Пословицы и поговорки. Приметы. (Народов Ханты и Манси)
материал (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka-hmao._poslovitsy_i_pogovorki.docx | 792.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Солнышко» города Нижневартовска
Пословицы и поговорки.
Приметы.
(Народов Ханты и Манси)
Подготовили:
Шапиева Алена Викторовна
Вачугова Алина Азаматовна
Нижневартовск – 2023
Пословицы и поговорки
Не водою рыбак кормится - а сетями.
Сильному оленю и большая дорога не страшна, а слабому - маленькая тяжела.
Легким трудом не проживешь и человеком не станешь.
Дал слово – держи его.
Выпущенную рыбу, как и выпущенную стрелу, назад не воротить.
Если будешь сидеть сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут.
Если нет ума, то и острые нож и топор не помогут.
Голыми руками рыбу и зверя не добыть.
От крика - дело не делается.
Если нет дельного слова, то не говори.
В каждом деле, если сердца не приложить, то и дело не получится.
Если будешь шагать, всё время назад оглядываясь, то далеко не уйдешь.
Сон держи в легкости.
Нож и топор держи острыми, нарту и лодку держи наготове – жизнь не одинакова.
Хорошее слово век не забудется.
Как крикнешь, так и эхо отзовется.
Не злорадствуй, а то и к тебе горе может прийти.
Дети быстро растут - вот уже лесные звери им ножки подарили, а птицы, что с юга вернулись, на крыльях им язык принесли.
Дороги, где бы они ни лежали, на земле-ли, на воде-ли, многому учат человека.
Добро делаешь – не кайся, а худом – не похваляйся.
И мала игла, и хрупка, а сила в ней велика.
Небо и земля одним умом живут. Они знают, кому что дают.
Кого боятся - того не любят.
Хитрость – не от большого ума.
Дитя надо учить, пока оно поперек лавки лежит, а ляжет вдоль – поздно будет.
Без желания легко дается только лежание.
За ленивое дитя сердце матери больше болит.
Ленив и сонлив, как соболь перед ненастьем.
Самое большое несчастье – когда жена ленива.
Много всего на свете, только отец – один.
Поранить лебедя, что душу свою поранить.
Самый добрый, самый лучший человек – наставник в труде.
День красен солнцем, а человек – трудом и добром.
Волка ноги кормят, человека – руки.
Умные руки дело найдут, а в деле – добро обретут.
Народные приметы
народов Ханты и Манси
«Когда дым из чума к земле идёт - мороза не будет»
***
«Птички купаются в воде - к дождю»
***
«Когда вокруг луны бывает круг, ханты говорят: «Луна дом строит» - это к морозу
***
«Около луны есть звездочка, это собака луны. Когда звездочка близко к луне, ханты говорят: Луна собаку притягивает, это к морозу».
***
«Возле месяца звездочка, если она впереди месяца – к хорошей погоде, если сзади – к бурану».
***
«Круг вокруг месяца к бурану».
***
«Слишком яркое солнце – к устойчивой, яркой погоде, солнце мутное, погода будет портится».
***
«Когда лучи солнца вверх – к морозу. Лучи вниз – к теплу».
***
«Млечный путь ясный – к ясной погоде, к бурану плохого его видно».
***
«Если закат красный, то на следующий день должен быть ветер».
***
«Птички купаются в воде – к дождю».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №68 «Ромашка» города Нижневартовска
Подвижные игры
народов Ханты и Манси
Подготовили:
Шапиева Алена Викторовна
Мустаева Юмабига Чагваровна
16 группа
Нижневартовск – 2022
Хейро
Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные движения вперед-назади на каждый шаг говорят «Хейро» («Солнце»). Ведущий-солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).
Правила игры.
Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «Раз, два, три — в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращаются в круг.
___________________________________________________________
Каюр и собаки
На противоположных концах площадки кладут параллельно два шнура. Игроки встают около них по три человека и берутся за руки. Двое из них — собаки, третий — каюр. Каюр берет за руки стоящих впереди собак Дети тройками по сигналу «Поехали!» бегут навстречу друг другу от одного шнура к другому.
Правила игры.
Бежать можно только по сигналу. Выигрывает та тройка, которая быстрее добежит до шнура. Можно предложить играющим преодолеть разные препятствия.
_____________________________________________________________
Олени и пастухи
В ес игроки — олени, на головах у них атрибуты, имитирующие оленьи рога. Двое ведущих — пастухи — стоят на противоположных сторонах площадки, в руках у них маут (картонное кольцо или длинная веревка с петлей). Игроки-олени бегают по кругу гурьбой, а пастухи стараются накинуть им на рога маут. Рога могут имитировать и веточки, которые дети держат в руках.
Правила игры.
Бегать надо легко, увертываясь от маута. Набрасывать маут можно только на рога. Каждый пастух сам выбирает момент для набрасывания маута.
________________________________________________________
Ловля оленей
И грающие делятся на две группы. Одни — олени, другие — пастухи. Пастухи берутся за руки и стоят полукругом лицом к оленям. Олени бегают по очерченной площадке. По сигналу «Лови!» пастухи стараются поймать оленей и замкнуть круг.
Правила игры.
Ловить оленей можно только по сигналу. Круг замыкают тогда, когда поймано большее число игроков. Олени стараются не попадать в круг, но они уже не имеют права вырываться из круга, если он замкнут.
__________________________________________________________
Куропатки и охотники
Все играющие — куропатки, трое из них — охотники. Куропатки бегают по полю. Охотники сидят за кустами. На сигнал «Охотники!» все куропатки прячутся за кустами, а охотники в них стреляют (бросают мяч в ноги). На сигнал «Охотники ушли!» игра продолжается: куропатки опять летают.
Правила игры.
Убегать и стрелять можно только по сигналу. Стрелять следует только в ноги убегающих.
_________________________________________________________________
Льдинки, ветер и мороз
Играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
—Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают звенят:
«Дзинъ, дзинь...»
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища. Хлопают в ладоши и говорят: «Дзинь, дзинь» до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг
— большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры.
Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т. д.
_______________________________________________________
Ручейки и озера
Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных концах зала—это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей! колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги— озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг.
Правила игры.
Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.
____________________________________________________________
Рыбаки и рыбки
На полу лежит шнур в форме круга — это сеть. В центре круга стоят трое детей—рыбаков, остальные игроки—рыбки. Дети-рыбки бегают по всей площадке и забегают в круг. Дети-рыбаки ловят их.
Правила игры.
Ловить детей-рыбок можно только в кругу. Рыбки должны забегать в круг (сеть) и выбегать из него, чтобы рыбаки их не поймали. Кто поймает больше рыбок, тот лучший рыбак.
_______________________________________________
Здравствуй, догони!
Игроки стоят лицом друг к другу в середине площадки, по краям ее обозначают дома. Затем пары образуют две шеренги, которые расходятся по своим домам. Каждый представитель первой шеренги идет в гости и подает правую руку тому, с кем он стоял в паре, говоря: — Здравствуй! Ребенок-хозяин отвечает:
— Здравствуй!
Гость говорит:
— Догони!
И бежит в свой дом, хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.
Правила игры.
Здороваться можно только правой рукой. Говорить: «Догони» надо у порога дома игрока-партнера. Выигрывает тот, кто догонит. В гости можно идти по-разному: важно, не торопясь; радостно, вприпрыжку; идти, как солдаты в строю, как клоуны в цирке и т. д.
_________________________________________________________
Смелые ребята
Дети встают в две-три шеренги. На противоположном конце помещения кладут шнур. Выбирают двух-трех ведущих. Каждый, ведущий по очереди спрашивает у детей: например, первый у первой шеренги и т. д. (Дети отвечают.)
—Вы смелые ребята?
— Смелые! Я посмотрю, какие вы смелые (лукаво, с юмором). Раз, два, три (пауза).
Кто смелый? -Я! Я! —Бегите!
Первая шеренга бежит до шнура, а ведущий ловит убегающих, так повторяется игра и со следующей группой детей.
Правила игры.
Бежать следует только после слова «Бегите!», увертываясь от ведущего. Ловить за шнуром нельзя.
___________________________________________________________
Отбивка оленей
Группа играющих находится внутри очерченного круга—это олени. Выбираются три пастуха — они за кругом. По сигналу «Раз, два, три — отбивку начни!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает пять-шесть раз. После чего он подсчитывает отбитых оленей.
Правила игры.
Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу с места в подвижную цель.
_____________________________________________________
Полярная сова и евражки
Полярная сова находится в углу площадки или комнаты. Остальные играющие — евражки.
Под тихие ритмичные удары небольшого бубна евражки бегают на площадке, на громкий удар бубна евражки становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает евражек и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после трех-четырех повторений) отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой.
Правила игры.
Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.
Бег в снегоступах
Играющие делятся на две команды и стоят за чертой. У каждой команды по одной паре снегоступов. По сигналу воспитателя (взмах флажком) ведущие каждой команды в снегоступах бегут к флажкам, поставленным заранее на противоположной стороне площадки, каждый огибает свой флажок и бежит обратно, отдает снегоступы следующему игроку команды. Победителем считается та команда, которая раньше закончит бег.
Правила игры.
Игра проводится по принципу эстафеты. Передавать снегоступы можно только за чертой. Огибая флажок, нельзя задевать его.
______________________________________________________________
Оленьи упряжки
Играющие стоят вдоль стены комнаты или вдоль одной из сторон площадки по двое (один изображает запряженного оленя, другой — каюра). По сигналу упряжки бегут друг за другом, преодолевая препятствия: объезжают сугробы, перепрыгивают через бревно, переходят через ручей по мостику. Доехав до стойбища (до противоположной стороны комнаты или площадки), каюры отпускают своих оленей погулять. По сигналу «Олени далеко, ловите своих оленей!» каждый игрок-каюр ловит свою пару.
Правила игры.
Преодолевая препятствия, каюр не должен терять свою упряжку. Олень считается пойманным, если каюр его осалил.
Вариант. Две-три упряжки оленей стоят вдоль линии. На противоположном конце площадки флажки. По сигналу (хлопок, удар в бубен) упряжки оленей бегут к флажку. Чья упряжка первой добежит до флажка, та и побеждает. Аналогично можно провести игру «Собачьи упряжки». Этот вариант характерен для береговых чукчей.
________________________________________________________________
Важенки и оленята
На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
—Бродит в тундре важенка,
С нею —оленята,
Объясняет каждому
Все, что непонятно...
Топают по лужам
Оленята малые.
Терпеливо слушая
Наставленья мамины —
играющие оленята свободно бегают по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «Волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Правила игры.
Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинает ловить только по сигналу и только вне домика.
________________________________________________________
На новое стойбище
Играющие становятся парами. В паре один — олень, другой — каюр. Упряжки стоят одна за другой. Ведущий говорит: — Оленеводы переезжают на новые стойбища. После этих слов все бегут к краю площадки, при этом каюры, подгоняя оленей, издают характерный для оленеводов - тундровиков звук кхх-кхх. Останавливаются по сигналу ведущего. Во время движения упряжки делают привал. Каюры отпускают оленей, которые бегут врассыпную. По сигналу «Упряжки!» все должны построится в прежней последовательности.
Правила игры.
Начинать движение надо по сигналу. Санный поезд должен двигаться упорядочение (упряжкам нельзя обгонять друг друга). Очередность сохраняется и после привала.
___________________________________________________________
Перетягивание каната
На площадке проводится черта. Играющие делятся на две команды и встают по обе стороны черты, держа в руках канат. По сигналу водящего «Раз, два, три — начни!» каждая команда старается перетянуть соперника на свою сторону. Чья команда сумеет это сделать, та считается победительницей, ей вручают сувениры, как на празднике оленеводов.
Правила игры.
Начинать перетягивание каната можно только по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается побежденной
_______________________________________________________________
Волк и олени
Из числа играющих выбирается волк, остальные—олени. На одном конце площадки очерчивается место для волка. Олени пасутся на противоположном конце площадки. По сигналу «Волк!» волк просыпается, выходит из логова, сначала широким шагом обходит стадо, затем постепенно круг обхода сужает. По сигналу (рычание волка) олени разбегаются в разные стороны, а волк старается их поймать (коснуться). Пойманного волк отводит к себе.
Правила игры.
Выбегать из круга можно только по сигналу. Тот, кого поймают, должен идти за волком.
___________________________________________________
Белый шаман
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга —водящий. Это белый шаман — добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры.
Если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
__________________________________________________________
Солнце
Играющие становятся в круг. Выбирают солнце. Солнце ходит по кругу и, указывая на каждого по очереди, считает:
—Нянь-нянь (хлеб),
Кеяш-кежи (нож).
Те, которых водящий-солнце назвал кежи, выходят из круга, встают парами и берутся за руки, другие — нянь-нянь — берутся за руки и остаются на месте, тоже в парах. Образуется две группы пар: нянь-нянь и кежи-кежи. Пары каждой группы придумывают разные фигуры.
Правила игры.
Выигрывают те пары, которые придумали наиболее интересные фигуры.
______________________________________________________
Рыбаки
Играющие становятся в круг. Они рыбаки. Водящий показывает им движения рыбаков: тянут сети, вынимают рыбу, чинят сети, гребут веслами.
Правила игры.
Кто из играющих повторит движения неправильно, тот выходит из игры.
_______________________________________________________
Сюлы — ледяные палочки
Каждый играющий подбирает себе палочку, которая должна быть выше его роста. Несколько палочек заранее обливают водой и держат на морозе, пока они не обледенеют. Играющий берет сюлы в правую руку и становится боком вперед, левую руку сгибает в локте, а правую руку заводит за спину, пропуская палку под согнутый локоть левой руки, и сильно бросает ее.
Правила игры.
Палочка должна лететь только в прямом направлении. Выигрывает тот, кто дальше бросит ее. Если палка летит в сторону, то играющий выбывает из игры.
______________________________________________________
Тройной прыжок
На снегу проводится черта, играющие становятся за нею. По очереди они прыгают от черты вперед: в первых двух прыжках прыгают с одной ноги на другую, в третьем прыжке приземляются на обе ноги. Выигрывает тот, кто прыгнул дальше.
Правила игры.
Начинать прыгать надо от черты. Прыгать можно только указанным способом.
Варианты. Игра проводится с распределением детей по звеньям. В каждое звено входит от двух до четырех человек. Все дети одного звена выходят к черте одновременно. По сигналу они все вместе начинают прыгать. Выигрывает звено, участники которого прыгают дальше.
Игру можно организовать и таким образом, чтобы в прыжках состязались одновременно дети из разных звеньев. В этом случае подсчитывают, какое количество первых, вторых, третьих и т. д. мест заняли участники каждого звена.
__________________________________________________________
Охота на волка
Охотник встает в 4-5 м от волка (фигуры, вырезанной из фанеры или картона). Он должен попасть мячом в бегущего волка. Двое играющих держат фигуру за веревочки и передвигают ее то влево, то вправо.
Правила игры.
Кидать мяч в волка следует с заданного расстояния.
Ловкий оленевод
В стороне на площадке ставится фигура оленя. Оленеводы располагаются шеренгой лицом к оленю на расстоянии 3—4м от него. Поочередно они бросают в оленя мячом, стараясь попасть в него. За каждый удачный выстрел оленевод получает флажок. Выигравшим считается тот, кто большее число раз попадет в оленя.
Правила игры.
Бросать мяч можно только с условленного расстояния.
______________________________________________________________
Охота на куропаток
Дети изображают куропаток. Они размещаются на той стороне площадки (тундры), где имеются пособия, на которые можно влезать (вышки, скамейки, стенки и т. п.). На противоположной стороне площадки находятся три или четыре охотника. Куропатки летают, прыгают по тундре. По сигналу водящего «Охотники!» они улетают (убегают) и садятся на ветки (взбираются на возвышения). Охотники мячом стараются попасть в куропаток. Пойманные куропатки отходят в сторону и выбывают на время из игры. После двух-трех повторов игры выбирают других охотников, игра возобновляется.
Правила игры.
Куропатки разлетаются только по сигналу. Охотники начинают ловить куропаток также только после этого сигнала. Стрелять мячом можно лишь по ногам.
_______________________________________________________
Успей поймать!
На игровой площадке находятся две равные группы участников: девочки и мальчики. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы мячом не завладели мальчики, и, наоборот, если мяч окажется у мальчиков, они стараются не дать его девочкам. Выигрывает та команда, которая сможет дольше удержать мяч.
Правила игры.
Передавая мяч, игрокам нельзя долго задерживать мяч в руках.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №68 «Ромашка» города Нижневартовска
Дидактические игры и упражнения
(Ханты и Манси)
Подготовили:
Шапиева Алена Викторовна
Мустаева Юмабига Чагваровна
16 группа
Нижневартовск – 2022
Игра в камешки
Цель. Развивать быстроту реакции, ловкость, настойчивость и терпение, подвижность кистей рук.
Правила. Подбрасывать камешки вверх и ловить их тыльной стороной ладони (пальцами), дети производят действия по очереди. Побеждает тот игрок, которому удалось поймать большее количество камешков.
Действия. Для игры используются разноцветные камешки-галечки диаметром до 1 см., которые хранятся в берестяной коробке. Игроки усаживаются в круг, один из них берет в горсть камешки, которые лежат перед каждым игроком, подбрасывает их вверх, затем ловит тыльной стороной ладони (пальцами). После подсчета пойманных камешков первым игроком в игру вступает следующий игрок. Побеждает тот игрок, которому удалось поймать большее число камешков.
***
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Цель. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь, способность устанавливать простые связи между явлениями природы и действиями людей.
Правила. Назвать положительные и отрицательные стороны одного и того же явления.
Действия. Ведущий показывает картинку с изображением какого-либо явления природы, например, дождь. Дети рассказывают о том, что происходит во время дождя, какую пользу приносит дождь живой природе (питает растения влагой, смывает пыль с листьев растений, образуются лужи на земле, из которых могут напиться животные и т.д.), какое неудобство создает людям дождь (образуется грязь на дорогах, люди вынуждены надевать плащи и сапоги, иногда от длительных дождей выходят реки из берегов и происходит затопление населенных пунктов и т.д.). За хороший ответ выдается фишка. В конце обязательно сделать вывод: «В природе нет ничего плохого. Все, что дает природа нужно для жизни на Земле. Нельзя нарушать законы природы. Все в природе взаимосвязано». Подсчитать фишки у детей и выявить победителей.
***
Дидактическая игра «Хищник - добыча»
Цель: упражнять в установлении связи хищник - добыча; развивать мышление, внимание, память.
Правила. Начинать игру только по сигналу, побеждает тот, кто подберет к хищнику больше добычи.
Действия. У каждого ребенка картинки с изображением какого-либо хищника. По сигналу дети подбирают картинки только тех животных, которыми питаются данные хищники. После выполнения задания спросить детей: «Что было бы, если бы люди истребили всех, например, волков?» после ответов детей рассказать, что когда-то люди решили, что волки не приносят никакую пользу, а только один вред и истребили всех волков в лесу. «Как вы думаете, что случилось?» В этом лесу расплодилось, во-первых, много зайцев, объедая кору деревьев, они нанесли огромный ущерб лесной растительности; во-вторых, в этом лесу начали болеть и умирать звери, ведь волки могли догнать только больных зайцев или других мелких зверей. Не стало волков, стали гибнуть от болезней дикие звери. Пришлось людям привозить волков из других мест.
Таким образом подвести детей к выводу: нет в природе плохих и хороших диких животных, все животные нужны, все в природе взаимосвязано и нельзя нарушать равновесия. Правильность выполнения задания проверяют все игроки, выявляют победителя.
***
Дидактическая игра «Кто сильнее?»
Цель. Учить детей располагать карточки в заданной последовательности, развивать мыслительные способности, умение анализировать, сопоставлять.
Правила. Быстро разложить картинки по порядку от сильного зверя к более слабому, выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.
Действия. У каждого игрока набор картинок с изображением таежных зверей, которые обитают в нашем крае. Объяснить правила. По сигналу дети начинают выполнять задание. В конце игры подвести детей к выводу: сильное это животное или слабое, но оно нужно природе, нельзя уничтожать животных, иначе нарушится равновесие в природе, что в итоге повлияет на природу, а значит на жизнь людей. Далее проверяется правильность выполнения задания, и выявляются победители.
***
Дидактическая игра «Теремок»
Цель. Развивать логическое мышление, слуховое внимание, умение группировать животных (травоядные, хищники).
Правила. Поселить жильцов в теремок можно только тогда, когда правильно отгадаешь загадку, но нужно быть внимательным не поселять в одном теремке травоядное и хищное животное. Выигрывает тот, кто не ошибется и больше всех поселит жильцов. Когда все окна будут в теремке открыты, надо назвать поселившихся в нем животных одним словом - травоядные эти животные или хищники.
Игровые действия. Взрослый говорит: «Стоит в лесной чаще теремок. Он не низок, не высок. Кто загадку отгадает, и животное узнает, сможет поселить жильцов в этот славный теремок». Далее проговариваются правила игры и загадываются загадки (взрослый сознательно совершает ошибку: к травоядным животным селит хищника или наоборот, дети должны увидеть ошибку). Загадки: «Не мышь, не птица в лесу резвится, на деревьях живет, и орешки грызет» (белка). «В одежде богатой, да сам слеповатый, живет без оконца, не видывал солнца» (крот). «Кто в лесу тоннели роет, из ветвей плотины строит, зубы - точно топоры. Это трудятся... (бобры)». «Это что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной? И стоит среди травы - уши больше головы» (заяц). «Какой зверь опасный ходит в шубе красной, снег разгребает, мышек хватает?» (лиса). «Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко» (лось). «Летом ходит без дороги возле сосен и берез, а зимою спит в берлоге, от мороза прячет нос» (медведь). «Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный?» (волк). Отгадав загадку, дети селят животное в теремок, таким путем расселяются все животные. В конце игры спросить: «Почему не могут вместе жить травоядные и хищные животные? Что было бы, если бы в теремок заселились волк, лиса или медведь? Как можно назвать одним словом животных, живущих рядом? (соседи). Послушайте стихотворение:
Мы все снимаем угол свой у матушки-природы.
И крыша нам над головой - лишь купол небосвода.
А весь большой и старый дом битком набит жильцами,
И уживаться надо в нем, хоть мы «с усами сами».
Народу разного полно - кто мельче, кто крупнее,
Кто выбирает в речке дно, кто воду побыстрее.
Кто любит раньше всех вставать, а кто поздней ложиться.
Годиться нам в соседи тот, кто больше пользы принесет,
С кем есть, чем поживиться, иль от беды укрыться.
Иной сосед опасен, но в целом - Мир прекрасен!
***
Дидактическая игра «Рыбаки»
Цель. Развивать умения детей сосредотачиваться на одном виде деятельности, мелкую моторику рук, внимание, связную речь.
Правила. Ловить только тех рыб, которые называет ведущий, уметь рассказать о них. Побеждает тот, кто поймает больше рыб.
Действия. Ведущий произносит слова: «Рыба плавает в водице, рыбке весело играть, рыбка, рыбка - озорница, мы хотим тебя поймать!» одна удочка, плоскостные изображения рыб и изготовленный из картона водоем выдается на двух детей, ведущий каждой паре дает задания (например, одним, ловить речных, хищных рыб, другим -морских, третьим - травоядных рыб и т.д.). Если на удочку попадает посторонний предмет, то они объясняют и откладывают в сторону. После выполнения задания рассказывают о том, что они знают про этих рыб. Один ловит, другой наблюдает, в случае необходимости помогает и исправляет ошибки. Затем меняются местами. В конце игры спросить детей: «Как вы думаете, сколько рыбак может наловить рыбы? (Много). А сколько рыбы он должен оставить? (столько, сколько нужно, чтобы прокормить себя и свою семью). Правильно, остальную рыбу надо отпускать в воду. Почему? Вспомните, чем рыбачили коренные народы нашего края. Как относились к реке? Что мы должны делать, чтобы на наших столах всегда была рыба? (не загрязнять реки и озера)».
***
Дидактическая игра «Чем могут быть эти предметы?»
Цель. Упражнять в замещении одних предметов другими на основе некоторого сходства, развивать воображение, фантазию, сообразительность, творческие способности.
Правила. Соотнести предметы - заместители с реальными предметами, назвать как можно больше предметов домашнего обихода и орудий труда народов ханты и манси.
Действия. Ведущий показывает любой предмет из бросового или природного материала, предлагает догадаться, чем он может быть. Например, ветка дерева может быть оленьими рогами, палочка может изображать нарты, лодку-долбленку, кусок веревки - тынзян и т.д. Можно поиграть «наоборот»: что можно изготовить из этого материала (ловушки, орудия ловли рыбы, оленя, нарты, лыжи, кукол и т.д.)?
***
Дидактическая игра «Подбери предметы»
Цель. Учить детей подбирать предметы к одежде и группировать их. Развивать логическое мышление, умение объединять предметы по определенным признакам.
Правила. Подобрать картинки с изображением предметов обуви, быта, орудий труда и др. к картинке с изображением одежды, объяснить (например: малица - лыжи, ружье, лук со стрелами, нарты и т.д.; летняя мужская одежда - лодка-долбленка, ловушка для ловли рыбы (морда); женское национальное платье - очаг, котел, летняя национальная обувь и т.д.; сак - кисы, платок, меховые варежки и т.д.; детская одежда - игрушки).
***
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Цель. Упражнять детей по отдельным предметам определять какому человеку они нужны; развивать внимание, память, умение устанавливать связи.
Правила. Рассмотреть орудия труда, соотнести картинку с орудиями труда и картинку с изображением человека, выполняющего действия. Кто быстрее это сделает, тот и выиграл.
Действия. Педагог предлагает детям узнать, какие предметы нужны охотнику, рыболову, оленеводу, женщине, ведущей хозяйство в чуме. Подобрать картинки с изображением предметов к людям, занимающимся определенным трудом. После выполнения игрового задания, дети должны объяснить, почему именно эти предметы они подобрали, а не другие. Победители награждаются фишками. Подводится итог: много лет назад люди придумали предметы, которые помогают им и в настоящее времена в хозяйстве, рыбной ловле, охоте, оленеводстве.
***
Дидактическая игра «Что дает лес народам ханты и манси?»
Цель. Развивать наблюдательность, мышление, сообразительность; воспитывать основы положительного отношения к природе.
Правила. Выбрать картинки по теме.
Действия. Каждый ребенок выбирает те картинки, которые он считает нужными, объясняет свой выбор и рассказывает, из чего сделаны эти предметы, что было бы, если бы...
Итог. Пословица «Кто лес любит, тот его не губит». Народы ханты и манси брали у природы лишь столько, сколько было нужно, чтобы прокормить свою семью. У них было много запретов: в костер бросали только сухие ветки, из живого дерева изготовляли только живые предметы - лодки, нарты и т.д. Деревья без надобности запрещалось рубить (ханты верили, что духи могут наказать).
***
Игра «Знатоки»
Цель. Обобщить знания детей о жизни народов ханты и манси, воспитывать умение работать в коллективе, согласованности при выборе ответа, развивать внимание, умственную деятельность, умение сосредоточиваться на выполнении задания.
Правила. На размышление отводится 1 минута (по песочным часам), началом и концом к размышлению служит сигнал - на металлофоне, за правильные ответы команда получает очки, за выигрыш - призы.
Действия. Конверты с заданиями выложены по кругу на середине стола, в центре -круг со стрелкой. За столом команда знатоков, в роли ведущего выступает взрослый. На размышление отводится 1 минута (по песочным часам). Сигнал к началу размышления детей дается на металлофоне.
Вопросы - задания для команд - знатоков:
Что обозначает очаг в чуме? (центр вселенной)
Как назывались народы ханты и манси в древности? (остяки)
Назовите предметы, используемые в хозяйстве из бересты (короба для сбора ягод, посуда...).
Как называется мужская одежда, сшитая из оленьего меха? (малица)
Постоянное жилище ханты и манси? (землянка, полуземлянка, бревенчатый дом)
Как называется место, где расположены жилые и хозяйственные постройки? (стойбище)
Из чего ханты в древности делали муку? (из рыбы)
Как называется у них печь? (чувал)
Для чего берут на рыбалку фигуру рыбы, вырезанную из бересты? (на удачу)
Деревья, считающиеся священными (кедр, береза, лиственница). Вопросы можно дополнить, можно заменить другими. В перерывах между игрой знатоков проводится подвижная игра.
В конце игры ведущий подводит итог, награждает победителей призами.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №68 «Ромашка» города Нижневартовска
Беседы, рассказы, загадки по ознакомлению с традициями народов севера
Подготовили:
Шапиева Алена Викоровна
Мустаева Юмабига Чагваровна
16 группа
Нижневартовск – 2022
Беседа: «Край, в котором мы живём»
Цель: Расширять и обогащать знания детей о нашем крае. Обобщить знания детей о жизни и быте коренных народов Севера, уточнить представление о жилище хантыйской семьи. Развивать познавательные способности, связную речь, образное мышление, память. Воспитывать любовь к родному краю.
Материал: макет чума, иллюстрации по теме жилище ханты.
Вопросы к беседе:
Как называется наш край?
Чем знаменит и богат наш край?
Как называют коренных жителей нашего края?
- А сейчас послушайте загадку: «Посреди тундры остроконечная куча земли, покрытая шкурами оленей» (Чум)
Расскажите, что такое чум?
Почему чум основное жилище ханты?
С какой стороны располагается вход?
Какой главный элемент чума?
Для чего нужен очаг?
Где обычно ставится чум? (на берегах рек и озёр)
Так говорят ханты
Пон - ловушка для рыбы
Лабаз - амбар на высоких брёвнах
Караль - забор вокруг коптильни (чтобы любопытные олени не обожгло носики)
Нянь-кэр - хлебная печь
Акань - хантыйская кукла
Порео - мука из рыбы
Чувал - печь, очаг
Обласок - лёгкая долблёная лодка
Малица - верхняя одежда
Чум - временное жилище оленеводов
Кисы - меховые сапоги мехом внутрь
Савик - верхняя одежда мехом наружу
Хорей - тонкий, гибкий шест, которыми погоняют оленей
Нарты - лёгкие санки
Черки - лёгкая кожаная обувь
Ознакомление с окружающих (явления общественной жизни)
Тема: «Ханты и манси - таежные жители»
Цель: Познакомить детей со старинным укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Дать детям понятие о древнем переносном жилище - чуме (из какого материала строится, где и как устанавливается); об очаге - как центре вселенной; упражнять в образовании относительных прилагательных; развивать внимание, познавательную активность; воспитывать интерес и уважение к жизни и традициям коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа.
Словарная работа: Еловые, берестяной, олений.
Ход бесед: Знаете ли вы, какие люди населяют наш край с древних времен? Тогда слушайте. Самыми древними людьми или, как мы называем, коренными жителями нашего края являются ханты и манси. Ханте означает "народ", "человек". Ханты и манси - это два похожих народа, которые ведут таежный образ жизни. Климат нашего края суровый, большую часть территории покрывают громадные болота, леса богаты зверем и птицей, реки - рыбой. Поэтому, основные занятия этих людей -это охота, рыболовство, а дальше на Севере - оленеводство. Основной пищей было мясо и рыба. Одежду шили из звериных шкур и рыбьей кожи.
Летом передвигались на лодках, а зимой на лыжах. Они должны были приспособиться не только к природным условиям, но и к делу своих рук. Отгадайте загадку: "Стоит бычище, проклеваны бочища" (дом).
У всех людей есть дома, только все они разные. Это зависит от того, в какой местности живут люди.
Русские люди в прошлом всегда строили вот такие дома из дерева. (Показать русскую избу). Народы, живущие в горах, строили себе дом из камня (Показать каменный дом).
Объясните, почему?
А из какого материала сооружают себе дом народы, живущие в нашем крае? (Ответы детей).
-Правильно, они строили свои жилища из того материала, который был у них под рукой. Сегодня мы познакомимся с жилищной постройкой - чумом, который ставился на берегу реки. До сих пор люди не придумали ничего лучше этого жилища - оно легко ставится и также легко собирается, и перевозится. Посмотрите, как выглядит чум. На что он похож?
- Я расскажу вам, как он строится и где ставится. Чум строится из шестов, которые тщательно выбираются и готовятся из прочных пород деревьев - ели и сосны. Как мы называем шест из ели? (Еловый). А из сосны? (Сосновый). Выбирается и место, где ставятся шесты. Обычно это продуваемое место на берегу реки. Как вы думаете, почему? Потому что летом много комаров и мошек.
- При установке чума шесты располагались так, чтобы дверь была обращена по направлению восхода солнца или к воде. А покрывали чум ... Чем? Правильно, берестой. Как можно назвать чум, покрытый берестой? (Берестяной)- Но берестяной чум - это летний чум. А чем же покрывался чум зимой? Зимой его покрывали олень ими шкурами. Почему?
- Посмотрите, сверху чума всегда оставляли небольшое отверстие. Как вы думаете, для чего? Правильно, для того, чтобы выходил дым от костра. Только ханты называли его не костром, а очагом. Очаг считается частью семьи, угли из очага, по традиции, нельзя передавать в другой дом, чтобы не начались несчастья. Для чего нужен очаг? Очаг нужен для приготовления пищи я обогрева жилья, и он объединяет вокруг себя всех домочадцев и одновременно связывает землю с небом. Ханты считают, что очаг - центр вселенной. Как вы думаете, где располагают очаг? Его располагают точно под верхушкой чума, чтобы дым выходил в отверстие. Ребята, давайте попробуем собрать чум.
Итог.
Что вас сегодня заинтересовало?
О чем вы раньше не знали, а сегодня узнали?
Что хотели бы узнать об этих людях?
Рассказы
Почему у зайца длинные уши
Однажды на лесной поляне разговаривал лось с лосихой. Заяц бежал мимо и решил подслушать разговор. Оказывается, лось раздавал рога. Не выдержал заяц, высунулся из-за пенька и с криком давай и себе рога просить, чтобы врагов в страхе держать. Отдал лось ему рога. Обрадовался заяц, запрыгал, да так, что шишка ему свалилась на голову. Подскочил заяц бежать, да рога запутались в кустах.
«Нет,брат, - говорит лось. Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка ты длинные уши. Пускай все знают, что ты подслушивать любишь»
Как окунь стал полосатым
Зайчонок очень хотел научить Выдренка бегать наперегонки. Побежал он к речке, где жил Выдренок, а тот лежит в воде у самого берега и медленно пошевеливает своим маленьким хвостиком. А потом как закричит: «Ой-е! Кто-то меня за хвост поймал». Видит Зайчонок, что Выдренок все дальше и дальше от берега двигается, поймал его за передние лапки, тянет к себе. Тут подбежали на выручку лисята, соболята. Тянут, а Выдренок - ни с места. Крикнул Зайчонок Утке, чтобы она нырнула в воду и узнала, кто поймал его друга. Оказалось, что это толстошкурый окунь.
Тянут зверята Выдренка, вот уже и спина его показалась из воды, а за ним и голова Окуня. Утка и закричит: «Дети мои, утята, берите по хворостинке и бейте, хлещите его. А я буду клевать в голову».
Хлещут утята Окуня, где ударят - там на его шкуре полоса остается. Утка клюнет -сердится Окунь, краснеют его передние плавники от злости.
С тех пор Окунь стал полосатым, с красными передними плавниками.
Сали - урнэ - ойка
Давным-давно, никто из старых манси не помнит - когда, жили - были муж и жена. Жили они очень богато, не знали и не ведали никакой нужды. Было у них несметное количество оленей. Оленей богатой семьи пасли бедные пастухи - манси. День и ночь они смотрели за оленями у подножия Уральских гор.
У богатых оленеводов был единственный сын, они его очень любили и баловали. Одежду он носил из дорогих оленьих шкур, к столу ему подавали дорогие кушанья. Но юноша был ленивым и беззаботным. День проходит, два проходит, а он ни в лес на охоту не сходит, ни в чум дров не занесет. Ни до чего ему дела нет.
Лежит на оленьих шкурах и поглядывает в небо через дымовое отверстие чума. Полежит, полежит, выйдет из чума, посчитает звезды на небе и снова ложится на шкуры. Так он и проводил дни Отец с матерью смотрели, смотрели на любимого сына и однажды сказали ему:
- Сынок, чем так лежать, съездил бы ты проведать наших оленей. Посмотрел бы, как их пасут бедняки - манси.
И вот ленивый юноша задумался. Вышел из чума, посмотрел на небо, посчитал звезды и подумал: «Однако, придется ехать и проведать наших оленей...» Зашел в чум и сказал отцу с матерью:
- Съезжу-ка я проведать наши оленьи стада. Только вы к моему приезду сшейте мне новую малицу из лучших оленьих шкур.
Запряг ленивый юноша трех оленей в нарту и отправился в путь. Едет, посматривает на горы и думает про себя: «Вот теперь я посмотрю на наши оленьи стада. Узнаю у пастухов, сколько у нас оленей». Долго ехал, коротко ехал, стал приближаться к подножию Урала. Подъехал к подножию горы и видит: оленьи стада его на месте. Бедные пастухи - манси по - доброму пасут оленей.
Дальше ленивый юноша не поехал. Понравились ему эти места, остановился здесь. И вот он вдруг стал бодрым и работящим, лень свою отбросил. Стал у подножия горы чум строить. Посреди чума очаг наладил, оленьи шкуры на пол постелил. И стал он в этом чуме жить. Долго жил у подножия этой горы, состарился. С тех пор оленеводы - манси и называют эту гору Сали - урнэ - ойка - Оленей Оберегающий Богатырь.
Загадки
«Посреди тундры остроконечная куча земли, покрытая шкурами оленей» (Чум)
«По дереву красная лисица бежит» (Огонь)
«День идёшь, ночь идёшь, а конца не найдёшь» (Земля)
«Когда дерево становится деревом, а человек - человеком?»
(Когда дерево плодоносит, а человек видит это)
«На потолке - шкура, облепленная шмелями» (Звёзды над головой)
«Красной лисы куча шерсти» (Восход солнца)
«На том берегу реки дерево с колокольчиками стоит» (Кедр с шишками)
«Сколько не мотай клубок, а нитка не кончается» (Дорога)
«Два соболя, два зверя, как ни стараются обогнать друг друга, никак не обгонят...» (Лыжи)
«Сто голов - одна рука» (Дверная ручка)
Всех богаче двое.
Что это такое?
(Земля, да солнце золотое)
Отец играет, сын и дочь танцует.
Что это такое? (Это ветер дует. Вихри свежие в белой тьме ликует.)
Удалец – молодец
Без крыльев летает.
Снег поднимает,
Кедры качает…
Спросишь его –
Прожужжит, прозвенит
И дальше летит.
(Ветер.)
Кто в году три раза
Свою одежду меняет?
(Земля три раза одежду меняет. Весной и летом она зеленая, осенью – желтая, зимой – белая.)
Бел, а не заяц,
Летит, а не чайка.
Что это такое?
Ну – ка отвечай – ка.
(Снег летит.)
Она всех кормит, поит, носит.
(Река всех поит, кормит, носит.)
Из воды родился,
А воды боится.
Что это?
(Лед.)
Целый день у порога
Согнувшись лежит.
Позовешь на охоту,
Вперед побежит.
(Собака.)
Загадочное существо
Утром глаза раскрывает.
(Солнце глаза утром раскрывает.)
Старший брат к сестре приходит.
Когда брат приходит
Сестра уходит.
(Солнце уходит, когда месяц приходит.)
В воде играет, а на земле умирает.
Что это такое?
(Рыба.)
Науди неизвестного.
Очень богатого.
Олени его
По всей вселенной скачут,
Сияя сверкающими рогами
Над бескрайними снегами.
(Над бескрайними снегами сияют сверкающими рогами Олени – звезды, а пасет их всеми известный богач Месяц круглолицый.)
Красные весны в куче шеренги.
(Восход солнца.)
На том берегу реки дерево с колокольчиками стоит.
(Кедр.)
Возле речки женщины в красных платьях стоят.
(Березы со снятой берестой.)
На этом берегу белая девочка бежит,
На этом берегу – черная девочка.
(Два берега.)
По берегу – бревну бегут две девочки,
Друг друга не видят.
(Глаза.)
Сто голов одна рука.
(Дверная ручка.)
Стройны, быстрый,
Рога ветвисты
Посеется весь день
Кто же это? (Олень).
Посмотрите – ка какая:
Вся горит как золотая,
Ходит в шубке дорогой
Хвост пушистый и большой
На увертки мастерица,
А зовут ее … (Лисица).
Сама мала, шубка пышна
В дупле живет, орехи грызет. (Белка).
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь).
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шубка серая для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»
Развлечение в традициях народов ханты и манси «Берегите мать – природу»подготовительная группа Цель: Активизировать детей с помощью персонажей, доставить радость и удовольствие детям.Матери...
Комплексное занятие (для детей старшего дошкольного возраста) Тема: Медведь – священное животное народов ханты и манси
Знакомство детей с обрядовой культурой коренных народов ханты, с обрядом медвежьего праздника. Понятие о медведе, как священном животном народов ханты и манси....
заседание круглого стола Тема: Формирование устойчивого интереса к национально - культурному наследию коренных народов ханты и манси на основе мини - музея ДОУ
В заседании круглого стола принимают участие родители детей старшей группы. Воспитатель рассказывает о новой форме работы с родителями. Так же рассказывает о том, как родители на правах добровольных у...
Приметы народов Ханты и Манси
Знакомство детей с приметами края...
Пословицы и поговорки коренных народов ханты и манси
В последнее время все больше внимания уделяется духовному становлению личности, истокам формирования национального характера. Знакомство с фольклором хантов и манси помогло расширить представлен...
Пословицы и поговорки народов ханты и манси
Пословицы и поговорки народов ханты и манси...