Пальчиковые игры
консультация (младшая группа)

Коржова Елена Григорьевна

Пальчиковые игры для детей младшей группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry_.docx27.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры для детей младшей группы

«Рука – это инструмент всех инструментов» сказал еще Аристотель.

 Пальчиковых игры- это веселое, увлекательное и полезное занятие! Развлечь малыша не так уж и сложно, для этого не обязательно покупать дорогие игрушки, лучшей забавой крохи могут стать собственные ручки.

Развитие мелкой моторики пальцев рук непрерывно связано с умственным развитием детей, развитием  речи.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берет малыша на руки, сажает на колени, обнимает, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает, похлопывает, ребенок получает массу необходимых для него эмоционального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все действия сопровождаются стихами. Ритм и неизменный порядок слов, рифма стихов привлекает внимание малышей и легко ими запоминается.

Главное требование: в играх рукой, ее кистью, пальчиками мы должны заботиться о развитии правой и левой руки

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.
Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно; можно пропевать предложенные тексты на любую подходящую мелодию.
Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочередно, напоминают маленькие сказочки.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

«АПЕЛЬСИН»

Мы делили апельсин -            

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура.

Он сердит на нас – беда!!!

 Разбегайся кто куда!

(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)

(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)

(Загибают большой палец руки)

(Загибают указательный палец)

(Загибают средний палец)

(Загибают безымянный палец)

(загибают мизинец)

(Бросают предполагаемую кожуру рукой)

(Делают испуганный вид)

(Делают движения руками в стороны)

«ДОМ»

Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

 Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой) Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –      «бутончик тюльпана»)

     «У ЖИРАФА ПЯТНА, ПЯТНА……»

Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.

1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)

Припев (хлопаем ладошками по всему телу, показывая пятна).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)

Припев ("собираем складки" - щипает себя)

3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза)

Припев (поглаживаем всё тело, изображая шёрстку).

4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза)

Припев (проводим пальцами или ребром ладони по телу, изображая полоски).

«ОБЕЗЬЯНКИ»

Обезьянки вышли погулять, (Выполняют движение «фонарики»)

Обезьянки стали танцевать, (Сжимают и разжимают кулачки)

Но одна из них ушла домой поспать, (Ладони прижимают друг к другу,

кладут под щёчку («спят»)

Потому что надоело танцевать. (Выполняют стряхивающие движения кистями рук («как будто стряхиваем водичку»)

 «МЫ КРУЖОК НАРИСОВАЛИ»

Мы кружок нарисовали

Наши пальчики устали,

Мы руками потрясём,

Рисовать опять начнём.

Мы черту нарисовали…

Мы волну нарисовали…

Точки мы нарисовали…

«ТУК, ТОК»

(Дети выполняют подражательные движения в соответствии

с текстом. Стучать можно по столу или коленкам)

Тук, ток, туки ток

Бьет кулак как молоток.

Тук, ток, туки - ток,

Бьет кулак как молоток.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали две руки.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, туки ток,

Застучал мой каблучок.

Тук, тук, тук, туки,

Застучали каблуки.

Тук, тук, тук туки,

Застучали каблуки.

Тук, тук, тук туки,

Две ноги и две руки,

Тук, тук, тук туки

Бьют и бьют как молотки.

Тук, тук целый день (Стучат произвольно, как больше всего нравится)

Мне стучать совсем не лень.

Тук, тук целый день

Мне стучать совсем не лень.

«ВОТ ЛЯГУШКИ»

(Ладони “прыгают” по коленям (столу).

Вот лягушка по дорожке (При этом необходимо при соприкосновении с поверхностью

Скачет вытянувши ножки: делать ладонями хороший толчок вверх.

«Ква, ква. Ква, ква. Руки то сжимаются в кулак, то резко раскрываются

Ква, ква. Ква, ква» пальцы (приговаривают «ква-ква»)

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка (Бегут пальцами обеих рук по столу или

коленям.)

По городу бежит,

Глядит ко всем в окошки, (Сложив пальцы рук круглым окошечком,

заглядывают в него.)

И пальчиком грозит: (Грозят пальчиком)

«А кто не лег в кроватку? (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на

тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать? (Переворачивают руки на другой «бок»)

Такого непослушного (Щекочут пальчиками то одну, то другую

ладошку)

Я буду щекотать!»

«ПАУЧОК»

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью,

а затем по плечу другой руки)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил,  (Кисти свободно опущены,

выполняют стряхивающее движение (дождик).

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы

растопырены, качают руками (солнышко светит)

Паучок ползёт опять, Действия аналогичны первоначальным

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке. («Паучки» ползают на голове.)

«ПЧЕЛКИ»

(Одна из рук стоит на столе,

опираясь на локотьпальцы

растопырены (елка)

На второй руке пальцы смыкаются

в кольцо (улей). «Улей» прижат к

«елке»)

Домик маленький на елке, (Дети заглядывают в «улей»).

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг

о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке, (Стучат кулаками друг о друга,

чередуя руки)

Где же, Где же эти пчелки?

Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают

пальцы и шевелят ими (пчелки

летают)

Раз два, три, четыре, пять!

«ПАЛЬЧИКИ»

(В соответствии с текстом, дети поочередно сгибают

и разгибают один из пальцев,

при этом стараясь не шевелить остальными.)

Вот это самый толстый пальчик у меня, (Сгибают и разгибают

большой палец)

Вместе с ним танцуют все его друзья. (Сжимают и разжимают

кулачки)

Этот самый ловкий пальчик у меня (Указательный палец)

И, когда танцует пальчик,

с ним танцуют все друзья.

Вот этот самый длинный пальчик у меня, (средний палец)

Вместе с ним танцуют все его друзья,

А вот этот пальчик лодырь у меня, (безымянный палец)

Но, когда танцует пальчик,

с ним танцуют все друзья.

А этот пальчик-мальчик лучший у меня, (мизинец)

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Все мои пять пальцев дружная семья, (Выполняют движение

«фонарики»)

И, когда они танцуют, танцую с ними я (Хлопки в ритме текста.)

«ПОРОСЯТА»

(Дети по очереди «идут» по столу каждым из

пальцев обеих рук)

Этот толстый поросёнок (Мизинцы)

целый день хвостом вилял,

Этот толстый поросёнок (Безымянные)

спинку об забор чесал.

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (”Фонарики”)

поросяток я люблю

Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, (Сжимают и разжимают кулачки)

поросяток я люблю

Этот толстый поросёнок (Средние пальцы)

носом землю ковырял,

Этот толстый поросёнок (Указательные пальцы)

что-то сам нарисовал.

Ля-ля-ля-ля …

Этот толстый поросёнок (Большие пальцы)

- лежебока и нахал,

Захотел спать в серединке (Рука сжимается в кулак, большой палец

и всех братьев растолкал. (зажимается внутрь.)

«ЧЕРВЯЧКИ»

(Ладони лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь

(движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три, четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает

(Идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).

Головой она кивает,

(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз)

Каркает:»Вот и обед!»

(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)

Глядь -

(Разводим руками)

а червячков уж нет!

(Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди).

«МИШКУ НА РУКИ ВОЗЬМУ»

Для игры понадобится игрушка – медвежонок. 

Ребенок выполняет движения в соответствии с текстом песни:

Мишку на руки возьми, и повыше подними,

Маме лапочкой одной помаши над головой.

Мишку на пол посади и один гулять иди,

По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись.

Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал,

На руки его возьми, крепко-крепко обними.

Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,

«Баю - бай, баю - бай, поскорее засыпай.

«У ЖИРАФА»

Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.

1. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде (2 раза)

Припев (хлопаем ладошками по всему телу, показывая пятна).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

2. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)

Припев ("собираем складки" - щипает себя)

3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шерсточка везде. (2 раза)

Припев (поглаживаем всё тело, изображая шерстку).

4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза)

Припев (проводим пальцами или ребром ладони по телу, изображая полоски).

      «МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ»

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.

(барабаним пальчиками по барабану или пустой коробке)

И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.

(играем на металлофоне или стучим ложечкой по нескольким бокалам)

Они покрыли замерзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.

(играем на треугольнике или стучим ложкой по пустой стеклянной бутылке, подвешенной за горлышко)

Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.

Они грызли орешки,

(играем на деревянных ложках)

грызли зернышки

(играем на рубеле или расчёске)

И устраивали себе из соломы теплые гнездышки.

(шуршим бумагой)

Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.

(царапаем пластик барабана или дощечку)

А снаружи на землю каждый день падал снег

(играем на металлофоне или стучим ложечкой по бокалам)

Шумел ветер,

(дудим в бутылку)

И над мышиными норками намело большой-большой сугроб.

Но мышкам было очень хорошо под снегом в теплых норках.

(играем на ксилофоне или барабаним пальчиками по пустой коробке).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

Пальчиковые игры. Зачем нужны "Пальчиковые игры"?

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем треноровки движений пальцев рук....

Пальчиковые игры.Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры.

Как правильно  проводить с ребенком пальчиковые игры.Консультация для родителей....

Консультация " Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?"

Пальчиковые игры- вещь, совершенно необходимая маме малыша.Помимо развития мелкой моторики , это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры -детская потешка или стихотв...

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группе

Пальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковые игры и рекомендации к проведению в средней группеПальчиковая гимнастика - это не только стимул развития речи и мелкой мото...