Рабочая программа "Ментальная арифметика" для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)

Рахматуллина Марина Геннадьевна

Рабочая программа "Ментальна арифметика " 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_arifmetika_5-6let.docx55.13 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дополнительного образования «Ментальная арифметика»

для детей 5-6 лет

Содержание

1.

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.

Цели и задачи реализации Программы

3

1.2.

Планируемые результаты освоения Программы

4

2.

Содержательный раздел

6

2.1

 Содержание совместной деятельности педагога с детьми

6

2.2

Методы и формы реализации программы

7

3.

Организационный раздел

7

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы

7

3.2.

Сроки реализации Программы

7

3.3.

Перспективный план с родителями

8

3.4

Календарно-тематическое планирование

10

4.

Литература

14

1.Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Ментальная арифметика» имеет естественно-научную направленность и создана для развития логики, воображения, фотографической памяти для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса.

Каждое занятие наполнено арифметическими заданиями занимательного характера. В процессе проведения занятий у дошкольников появляется реальная возможность, работая в зоне ближайшего развития ребенка, поднять авторитет даже у самого слабо мотивированного ребёнка.

Быстрый счет в данной методике является лишь побочным положительным эффектом.

Каждый ребенок хочет и может развиваться, но чтобы не потерять к этому интерес и стремление в данной программе предусматривается такой прием обучения, как игра.

Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние  на успешное будущее ребенка.

Благодаря программе ментальной арифметики у всех детей улучшаются зрительная и слуховая память, повышается концентрация и внимательность.

Новизна данной программы предполагает интегрированный подход к

обучению детей дошкольного возраста. Это своеобразная программа, позволяющая развивать мыслительную деятельность ребенка и его творческое начало. Этому способствует работа на специальных счетах.

Обучение по данной программе позволяет ребенку добиться значительных успехов в области математики.

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель программы - развитие в дошкольном возрасте интеллектуальных и познавательных способностей вычислительных навыков, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счета на абакусе.

   Задачи:

  • дать представление о ментальной арифметике и основах системы счета
  • на абакусе;
  • развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное,

логическое мышление;

  • обогатить арифметические представления дошкольников, формировать
  • некоторые основные понятия: «сложение», «вычитание», «больше», «меньше», «состав числа»;
  •  формировать умения соотносить количество и число;
  • развивать пространственное воображение обучающихся, абстрактное,  логическое мышление;
  • развивать концентрацию внимания, фотографическую память и оперативное мышление, логику и воображение, слух и наблюдательность, способность к визуализации;
  • развивать мелкую моторику детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
  • воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе;
  • воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике;
  • формировать коммуникативные умения, навыки сотрудничества.

Программа предназначена для обучающихся 5-6 лет, умеющих считать от 1 до 10

Продолжительность программы, структура занятий

Срок реализации программы - 1 учебный год .

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий: 25 минут.

Форма работы – групповая по 10 человек.

1.3.Планируемые результаты освоения Программы

  • В результате освоения программы дети должны:
  •  знать понятия: цифра, число, сложение, вычитание;
  • уметь работать на абакусе;
  •  освоить прием ментального счета;
  •  научится держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди;
  •  знать арифметические знаки («+», «-») ,числа от 1 до 10;
  • уметь совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»), цепочка однозначных чисел.

Мониторинг освоения детьми программы дополнительного образования «Ментальная арифметика».

Для определения уровня усвоения программы применяются два вида мониторинга:

  • внутренний (наблюдение). В начале года проводится первичная фиксация уровня знаний, где детям предлагается задания с арифметическими действиями. Педагог фиксирует индивидуальные способности ребенка по основным навыкам выполнения задания. В конце года проводится мониторинг по этим же навыкам, что позволят педагогу проследить динамику уровня усвоения программы.
  • внешний (участие олимпиадах по Ментальной арифметике, разного уровня: региональный, российский, международный).

Таблица индивидуального мониторинга освоения программы (диагностическая карта)

Ф.И.О.         

Возраст         

Показатели для мониторинга

Уровень на   начало

учебного года

Уровень на   конец учебного года

Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии

Умение работать в тетради (постановка руки при написании цифр)

Мелкая моторика. Умение работать с соробаном

Знание арифметических знаков(«+», «-») (цифры от 0 до 9)

Знание арифметических знаков («+», «-»), (числа  от 1 до 9)

Умение считать на счётах – Абакус (работа пальцами)

Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»)

Цепочка однозначных чисел

Скорость выполнения: задания/ правильность решения арифметических действий

На счётах «Абакус»

При ментальном счете (скорость, количество чисел)

Упражнения        на        развитие логического мышления

Упражнения на глазодвигательную реакцию

По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.

Уровни освоения программы:

  • 1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями.
  • 2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
  • 3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий.

Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание совместной деятельности педагога с детьми

Рабочая программа определяет содержание и организацию совместной деятельности педагога и детей при проведении занятий в подгруппе. Она направлена на формирование познавательных (интеллектуальных) способностей детей, конструктивного и абстрактного мышления, общей культуры детей 5-6 лет, формирование у них предпосылок учебной деятельности, обеспечение их дальнейшей социальной успешности. Содержание работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учѐтом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Структура занятий:

  • разминка ;
  • тренировка пальцев;
  • упражнения на абакусе ;
  • новая тема или закрепление;
  • решение примеров;
  • работа с карточками ;
  • дополнительные задания и игры;
  • ментальный счет;
  • рефлексия.

Занятия предполагают постоянную смену деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, лого ритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, совместные проекты и деятельность с родителями.

2.2. Методы и формы реализации программы

 

Для успешной организации занятий с детьми по программе «Ментальная арифметика» используются:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);
  • метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти);
  • практический (складывают и вычитают числа с помощью счета);
  • наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, показ мультимедийных материалов).

  1. Методы контроля и самоконтроля:
  • устные;
  • письменные;
  • индивидуальные;
  • фронтальные.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Материально-техническое обеспечение:

  • демонстрационный абакус;
  • индивидуальные счёты абакус;
  • мультимедийное оборудование (ПК, проектор);
  • флеш-карты;
  • набор цифр от 0 до 10;
  • рабочие тетради;
  • таблица «Шульта»;
  • числовые лабиринты;
  • шаблоны «Рисование двумя руками»;
  • логические игры.
  • письменные принадлежности по количеству детей: простой карандаш, цветные   карандаши, линейка, ластик.

3.2. Сроки реализации Программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ментальная арифметика рассчитана на 1 год обучения.

3.3 Перспективный план с родителями

Цель: повышение уровня знаний родителей о гармоничном развитии мозга ребенка при помощи методики «Ментальная арифметика».

Содержание работы с семьей

Месяц

Задачи

Мероприятие

Формы работы

Октябрь

Познакомить родителей с объемом программного материала по курсу «Ментальная арифметика» и формами работы по кружку в учебном году

Ментальная арифметика

Родительское собрание

Ноябрь

Дать родителям рекомендации по закреплению количественного и порядкового счета, сравнению чисел в пределах от 1 до 10.

Постоянно тренируя в счете вслух, так как умение считать быстро и четко определяет в дальнейшем математические способности ребенка

Консультация для родителей, оформление папки

Декабрь

Дать родителям рекомендации по закреплению количественного и порядкового счета от 1 до 20

«Веселый счет»

Консультация для родителей

Январь

Познакомить родителей с картотекой игр направленных на развитие памяти, мышления, воображения.

Картотека игр

Папка-передвижка

Картотека игр для дошкольников, направленных на развитие памяти, мышления, воображения.

Февраль

Привлечь родителей к участию в жизни группы.

«Живой абак» игра

Мастер-класс

Математическая игра для детей и взрослых

Март

Дать советы родителям по закреплению умений детей ориентироваться на листе бумаги, в пространстве, «читать» пространственные схемы.

 Игры и упражнения.

Папка - передвижка

Апрель

Показать родителям, чему дети научились за год.

Открытое занятие по ментальной арифметике

«День открытых дверей»

Май

Познакомить родителей с результатами диагностики и дать рекомендации по закреплению знаний.

«Папа, мама посмотри, что уже умеем мы»

Групповое родительское собрание

 

Приложение

3.4.Календарно-тематическое планирование «Ментальная арифметика

в старшей группе

Месяц

Дата

Содержание

Кол-во

часов

Октябрь

1. занятие 1 Знакомство с ментальной арифметикой. Обучить детей технике безопасности при работе с техникой, абакусом.

25мин

2.Занятие 2 Абакус и его конструкция. Познакомить детей с абакусом.

Заинтересовать детей работой на соробане, показать возможности счета на соробане  ментально.

25мин

3.Занятие 3 Изготовление поделки «мой    абакус »

25мин

4. Занятие 4 Изготовление поделки «мой      абакус»

«Рисование двумя руками»

25мин

Ноябрь

5.Занятие 1. Знакомство с основной         техникой пальцев Строение соробана, демонстрация чисел. Постановка техники рук. Тренировка пальцев на Абаке

25мин

6.Занятие 2. Знакомство с основной         техникой пальцев Строение соробана, демонстрация чисел. Постановка техники рук. Тренировка пальцев на Абаке

25мин

7.Занятие 3. Знакомство с цифрами 1-4 на абакусе Учить детей писать числа на абакусе. Развить математические способности. «Рисование двумя руками»

25мин

8.Занятие 4. Знакомство с цифрами 1-4 на абакусе Учить детей писать числа на абакусе. Развить математические способности.

25мин

Декабрь

 

9.Занятие1 Продолжать Знакомство с цифрами 1-4 на абакусе Учить детей писать числа на абакусе. Развить математические способности.

25мин

10.Занятие2. Учить детей писать числа на абакусе. Развить математические способности.

25мин

11.Занятие3.. Учить детей писать числа на абакусе. Развить математические способности. «Рисование двумя руками»

25мин

12.Занятие4.. Учить детей писать числа на абакусе. Развить математические способности.

25мин

Январь

 

 

13.Занятие1. Сложение на абакусе цифр 1- 4. Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на сложение на абакусе (1-4). Развить внимание, память.

25мин

14.Занятие2 Сложение на абакусе цифр 1- 4. Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на сложение на абакусе (1-4). Развить внимание, память.

25мин

15.Занятие3. Учить решать простые примеры на абакусе. Развить математические способности.

25мин

Февраль

 16. Занятие 1. Учить решать простые примеры на абакусе. Развить математические способности. «Рисование двумя руками»

25мин

 17.  Занятие 2. Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой        глазки» (ментальный счет,) Развить математические способности. Учить решать простые примеры на абакусе. Развить математические способности.

25мин

 18. Занятие 3. Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой        глазки» (ментальный счет)  Развить математические способности. Учить решать простые примеры на абакусе. Развить математические способности.

25мин

Март

19 . Занятие 4.  Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой        глазки» (ментальный счет) Развить математические способности.

25мин

 

 20.  Занятие 1.  Вычитание на абакусе цифр (1- 4). Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально.

25мин

21. Занятие 2 Вычитание на абакусе цифр (1- 4). Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. «Рисование двумя руками»

25мин

 22. Занятие 3.  Вычитание на абакусе цифр (1- 4). Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально.

25мин

 23. Занятие 4. Закрепление пройденного материала .Вычитание на абакусе цифр 1- 4. Ментальный счет Упражнять в счете примеров на вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально.

25мин

 Апрель  

 

 24.  Занятие 1. Сложение и вычитание на абакусе цифр (1- 4). Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально. «Рисование двумя руками»

25мин

25.  Занятие 2.  Сложение и вычитание на абакусе цифр 1- 4. Ментальный счет. Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе(1-4). Развить внимание, память. Упражнять в решении примеров ментально.

25мин

26. Занятие 3.  Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой        глазки» (ментальный счет,) Сложение и вычитание на абакусе цифр (1- 4). Развить математические способности.

25мин

 27. Занятие 4.  Закрепление пройденного материала.

25мин

Май  

28. Занятие 1. Изучение цифр 5-8 на абакусе. Ментальный счет. Познакомить с цифрами 5-8 на абакусе.

25мин

29. Занятие 2 Изучение цифр 5-8 на абакусе. Ментальный счет. Познакомить с цифрами 5-8 на абакусе. Упражнять в счете примеров на сложение и вычитание на абакусе

25мин

30. Занятие 3. Работа с флеш-картами , на слух. «Закрой        глазки» (ментальный счет) Развить математические способности. «Рисование двумя руками»

25мин

31. Занятие 4.

 Упражнять в решении примеров ментально. Упражнять в определении чисел с абакуса . Развить внимание, память.

25мин

32. Занятие 5. Работа по закреплению пройдённого материала.  

25мин

Итого

32

13

 

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.В. Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей. М.

2. В.П. Новикова. Математика в детском саду (дошкольный возраст). М., 2008г.

3. В.П. Новикова. Математические игры в детском саду и в начальной школе.

4. Колесникова Е.В. «Математические ступеньки». Программа развития математических представлений у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 112с.

5. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-6 лет. ФГОС ДО. Рабочая тетрадь. М.: Сфера, 2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей обшеразвивающей направленности детей четвертого года жизни.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...

Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет на 2016-2017 уч. год

Рабочая программа для детей первой младшей группы № 1 «Буратино» для детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет, является частью Основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образо...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

         Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...

Рабочая программа кружка детей разновозрастной группы «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Рабочая программа кружкадетей разновозрастной группы«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...