Игра как средство общения дошкольников
консультация

Суворова Ольга Дмитриевна

Игра занимает весьма важное, даже центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре дети должны отражать получаемые им при ознакомлении с окружающим знания и представления. Игра должна носить коллективный характер, необходимо каждого ребенка включать в игру. Он должен не только подчиняться коллективной игре, но и хотеть играть в то, во что хочет играть вся группа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_sredstvo_obshcheniya_doshkolnikov_d.s.39.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Игра как средство общения дошкольников»

Выступающий: Суворова Ольга Дмитриевна

МБДОУ Детский сад № 39

Слайд 1

Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами опытом работы по теме “Игра как средство общения дошкольников ” потому что эта тема актуальна и значима в работе воспитателя, так как общение — необходимое условие формирования личности.

Слайд 2

Оно жизненно важно для человека и рассматривается как особый способ адаптации к окружающей социальной среде. Нарушение общения всегда сказывается на развитии личности, дезорганизуя или замедляя ее развитие. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх. Игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. Поэтому проблему формирования детских взаимоотношений невозможно рассматривать вне организации содержательной игровой деятельности, которая прививает навыки эффективного общения, развивает чувство общности, учит правильно выражать свои мысли и строить диалоги, реализует детскую потребность в общении.

Интенсивный темп жизни наших родителей: работа, телевизор, компьютер не оставляют живого времени для общения с детьми. У детей наблюдается отсутствие навыка организации игры и потребности играть со сверстником, все больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.

Слайд 3

Игра занимает весьма важное, даже центральное место в жизни ребенка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре дети должны отражать получаемые им при ознакомлении с окружающим знания и представления. Игра должна носить коллективный характер, необходимо каждого ребенка включать в игру. Он должен не только подчиняться коллективной игре, но и хотеть играть в то, во что хочет играть вся группа.

Слайд 4

Главным условием полноценной игры является эмоциональное состояние ребенка, его умение наблюдать, видеть достоинства товарищей, веселиться, прощать и любить. Игре нужен сюжет, тема, особенно важно это у старших дошкольников. В игре ребенок воспроизводит быт и труд взрослых, разные события в жизни семьи, отношения между людьми. Играя, он учится подчинять свои желания определенным требованиям – это важнейшая предпосылка воспитания воли.

Слайд 5

В младшем возрасте (в 2–4 года) ребенку достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. В сверстнике ребёнок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника, как правило, не замечает. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя.

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребёнка в середине дошкольного возраста. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело – игра. На пятом году жизни однолетки становятся более притягательными для малыша и занимают всё большее место в жизни. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребёнком, а не со взрослым или в одиночку.

Прежде чем играть, необходимо объяснить игру или вспомнить ее содержание. Интересная и содержательная деятельность детей обеспечивается при условии использования разнообразных игр: подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр-драматизаций.

Слайд 6

Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Дидактические игры –Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевые игры. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих.

Театрализованные игры. Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Слайд7

Ребенок развивается в процессе общения со взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становиться необходимым условием развития ребенка. Сотрудничество заключается в том, что не только взрослый стремиться передать свой опыт, но и ребенок хочет и может его усвоить.

Слайд 8

Слайд 9

Поэтому, работая с детьми младшего дошкольного возраста, стараюсь установить эмоциональный контакт с ребенком. Для этого применяю ряд дидактических игр, целью которых является формирование эмоционального контакта со взрослым, а также использую дидактические игры по формированию представлений о себе и о других.

Детей младшего дошкольного возраста учим обыгрывать игрушки. Это способствует развитию у детей функции общения, оказывает воздействие на нравственное воспитание личности ребенка. Обыгрывая игрушки, учу ребенка проявлять заботу, сопереживать.

Слайд 10

Формирование игровой деятельности у детей должно проходить в тесной связи с расширением представлений о явлениях социальной жизни.

Вначале предлагаю детям роли, которые наиболее близки им по содержанию. Это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни (мамы, воспитателя и др.) Для обогащения опыта детей мною используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы.

Слайд 11

Большое внимание уделяется умению детей действовать сообща в игровых ситуациях, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. С этой целью в нашем детском саду широко используются игры-драматизации. Именно игры-драматизации способствуют развитию у детей подлинного общения и начального этапа ролевого поведения. Для игр-драматизаций подбираю сказки, в содержании которых имеются диалоги между персонажами. («Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу», «Волк и семеро козлят», «Под грибом» и т. д.)

Слайд 12

Одним из важных моментов в руководстве игрой детей на данном этапе является подведение к осознанию ими выполняемой в игре роли, а тем самым и подведение к подлинной ролевой игре.

Предлагаю ребенку различные роли, а для того, чтобы ребенок лучше смог проникнуть в образ персонажа, использую костюмы и различные атрибуты.

Большое место отвожу играм, отражающим труд взрослых. («Детский сад», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д.)

Для проведения каждой из этих игр требуется подготовка детей. Для этого формирую у детей представления об этих профессиях, мною используются различные методические приемы: экскурсии, наблюдения за взаимоотношением людей в трудовой деятельности, чтение художественной литературы, беседы. Вместе с родителями подготавливаем соответствующие атрибуты к игре.

Игра в детском саду организовывается, как совместная деятельность, где воспитатель выступает, как играющий партнёр. В процессе проведения игры учим ребенка подчинять свое поведение роли, которую он взял на себя, т. е. действовать в воображаемой ситуации. Во время игры стараюсь привлечь застенчивых детей, даю им роли (чаще главные, если они справляются) так как при осуществлении различных ролей дети сталкиваются с иными требованиями к собственным действиям со стороны окружающих, перед ними встаёт необходимость осваивать новый социальный статус, включатся в новый круг общения.

Слайд 13,

Слайд 14

С детьми старшего возраста играю в игры: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Театр», «Моряки», «Космос», «Зоопарк», «Библиотека», «Магазин», «Железная дорога», «Музей». Мы стремимся передать характерные черты изображаемого человека, его переживания.

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для развития коммуникативных способностей, всестороннего развития ребенка.

Слайд 15

Для того чтобы дети могли проявлять творчество в различных видах игр, чтобы они были интересны и привлекательны, мы создаем следующие условия, которые представлены на слайде:

  • содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;
  • педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
  • создаются необходимые атрибуты к игре;
  • предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.

Если создавать условия для игрового общения в детском саду и дома, то развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей пройдет успешнее и быстрее.

Слайд 16

Игра – это средство, с помощью которого дети проявляют свою самостоятельность во время распределения ролей и действий в процессе игры. Ребёнок живет в игре. И задача педагога - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра.

Слайд 17

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".

Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Самостоятельная сюжетная игра – любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально разворачиваются их способнос...

Игра как средство общения дошкольников

Игра как средство общения дошкольников...

Игра-как средство общения дошкольников

Общение детей через разнообразные виды игр....

Презентация по теме: "Игра как средство общения дошкольников".

Презентация по теме: "Игра как средство общения дошкольников"....

Консультация для педагогов «Игра как средство общения дошкольников»

Консультация для педагогов «Игра как средство общения дошкольников»...

Игра как средство общения дошкольников

Игра как средство общения дошкольниковИгра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности чел...

Игра как средство общения дошкольников

Актуальность темы.  Перспективный план работы педагога по формированию средств общения в младшей группе. Сценарии игр-ситуаций....