"Широкая масленница"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Малышева Татьяна Сергеевна

Технологическая карта

Образовательная область

Познавательное развитие в области социализации

Тема занятия

«Широкая масленица»

Возрастная группа

Группа детей 6-7 лет

Цель занятия

Создание плаката по теме масленичной недели в ходе интегрированного занятия (игра-путешествие, продуктивная деятельность, беседа)

Задачи

Образовательная: узнать и назвать традиции масленицы в ходе беседы    

Развивающие: соотнести дни недели с традициями праздника в ходе игры путешествия

Воспитательные: договариваться о совместной деятельности с учетом интересов партнеров в процессе создания композиции плаката и его оформления

Словарная работа

Масленица, мясопуст, заигрыши, чучело

Дополнительная задача

Изобразительная: создать композицию, определив центральное изображение и дополнительные детали
Техническая: набирать необходимое количество клея, убирать лишнее, пользоваться салфеткой;  снимать с обратной стороны детали изображения пленку и клеить в нужное место

Планируемые результаты

Создали плакат по теме масленичной недели в ходе интегрированного занятия ; узнали и назвали традиции масленицы в ходе беседы; правильно соотнесли дни недели с традициями праздника в ходе игры путешествия; договаривались о совместной деятельности с учетом интересов партнеров в процессе создания композиции плаката и его оформления; создали композицию, определив центральное изображение и дополнительные детали; набирали необходимое количество клея, убирали лишнее, пользовались салфеткой; снимали с обратной стороны детали изображения пленки и клеили в нужное место

Материалы и оборудование

Картинки по теме Масленица, картинки для плаката, клей, кисти, салфетки, двухсторонний скотч

 

 

 

 

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный

Создать устойчивую мотивацию к содержанию будущей деятельности

Дети, а вы знаете какой праздник скоро будет?

Что вы знаете о масленице?

В традициях русского народа сопровождается сожжением масленицы.

Словесный метод

Прием: вопросы, беседа

Форма: групповая

Внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Произошла активизация внимания детей на запланированную тему. Дети взаимодействовали с воспитателем, заинтересованно отвечали на вопросы

2

Основной этап

     

2.1

Этап постановки проблемы

Подвести детей к пониманию противоречий и определению способов и средств их решения через постановку и анализ проблемной ситуации

Дети, у нас случилась беда. Снежная королева украла масленицу. А без нее не состоится праздник.

Проблемный вопрос: Что нам сделать, чтобы вернуть масленицу, и состоялся праздник?

Снежная королева может вернуть масленицу, если вы пройдете ее испытания на знание праздника масленицы.

Когда мы вернем масленицу, Снежной королеве может быть грусно.Что  мы можем сделать, чтобы Снежной королеве не было грустно на севере? Да, мы можем сделать плакат о масленице и отправить Снежной королеве.

Словесный метод

Прием: вопросы

Форма: групповая
 

Дети обсуждают пути решения проблемы
 

Дети столкнулись с проблемой и нашли путь решения

2.2

Этап ознакомления материалом

Подвести детей к расширению определенного объема знаний о празднике Масленица в ходе беседы

Она прислала карту.  На карте 7 станций или точек, связанные с масленичной неделей. Нужно к каждому дню подобрать правильную картинку. После каждого правильного ответа вы получите ключ. В конце испытания у вас должно быть 7 ключей. Всем понятно?

Итак, первая точка? - понедельник. Понедельник называли встречей.  Как вы думаете, что люди делают в этот день? Какая картинка подойдет?

В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна. Вторник — заигрыши. Что происходит в этот день? Какую картинку вы выберете?

Сутра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест.
Среда — лакомка. Как вы думаете, почему среда так называется? Что здесь подойдет?

В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины.
Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом. Почему день называется так? 

На этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами. Славили крестьяне возрождение солнечных дней.

Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Кто знает , кто такая теща? Это мама жены. Какая картинка больше подходит?

Зятья приглашали на блины тещу. Суббота — золовкины посиделки. А золовками кого звали? Сестер мужа. Что здесь мы выберем?

Молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье — это проводы, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. Что это означает? В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды. Это был день очищения и объединения людей.

Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая её за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

Вот мы заполнили карту, и теперь можем вернуть масленицу.

Словесный метод

Прием: вопросы

Форма: групповая

 Дети слушают воспитателя, рассматривают картинки и проходят испытание

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети получили новые знания по заданной теме (Масленица) и прошли испытания

2.3

Этап практического решения проблемы

Создание условий для практического закрепления знаний о празднике Масленица, полученных на предыдущем этапе

Ребята, вы справились с испытаниями Снежной Королевы и чтобы она не грустила на Севере мы сделаем ей красивый плакат.

Но перед тем как приступить к работе, вспомним технику безопасности с клеем и кисточкой (дети проговаривают)

Пальчиковая гимнастика

 "На блины"                                           -Стала Маша гостей собирать: (Хлопки в ладоши; то правая, то левая рука. сверху)

   -И Иван приди,                                    -И Степан приди, Да и Андрей приди, да и Матвей приди, (сгибать поочередно пальцы каждой руки)     А Митрошечка: Ну пожалуйста (движение руками будто зовешь кого-то)

Стала Маша гостей угощать (Хлопки в ладоши; то правая, то левая рука сверху)        

 - И Ивану блин, (Левую руку повернуть ладонью вверх; большимпальцем правой руки нажимать на подушечки  каждого пальца левой, начиная с большого)     И Степану блин ,да и Андрею блин, да и Матвею блин,

А Митрошечке - мятный пряничек!  (Большим пальцем правой руки нажимать на мизинец четыре раза)   А теперь можем приступить к работе.

Ребята, вы большие молодцы, у нас получился плакат и теперь мы сможем отправить Снежной Королеве.

Словесный метод

Прием:  беседа

Практический метод

Прием:  создание плаката

Форма: групповая

Дети создают плакат по заданной теме (Масленица)

Дети создали плакат по заданной теме (Масленица)

3

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, формирование элементарных навыков самооценки.

Как мы смогли его вернуть?

Как мы добились того, что нам вернули масленицу?

Какие трудности были?

Благодаря активной работы всех мы смогли вернуть масленицу. И праздник теперь состоится.

Подведение итогов.

Словесный метод

(Вопросы)

 

Дети отвечают на вопросы, подводят итоги

Дети проанализировали свою деятельность и ответили на вопросы

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nedelya_maslennitsy.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Образовательная область

Познавательное развитие в области социализации

Тема занятия

«Широкая масленица»

Возрастная группа

Группа детей 6-7 лет

Цель занятия

Создание плаката по теме масленичной недели в ходе интегрированного занятия (игра-путешествие, продуктивная деятельность, беседа)

Задачи

Образовательная: узнать и назвать традиции масленицы в ходе беседы        

Развивающие: соотнести дни недели с традициями праздника в ходе игры путешествия

Воспитательные: договариваться о совместной деятельности с учетом интересов партнеров в процессе создания композиции плаката и его оформления

Словарная работа

Масленица, мясопуст, заигрыши, чучело

Дополнительная задача

Изобразительная: создать композицию, определив центральное изображение и дополнительные детали
Техническая: набирать необходимое количество клея, убирать лишнее, пользоваться салфеткой;  снимать с обратной стороны детали изображения пленку и клеить в нужное место

Планируемые результаты

Создали плакат по теме масленичной недели в ходе интегрированного занятия ; узнали и назвали традиции масленицы в ходе беседы; правильно соотнесли дни недели с традициями праздника в ходе игры путешествия; договаривались о совместной деятельности с учетом интересов партнеров в процессе создания композиции плаката и его оформления; создали композицию, определив центральное изображение и дополнительные детали; набирали необходимое количество клея, убирали лишнее, пользовались салфеткой; снимали с обратной стороны детали изображения пленки и клеили в нужное место

Материалы и оборудование

Картинки по теме Масленица, картинки для плаката, клей, кисти, салфетки, двухсторонний скотч

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1

Организационно-мотивационный

Создать устойчивую мотивацию к содержанию будущей деятельности

Дети, а вы знаете какой праздник скоро будет?

Что вы знаете о масленице?

В традициях русского народа сопровождается сожжением масленицы.

Словесный метод

Прием: вопросы, беседа

Форма: групповая

Внимательно слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Произошла активизация внимания детей на запланированную тему. Дети взаимодействовали с воспитателем, заинтересованно отвечали на вопросы

2

Основной этап

2.1

Этап постановки проблемы

Подвести детей к пониманию противоречий и определению способов и средств их решения через постановку и анализ проблемной ситуации

Дети, у нас случилась беда. Снежная королева украла масленицу. А без нее не состоится праздник.

Проблемный вопрос: Что нам сделать, чтобы вернуть масленицу, и состоялся праздник?

Снежная королева может вернуть масленицу, если вы пройдете ее испытания на знание праздника масленицы.

Когда мы вернем масленицу, Снежной королеве может быть грусно.Что  мы можем сделать, чтобы Снежной королеве не было грустно на севере? Да, мы можем сделать плакат о масленице и отправить Снежной королеве.

Словесный метод

Прием: вопросы

Форма: групповая

Дети обсуждают пути решения проблемы

Дети столкнулись с проблемой и нашли путь решения

2.2

Этап ознакомления материалом

Подвести детей к расширению определенного объема знаний о празднике Масленица в ходе беседы

Она прислала карту.  На карте 7 станций или точек, связанные с масленичной неделей. Нужно к каждому дню подобрать правильную картинку. После каждого правильного ответа вы получите ключ. В конце испытания у вас должно быть 7 ключей. Всем понятно?

Итак, первая точка? - понедельник. Понедельник называли встречей.  Как вы думаете, что люди делают в этот день? Какая картинка подойдет?

В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили в санях по деревне. Затем отвозили на самую высокую снежную гору, чтобы Масленица видела, откуда придет весна. Вторник — заигрыши. Что происходит в этот день? Какую картинку вы выберете?

Сутра парни приглашали девушек кататься с гор. Приглядывали невест.
Среда — лакомка. Как вы думаете, почему среда так называется? Что здесь подойдет?

В этот день в каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины.
Четверг именовали разгулом, переломом, широким четвергом. Почему день называется так?  

На этот день приходилась середина игр и веселья. Вся деревня лакомилась блинами. Славили крестьяне возрождение солнечных дней.

Пятница масленичной недели была известна как тещины вечера. Кто знает , кто такая теща? Это мама жены. Какая картинка больше подходит?

Зятья приглашали на блины тещу. Суббота — золовкины посиделки. А золовками кого звали? Сестер мужа. Что здесь мы выберем?

Молодые невестки принимали у себя родных.

Воскресенье — это проводы, прощеный день, которым завершается масленичный цикл. Что это означает? В прощеное воскресенье люди просили друг у друга прощения за нанесенные в течение года обиды. Это был день очищения и объединения людей.

Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая её за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

Вот мы заполнили карту, и теперь можем вернуть масленицу.

Словесный метод

Прием: вопросы

Форма: групповая

 Дети слушают воспитателя, рассматривают картинки и проходят испытание

Дети получили новые знания по заданной теме (Масленица) и прошли испытания

2.3

Этап практического решения проблемы

Создание условий для практического закрепления знаний о празднике Масленица, полученных на предыдущем этапе

Ребята, вы справились с испытаниями Снежной Королевы и чтобы она не грустила на Севере мы сделаем ей красивый плакат.

Но перед тем как приступить к работе, вспомним технику безопасности с клеем и кисточкой (дети проговаривают)

Пальчиковая гимнастика

 "На блины"                                           -Стала Маша гостей собирать: (Хлопки в ладоши; то правая, то левая рука. сверху)

   -И Иван приди,                                    -И Степан приди, Да и Андрей приди, да и Матвей приди, (сгибать поочередно пальцы каждой руки)     А Митрошечка: Ну пожалуйста (движение руками будто зовешь кого-то)

Стала Маша гостей угощать (Хлопки в ладоши; то правая, то левая рука сверху)        

 - И Ивану блин, (Левую руку повернуть ладонью вверх; большимпальцем правой руки нажимать на подушечки  каждого пальца левой, начиная с большого)     И Степану блин ,да и Андрею блин, да и Матвею блин,

А Митрошечке - мятный пряничек!  (Большим пальцем правой руки нажимать на мизинец четыре раза)   А теперь можем приступить к работе.

Ребята, вы большие молодцы, у нас получился плакат и теперь мы сможем отправить Снежной Королеве.

Словесный метод

Прием:  беседа

Практический метод

Прием:  создание плаката

Форма: групповая

Дети создают плакат по заданной теме (Масленица)

Дети создали плакат по заданной теме (Масленица)

3

Заключительный этап

Подведение итогов деятельности, формирование элементарных навыков самооценки.

Как мы смогли его вернуть?

Как мы добились того, что нам вернули масленицу?

Какие трудности были?

Благодаря активной работы всех мы смогли вернуть масленицу. И праздник теперь состоится.

Подведение итогов.

Словесный метод

(Вопросы)

Дети отвечают на вопросы, подводят итоги

Дети проанализировали свою деятельность и ответили на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект праздника "Широкая масленница"

Материал апробирован  в младших группах детского сада. Дети получили большое удовольствие, занимались с интересом....

проект "Широкая Масленница"

Участие  детей средней группы в  масляничной недели. Планирование работы с детьми средней группы по ознакомлению  с народным  праздником  "Масленица"...

Презинтация по проекту "Широкая Масленница"

В данном материале предоставлена презинтация работы по проекту "Масленница"...

Физкультурный досуг "Широкая Масленница"

Сценарий праздника для старшего дошкольного возраста....

широкая масленница

Звучит веселая русская народная музыка. Дети собираются на площадке,( у девочек одеты русские платки и шали, щеки у детей накрашены).Стоит чучело Масленицы с косичками от всех групп....

широкая масленница

Широкая Масленица Звучит веселая русская народная музыка. Дети собираются на площадке,( у девочек одеты русские платки и шали, щеки у детей накрашены).Стоит чучело Масленицы с косичками от всех ...

Развлечение "Широкая масленница"

МасленицаЗнакомить детей с историей возникновения и традициями празднования масленицы. Учить понимать народные потешки, заклички. Упражнять в интонационной выразительности, передавая настроение праздн...