Консультация для педагогов "Речь педагога - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к речи педагога ДОУ"
статья

Бурова Светлана Александровна

Воспитатель является примером для подражания, образцом поведения и культуры. Не только поступки, но и красивая, грамотная речь будет служить эталоном для ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для педагогов ДОУ24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Речь педагога – основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи педагога ДОУ»

Подготовила

учитель-логопед

Бурова Светлана Александровна

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают.

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.

Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики. Как правило, небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. Так, Н. Г. Чернышевский писал: "Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствуют о запутанности мыслей".

Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности. Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз, так как при употреблении длинных фраз, детям трудно установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.

Так, Л. Н. Толстой писал: "Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания".

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи ребёнка.

!Но к использованию новых слов необходимо подходить крайне осторожно. Следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, постепенно, но регулярно вводить новые слова, объяснять их значение, а также расширять употребление уже имеющихся в словарном запасе слов.

!При разговоре с младшими детьми речь воспитателя должна быть более лаконична и проста. Делая замечание, с малышами надо разговаривать более категорично, чем со старшими, так как дети этого возраста не могут осмыслить тех доводов, которые воспринимаются старшими детьми. "Юра, не пачкай скатерть, ешь ложкой, не лей воду на пол” и т. д., — говорит воспитатель младшим детям. Детей среднего и старшего возраста следует вести к самостоятельным выводам. Например: "Пачкать скатерть нельзя, это не аккуратно. На стирку скатерти затрачивается много труда. Надо беречь труд людей, которые стирают нам скатерти”.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего. Понятие ясности речи наиболее метко отражено в высказывании римского учителя красноречия Квинтилиана : "Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять".

Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости. Так, В. Г. Белинский писал: "Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус".

Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи : недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Остановимся подробнее на словах-паразитах. Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию, «режут слух». Слова-паразиты прицепляются обычно к тому человеку, который часто делает заминки в речи, не может быстро подобрать нужное слово. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, как правило, их не замечает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово-паразит:

• «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно и никаких сложностей!

• «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.

• «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.

• «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

Таким образом, задача воспитателя- следить за чистотой своей речи, а также учить детей на лучших образцах родного языка - произведениях художественной литературы и фольклора.

Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Так, Л. Н. Толстой писал: "Язык должен быть живой". Живым язык делают красочные эпитеты, метафоры, сравнения, а также фразеологизмы, на которых мы остановимся подробнее.

Голос — профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть. Характерная ошибка многих педагогов — стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо, а при необходимости (как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,— это утомляет и взрослого, и детей.

Имеет огромное значение, с каким выражением лица разговаривает педагог с детьми. Особенно это важно для малышей — ведь по выражению лица старшего им легче определить смысл сказанного.

Также необходимо каждодневно прививать детям речевой этикет: учить говорить спокойно, без крика, отвечать по одному, не перебивать говорящего, быть сдержанным, уметь терпеливо выслушать других. Такое речевое поведение воспитатель должен показывать детям своим личным примером.

Практикум

   Правильная постановка ударения – необходимый признак и важнейшее условие грамотной речи. Объективная сложность нормативной системы русского ударения (имеющая историческое объяснение и обоснование) связана с тем, что в русском языке постановка ударения в слове отличается подвижностью и разноместностью, а в ряде случаев играет смысло-различительную роль.

       Например,  мукА  и мУка – разные слова; лаврОвые листья, но: семейство лАвровых в ботанике и т.п.

   Исследователи насчитывают более пяти тысяч общеупотребительных русских слов, в которых зафиксированы колебания в ударении.

Попробуйте ответить, как правильно поставить ударение в слове

ДирЕктор, мн. директорА (устарелое дерЕкторы).

Устарелое – относящееся к старой традиционной форме, вышедшее или выходящее из активного употребления, но сохраняющееся в речи старших поколений.

дЕньги, р. дЕнег,  дат.деньгАм (устарелое – дЕньгам), тв. дЕньгами, пр. о деньгАх (устарелое – о дЕньгах).

КвартАл, не квАртал, во всех значениях.

    Августовский, допустимо августОвский.

    Допустимо, т.е. возможное употребление во всех стилях речи. Допустимые формы употребления (наряду со строго литературным вариантом): разговорной речи, профессиональное употребление, устарелое.

ДозвонИться, дозвонЮсь, дозвонИшься.

афЕра, не афёра.

КулинАрия, допустимо кулинарИя.

ТворОг, твОрог – допоустимо в разговорной речи.

СвЁкла, прилагат. – свекОльный (не свЁкольный).

      «Не свекла, а свёкла. Ни Фекла, а Фёкла».

ЩавЕль, не щАвель

       «Ты нас мама не ищи, щиплем мы щавЕль на щи».

    Торт – тОрты (не тортЫ и не тортА).

ТЕфтели.

ОлАдья, р.п. мн.ч. – олАдий (не оладьев)

ЖалюзИ.

ТУфли, р.п. тУфель (не тУфлей), ед.ч. – 1 тУфля,-ли (не туфлЯ)

ОптОвый.

ОткУпорить.

ОтжИм, отжИмный, допустимо отжимнОй.

ПоселЁнный (не поселенный).

ПрИмкнутый.

Слова-паразиты

Речь большинства людей практически невозможно представить без слов-паразитов. Чрезмерное употребление слов, засоряющих речь, не лучшим образом сказывается на репутации говорящего.

Употребление в речи сорных слов многие объясняют необходимостью связывания тех или иных элементов высказывания, а также для заполнения пауз. Употребляемые в меру, такие слова придают речи дополненность и необходимую окраску, однако бездумное повторение слов-паразитов лишает их смысла и нагромождает речь лишними элементами.

Слова-паразиты препятствуют пониманию сути высказывания. Понятно, что при разговоре с друзьями, проблема не кажется важной. Но речевые паразиты коварны, так как незаметны: они могут проникать в нашу речь и во время ответственных событий. Чтобы избавиться от слов-паразитов, для начала нужно найти их в своей речи.

Блин                 значит                   походу
в натуре           итак                       прикинь
в общем           вот                         просто
в принципе     короче                  так вот
допустим        как бы                   допустим
знаешь            как его                   как-то так
ну                     как говорится       собственно говоря
типа                 как сказать            мягко говоря
всё такое        на самом деле     честно говоря

Слова-паразиты раздражающе воздействуют на окружающих: при близком общении они постепенно начинают нервировать, а при новых знакомствах производят неприятное впечатление. Кроме того, речевые паразиты негативно влияют на наш имидж, особенно при устройстве на работу. Дискурсивы часто сигнализируют о том, что мы не контролируем ситуацию, и делают речь менее чёткой и веской, превращая монолог в поток воды. Слова-паразиты негативно влияют и на наше мышление: чем больше их на языке, тем больше в голове. Если ваша речь чистая и понятная, то и мысли становятся простыми и ясными.

Спасибо за внимание!

Литература:

1. Голикова О. Ю. Практикум по развитию общения педагогов / О. Ю. Голикова, Н. К. Елизарова: Дошкольная педагогика. - 2008. - № 8 (49). - С. 53-58.

2. Смирнова Е. А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова // Воспитатель. - 2008. - № 1. - С. 58-65

3. Смирнова Е. О. Агрессивные дети / Е. О. Смирнова, Г. А. Хузеева // Дошкольное воспитание. - 2003.- № 4.- С. 63-71.

4. Ушачева Ю. В. Повышение уровня коммуникативной культуры сотрудников ДОУ / Ю. В. Ушачева // Управление ДОУ. - 2008 - № 4. - С. 29-33.

5. Формановская Н. И. Речевой этикет и вежливость. / Н. И. Формановская // Дошкольное воспитание. - 1990. - №№ 1-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непрем...

Консультация для воспитателей. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя.

     Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особе...