Рабочая программа "Ментальная арифметика" для детей 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)

Рахматуллина Марина Геннадьевна

Рабочая программа "Ментальная арифметика" для детей 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mprogramma_arifmetika_6-7.docx55.88 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительного образования «Ментальная арифметика»

для детей 6-7 лет

Содержание

1.

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи реализации Программы

3

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

4

2.

Содержательный раздел

6

2.1

 Содержание совместной деятельности педагога с детьми

6

2.2

Методы и формы реализации программы

7

3.

Организационный раздел

7

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

7

3.2.

Сроки реализации Программы

7

3.3.

Перспективный план с родителями

8

3.4.

Календарно-тематическое планирование

10

4.

Литература

14

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Ментальная арифметика» имеет естественно-научную направленность и создана для развития логики, воображения, фотографической памяти для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса.

Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у дошкольников появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного ребёнка.

Быстрый счет в данной методике является лишь побочным положительным эффектом.

Каждый ребенок хочет и может развиваться, но чтобы не потерять к этому интерес и стремление в данной программе предусматривается такой прием обучения, как игра.

Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние  на успешное будущее ребенка.

Благодаря программе ментальной арифметики у всех детей улучшаются зрительная и слуховая память, повышается концентрация и внимательность.

Новизна данной программы предполагает интегрированный подход к обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах.

Обучение по данной программе позволяет ребенку добиться значительных успехов в области математики.

Общая характеристика программы:

Программа предназначена для детей 6-7 лет.  Форма работы – групповая по 10 человек.

Продолжительность одного занятия для детей 6-7 лет – 30 мин.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель программы - развитие в дошкольном возрасте интеллектуальных и познавательных способностей вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счета на абакусе.

  • Задачи:
  • дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета на абакусе;
  • обогатить арифметические представления школьников, формировать некоторые основные понятия: «сложение», «вычитание», «больше», «меньше», «состав числа», «разряды чисел»;
  • формировать умения соотносить количество и число;
  • развивать умение применять навыки арифметического счета при

решении практических задач;

  • развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное,  логическое мышление;
  • развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации; 
  • развивать мелкую моторику детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка; 
  • воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;
  • воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике;
  • формировать коммуникативные умения, навыки сотрудничества.

Программа предназначена для обучающихся 6-7 лет, умеющих считать от 1 до 99

Продолжительность программы, структура занятий

Срок реализации программы - 1 учебный год .

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий: 30 минут.

Форма работы – групповая по 10 человек.

1.3.Планируемые результаты освоения Программы

В результате освоения программы дети должны:

- знать понятия: цифра, число, разряд, сложение, вычитание;

- уметь работать на  абакусе,  считая двумя руками одновременно;

- могут считать примеры на сложение и вычитание, состоящие из цепочки от 10-тизначных чисел (состоящих из одной, двух  цифр);

- знать арифметические знаки («+», «-»), числа от 1 до 99;

- уметь совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»): цепочка однозначных чисел, двухзначных чисел.

-выполнять задания усложненного уровня: упражнения на развитие логического мышления.

Мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования «Ментальная арифметика».

Для определения уровня усвоения программы применяются два вида мониторинга:

  • внутренний (наблюдение). В начале года проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания. В конце года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы.
  • внешний (участие олимпиадах по Ментальной арифметике, разного уровня: региональный, российский, международный).

Таблица индивидуального мониторинга освоения программы

Ф.И.О.         

Возраст         

Показатели для мониторинга

Уровень на   начало

учебного года

Уровень на   конец учебного года

Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии

Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр)

Мелкая моторика. Умение работать с соробаном

Знание арифметических знаков («+», «-») (цифры от 0 до 99)

Знание арифметических знаков («+», «-»), числа  от 1 до 99

Умение считать на счётах – Абакус (работа двумя руками)

Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»)

Цепочка однозначных чисел

Цепочка двухзначных чисел

Скорость выполнения: задания/ правильность решения арифметических действий

На счётах «Абакус»

При ментальном счете (скорость, количество чисел)

Упражнения        на        развитие логического мышления

Упражнения на глазодвигательную реакцию

По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.

Уровни освоения программы:

  • 1 балл – ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.
  • 2 балла – СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
  • 3 балла – ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий.

Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального  развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание совместной деятельности педагога с детьми

Рабочая программа определяет содержание и организацию совместной деятельности педагога и детей при проведении занятий в подгруппе. Она направлена на формирование познавательных (интеллектуальных) способностей детей, конструктивного и абстрактного мышления, общей культуры детей 6-7 лет, формирование у них предпосылок учебной деятельности, обеспечение их дальнейшей социальной успешности. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Структура занятий:

  • разминка;
  • тренировка пальцев, упражнения на абакусе;
  • новая тема или закрепление;
  • решение примеров, работа с тренажером;
  • работа с флеш-картами;
  • дополнительные задания и игры;
  • ментальный счет;
  • рефлексия.

Занятия предполагают постоянную смену деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, совместные проекты и деятельность с родителями

2.2. Методы и формы реализации программы

 

Для успешной организации занятий с детьми по программе «Ментальная арифметика» используются:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
  • метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти);
  • практический (складывают и вычитают числа с помощью счета);
  • наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, показ мультимедийных материалов).

2.Методы контроля и самоконтроля:

  • устные;
  • письменные;
  • индивидуальные;
  • фронтальные.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Материально-техническое обеспечение

  • демонстрационный абакус;
  • индивидуальные счёты абакус;
  • мультимедийное оборудование (ПК, проектор);
  • флеш-карты;
  • набор цифр от 0 до 99;
  • рабочие тетради;
  • таблица «Шульта»;
  • числовые лабиринты;
  • шаблоны «Рисование двумя руками»;
  • кинезиологические упражнения;
  • логические игры;
  • письменные принадлежности по количеству детей: простой карандаш, цветные   карандаши, линейка, ластик.

3.2. Сроки реализации Программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика рассчитана на 1 год обучения.

3.3. Перспективный план с родителями

Цель: повышение уровня знаний родителей о гармоничном развитии мозга ребенка при помощи методики «Ментальная арифметика».

Содержание работы с семьей

Месяц

Задачи

Мероприятие

Формы работы

Октябрь

Познакомить родителей с объемом программного материала по курсу «Ментальная арифметика» и формами работы по кружку в учебном году

Сообщение «Занимательные формы работы при изучении ментальной арифметики второго года обучения»

Родительское собрание

Ноябрь

Дать родителям рекомендации по закреплению количественного и порядкового счета, сравнению чисел в пределах от 1 до 20.

Постоянно тренируя в счете вслух, так как умение считать быстро и четко определяет в дальнейшем математические способности ребенка

Консультация для родителей, оформление папки «Познавательная библиотека» для родителей

Декабрь

Дать родителям рекомендации по закреплению количественного и порядкового счета от 1 до 99

«Веселый счет»

Консультация для родителей

Январь

Познакомить родителей с использованием наглядного материала по математике.

«1, 2, 3, 4, 5, Хочу узнать, утро, вечер, или ночь – игры смогут мне помочь»

Оформление выставки занимательного математического материала (дидактические и развивающие игры, методические пособия)

Февраль

Привлечь родителей к участию в жизни группы.

«Приключение в стране Арифмешки»

Мастер-класс

Март

Дать советы родителям по закреплению умений детей ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, «читать» пространственные схемы.

Игры и упражнения

Папка - передвижка

Апрель

Показать родителям, чему дети научились за год.

Открытое занятие по ментальной арифметике

«День открытых дверей»

Май

Познакомить родителей с результатами диагностики и дать рекомендации по закреплению знаний.

«Папа, мама посмотри, что уже умеем мы»

Групповое родительское собрание

Приложение

3.4.Календарно-тематическое планирование «Ментальная арифметика в подготовительной группе

Месяц

Дата

Содержание

Кол-во часов

Октябрь

1.занятие 1 Повторение. Набор цифр от 1 до 10 на абакусе. Определение чисел с абакуса. Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. Упражнять в определении чисел с абакуса .

30мин

2.Занятие 2 Повторение. Добавление и вычитание пройденных цифр на абакусе. Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. Работа с флэш-картами.

30мин

3. Занятие 3 Знакомство с двузначными числами. Учить двузначным числам (10-19), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения двузначных (10-19). «Рисование двумя руками»

30мин

4. Занятие 4 Знакомство с двузначными числами. Учить двузначным числам (10-19), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения двузначных (10-19).

30мин

Ноябрь

5.Занятие 1 Набор цифр от 1 до 19 на абакусе. Определение чисел с абакуса. Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. Упражнять в определении чисел с абакуса .

30мин

9.Занятие2. Прямое сложение, двузначные (10-19) Выполнение примеров в уме.

30мин

7.Занятие 3. Фундаментальные упражнения (двумя руками). Самостоятельное решение на соробане Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой        глазки» (ментальный счет,)

30мин

8.Занятие 4.. Набор цифр от 1 до 19 на абакусе. Определение чисел с абакуса.  Закрепить умение решать примеры на абакусе. Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. «Рисование двумя руками»

30мин

Декабрь

 

9.Занятие 1.Прямое сложение и вычитание, двузначные (20-29). Учить двузначным числам (20-29), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (20-29).

30мин

10.Занятие2 Прямое сложение и вычитание, двузначные (20-29). Учить двузначным числам (20-29), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (20-29).

30мин

11.Занятие3. Прямое сложение и вычитание, двузначные (20-29) Учить двузначным числам (20-29), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных чисел (20-29). Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой        глазки» (ментальный счет)

30мин

12.Занятие4. Прямое сложение и вычитание, двузначные (30-39) Учить двузначным числам (30-39), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (30-39). «Рисование двумя руками»

30мин

Январь

 

13.Занятие1. Прямое сложение и вычитание, двузначные (30-39). Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (30-39).

30мин

14.Занятие2.  Учить двузначным числам (30-39), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (30-39). Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (30-39).

30мин

15.Занятие3 Фундаментальные упражнения (двумя  руками). Самостоятельное решение на соробане Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой        глазки» (ментальный счет)

30мин

Февраль

 16. Занятие 1.  Прямое сложение и вычитание, двузначные (40-49) Учить двузначным числам (40-49), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (40-49).

30мин

 17.  Занятие 2.  Прямое сложение и вычитание, двузначные (40-49) Учить двузначным числам (40-49), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (40-49).

30мин

 18. Занятие 3 Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой        глазки» (ментальный счет,) Прямое сложение и вычитание, двузначные (40-49). «Рисование двумя руками»

30мин

Март

19 . Занятие 1.  Прямое сложение и вычитание, двузначные (50-59) Учить двузначным числам (50-59), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (50-59).

30мин

 

 20.  Занятие 2.  Прямое сложение и вычитание, двузначные (50-59) Учить двузначным числам (50-59), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (50-59).

30мин

21. Занятие 3 Решение примеров на  двух         столбиках обеими руками  слева направо, работа с флеш-картами , на слух. «Закрой        глазки» (ментальный счет). «Рисование двумя руками»

30мин

 22. Занятие 4.  Прямое сложение и вычитание, двузначные (60-69). Учить двузначным числам (60-69), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (60-69).

30мин

 23. Занятие 5. Прямое сложение и вычитание, двузначные (60-69) Учить двузначным числам (60-69), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (60-69).

30мин

 Апрель  

 

 24.  Занятие 1. Двузначные        числа. Решение примеров обеими руками.  слева направо на соробане.  Работа с флеш-картами, на слух. «Закрой глазки» (ментальный счет).

30мин

25.  Занятие 2.  Прямое сложение и вычитание, двузначные (70-79) Учить двузначным числам (70-79), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания

30мин

26. Занятие 3.  Прямое сложение и вычитание, двузначные (70-79) Учить двузначным числам (70-79), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания. «Рисование двумя руками»

30мин

 27. Занятие 4.  Прямое сложение и вычитание, двузначные (70-79) Решение примеров на  двух         столбиках обеими руками  слева направо, работа с флеш-картами , на слух. «Закрой        глазки» (ментальный счет,)

30мин

Май  

28. Занятие 1. Прямое сложение и вычитание, двузначные (80-89) Учить двузначным числам (80-89), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (80-89).

30мин

29. Занятие 2. Прямое сложение и вычитание, двузначные (80-89). Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (80-89). Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой        глазки» (ментальный счет,)

30мин

30. Занятие 3. Прямое сложение и вычитание, двузначные (90-99) Учить двузначным числам (90-99), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (90-99).

30мин

31. Занятие 4 Прямое сложение и вычитание, двузначные (90-99) Учить двузначным числам (90-99), учить показывать их на соробане. Формировать навык прямого сложения и вычитания двузначных (90-99).

30мин

32. Занятие 5.    Работа по закреплению пройдённого материала

30мин

Итого

32

16

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей. М.

2. В.П. Новикова. Математика в детском саду (дошкольный возраст). М., 2008г.

3. В.П. Новикова. Математические игры в детском саду и в начальной школе.

4. Колесникова Е.В. «Математические ступеньки». Программа развития математических представлений у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 112с.

5.  Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати. Математика для детей 6-7 лет. ФГОС ДО. Рабочая тетрадь. М.: Сфера, 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей обшеразвивающей направленности детей четвертого года жизни.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет на 2016-2017 уч. год

Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, является частью Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образо...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

         Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...

Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...