Рабочая программа "Ментальная арифметика" для детей 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа "Ментальная арифметика" для детей 6-7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mprogramma_arifmetika_6-7.docx | 55.88 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования «Ментальная арифметика»
для детей 6-7 лет
Содержание
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Цели и задачи реализации Программы | 3 |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | 4 |
2. | Содержательный раздел | 6 |
2.1 | Содержание совместной деятельности педагога с детьми | 6 |
2.2 | Методы и формы реализации программы | 7 |
3. | Организационный раздел | 7 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | 7 |
3.2. | Сроки реализации Программы | 7 |
3.3. | Перспективный план с родителями | 8 |
3.4. | Календарно-тематическое планирование | 10 |
4. | Литература | 14 |
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Ментальная арифметика» имеет естественно-научную направленность и создана для развития логики, воображения, фотографической памяти для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.
Обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса.
Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у дошкольников появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного ребёнка.
Быстрый счет в данной методике является лишь побочным положительным эффектом.
Каждый ребенок хочет и может развиваться, но чтобы не потерять к этому интерес и стремление в данной программе предусматривается такой прием обучения, как игра.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка.
Благодаря программе ментальной арифметики у всех детей улучшаются зрительная и слуховая память, повышается концентрация и внимательность.
Новизна данной программы предполагает интегрированный подход к обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах.
Обучение по данной программе позволяет ребенку добиться значительных успехов в области математики.
Общая характеристика программы:
Программа предназначена для детей 6-7 лет. Форма работы – групповая по 10 человек.
Продолжительность одного занятия для детей 6-7 лет – 30 мин.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель программы - развитие в дошкольном возрасте интеллектуальных и познавательных способностей вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счета на абакусе.
- Задачи:
- дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на абакусе;
- обогатить арифметические представления школьников, формировать некоторые основные понятия: «сложение», «вычитание», «больше», «меньше», «состав числа», «разряды чисел»;
- формировать умения соотносить количество и число;
- развивать умение применять навыки арифметического счета при
решении практических задач;
- развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое мышление;
- развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации;
- развивать мелкую моторику детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике;
- формировать коммуникативные умения, навыки сотрудничества.
Программа предназначена для обучающихся 6-7 лет, умеющих считать от 1 до 99
Продолжительность программы, структура занятий
Срок реализации программы - 1 учебный год .
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: 30 минут.
Форма работы – групповая по 10 человек.
1.3.Планируемые результаты освоения Программы
В результате освоения программы дети должны:
- знать понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание;
- уметь работать на абакусе, считая двумя руками одновременно;
- могут считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки от 10-тизначных чисел (состоящих из одной, двух цифр);
- знать арифметические знаки («+», «-»), числа от 1 до 99;
- уметь совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»): цепочка однозначных чисел, двухзначных чисел.
-выполнять задания усложненного уровня: упражнения на развитие логического мышления.
Мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования «Ментальная арифметика».
Для определения уровня усвоения программы применяются два вида мониторинга:
- внутренний (наблюдение). В начале года проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания. В конце года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы.
- внешний (участие олимпиадах по Ментальной арифметике, разного уровня: региональный, российский, международный).
Таблица индивидуального мониторинга освоения программы
Ф.И.О. Возраст | ||
Показатели для мониторинга | Уровень на начало учебного года | Уровень на конец учебного года |
Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии | ||
Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр) | ||
Мелкая моторика. Умение работать с соробаном | ||
Знание арифметических знаков («+», «-») (цифры от 0 до 99) | ||
Знание арифметических знаков («+», «-»), числа от 1 до 99 | ||
Умение считать на счётах – Абакус (работа двумя руками) | ||
Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-») | ||
Цепочка однозначных чисел | ||
Цепочка двухзначных чисел | ||
Скорость выполнения: задания/ правильность решения арифметических действий | ||
На счётах «Абакус» | ||
При ментальном счете (скорость, количество чисел) | ||
Упражнения на развитие логического мышления | ||
Упражнения на глазодвигательную реакцию |
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы:
- 1 балл – ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.
- 2 балла – СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
- 3 балла – ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание совместной деятельности педагога с детьми
Рабочая программа определяет содержание и организацию совместной деятельности педагога и детей при проведении занятий в подгруппе. Она направлена на формирование познавательных (интеллектуальных) способностей детей, конструктивного и абстрактного мышления, общей культуры детей 6-7 лет, формирование у них предпосылок учебной деятельности, обеспечение их дальнейшей социальной успешности. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Структура занятий:
- разминка;
- тренировка пальцев, упражнения на абакусе;
- новая тема или закрепление;
- решение примеров, работа с тренажером;
- работа с флеш-картами;
- дополнительные задания и игры;
- ментальный счет;
- рефлексия.
Занятия предполагают постоянную смену деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, совместные проекты и деятельность с родителями
2.2. Методы и формы реализации программы
Для успешной организации занятий с детьми по программе «Ментальная арифметика» используются:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти);
- практический (складывают и вычитают числа с помощью счета);
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, показ мультимедийных материалов).
2.Методы контроля и самоконтроля:
- устные;
- письменные;
- индивидуальные;
- фронтальные.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-техническое обеспечение
- демонстрационный абакус;
- индивидуальные счёты абакус;
- мультимедийное оборудование (ПК, проектор);
- флеш-карты;
- набор цифр от 0 до 99;
- рабочие тетради;
- таблица «Шульта»;
- числовые лабиринты;
- шаблоны «Рисование двумя руками»;
- кинезиологические упражнения;
- логические игры;
- письменные принадлежности по количеству детей: простой карандаш, цветные карандаши, линейка, ластик.
3.2. Сроки реализации Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика рассчитана на 1 год обучения.
3.3. Перспективный план с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей о гармоничном развитии мозга ребенка при помощи методики «Ментальная арифметика».
Содержание работы с семьей
Месяц | Задачи | Мероприятие | Формы работы |
Октябрь | Познакомить родителей с объемом программного материала по курсу «Ментальная арифметика» и формами работы по кружку в учебном году | Сообщение «Занимательные формы работы при изучении ментальной арифметики второго года обучения» | Родительское собрание |
Ноябрь | Дать родителям рекомендации по закреплению количественного и порядкового счета, сравнению чисел в пределах от 1 до 20. | Постоянно тренируя в счете вслух, так как умение считать быстро и четко определяет в дальнейшем математические способности ребенка | Консультация для родителей, оформление папки «Познавательная библиотека» для родителей |
Декабрь | Дать родителям рекомендации по закреплению количественного и порядкового счета от 1 до 99 | «Веселый счет» | Консультация для родителей |
Январь | Познакомить родителей с использованием наглядного материала по математике. | «1, 2, 3, 4, 5, Хочу узнать, утро, вечер, или ночь – игры смогут мне помочь» | Оформление выставки занимательного математического материала (дидактические и развивающие игры, методические пособия) |
Февраль | Привлечь родителей к участию в жизни группы. | «Приключение в стране Арифмешки» | Мастер-класс |
Март | Дать советы родителям по закреплению умений детей ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, «читать» пространственные схемы. | Игры и упражнения | Папка - передвижка |
Апрель | Показать родителям, чему дети научились за год. | Открытое занятие по ментальной арифметике | «День открытых дверей» |
Май | Познакомить родителей с результатами диагностики и дать рекомендации по закреплению знаний. | «Папа, мама посмотри, что уже умеем мы» | Групповое родительское собрание |
Приложение
3.4.Календарно-тематическое планирование «Ментальная арифметика в подготовительной группе
Месяц | Дата | Содержание | Кол-во часов |
Октябрь | 1.занятие 1 Повторение. Набор цифр от 1 до 10 на абакусе. Определение чисел с абакуса. Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. Упражнять в определении чисел с абакуса . | 30мин | |
2.Занятие 2 Повторение. Добавление и вычитание пройденных цифр на абакусе. Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. Работа с флэш-картами. | 30мин | ||
3. Занятие 3 Знакомство с двузначными числами. Учить двузначным числам (10-19), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения двузначных (10-19). «Рисование двумя руками» | 30мин | ||
4. Занятие 4 Знакомство с двузначными числами. Учить двузначным числам (10-19), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения двузначных (10-19). | 30мин | ||
Ноябрь | 5.Занятие 1 Набор цифр от 1 до 19 на абакусе. Определение чисел с абакуса. Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. Упражнять в определении чисел с абакуса . | 30мин | |
9.Занятие2. Прямое сложение, двузначные (10-19) Выполнение примеров в уме. | 30мин | ||
7.Занятие 3. Фундаментальные упражнения (двумя руками). Самостоятельное решение на соробане Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой глазки» (ментальный счет,) | 30мин | ||
8.Занятие 4.. Набор цифр от 1 до 19 на абакусе. Определение чисел с абакуса. Закрепить умение решать примеры на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. «Рисование двумя руками» | 30мин | ||
Декабрь
| 9.Занятие 1.Прямое сложение и вычитание, двузначные (20-29). Учить двузначным числам (20-29), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (20-29). | 30мин | |
10.Занятие2 Прямое сложение и вычитание, двузначные (20-29). Учить двузначным числам (20-29), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (20-29). | 30мин | ||
11.Занятие3. Прямое сложение и вычитание, двузначные (20-29) Учить двузначным числам (20-29), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных чисел (20-29). Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой глазки» (ментальный счет) | 30мин | ||
12.Занятие4. Прямое сложение и вычитание, двузначные (30-39) Учить двузначным числам (30-39), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (30-39). «Рисование двумя руками» | 30мин | ||
Январь
| 13.Занятие1. Прямое сложение и вычитание, двузначные (30-39). Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (30-39). | 30мин | |
14.Занятие2. Учить двузначным числам (30-39), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (30-39). Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (30-39). | 30мин | ||
15.Занятие3 Фундаментальные упражнения (двумя руками). Самостоятельное решение на соробане Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой глазки» (ментальный счет) | 30мин | ||
Февраль | 16. Занятие 1. Прямое сложение и вычитание, двузначные (40-49) Учить двузначным числам (40-49), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (40-49). | 30мин | |
17. Занятие 2. Прямое сложение и вычитание, двузначные (40-49) Учить двузначным числам (40-49), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (40-49). | 30мин | ||
18. Занятие 3 Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой глазки» (ментальный счет,) Прямое сложение и вычитание, двузначные (40-49). «Рисование двумя руками» | 30мин | ||
Март | 19 . Занятие 1. Прямое сложение и вычитание, двузначные (50-59) Учить двузначным числам (50-59), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (50-59). | 30мин | |
| 20. Занятие 2. Прямое сложение и вычитание, двузначные (50-59) Учить двузначным числам (50-59), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (50-59). | 30мин | |
21. Занятие 3 Решение примеров на двух столбиках обеими руками слева направо, работа с флеш-картами , на слух. «Закрой глазки» (ментальный счет). «Рисование двумя руками» | 30мин | ||
22. Занятие 4. Прямое сложение и вычитание, двузначные (60-69). Учить двузначным числам (60-69), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (60-69). | 30мин | ||
23. Занятие 5. Прямое сложение и вычитание, двузначные (60-69) Учить двузначным числам (60-69), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (60-69). | 30мин | ||
Апрель
| 24. Занятие 1. Двузначные числа. Решение примеров обеими руками. слева направо на соробане. Работа с флеш-картами, на слух. «Закрой глазки» (ментальный счет). | 30мин | |
25. Занятие 2. Прямое сложение и вычитание, двузначные (70-79) Учить двузначным числам (70-79), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания | 30мин | ||
26. Занятие 3. Прямое сложение и вычитание, двузначные (70-79) Учить двузначным числам (70-79), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания. «Рисование двумя руками» | 30мин | ||
27. Занятие 4. Прямое сложение и вычитание, двузначные (70-79) Решение примеров на двух столбиках обеими руками слева направо, работа с флеш-картами , на слух. «Закрой глазки» (ментальный счет,) | 30мин | ||
Май | 28. Занятие 1. Прямое сложение и вычитание, двузначные (80-89) Учить двузначным числам (80-89), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (80-89). | 30мин | |
29. Занятие 2. Прямое сложение и вычитание, двузначные (80-89). Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (80-89). Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой глазки» (ментальный счет,) | 30мин | ||
30. Занятие 3. Прямое сложение и вычитание, двузначные (90-99) Учить двузначным числам (90-99), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (90-99). | 30мин | ||
31. Занятие 4 Прямое сложение и вычитание, двузначные (90-99) Учить двузначным числам (90-99), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (90-99). | 30мин | ||
32. Занятие 5. Работа по закреплению пройдённого материала | 30мин | ||
Итого | 32 | 16 |
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей. М.
2. В.П. Новикова. Математика в детском саду (дошкольный возраст). М., 2008г.
3. В.П. Новикова. Математические игры в детском саду и в начальной школе.
4. Колесникова Е.В. «Математические ступеньки». Программа развития математических представлений у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 112с.
5. Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет. ФГОС ДО. Рабочая тетрадь. М.: Сфера, 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей обшеразвивающей направленности детей четвертого года жизни.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет на 2016-2017 уч. год
Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, является частью Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образо...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...
Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...