов жизненной реальности, последствий, предпринятых родителями действий и в которой ребенок рассматривается как самостоятельный субъект отношений.

Чаще всего образование родителей носит неформальный характер, хотя существуют и определенные организованные формы их обучения.

Образование родителей осуществляется и как стихийный, и как организованный процессы.

Способы, источники и формы первого бесконечно разнообразны:

  • События, факты, наблюдения своего и чужого опыта и его родительская рефлексия и интерпретация.
  • Общение, передача и обсуждение своего и чужого опыта.
  • Контакты (беседы с друзьями или с людьми, работающими с детьми, например, с учителем, с врачом, с психологом, с инспектором по делам несовершеннолетних)
  • Средства массовой коммуникации (специальные радио- и телепередачи и передачи, лишь косвенно связанные  с проблемами родительской ответственности).
  • Книги (как посвященные проблемам образования родителей, так и произведения, прямо или косвенно касающиеся этих проблем и способные давать не меньший образовательный результат)
  • Специальные журналы, например «Семья и школа», «Внешкольник» и журналы человековедческого и гуманитарного профиля.
  • Кино, театр.
  • Образовательный туризм для родителей и детей.

В стихийно осуществляемом образовательном процессе особую значимость приобретает самообразование, качество получаемой информации, ее стимулирующий эффект. Разговоры, слухи, страшные истории, стереотипы массового сознания могут являться лишь тогда источником образования родителей, когда они подвергаются критическому анализу. Развитое критическое сознание взрослого может позволить ему черпать и в подобной информации важные свидетельства культуры отношений. Умение наблюдать реальность, осознавать свои впечатления и побуждения, а также интерпретировать опыт, получая из этой ситуации определенный урок, - условия успешного образовательного процесса.

Организованные формы образования родителей обычно включают:

  • Курсы, занятия, лекции.
  • Практические занятия для родителей и детей.
  • Посещение родительских собраний.
  • Клубы для родителей.
  • Родительские ассоциации.

ЦНОИ (Центр непрерывного образования и инноваций)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Непрерывное образование родителей на основе идей гуманизации»

в презентации дается сравнение изменений структуры семьи, описываются традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями (из опыта работы ДОУ)...

Мини - музей как средство повышения правовой образованности родителей воспитанников детского сада.

Теоретическое обоснование необходимости создания и функционирования в детском саду мини - музея, направленного на повышение правовой культуры родителей, а следовательно и детей, посещающих детский сад...

Новый закон об образовании: Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ +++++++ Новый: Вступил в силу: 1 сентября 2013г....

Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗСтатья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающи...

Выпуск мини-газеты для родителей, как одна из форм педагогического образования родителей.

формы взаимодествия с родителями: мини-газета "Добрая Дорога Детства"...

Современные технологии образования детей дошкольного возраста

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной работы в детском саду, предполагают, что педагог должен владеть необходимыми педагогическими технол...

STEM технология образования. LEGO конструирование

Будущее зависит от Великих Учителей STEM!...