Соблюдаешь правила - поступаешь правильно!
консультация (средняя группа)
Консультация для родителей по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
Правила дорожного движения для детей, рассказанные в простой и понятной форме, — шаг на пути к осознанному поведению на городских улицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soblyudaesh_pravila_-_postupaesh_pravilno.docx | 368.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Соблюдаешь правила – поступаешь правильно!
Консультация для родителей по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения
Подготовили воспитатели средней группы №6 Наумова И.И., Озерова В. П.
Правила дорожного движения для детей, рассказанные в простой и понятной форме, — шаг на пути к осознанному поведению на городских улицах. Закреплённые в виде игры или за просмотром мультфильма, ПДД надёжно зафиксируются в голове ребёнка, и родитель сможет быть спокойным за своего сына или дочь.
В этой консультации мы расскажем, как именно обучать малыша правилам дорожного движения, представим список правил, покажем знаки, которые вы сможете выучить вместе, расскажем про опасные ситуации на дороге.
Самые первые правила маме и папе необходимо многократно повторить ребенку. Дорожное движение - это сложный процесс и его безопасность зависит от поведения каждого человека, а значит, и от нас самих!
Список самых важных правил для младшего дошкольника:
- Переходить проезжую часть можно только на зелёный сигнал светофора.
- Если светофора нет, то переходить дорогу можно только по пешеходному переходу (который называется зебра, потому что похож на неё внешне – чередуются белые и тёмные полосы).
- Даже если идём по зебре и на зелёный, всегда смотрим по сторонам — нет ли приближающихся машин.
- Когда ступаем на проезжую часть, смотрим налево, дойдя до середины — направо.
- Если нужно идти вдоль дороги по тротуару, то двигаемся по правой стороне.
- Если находимся за городом, идём по обочине дороги навстречу машинам.
- Запрещено играть рядом с дорогой (если дорога поблизости) и на дороге.
- Нельзя переходить на красный и на жёлтый сигнал светофора.
- Нельзя перебегать дорогу, даже если машин рядом нет и их не видно.
- Нельзя вырывать руку у взрослого даже на узкой дороге во дворе.
Когда ребёнок становится чуть постарше, добавляем к этому списку ещё несколько правил:
- Необходимо слезть с самоката или велосипеда при переходе дороги и везти его рядом с собой «пешком».
- Даже если кто-то из незнакомых взрослых или детей пошёл на красный рядом с тобой, стоим и ждём зелёный.
- Нельзя отвлекаться на дороге (играть, слушать музыку, смотреть в телефон), даже если переходишь на зелёный.
- Нельзя высовываться из окна автомобиля — ни головой, ни рукой, — так как проезжающие рядом машины могут травмировать.
- На одежде или предметах гардероба (рюкзак, например) стоит иметь светоотражающие элементы, чтобы водители заметили пешехода в тёмное время суток.
Чтобы «картина» дороги у ребёнка была полной, необходимо также рассказать ему о знаках и обязательно показать их.
Знаки, которые ребёнок должен знать
Где есть это обозначение, МОЖНО переходить дорогу. Это разрешающий знак.
Знак перехода близко, но прямо здесь переходить НЕЛЬЗЯ. Поэтому треугольник красный.
Здесь есть подземный переход, рядом оживлённая трасса, преодолеть которую можно под землёй.
Это обозначение для водителей, чтобы они знали, что рядом могут быть дети. Такие знаки устанавливаются рядом со школами, детсадами, другими детскими учреждениями.
Здесь переходить дорогу запрещено! Ступать на проезжую часть НЕЛЬЗЯ ни в коем случае.
Здесь останавливается общественный транспорт, это знак остановки.
Игры как закрепление материала
Цель игры — задействовать те механизмы, на которых строится работа детского мозга, помочь запомнить информацию и использовать её на практике.
«А у нас на улице»
Играть лучше в песочнице. Понадобится несколько детей с машинками, куколками, зверятами и солдатиками.
Взрослые (родители или воспитатели) изготавливают бумажные или картонные дорожные знаки и светофор, раскрашивают яркими фломастерами (можно привлечь детей), устанавливают с помощью зубочисток вертикально.
Делаем вместе с детьми транспортный узел из песка: дорогу, здания, постройки. Несколько ребят будут пешеходами, другие — водителями (потом они поменяются). Пешеходы переходят дорогу куклами и зверями, следуя к своим целям: в магазин, в трамвай, автобус, в школу, садик. Водители ездят по дорогам машинками, создавая опасность. Всё это происходит согласно ПДД (родители рассказывают правила, следят за выполнениям, помогают, если возникают ошибки).
«Магазин игрушек»
Занятие можно провести на детской площадке или дома, с несколькими детьми, разделёнными на группы, или с одним ребёнком, который будет выполнять задания по порядку.
На асфальте мелом рисуем пешеходный переход (дома можно воспользоваться бумажным скотчем или белыми ленточками). За переходом — магазин игрушек. На улице это может быть лавочка с кучей игрушек, дома — диван или кровать с большим количеством игрушек.
Взрослый исполняет роль экзаменатора для водителя-ребёнка, проверяет его знания ПДД, спрашивает о том, что такое тротуар, когда можно ехать, где находится обочина, какие знаки знаешь и что они означают. За правильные ответы выдаётся маленькая машинка (одна или несколько), задача — проехать на ней до магазина игрушек. Потом ребёнок превращается из водителя в пешехода: теперь он снова отвечает на вопросы и «доходит» теперь уже до магазина, где родитель играет в продавца и продаёт ему игрушки.
«Светофор»
Вместе с ребёнком вырезаем большие круги жёлтого, красного и зелёного цветов из бумаги. Сначала ведущий взрослый, потом — ребёнок. Ведущий показывает кружки разного цвета, делая это всё быстрее, исполняющий должен в соответствии с цветом или стоять, замерев, или ожидать, приготовившись, или идти. Если пространство ограничено, можно на красный встать, на жёлтый — присесть, на зелёный — промаршировать на месте.
«Кто больше запомнит знаков»
В эту игру лучше играть в группе детского сада или на детском дне рождении, когда детей больше пяти.
На спины детей вешаются листочки со знаками дорожного движения (можно закрепить булавками или скрепками), свой знак дети не видят. Даётся звуковой сигнал (например, начинает играть музыка). Дети двигаются по помещению, разглядывая чужие знаки. Когда сигнал звучит вновь или музыка прекращается, детям выдаются фломастер или ручка и лист бумаги. Нужно нарисовать как можно больше знаков, которые ребёнок запомнил. Победителю (кто больше всех вспомнит, нарисует и сможет объяснить, что означают знаки) выдаётся сувенир.
«Дорога»
Потребуется как минимум два ребёнка. Одному на спину и грудь клеем изображение машинки, второй будет пешеходом. Родители могут быть регулировщиками с воздушными шариками красного, жёлтого и зелёного цветов. Задача: «машинке» необходимо проехать по своим делам, пешеходу — пройти по своим, соблюдая правила.
Даже если вы придерживаетесь свободного стиля воспитания, всё же необходимо чётко доносить правила: в вопросе ПДД никаких оговорок быть не может, никаких компромиссов. Как нельзя совать пальцы в розетку, так же нельзя перебегать дорогу на красный, даже если нет поблизости машин. Нет, и точка!
В то же время, если вы придерживаетесь принципов более строго родительства, то в теме безопасности на дороге и на улице в общем важно не перегнуть палку. Не стоит рассказывать ребёнку о страшных последствиях, которые ожидают его при нарушении, тем более показывать фотографии людей, попавших в аварию, чтобы «хорошенько напугать». Сформировать травму, полное недоверие к миру и заложить иррациональный страх перед реальностью — это не то, чего мы добиваемся.
Лучший вариант — золотая середина. «Когда пешеходам красный, машинам — зелёный, тогда все могут двигаться по очереди. Идти одновременно с машиной нельзя, потому что сейчас её время ехать — ей горит разрешающий сигнал. Теперь нам — зелёный, а машины должны стоять и ждать». Чёткие и понятные правила, которые легко запомнить. Объяснения логичные и простые. Причинно-следственные связи верные, но без деталей.
Помните, что ваша безопасность в ваших руках!
Опасные ситуации на дороге (и как вести себя)
К сожалению, даже если ваш ребёнок (дошкольник или школьник) уже выучил все правила дорожного движения и всегда внимательно следит за своей безопасностью на дороге, это не может защитить его полностью, ведь нарушители были, есть и будут всегда. Поэтому ребёнок может оказаться в опасной ситуации.
Заранее расскажите ему о возможных обстоятельствах и проговорите, как действовать в той или иной ситуации.
1. Я перехожу дорогу из-за препятствия
Ситуация: на обочине стоит припаркованная машина, ребёнок начинает движение, когда из-за стоящего авто выезжает другое и на большой скорости.
Что делать: чтобы избежать этого, нужно смотреть на ВСЮ полосу перед тем, как идти. Если обзору мешает что-то, выгляните осторожно, при необходимости дайте водителю объехать вас.
2. Я остался посреди дороги на красном сигнале светофора
Ситуация: красный свет уже загорелся, а движение ещё не закончено, ребёнок оказался посреди дороги, и машины начали двигаться.
Что делать: если такое произошло, нельзя паниковать и бежать, как бы ни было страшно, нужно оставаться на разделительной полосе (один поток машин сзади, второй — спереди). Чтобы избежать этого, лучше изначально дождаться нового зелёного сигнала, удостовериться, что движение начато сразу, как загорелся зелёный, а значит, времени хватит, чтобы перейти.
3. Машина едет медленно, я успею перебежать!
Ситуация: машина движется очень медленно, кажется, что можно успеть перебежать перед ней, да и водитель, вроде, видит идущего.
Что делать: ни в коем случае не перебегать дорогу! Потому что из-за этой машины на большой скорости может выехать другая.
4. Во дворе я в безопасности?
Ситуация: во дворе из-за поворота внезапно показался автомобиль.
Что делать: чтобы не допустить аварии, стоит рассказать ребёнку, что ДТП происходят не только на больших дорогах и оживлённых трассах, но и внутри микрорайонов, и здесь также нельзя играть у проезжей части и выбегать на дорогу.
5. Я иду на зелёный, а машина всё равно едет
Ситуация: горит зелёный, ребёнок идёт, но машина начинает движение, например, при повороте (ей можно) или в нарушение правил.
Что делать: не паникуем, не бежим. Перед тем как идти, даже если движемся на правилам, смотрим по сторонам и не отвлекаемся на посторонние вещи.
Также можно рассказать ребёнку о разделительных полосах, кратко об устройстве автомобиля, о правилах перевозки домашних животных и детей (в специальном кресле), о типах машин, марках, служебных авто. Если будет интерес, ознакомление со смежными темами пройдёт «на ура».
Чек-лист для родителей на знание ребёнком правил дорожного движения
Проверьте, можете ли вы дать утвердительный ответ на эти вопросы:
- Мой ребёнок переходит дорогу только на зелёный сигнал светофора и переходит дорогу только на пешеходном переходе.
- Мой ребёнок автобус и троллейбус обходит сзади.
- Мой ребёнок не играет ни на проезжей части, ни рядом с ней.
- Мой ребёнок не переезжает дорогу на велосипеде, скейтборде или самокате. При переходе он спешивается.
- Мой ребёнок в темное время суток и в пасмурную погоду надевает
светоотражатели, чтобы водителю было издалека его видно.
- Мой ребёнок не перебегает дорогу перед близко идущим транспортом.
- Перед началом перехода мой ребёнок останавливается на краю тротуара, чтобы осмотреться.
- Перед переходом мой ребёнок снимает наушники, убирает телефон в карман
- В машине всегда пристёгиваются все пассажиры – и взрослые, и дети
- На велосипеде мой ребёнок ездит только в шлеме, наколенниках и налокотниках
- Мой ребёнок может ответить на вопросы
Какой вид транспорта ты знаешь?
Для чего нужен пассажирский транспорт?
Где его ожидают люди?
Как называют людей, едущих в пассажирском транспорте?
Что такое «зебра»?
Кто контролирует движение?
На какие две части делится дорога?
Правила перехода улицы
Где разрешается ездить на велосипеде?
Покажи дорожный знак «Осторожно, дети»
Покажи дорожный знак «Пешеходный переход»
Покажи дорожный знак «Пешеходная дорожка»
Покажи дорожный знак «Велосипедное движение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компьютерная игра “Соблюдая правила, поступаем правильно”
Данная компьютерная игра поможет напомнить детям о соблюдении элементарных правил, следуя которым наш город станет чище и прекраснее....
Как научить детей поступать правильно.
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ВОПРОСЫ НАПРАВЛЕННЫЕ НА УСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ, НРАВСТВЕННЫХ ПОНЯТИЙ НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ РЕБЕНОК ПОСТЕПЕННО НАУЧИТЬСЯ ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ПОСТУПКИ....
Как научить ребенка соблюдать правила. (О правильном понимании наказания).
Воспитание и наказание ребенка: каждому возрасту – свой подход. Воспитать зрелую личность, ни разу не наказав ребенка – утопия. Наказание – необходимый процесс воспитания, утверждают психологи. Н...
Конспект занятия: "Всегда ли мы поступаем правильно?"
Создание желания у воспитанников общаться на занятии, развивать интерес к данной теме, сфокусировать внимание на важности и практической значимости темы. Анализировать свое поведение и поведение ...
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Как поступить правильно»
Приоритетная образовательная область: социально-коммуникативное развитиеИнтеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое ра...
Консультация для родителей : "Соблюдаешь правила - поступаешь правильно!"
Консультация для родителей : "Соблюдаешь правила - поступаешь правильно!"...
Проект по ПДД "Соблюдаешь правила-поступаешь правильно!"
Проект по правилам дорожного движения "Соблюдаешь правила-поступаешь правильно!"В старшей группе ЗПР...