Рабочая программа "Ментальная арифметика" для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа "Ментальна арифметика " 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_arifmetika_5-6let.docx | 55.13 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дополнительного образования «Ментальная арифметика»
для детей 5-6 лет
Содержание
1. | Целевой раздел | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.1. | Цели и задачи реализации Программы | 3 |
1.2. | Планируемые результаты освоения Программы | 4 |
2. | Содержательный раздел | 6 |
2.1 | Содержание совместной деятельности педагога с детьми | 6 |
2.2 | Методы и формы реализации программы | 7 |
3. | Организационный раздел | 7 |
3.1. | Материально-техническое обеспечение Программы | 7 |
3.2. | Сроки реализации Программы | 7 |
3.3. | Перспективный план с родителями | 8 |
3.4 | Календарно-тематическое планирование | 10 |
4. | Литература | 14 |
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Ментальная арифметика» имеет естественно-научную направленность и создана для развития логики, воображения, фотографической памяти для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса.
Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у дошкольников появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного ребёнка.
Быстрый счет в данной методике является лишь побочным положительным эффектом.
Каждый ребенок хочет и может развиваться, но чтобы не потерять к этому интерес и стремление в данной программе предусматривается такой прием обучения, как игра.
Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка.
Благодаря программе ментальной арифметики у всех детей улучшаются зрительная и слуховая память, повышается концентрация и внимательность.
Новизна данной программы предполагает интегрированный подход к
обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах.
Обучение по данной программе позволяет ребенку добиться значительных успехов в области математики.
- Цели и задачи реализации Программы
Цель программы - развитие в дошкольном возрасте интеллектуальных и познавательных способностей вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счета на абакусе.
Задачи:
- дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета
- на абакусе;
- развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное,
логическое мышление;
- обогатить арифметические представления дошкольников, формировать
- некоторые основные понятия: «сложение», «вычитание», «больше», «меньше», «состав числа»;
- формировать умения соотносить количество и число;
- развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное, логическое мышление;
- развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации;
- развивать мелкую моторику детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике;
- формировать коммуникативные умения, навыки сотрудничества.
Программа предназначена для обучающихся 5-6 лет, умеющих считать от 1 до 10
Продолжительность программы, структура занятий
Срок реализации программы - 1 учебный год .
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий: 25 минут.
Форма работы – групповая по 10 человек.
1.3.Планируемые результаты освоения Программы
- В результате освоения программы дети должны:
- знать понятия: цифра, число, сложение, вычитание;
- уметь работать на абакусе;
- освоить прием ментального счета;
- научится держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди;
- знать арифметические знаки («+», «-») ,числа от 1 до 10;
- уметь совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»), цепочка однозначных чисел.
Мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования «Ментальная арифметика».
Для определения уровня усвоения программы применяются два вида мониторинга:
- внутренний (наблюдение). В начале года проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания. В конце года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы.
- внешний (участие олимпиадах по Ментальной арифметике, разного уровня: региональный, российский, международный).
Таблица индивидуального мониторинга освоения программы (диагностическая карта)
Ф.И.О. Возраст | ||
Показатели для мониторинга | Уровень на начало учебного года | Уровень на конец учебного года |
Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии | ||
Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр) | ||
Мелкая моторика. Умение работать с соробаном | ||
Знание арифметических знаков(«+», «-») (цифры от 0 до 9) | ||
Знание арифметических знаков («+», «-»), (числа от 1 до 9) | ||
Умение считать на счётах – Абакус (работа пальцами) | ||
Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-») | ||
Цепочка однозначных чисел | ||
Скорость выполнения: задания/ правильность решения арифметических действий | ||
На счётах «Абакус» | ||
При ментальном счете (скорость, количество чисел) | ||
Упражнения на развитие логического мышления | ||
Упражнения на глазодвигательную реакцию |
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы:
- 1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.
- 2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
- 3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание совместной деятельности педагога с детьми
Рабочая программа определяет содержание и организацию совместной деятельности педагога и детей при проведении занятий в подгруппе. Она направлена на формирование познавательных (интеллектуальных) способностей детей, конструктивного и абстрактного мышления, общей культуры детей 5-6 лет, формирование у них предпосылок учебной деятельности, обеспечение их дальнейшей социальной успешности. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Структура занятий:
- разминка ;
- тренировка пальцев;
- упражнения на абакусе ;
- новая тема или закрепление;
- решение примеров;
- работа с карточками ;
- дополнительные задания и игры;
- ментальный счет;
- рефлексия.
Занятия предполагают постоянную смену деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, совместные проекты и деятельность с родителями.
2.2. Методы и формы реализации программы
Для успешной организации занятий с детьми по программе «Ментальная арифметика» используются:
1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
- метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти);
- практический (складывают и вычитают числа с помощью счета);
- наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, показ мультимедийных материалов).
- Методы контроля и самоконтроля:
- устные;
- письменные;
- индивидуальные;
- фронтальные.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Материально-техническое обеспечение:
- демонстрационный абакус;
- индивидуальные счёты абакус;
- мультимедийное оборудование (ПК, проектор);
- флеш-карты;
- набор цифр от 0 до 10;
- рабочие тетради;
- таблица «Шульта»;
- числовые лабиринты;
- шаблоны «Рисование двумя руками»;
- логические игры.
- письменные принадлежности по количеству детей: простой карандаш, цветные карандаши, линейка, ластик.
3.2. Сроки реализации Программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика рассчитана на 1 год обучения.
3.3 Перспективный план с родителями
Цель: повышение уровня знаний родителей о гармоничном развитии мозга ребенка при помощи методики «Ментальная арифметика».
Содержание работы с семьей
Месяц | Задачи | Мероприятие | Формы работы |
Октябрь | Познакомить родителей с объемом программного материала по курсу «Ментальная арифметика» и формами работы по кружку в учебном году | Ментальная арифметика | Родительское собрание |
Ноябрь | Дать родителям рекомендации по закреплению количественного и порядкового счета, сравнению чисел в пределах от 1 до 10. | Постоянно тренируя в счете вслух, так как умение считать быстро и четко определяет в дальнейшем математические способности ребенка | Консультация для родителей, оформление папки |
Декабрь | Дать родителям рекомендации по закреплению количественного и порядкового счета от 1 до 20 | «Веселый счет» | Консультация для родителей |
Январь | Познакомить родителей с картотекой игр направленных на развитие памяти, мышления, воображения. | Картотека игр | Папка-передвижка Картотека игр для дошкольников, направленных на развитие памяти, мышления, воображения. |
Февраль | Привлечь родителей к участию в жизни группы. | «Живой абак» игра | Мастер-класс Математическая игра для детей и взрослых |
Март | Дать советы родителям по закреплению умений детей ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, «читать» пространственные схемы. | Игры и упражнения. | Папка - передвижка |
Апрель | Показать родителям, чему дети научились за год. | Открытое занятие по ментальной арифметике | «День открытых дверей» |
Май | Познакомить родителей с результатами диагностики и дать рекомендации по закреплению знаний. | «Папа, мама посмотри, что уже умеем мы» | Групповое родительское собрание |
Приложение
3.4.Календарно-тематическое планирование «Ментальная арифметика
в старшей группе
Месяц | Дата | Содержание | Кол-во часов |
Октябрь | 1. занятие 1 Знакомство с ментальной арифметикой. Обучить детей технике безопасности при работе с техникой, абакусом. | 25мин | |
2.Занятие 2 Абакус и его конструкция. Познакомить детей с абакусом. Заинтересовать детей работой на соробане, показать возможности счета на соробане ментально. | 25мин | ||
3.Занятие 3 Изготовление поделки «мой абакус » | 25мин | ||
4. Занятие 4 Изготовление поделки «мой абакус» «Рисование двумя руками» | 25мин | ||
Ноябрь | 5.Занятие 1. Знакомство с основной техникой пальцев Строение соробана, демонстрация чисел. Постановка техники рук. Тренировка пальцев на Абаке | 25мин | |
6.Занятие 2. Знакомство с основной техникой пальцев Строение соробана, демонстрация чисел. Постановка техники рук. Тренировка пальцев на Абаке | 25мин | ||
7.Занятие 3. Знакомство с цифрами 1-4 на абакусе Учить детей писать числа на абакусе. Развить математические способности. «Рисование двумя руками» | 25мин | ||
8.Занятие 4. Знакомство с цифрами 1-4 на абакусе Учить детей писать числа на абакусе. Развить математические способности. | 25мин | ||
Декабрь
| 9.Занятие1 Продолжать Знакомство с цифрами 1-4 на абакусе Учить детей писать числа на абакусе. Развить математические способности. | 25мин | |
10.Занятие2. Учить детей писать числа на абакусе. Развить математические способности. | 25мин | ||
11.Занятие3.. Учить детей писать числа на абакусе. Развить математические способности. «Рисование двумя руками» | 25мин | ||
12.Занятие4.. Учить детей писать числа на абакусе. Развить математические способности. | 25мин | ||
Январь
| 13.Занятие1. Сложение на абакусе цифр 1- 4. Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на сложение на абакусе (1-4). Развить внимание, память. | 25мин | |
14.Занятие2 Сложение на абакусе цифр 1- 4. Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на сложение на абакусе (1-4). Развить внимание, память. | 25мин | ||
15.Занятие3. Учить решать простые примеры на абакусе. Развить математические способности. | 25мин | ||
Февраль | 16. Занятие 1. Учить решать простые примеры на абакусе. Развить математические способности. «Рисование двумя руками» | 25мин | |
17. Занятие 2. Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой глазки» (ментальный счет,) Развить математические способности. Учить решать простые примеры на абакусе. Развить математические способности. | 25мин | ||
18. Занятие 3. Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой глазки» (ментальный счет) Развить математические способности. Учить решать простые примеры на абакусе. Развить математические способности. | 25мин | ||
Март | 19 . Занятие 4. Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой глазки» (ментальный счет) Развить математические способности. | 25мин | |
| 20. Занятие 1. Вычитание на абакусе цифр (1- 4). Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. | 25мин | |
21. Занятие 2 Вычитание на абакусе цифр (1- 4). Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. «Рисование двумя руками» | 25мин | ||
22. Занятие 3. Вычитание на абакусе цифр (1- 4). Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. | 25мин | ||
23. Занятие 4. Закрепление пройденного материала .Вычитание на абакусе цифр 1- 4. Ментальный счет Упражнять в счете примеров на вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. | 25мин | ||
Апрель
| 24. Занятие 1. Сложение и вычитание на абакусе цифр (1- 4). Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. «Рисование двумя руками» | 25мин | |
25. Занятие 2. Сложение и вычитание на абакусе цифр 1- 4. Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. | 25мин | ||
26. Занятие 3. Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой глазки» (ментальный счет,) Сложение и вычитание на абакусе цифр (1- 4). Развить математические способности. | 25мин | ||
27. Занятие 4. Закрепление пройденного материала. | 25мин | ||
Май | 28. Занятие 1. Изучение цифр 5-8 на абакусе. Ментальный счет. Познакомить с цифрами 5-8 на абакусе. | 25мин | |
29. Занятие 2 Изучение цифр 5-8 на абакусе. Ментальный счет. Познакомить с цифрами 5-8 на абакусе. Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе | 25мин | ||
30. Занятие 3. Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой глазки» (ментальный счет) Развить математические способности. «Рисование двумя руками» | 25мин | ||
31. Занятие 4. Упражнять в решении примеров ментально. Упражнять в определении чисел с абакуса . Развить внимание, память. | 25мин | ||
32. Занятие 5. Работа по закреплению пройдённого материала. | 25мин | ||
Итого | 32 | 13 |
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей. М.
2. В.П. Новикова. Математика в детском саду (дошкольный возраст). М., 2008г.
3. В.П. Новикова. Математические игры в детском саду и в начальной школе.
4. Колесникова Е.В. «Математические ступеньки». Программа развития математических представлений у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 112с.
5. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет. ФГОС ДО. Рабочая тетрадь. М.: Сфера, 2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей обшеразвивающей направленности детей четвертого года жизни.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет на 2016-2017 уч. год
Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, является частью Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образо...
Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...
Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...