Если осенью в первый класс
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Если осенью в первый класс
Приветствие. Здравствуйте! Я рада вас всех приветствовать.
Использование метафоры «Рюкзак»
Уважаемые родители, посмотрите, пожалуйста, что я сегодня принесла на встречу? (Рюкзак.)
- Зачем человеку может понадобиться рюкзак? (Для того, чтобы пойти в поход).
- Что обычно кладут в рюкзак, собираясь в поход?
- Разное. Много всего. Все то, что может понадобиться в походе.
- Согласитесь ли вы с тем, что от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия (похода), а в отдельных случаях - и наша жизнь в походе?
- Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все необходимое, и оно действительно пригодится в походе; другой отнесется к сборке рюкзака несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и его ноша будет только мешать в походе.
Как вы думаете, а зачем мы обсуждаем процесс сборки рюкзака? Как это связано с темой нашей сегодняшней онлайн-встрече?
Родители высказывают свои предположения.
Рюкзак в нашем случае – это ребенок. А поход – предстоящее ребенку обучение в школе. Вы, я думаю, согласитесь с тем, что как мы подготовим ребенка к школе, насколько серьезно подойдем к этому процессу, будет зависеть его дальнейшая жизнь в школе – особенно в первый год обучения. Если мы несерьезно отнесемся к процессу сборки «рюкзака» (т.е. к подготовке малыша к учебе), упустим что-то, или вообще не будем готовить его, в школьной жизни обязательно возникнут трудности. Так, например, отсутствие элементарных знаний у ребенка об окружающем его мире, недостаточное развитие памяти, внимания, воображения отрицательно повлияют на процесс усвоения новых знаний, а как следствие – пострадает успеваемость.
Противоположная ситуация, когда родители стараются как можно больше «запихнуть» в ребенка при подготовке к школе всевозможных знаний и умений, также нежелательна. В этом случае перегружается его нервная система, становится нервным, кроме этого, ребенок теряет интерес к процессу обучения (зачем ему учиться, ведь, он и так умеет писать и читать).
Лекция «Психологическая готовность дошкольников к школе».
Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему нужно прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. И тогда в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Венгер Леонид Абрамович
Психологическая готовность – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно:
- В играх;
- В труде;
- В общении со взрослыми и сверстниками;
- В процессе формирования традиционных школьных навыков (письма, счета, чтения)
Психологически не готовый к школе ребенок
- Не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается
- Тяготеет к шаблонным действиям и решениям
- Испытывает затруднения в общении со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач
- Не может включиться в общий режим работы группы (класса)
- Проявляет мало инициативы
Психологическая готовность к школе включает в себя несколько компонентов:
- Эмоционально-волевая
- Личностная, мотивационная
- Интеллектуальная
Интеллектуальный аспект готовности к школе
– это уровень развития познавательной сферы психики. Он затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь.
Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания.
Вызывает тревогу ребенок 6-7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.
Память: для ребенка 6 – 7 лет должно быть по силам задание- запомнить 10 слов, не связанных по смыслу.
Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями), развивается словесно-логическое мышление.
Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображениякомнаты ребенок может найти спрятанную игрушку.
ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
ИГРЫ:
«Чего не стало?» - на столе раскладываются 5-6 предметов, картинок, которые необходимо запомнить, затем убирается незаметно одна из них.
«Что изменилось?» - разложить 4-6 картинок, нужно запомнить последовательность их расположения. Затем поменять их местами и ребенок показывает, что изменилось, и восстанавливает первоначальное расположение.
Ребенок запоминает 4 - 6 картинок, затем их узнают среди других 8 - 10 картинок.
Игры для развития мышления
- Конструирование
- Сюжетно-ролевые игры, загадки, нелепицы,
- «Говори наоборот»,
- «Бывает - не бывает»
Речевые игры:
- Чем похожи и чем отличаются муха и бабочка, вода и молоко, девочка и кукла, собака и кошка?
- Найди закономерность – логические цепочки,
- Логические загадки и задачи
- Последовательные картинки: составь по картинкам рассказ
Слуховые аналогии
Человек – дом, лиса - …?
Стул – деревянный, гвоздь - …?
Посуда – мыть, бельё - …?
Пылесос – чистить, утюг - …?
Стул – сидеть, кровать - …?
День – солнце, ночь - …?
Стул – деревянный, мяч - …?
Логические концовки
Лимоны кислые, а сахар…
Если на улицах лужи, то...
Мы тепло одеваемся, потому что ...
Девочка заплакала, потому что…
Дети любят мороженое, потому что…
Игры на внимание
- Лабиринты
- «Чем отличаются картинки?»
- «Летает – не летает»,
- «Земля, вода, огонь, воздух»,
- «Запрещенное слово, движение»
19.04. Невнимательный ребенок. Как помочь?
Играемся.ру
Внимание, память, логику, мышление.
Пазлы, загадки, кроссворды, математические игры, познавательные игры, ребусы
Личностная и социальная готовность
- Желание быть школьником
- Навыки общения
- Эмоциональное здоровье
- Самостоятельность
- Самоорганизация
Задайте себе вопросы:
- Умеет ли ребенок общаться с детьми?
Проявляет ли инициативу в общении или ждет, когда его позовут другие ребята?
- Чувствует ли принятые вобществе нормы общения?
Готов ли учитывать интересы других детей или коллективные интересы,
умеет ли отстаивать свое мнение?
- Чувствует ли разницу в общении с детьми, учителями и другими взрослыми, родителями?
Мотивационная готовность: как развивать?
Мотивационная готовность — это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличается друг от друга. Ребёнок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все: и классы, и учительница, и систематические занятия — являются новыми. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем дошкольника, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома.
Среди мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к обучению выделяется 6 групп:
- социальные («Я хочу в школу потому, что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
- учебно-познавательные («Интерес к новым знаниям, желание научиться новому»);
- оценочные («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки!»);
- позиционные («Я хочу в школу, потому что там большие, а детском саду маленькие, мне купят тетрадки, пенал и портфель»);
- внешние («Я пойду в школу потому, что мама так сказала»);
- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.
У ребёнка, поступающего в школу возможна также негативная мотивация к школьному обучению. Причины её выясняются индивидуально, в каждом конкретном случае. Но как правило – это страх ребёнка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно; ситуация в семье: отрицательный пример старших детей – школьников; пресыщение ребёнка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока, усталость. У детей, посещающих подготовительные курсы при школе, отсутствует некая интригующая новизна предстоящего важного события – поступления в школу.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Часто дети с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития бывают, не готовы к новым социальным отношениям в школе. Им трудно и некомфортно, не хочется учиться или они учатся нестабильно. Поэтому, родители должны рассказывать детям о школе, учителях, необходимости учения. Это создаст положительное отношение школе, вызовет желание учиться.
Рекомендации для родителей.
Если вы хотите помочь ребёнку учиться в школе радостно, начните со следующего:
— расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
— на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
— воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний
— воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
— никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Взаимодействие с ребёнком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдёшь в школу — там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки пpuносить!». Нужно прививать ребёнку уважительное отношение к учебному труду, подчёркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учёба пойдёт успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.
Используйте дома следующие упражнения и игры для развития мотивационной готовности детей.
Игры в школу.
Упражнение "Школьник и дошкольник"
Упражнение "Для чего ходят в школу" (Пр. : В школу ходят, чтобы играть; в школу ходят, чтобы читать... (если правильно - хлопнуть, а если не правильно - топнуть))
Упражнение «Ассоциация на слово “первоклассник”»
Упражнение «Что лежит в портфеле»,
Упражнение «Я хочу в школу, потому что...»,
Игра «Копилка первоклассника»
Упражнение «Собираем портфель»
Игра «Урок и перемена»
Отгадывание загадок на школьную тематику.
Чтение сказок для школьной адаптации. «Лесная школа» М.А.Панфилова и др.
Терапевтические сказки Хухлаевой (Трудности обучения в школе. Стрессовые реакции на поступление в школу. «Нежелание» учиться и отрицательное отношение к школе. Трудности в учебе: неусидчивость, нежелание работать со сложным материалом, неумение концентрировать внимание.)
Просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением.
Показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей
Рассказывать о своих школьных годах, вспоминайте смешные и поучительные случаи.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ
С помощью чего развивать произвольность в 6-7 лет?
- Игра: сюжетно-ролевая игра; игры с правилами;
- Конструирование; изобразительная деятельность;
- Игры с правилами: настольные, подвижные, речевые
- Выполнение заданий по образцу
- Графический диктант
- Игры «Запрещенное движение, запрещенное слово», «Делай то, что говорю, а не то, что показываю»
- Раскрась фигуры (монотонная работа)
- Кинезиологические упражнения
Психологически подготовленный к школе ребенок
- Готов к общению и взаимодействию, как с взрослыми, так и со сверстниками
- Имеет желание идти в школу, вызванное учебными мотивами
- Умеет контролировать эмоции и поведение
- Имеет широкий кругозор, запас конкретных знаний, понимает основные закономерности
Готовы ли родители к школе?
Да, если готовы…
- Не сравнивать своего ребёнка с другими
- Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками
- Быть щедрым на похвалу за достигнутые успехи, всегда встречать ребёнка из школы с улыбкой
- Сдерживать свои эмоции, не кричать, не обижать, не унижать. Не наказывать без причины.
Самая главная наша задача этовырастить ребенка счастливым.
Не умным, не начитанным, не талантливым, не послушным, а именно счастливым и успешным
Не ругайте за ошибки
В психологической литературе встречаются любопытные исследования. Так, ученые предлагали малышам задания разного уровня сложности. Дети чересчур требовательных родителей, боясь не оправдать маминых ожиданий, предпочитали самые легкие задачи, с которыми бы они точно справились.
Ребята, которых родители хвалят и поощряют их опыты и старания, смело брались за сложные упражнения.
Поговорите с ребенком, объясните ему, что он сделал не так и что нужно исправить. Лишь в этом случае ваше чадо не будет бояться нового, наоборот, станет стремиться к следующим свершениям.
Правило зеленого маркера
Правило зеленого маркера гласит: «Мы должны увидеть позитивные проявления в человеке, показать их, обвести и сказать: «Ты – молодец, ты сделал это, и это хорошо!“».
Какова же разница в двух подходах: красивые зеленые – некрасивые красные?
Все мы привыкли с детства, а точнее с 1 класса, когда учительница подчеркивает красной ручкой ошибки или неправильные буквы. То есть акцентирует внимание на ошибку.
Как вы думаете, что откладывается в памяти? Ровная буква или корявая? Правильно, корявая. А самая красивая буква осталась незамеченной, и выходит, написана зря?
Хочется нам того или нет, но в подсознании у нас откладывается то, что выделено.
На уровне подсознания мы стремимся повторить то, что было идеальным! И если нас хвалят и поддерживают, мы стремимся развиваться. Отсюда и возникает внутренняя мотивация – не стремиться избежать ошибок, а желание выполнить хорошо.
Если хвалить, то правильно
Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело.
Похвала и поощрение: за что?
- Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Родителям следует внимательнее относиться к детям, чтобы отыскать талант, заложенный в ребенке, и развить его. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
- Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за хорошие отметки в школе, за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
- Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день. И ЗАЛОГ ЖИЗНЕННОГО УСПЕХА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Первый раз в первый класс"
Успешность обучения ребенка в школе зависит от его психологической зрелости, которая предусматривает готовность основных психических сфер ребенка: волевой, мотивационной, умственной, а также соц...
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Что же нужно делать, чтобы первая дорога в школу стала действительно праздником?...
Осенний праздник "Что же будет, если осень не придёт" (2017г.)
Сценарий для детей средней группы в совместном участии со взрослыми в ролевом действии....
консультация для родителей " Если осенью в первый класс"
психологическая готовность ребенка к школе...
Первый класс. Ложкари. Русская-народная "Осенью, осенью..."
С видео можно ознакомиться по ссылке -> https://youtu.be/PiT77lvjlXc...
Первый раз – в первый класс – советы родителям Ваш ребенок первый раз идет в школу – это важное событие не только в его, но и в Вашей жизни. Как пережить предстоящие хлопоты, как подготовить ребенка к новой жизни и как 1 сентября сделать настоящий
1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в новый большой и неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни. Мир, в котором ему придется общаться с большим количест...
Консультация для родителей «Первый класс – в первый класс!»
Консультация учителя-дефектолога для родителей «Первый класс – в первый класс!»...