Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_u_doshkolnikov_cherez_teatralizovannuyu_deyatelnost.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад№30 «Ручеек»
Методическая разработка
для воспитателей
«Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность»
Подготовила:
Воспитатель: Газова М.Т.
г. Майкоп,2024г.
Содержание
Введение ...................................................................................... | с. 3 | |
1. | Особенности формирования речи у детей старшего дошкольного возраста………………………………… | с. 4-6 |
2 | Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте……………………………….……………….. | с.6-8 |
2.1 | Значение театрализованной деятельности на развитие речи……………………………………….…. | с.8-10 |
2.2 | Критерии для организации театрализованной деятельности…………………………………..……..… | с. 10-12 |
Заключение................................................................................... | с.13 | |
Список литературы...................................................................... | с.14 |
Введение
Дошкольный возраст – очень важный этап в развитии ребенка.
В дошкольном возрасте активно происходит усвоение, становление и развитие всех сторон речи – грамматической, фонематической, лексической. Полноценное владение речью является необходимым условием решения задач умственного, нравственного и эстетического воспитания детей в максимально сенситивный период развития ребенка.
В дошкольном образовании один из принципов ФГОС ДО: речевое развитие детей, цель которого является развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Л.С.Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Дошкольный возраст - период активного усвоения разговорного языка. Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону общения, воспитывает чувства и переживания, вызывает эмоциональный отклик на явления окружающего мира через создание художественных образов речевыми средствами.
- Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста
Овладение родным языком является значимым приобретением ребенка в дошкольном детстве, перестраивающим психику малыша, позволяющим ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Своевременное и правильное освоение речи - это одно из важных условий полноценного психического развития: дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими, могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре и т.д. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения ребенка с окружающими, нередко накладывая тяжёлый отпечаток на его характер: дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, раздражительными.
Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Усвоение дошкольниками родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для педагога знание закономерностей усвоения речи - это знание того, что именно надо совершенствовать в организме ребёнка, чтобы он оказался способным к усвоению языка как универсального кода окружающей действительности, то есть стал бы человеком мыслящим и, следовательно, восприимчивым к воспитательным воздействиям в данной области
Речь - это один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
Развитие речи дошкольников идет в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Определяя критерии базового уровня речевого развития, которого ребенок должен достичь в дошкольном детстве, следует выделить:
- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;
- умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;
- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации;
- элементарные умения чтения и письма.
Речевое развитие дошкольников - один из главных компонентов готовности к школьному обучению. Практика показывает, что дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей; ученики с богатым словарем активнее в умственной работе на уроках, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, лучше решают арифметические задачи и т.д.
Говоря об особенностях развития речи 4-6 лет, следует отметить, что на данном возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Фразы становятся развернутыми; произношение - чище, высказывания - точнее. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать к ним свое эмоциональное отношение.
- Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей, а театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Театрализованная деятельность - это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.
В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны.
- Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
- Работая над персонажем, малыш подражает его мимике, жестам, голосу.
- Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
- Дети учатся сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
Родители должны принимать активное участие в подготовке детей к театральной деятельности: помощь воспитателю в изготовлении различных театров, костюмов, подбору нужной литературы, организации представлений для детей (у маленьких детей родители – артисты, у старших – родители чаще являются зрителями).
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые произведения. Театральная деятельность детей помогает им лучше и быстрее адаптироваться в детском саду, всесторонне развивает их. Не все дети хорошо говорят, у каждого свой характер, не все они общительны, каждый по-своему реагирует на незнакомых людей, не хочет общаться с ними. Театральная деятельность развивает их речь, даёт возможность каждому ребёнку освоиться, делает для них детский сад таким местом, куда им хочется приходить. В работе с малышами мы используем маленькие этюды, обыгрываем их, включаем в занятия пальчиковую гимнастику, упражнения на звукопроизношение. На этих занятиях закрепляются знания детей по сенсорике, навыки по конструированию, изобразительному искусству, развитию движений. Это очень нравится детям.
- Значение театрализованной деятельности на развитие речи
Совместная со сверстниками и взрослыми театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:
- игры в кукольный театр;
- игры- драматизации;
- игры- представления (спектакли);
- плоскостные и теневые театры.
Театрализованная деятельность способствует развитию речи:
• помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
• появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
• совершенствует артикуляционный аппарат;
• формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
• дети получают эмоциональный подъём;
• способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
• позволяет формировать опыт социального поведения;
• стимулирует активную речь.
На занятиях, а так же в нерегламентированной деятельности используются различные виды театрализованной деятельности:
- Артикуляционная гимнастика;
- Чистоговорки и скороговорки;
- Упражнения на воображение;
- Упражнения на имитацию движений;
- Упражнения на активизацию словарного запаса;
- Упражнения на интонационную выразительность;
- Упражнения на формирование разговорной речи;
- Упражнения на речевое дыхание;
- Упражнения на развитие мелкой моторики;
- Упражнения для эмоционального развития детей;
- Логоритмические упражнения;
- Игры со словами и без слов.
При организации театрализованной деятельности используются общие методы руководства театрализованной игрой: прямыми способами действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенными приемами (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).
В организации театрализованных игр также применяются практические методы обучения:
• Этюды;
• Инсценирование сказок;
• Показ театрализованных представлений.
К словесным методам можно использовать такие, как: рассказ, чтение, рассказы и пересказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие речи, воображения, развивает все психические функции ребенка. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, развивается связная, диалогическая речь.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
- Критерии для организации театрализованной деятельности
Театрализованную деятельность можно отображать в различных режимных моментах в виде игр, в ходе наблюдений за окружающим, интегрировать со всеми образовательными областями. Интеграция может быть фрагментарной; мини-игрой; введение сказочного персонажа, как сюрпризный момент.
Для развития речи, посредством театрализованной деятельности необходимо придерживаться следующих критериев:
1. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.)
2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театров, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
3. Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
4. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.
Театрально–игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.
С социально – педагогической точки зрения театрализация многофункциональна:
- Функция социализации (приобщение подрастающего поколения к общечеловеческому и этническому опыту).
- Креативная функция (способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление).
- Галаграфическая функция (пространственно – временное и чувственное содержание (место и время, сюжет и образ)).
- Развивающая терапевтическая функция (лечебный эффект, сказкотерапия).
- Лексико - образная функция (активизирует и развивает слухо - речевую память ребёнка).
Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно. Чаще театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми тексты, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Или наоборот, взрослый не вмешивается в организацию театрализованной игры. Дети предоставлены сами себе, а воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Если младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет.
Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средствами интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется связная, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Подготовку к театрализованной деятельности надо проводить в несколько этапов.
1. Выразительное чтение произведения.
2. Проведение беседы, поясняющей и выясняющей понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности пример, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашиваю у детей: «Какое настроение у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадалась об этом?»
3. Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении широко использую весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.
4. Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев надо использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?».
5. После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений вновь возвращаюсь к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.
Заключение
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и творческого потенциала дошкольников. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка.
Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Огромное влияние театрализованной деятельности на развитие диалогической и монологической речи ребенка. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи.
Результаты работы по театрализованной деятельности можно закреплять на утренниках, развлечениях, совместных досугах с родителями и т.д.
Список литературы
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.sites.google.com /site/predshkpodgotovka/v-informacionnyj-blok/tema-1-osobennosti-razvitia-reci-starsih-doskolnikov
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.maam.ru/detskijsad /doklad-na-temu-teatralizovanaja-dejatelnost.html
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://www.1urok.ru/categories /19/articles/18221
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https://ossad9.schools.by /m/pages/razvitie-rechi-detej-cherez-teatralizovannuju-dejatelnost
- Ресурсы сети Интернет. Точка доступа: https:// solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-cherez-tea/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая технология развития речи дошкольников через театрализованную деятельность
Данный материал освещает цели, задачи, основные направления и технологии в работе по развитию речи дошкольников через театрализованную деятельность....
Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность
Работая в ДОУ , я заметила очень неприятную тенденцию, которая заключается в том, что с каждым новым набором детей количество ребят с нарушениями речи становится всё больше и больше. А театрализованна...
Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность
Теоретическое исследование развития речи дошкольниковс помощью театрализованной деятельности...
Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя....
Статья "Развитие речи дошкольника через театрализованную деятельность"
В данной статье освящен вопрос влияния театрализованной деятельности на речевое развитие дошкольника....
проект "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"
проект "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность"...
Статья: Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех...