Консультация для родителей. « Развиваем познавательную активность у детей»
консультация (старшая группа)

Сологубова Елена Владимировна

Консультация для родителей.

« Развиваем познавательную активность у детей»

Мир, в который приходит ребёнок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нём, малышу необходимо разобраться в свойствах, качествах предметов, в их назначении, в пространственных и временных отношениях, явлениях окружающей действительности. Ему нужны знания, которые помогут ознакомиться с доступными его пониманию общественными явлениями, с трудовой деятельностью человека.

Велик поток информации, который обрушивает на маленького человека окружающая жизнь. На многие вопросы он находит ответ, идя путём проб и ошибок, постигая закономерности. Взрослые не перестают удивляться, как много может усвоить, запомнить ребёнок в первые годы жизни. Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребёнку что-то новое, неизведанное; становится близким и понятным ранее недоступное.

В дошкольном возрасте важно  активно обогащать те стороны развития, к которым каждый возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. Ведь зачастую многое из того, что упущено в детстве, в последующие годы невосполнимо.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных  действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д.), влияющих на восприятие и мышление.

Основное усилие и педагогов, и родителей должно быть направлено на то, чтобы воспитать у дошкольников потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к преодолению трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели. Ведь и сами взрослые работают  наиболее продуктивно, если занимаются интересным и любимым делом. Именно в этом случае они могут трудиться с полной отдачей, не считая времени, не жалея сил, и получать удовольствие от самого процесса труда.

Изучение нового должно осуществляться как поиск ответов на возникающие у детей вопросы. Только в этих условиях может формироваться познавательная потребность, поисковая творческая активность.

Особо остроту  приобретает проблемная ситуация в которой  обнаружены противоречия, оно ( противоречие) должно быть значимым для ребёнка. Только в этом случае проблемная ситуация является мощным источником мотивации всей познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.

Особое значение для развития личности ребенка имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстает перед ним во всем многообразии и ребенок приобщается ко всему, чем живет общество.

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

Например, ребёнок задумывается над вопросом: «Почему облака плывут по небу?» Движение в понимании ребёнка связано с ногами, крыльями, движением колёс у транспорта. Облака плывут сами, беспричинно. Возникает противоречие, начинается процесс мышления – он появляется с желанием найти ответ, перетекающего в процесс поиска и открытия нового решения проблемы. Таким образом, я вижу следующую схему создания проблемной ситуации:

Находим противоречие (сопровождаем тревогой, отрицательными эмоциями).

Осознаём проблему, хотим её разрешить (в эмоциональном плане порождается интерес, мотивация к решению).

Ищем решение, выдвигаем гипотезы (в эмоциональном плане – азарт и разочарование).

Находим решение (радость, восторг).

Проверяем решение (удовлетворение или досада в случае неправильного ответа).

Схема одна, но проблемный материал должен быть разнообразный, неоднотипный.

Почему ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете какие-то новые стороны и специфические особенности? Его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует объект, он анализирует его, сравнивает, оценивает, находит общее с другими.

Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

Семья играет важную роль в развитии познавательной активности, любознательности и интереса детей к экспериментальной и исследовательской деятельности.

Советы хорошим родителям по развитию поисково-исследовательской активности детей

Что нельзя делать

Что нужно делать

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Отмахиваться от совместных действий с ребёнком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у Вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Регулярное столкновение с творческими задачами, в том числе такими, на которые пока нет ответа, так же необходимы формирующему уму, как витамины – растущему организму.

Многолетний исследовательский опыт показал, что ребёнок, овладев основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет учиться. У него высокий уровень познавательной активности, развитое воображение.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Цель: создать условия для формирования представлений о жизни домашних животных.

Задачи:

Уточнять и расширять представления детей о домашних животных и их детёнышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных  Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Формировать у детей умение  отвечать развёрнутым предложением  на вопрос. Развивать, связную речь, зрительное внимание, логическое мышление. Воспитывать любовь к животным.

Ход занятия.

  1. Организационный  момент.

-А у нас сегодня гостья? Угадайте, кто это?

Тихо в комнату войдет

Замурлычет, запоет. (Кошка)

-А вот и кошка Мурка. Она пришла к нам, чтобы рассказать о своих друзьях, о том какаие они замечательные, где живут, чем питаются и какую пользу приносят человеку. А мы ей в этом поможем. Мурка очень гордится своими друзьями.

2. Отгадывание загадок о домашних животных.

1. Хоть крепки мои копыта
И остры мои рога,
Я добра и не сердита,
Нравом вовсе не строга.
В поле я мычу: «Му-му!
Молочка налить кому?» (Корова.)

2. Обойди хоть всю округу —
Не найдешь вернее друга!
На охоте помогает,
3. Ночью дом наш охраняет. (Собака.)

- Везёт она воз.
Ест сено да овёс.(Лошадь.)

4. Есть рога, а не баран,
Хвост свечой, а не белка,
Не корова, а молоко даёт. (Коза.)

5. Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
А на ней шерстинка. (Свинья.)

6. Облачко на ножках бегает по дорожке.( овца)

7. Похожий на пони,
Но слишком ушастый,
И с места не сдвинешь
Упрямец ужасный.(осел)

8. Ест морковку, длинноухий.
Хочешь, можешь взять на руки.
В клетке деревянный домик.
Кто живет в нем? Белый….(кролик)

(После каждого правильного ответа, выставляется картинка соответствующего животного)

3. Беседа «Кто такие домашние животные?»

Как их всех можно назвать одним словом? (Животные.)

Почему? (Тело покрыто шерстью; у них четыре лапы (ноги); есть туловище, морда, хвост; они выкармливают детёнышей молоком.)

-Чем отличаются лапы животных от ног животных?

Где живут эти животные? (Рядом с человеком.)

Как они называются? (Домашние животные.)

Почему? (Люди ухаживают за ними; они приносят человеку пользу.)

4. Дидактическая игра   «Какую пользу приносят домашние животные»

-Все домашние животные приносят огромную роль человеку. Давайте немного поиграем и вспомним, чем же эти животные полезны.

(На столе лежат маленькие карточки с изображением домашних животных. Дети по очереди подходят, берут карточку, показывают детям и рассказывают о пользе этого животного для человекакарточку крепят к доске,)

  • Собака охраняет дом.
  • Свинья дает человеку мясо.
  • Овца дает мясо и шерсть.
  • Лошадь перевозит тяжелые грузы и людей.
  • Кошка ловит мышей и крыс.
  • Коза дает человеку шерсть, молоко и мясо.
  • Корова дает человеку молоко и мясо.
  • Кролик дает полезное мясо и мягкий пух

-Так какую же пользу приносят домашние животные? 

5. Игра "Назови детенышей и расскажи о животных"

(Используется презентация)

  1. Слайд 1.  Назвать детенышей домашних животных.
  2. Слайд 2,3,4,5,6 .Рассказать о том, где живут домашние животные, и кто за ними ухаживает.

Корова –бык – теленок, коровник – пастух, доярка.

Лошадь –конь(жеребец)- жеребенок– конюшня – конюх.

Свинья – поросенок, – свинарник – свинарка.

Овца –баран  ягненок, – овчарня – овчар, чабан.

Собака -щенок, -будка-хозяин (собаковод).

Кролик-крольчиха-крольчонок, клетка-кроликовод

Коза-козел-козленок-козлятник-козовод

Кошка-кот-котенок-живет где хочет - хозяйка.

6. Игра в слова

-Вы очень хорошо справились с заданием, а сейчас мы посмотрим,  кто же из вас был самым внимательным.  Предлагаю поиграть в слова. Я называю слово, а вы попробуйте объяснить, что означает это слово.

•поросенок – детеныш свиньи

•доярка – профессия человека, который ухаживает за коровами

•лошадь – домашнее животное

•свинарка – профессия человека, который ухаживает за свиньями

•ягненок – детеныш овцы

•коровник – жилище коров

•конюшня – жилище лошадей

    Молодцы, ребята, вы очень внимательные.

7. Физкультминутка: «Игра в стадо»

Мы вчера играли в стадо,

И рычать нам было надо. (Дети идут по кругу)

- Мы рычали: «Р-р-р»  (Встали, сделали коготки из пальчиков)

- И мычали: «Му!»      ( Сделали рожки)

- По-собачьи лаяли: «Гав! Гав!» (Встали на четвереньки)

- Не слыхали замечаний Ирины Николаевны ( Опять идут по кругу)

- А она сказала строго:    - Что за шум такой у вас? (Останавливаются, грозят пальцем )

Я детей видала много. Таких вижу в первый раз!

Мы сказали ей в ответ :- Никаких детей тут нет! (Стоят в круге, поворачивают голову из стороны в   сторону)

- Мы не Пети и не Вовы,    Мы собаки ! И коровы!   (разводят руки, показывают на себя)  

А она в ответ: - Да что вы?                                                  

Ладно, если вы коровы,                              

Я тогда – пастух. И прошу иметь в виду:

Я коров домой веду. (Слова воспитателя Дети идут по  кругу друг за другом).

   Итог: итак, мы уже знаем о животных достаточно много: где они живут, кто за ними ухаживает, как называются их детеныши. А знаете ли вы, как они подают голос? Сейчас проверим.

7. Игра с мячом «Как животные подают голос» (в кругу).(Слайд7)

- корова – мычит

- лошадь – ржет

- свинья – хрюкает

- коза, овца – блеют

- кошка – мяукает

- собака – лает

Животные редко живут поодиночке, а чаще в группах.

8. Игра «Силуэты» (Слайд 8)

9. Подведение итогов. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Развивайте познавательные интересы детей".

При подготовке ребёнка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности к знаниям....

Консультация для педагогов « Развиваем познавательную активность детей старшего дошкольного возраста».

КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСКРЫВАЕТ СУТЬ ПОНЯТИЯ, ЧТО ТАКОЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И КАК ЕЕ РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Консультация для родителей "Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность"

Развитие исследовательских способностей ребенка-одна из важнейших задач современного образования.Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у младших дошкольников.Эксперименты дома...

Консультация для родителей « Развиваем познавательную активность у детей»

Данная статья предназначена для родителей по развитию у детей дошкольного возраста познавательно - исследовательской активности....

Консультация для родителей «Развиваем познавательную активность детей раннего возраста»

   Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по ра...