Проект "Масленица в старшей группе"
проект (старшая группа)

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_maslenitsa_dlya_starshey_gruppy.docx14.59 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Масленица» для детей старшей группы.

Вид проекта: групповой, игровой, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Солнце круглое как блин,
Улыбаясь, светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети.

(Т. Кайзер)

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.


Актуальность проекта: 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Новизна проекта:

Данный  проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.


Цель проекта:

– Формировать представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.

– Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа.

– Способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей и взрослых через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи:

1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.
2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

План работы для воспитателя:


- определение цели и задач проекта;

- сбор информации об истории праздника;

- подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

- составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;

- подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа;

- создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;

- информирование родителей о предстоящем мероприятии;

- индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии;

- Организовать для родителей выставку детских работ;

- Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Формы организации:

- Беседа, общение.
- Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
- Моделирование.
- Экскурсия.
- Слушание и разучивание фольклорных произведений.
- Развлечение.
- Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
- Интегрированная НОД.

- Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.

- Консультации.

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:

– Беседа: «Что такое Масленица».
– Заучивание стих. «Радость в каждый дом».

– Рисование «Испеки блин на сковороде».

– Заучивание заклички на блины: «Уходи мороз косматый,

   Слышишь, старый, или нет.

   А над садом, а над домом

   Голубой  весенний свет».

- Рисование «Испеку блин на сковородке»

- Лепка «Блины с икрой и сметаной»

-Аппликация  Масленичка  

- Подвижные игры: «Карусель», «Веселый бубен».
Игра-забава «Валенок», « Пирог».

Разучивание песни  русской народной песни «Блины»; « Веснянка».
– Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки»;

– Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

Работа с родителями:

– Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы;

 – Консультация для родителей: «Масленица широкая».

– Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе.

 – Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в городском саду в воскресение.

Ожидаемый результат:

– Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;
– Получение представлений о народных играх, обрядах;
– Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании    Масленицы;
– Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

Этапы проекта.

Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

- Создать условия для формирования интереса к празднику.

-Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

 -Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.

- Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).

- Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.

 -Привлечь родителей к участию в проекте.

Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

- Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.

-Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.

-Разучивание хороводных игр.

Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.

-Организовать для родителей выставку детских работ.
-Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».

-Проведение масленичной недели в группе детского сада, опираясь на материалы альбома «Ай, да Масленица!».

- Организация и проведение музыкально-спортивного праздника «Шуткой и забавой Масленицу встречаем» с последующим чаепитием.

 День недели

Понедельник

 «Скоро Масленица!»

 Содержание работы

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.

 Работа с детьми

 Беседа «Что за праздник Масленица?»; Презентация «История Масленицы»; Поговорки про масленицу; Заучивание стихотворения «Радость в каждый дом»; Загадки о зиме и весне. Подвижная /игра «Пирог».

Рисование

«Испеку блин на сковородке».

Работа с родителями

Оформление материалов:

«Учить вместе веселее, дело спорится быстрее!» (предложить частушки, потешки для заучивания с детьми дома)

Вторник

 «Масленица – это весело!»

Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.

 

Музыкальный мультфильм «Масленица!»

Разучивание

народной песни:

«Блины».

Лепка (младшая группа). « Блины с икрой и сметаной».

Принести из дома предметы русского быта для оформления ППРС на Масленичную неделю.

Среда

 «Милости просим!»

Формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.

- презентация «Русская изба»

- экскурсия в мини-музей «Русская изба»

- разучивание подвижных игр:

«Валенки»

- разучивание хороводных игр

- разучивание масленичных закличек, песни «Веснянка»

Аппликация

 Масленичка.

Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица»

Индивидуальные консультации по участию родителей в финальном развлечении.

Четверг

«Мы красиво нарядились, петь, плясать, играть пустились!»

Познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

- презентация «Русский национальный костюм»

- д/ и «Наряди куклу»

-разучивание подвижных народных игр

- разучивание хороводных игр

«Хоровод с бубнами»

Индивидуальные консультации по изготовлению костюмов для проведения финального развлечения

Пятница

 «Мы гостей встречаем, вкусно угощаем!»

Создать радостную атмосферу праздника.

Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

 «Масленица гуляет, всех на праздник созывает»

- итоговое развлечение «Масленица пришла, Весну позвала, свет и радость с собой принесла»

- чаепитие с блинами

Оформление материала «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!»

Раздать листовки с рецептами блинов родителям на выходные и праздничные дни

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

Конспект занятия по ПДД в старшей группе «В гости к Крошу .» (старшая группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшей группы....

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...