Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Газова Марианна Тлостамбиевна

Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад№30 «Ручеек»

           Методическая разработка

для воспитателей

«Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность»

Подготовила:

Воспитатель: Газова М.Т.

                                           г. Майкоп,2024г.

Содержание

Введение ......................................................................................

с. 3

1.

Особенности формирования речи у детей старшего дошкольного возраста…………………………………

с. 4-6

2

Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте……………………………….………………..

с.6-8

2.1

Значение театрализованной деятельности на развитие речи……………………………………….….

с.8-10

2.2

Критерии для организации театрализованной деятельности…………………………………..……..…

с. 10-12

Заключение...................................................................................

с.13

Список литературы......................................................................

с.14

Введение

Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии ребенка.

В дошкольном возрасте активно происходит усвоение, становление и развитие всех сторон речи – грамматической, фонематической, лексической. Полноценное владение речью является необходимым условием решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей в максимально сенситивный период развития ребенка.

В дошкольном образовании один из принципов ФГОС ДО: речевое развитие детей, цель которого является развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

 Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Дошкольный возраст - период активного усвоения разговорного языка. Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону общения, воспитывает чувства и переживания, вызывает эмоциональный отклик на явления окружающего мира через создание художественных образов речевыми средствами.

  1. Особенности формирования речи у детей  дошкольного возраста

Овладение родным языком является значимым приобретением ребенка в дошкольном детстве, перестраивающим психику малыша, позволяющим ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Своевременное и правильное освоение речи  - это одно из важных условий полноценного психического развития: дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими, могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре и т.д. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения ребенка с окружающими, нередко накладывая тяжёлый отпечаток на его характер: дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, раздражительными.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Усвоение дошкольниками родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для педагога знание закономерностей усвоения речи - это знание того, что именно надо совершенствовать в организме ребёнка, чтобы он оказался способным к усвоению языка как универсального кода окружающей действительности, то есть стал бы человеком мыслящим и, следовательно, восприимчивым к воспитательным воздействиям в данной области

Речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.

Развитие речи дошкольников идет в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Определяя критерии базового уровня речевого развития, которого ребенок должен достичь в дошкольном детстве, следует выделить:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;

- умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации;

- элементарные умения чтения и письма.

Речевое развитие  дошкольников - один из главных компонентов готовности к школьному обучению. Практика показывает, что дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей; ученики с богатым словарем активнее в умственной работе на уроках, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, лучше решают арифметические задачи и т.д.

Говоря об особенностях развития речи 4-6 лет, следует отметить, что на данном возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Фразы становятся развернутыми; произношение - чище,  высказывания - точнее. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать к ним свое эмоциональное отношение.

  1. Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Театрализованная деятельность - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны.

- Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.

- Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.

- Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.

- Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми.

В процессе  работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального  воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.

Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.

Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.

Родители должны принимать активное участие в подготовке детей к театральной деятельности: помощь воспитателю в изготовлении различных театров, костюмов, подбору нужной литературы, организации представлений для детей (у маленьких детей родители – артисты, у старших – родители чаще являются зрителями).

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые произведения. Театральная деятельность детей помогает им лучше и быстрее адаптироваться в детском саду, всесторонне развивает их. Не все дети хорошо говорят, у каждого свой характер, не все они общительны, каждый по-своему реагирует на незнакомых людей, не хочет общаться с ними. Театральная деятельность развивает их речь, даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить. В работе с малышами мы используем маленькие этюды, обыгрываем их, включаем в занятия пальчиковую гимнастику, упражнения на звукопроизношение. На этих занятиях закрепляются знания детей по сенсорике, навыки по конструированию, изобразительному искусству, развитию движений. Это очень нравится детям.

  1. Значение театрализованной деятельности на развитие речи

Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

- игры в кукольный театр;

- игры- драматизации;

- игры- представления (спектакли);

- плоскостные и теневые театры.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи:

• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;

• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;

• совершенствует артикуляционный аппарат;

• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;

• дети получают эмоциональный подъём;

• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;

• позволяет формировать опыт социального поведения;

• стимулирует активную речь.

На занятиях, а так же в нерегламентированной деятельности используются различные виды театрализованной деятельности:

- Артикуляционная гимнастика;

- Чистоговорки и скороговорки;

- Упражнения на воображение;

- Упражнения на имитацию движений;

- Упражнения на активизацию словарного запаса;

- Упражнения на интонационную выразительность;

- Упражнения на формирование разговорной речи;

- Упражнения на речевое дыхание;

- Упражнения на развитие мелкой моторики;

- Упражнения для эмоционального развития детей;

- Логоритмические упражнения;

- Игры со словами и без слов.

При организации театрализованной деятельности используются общие методы руководства театрализованной игрой: прямыми способами действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенными приемами (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

В организации театрализованных игр также применяются практические методы обучения:

• Этюды;

• Инсценирование сказок;

• Показ театрализованных представлений.

К словесным методам можно использовать такие, как: рассказ, чтение, рассказы и пересказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

  1. Критерии для организации театрализованной деятельности

Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями. Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.

Для развития речи, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:

1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)

2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).

3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Театрально–игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

С социально – педагогической точки зрения театрализация многофункциональна:

  • Функция социализации (приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту).
  • Креативная функция (способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление).
  • Галаграфическая функция (пространственно – временное и чувственное содержание (место и время, сюжет и образ)).
  • Развивающая терапевтическая функция (лечебный эффект, сказкотерапия).
  • Лексико - образная функция (активизирует и развивает слухо - речевую память ребёнка).

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно. Чаще театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми тексты, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Или наоборот, взрослый не вмешивается в организацию театрализованной игры. Дети предоставлены сами себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Если младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет.

Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средствами интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.

В театрализованной игре формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

Подготовку к театрализованной деятельности надо проводить в несколько этапов.

1. Выразительное чтение произведения.

2. Проведение беседы, поясняющей и выясняющей понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности пример, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашиваю у детей: «Какое настроение у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадалась об этом?»

3. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении широко использую весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

4. Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев надо использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?».

5. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений вновь возвращаюсь к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

Заключение

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и творческого потенциала дошкольников. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка.

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Огромное влияние театрализованной деятельности на развитие диалогической и монологической речи ребенка. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи.

Результаты работы по театрализованной деятельности можно закреплять на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями и т.д.

Список литературы

  1. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.sites.google.com /site/predshkpodgotovka/v-informacionnyj-blok/tema-1-osobennosti-razvitia-reci-starsih-doskolnikov
  2. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad /doklad-na-temu-teatralizovanaja-dejatelnost.html
  3. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.1urok.ru/categories /19/articles/18221
  4. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://ossad9.schools.by /m/pages/razvitie-rechi-detej-cherez-teatralizovannuju-dejatelnost
  5. Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https:// solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-cherez-tea/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность

Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Работая в ДОУ , я заметила очень неприятную тенденцию, которая заключается в том, что с каждым новым набором детей количество ребят с нарушениями речи становится всё больше и больше. А театрализованна...

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность

Теоретическое исследование развития речи дошкольниковс помощью театрализованной деятельности...

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя....

Статья "Развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность"

В данной статье освящен вопрос влияния театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольника....

проект "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"

проект "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"...

Статья: Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех...