Игры на развитие звуковысотного слуха.
учебно-методический материал
Представлены игры для младшего, среднего и старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_zvukovysotnogo_sluha.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие звуковысотного слуха.
«Матрёшки пляшут».(ст. возраст)
Цель: развивать звуковысотный слух.
Демонстрационный материал: матрёшки трёх разных размеров по количеству детей, металлофон.
Дети сидят за тремя столами. В руках у них матрёшки: у одних – большие, у других – средние, у третьих – маленькие. Воспитатель проигрывает звуки на металлофоне, объясняет: «Дети, сейчас ваши матрёшки будут плясать. Но для этого нужно внимательно слушать, какой звук звучит. Если низкий – пляшут большие, если средней высоты – средние, если высокий – будут плясать маленькие». Воспитатель исполняет звуки разной высоты, всё время изменяя последовательность звучания. По окончании отмечается и награждается команда-победитель.
«Какая птичка поёт?»(мл. возраст)
Цель: развивать звуковысотный слух.
Демонстрационный материал: игрушки: две птички разной величины, металлофон.
На столе находятся игрушки-птички – большая и маленькая. Педагог показывает, как поёт большая птичка (играет на металлофоне до первой октавы) и как маленькая (до второй октавы). Затем педагог отгораживает металлофон ширмой и поочерёдно проигрывает до первой и до второй октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поёт.
(усложнение для средней группы) – К игре на металлофоне привлекаются дети.
«Ну-ка, угадай-ка». (ст. возраст)
Цель: развивать звуковысотный слух.
С детьми предварительно учится песенка:
1. Гусь с гусятами живёт прямо на лужайке.
Кто там голос подаёт? Ну-ка, угадай-ка!
(говорят) Га-га-га-га-га!
2. Вот коза козлят ведёт прямо на лужайку.
Кто там голос подаёт? Ну-ка, угадай-ка!
(говорят) Ме-ме-ме-ме-ме-ме!
3. Воронят своих зовёт ворон на лужайку.
Кто там голос подаёт? Ну-ка, угадай-ка!
(говорят) Кар-кар-кар-кар-кар-кар!
Две равные группы детей садятся вдоль противоположных стен комнаты. Они поочерёдно загадывают друг другу загадки. Если ребята отгадали, то после слов педагога: «Лови!» - загадывающие убегают, а отгадывающие их ловят. Пойманные переходят в другую группу.
Загадка заключается в том, что дети решают с педагогом, кого они будут изображать: гуся или гусят, козу или козлят, ворона или воронят. Надо следить за тем, чтобы дети произносили более высокие звуки, изображая маленьких гусят, козлят, воронят, и более низкие, изображая козу, гуся, ворона.
«Домик-крошечка».(ст. возраст)
Цель: развивать звуковысотный слух.
Демонстрационный материал: игровое поле с изображением домика с крыльцом из семи ступенек. Фигурки зверей: заяц, лягушка, лиса, мышка, петушок, кошка, собачка, птичка.
Педагог: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, да высок.
По ступенькам мы идём, все идём. Свою песенку поём, да поём.
Приходите в теремок, в теремок, будем печь большой пирог, да пирог.
С помощью считалки выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку зверюшки.
Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом.
Каждый ребёнок, придумывая свой мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается постепенное движение вниз, в обратном порядке.
Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает втору. Фразу: «По тропиночке уйду», также придумывая свой мотив этой фразы, и уходит.
«Мама и детки». (мл. возраст)
Цель: развивать звуковысотный слух.
Демонстрационный материал: игрушки: гусь, курица и утка (или их силуэтное изображение). Шапочки гусят, цыплят и утят (на каждого ребёнка).
Игрушки (гусь, курица и утка) расставлены в разных углах зала. Педагог поочерёдно выполняет роль мамы-курицы, мамы-утки и мамы-гусыни. При этом поёт на звуке «ре» первой октавы: «Где мои утята, милые ребята? Кря, кря, кря!» Дети, изображающие утят, бегут к утке и поют на звук «ля» первой октавы: «Кря, кря, кря – мы здесь!». То же самое делают по очереди гусята и цыплята, когда их зовут мама-курица и мама-гусыня.
«Музыкальные птенчики».(ст. возраст)
Цель: развивать звуковысотный слух.
Демонстрационный материал: картина с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 штук; набор шапочек для «птичек».
Раздаточный материал: карточка с изображением дерева, ветки которого расположены в виде нотоносца; птички – 5 штук. Комплект готовится на каждого ребёнка.
Примечание: дерево и птички должны быть соразмерны, ветки – нотный стан, птички – ноты.
Педагог: Наступила весна, вернулись из тёплых краёв птицы, свили гнёзда и вывели птенчиков. Обрадовались птенчики, что научились летать, и стали с веточки на веточку порхать, песенки петь.
Педагог выбирает нескольких детей, надевает на них шапочки птички-мамы и птенчиков и даёт им в руки изображения птиц.
Дети (поют попевку) – Мы птенчики весёлые, умеем мы летать
И с веточки на веточку нам весело порхать.
Ребёнок, изображающий маму, ставит птицу на нижнюю веточку и поёт импровизированную песенку низким голосом.
А мамочка волнуется: лети-ка, птенчик вниз!
Спою я колыбельную, и ты уснёшь, малыш!
Дети, изображающие птенчиков, прикладывают птенчиков к веткам повыше и поют высокими голосами.
Не хочу к тебе лететь, буду здесь я песни петь.
«Слушай звуки». (ст. возраст)
Цель: развивать звуковысотный слух и слуховое восприятие.
Ребёнок должен создать два образа: «тополя», когда руки поднимаются вверх и «веточки» весело колышутся на ветру, и «плакучей ивы», когда руки-веточки опускаются и грустно вниз склоняется головка ребёнка. Изображать «тополь» и «плакучую иву» следует под музыку. Ребёнок должен реагировать на звучание высокого и низкого регистров, тренируя слуховое восприятие.
Образ «тополя» воплощается под музыку более высокозвучащую, образ «плакучей ивы» - более низкого звучания.
«Весёлые петрушки». (ст. возраст)
Цель: развивать звуковысотный слух.
Демонстрационный материал: ширма, металлофон, карточки с изображением петрушек, одетых в костюмы разных цветов: красный, жёлтый и синий (по количеству участников игры); карта-панно с пятью линейками, на которых сидят петрушки с колокольчиками: петрушка в красном костюме – на верхней линейке, петрушка в жёлтом – в середине, петрушка в синем – на нижней линейке.
Педагог играет высокий звук на металлофоне и спрашивает: «Какой петрушка звенит в колокольчик?» Ребёнок поднимает и показывает карточку с изображением петрушки в красном костюме. Когда звучит звук в среднем регистре, ребёнок поднимает петрушку в жёлтом костюме; когда звучит звук в нижнем регистре – в синем.
В данной игре можно использовать для постановки задачи-стимула рассказ о новогодней ёлке: «На ёлке висело много игрушек: красивые шары, яркие хлопушки и бусы, сосульки и шишки, разноцветные звонкие колокольчики и весёлые озорные петрушки. Когда дома все ложились спать, озорные петрушки начинали звенеть в колокольчики. Наверху, у самой макушки, расположился петрушка в красном костюме и звенел в колокольчик, издававший высокий звук. На середине ёлки, в густых ветвях, висел петрушка в жёлтом костюме. Его колокольчик издавал средний звук. А в самом низу красавицы ёлки находился петрушка в синем костюме, и его колокольчик звенел низко: «Бом-дили, бом-дили». Ёлка очень любила слушать перезвон колокольчиков всех петрушек». Давайте и мы послушаем перезвон колокольчиков и угадаем, какой петрушка сейчас играет со своим колокольчиком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития звуковысотного слуха
Игры для развития звуковысотного слуха...
Музыкально-дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха.
Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребенка, что позволяет приобщать к активному восприятию музыки....
Музыкально-дидактические игры для развитие звуковысотного слуха детей дошкольного возраста
Где мои детки? Возрастная группа: Средняя группаЦель: развитие звуковысотного слуха;Материалы: Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены г...
Музыкально - дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха "Куда пошла Матрёшки"
Музыкально - дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха для младших дошкольников...
Музыкально - дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха "Музыкальное лото"
Музыкально - дидактическая игра на развитие звуковысотного слуха...
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА 2 МЛАДШАЯ ГРУППА
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА 2 МЛАДШАЯ ГРУППА...
Игра для развития звуковысотного слуха "Повтори звуки "
Данная игра способствует развитию звуковысотного слуха у детей....