Игры на развитие грамматического строя речи
консультация
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям
Игры на усвоение грамматического строя речи (словоизменение)
Выполнила: учитель – логопед А. Н. Горюнова
1. Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
2. Игра «Почини сломанные игрушки»
Цель: Закрепление форм именительного и родительного падежа.
Оборудование: картинки предметов и картинки этих же предметов без одной части: без колеса, уха, лапки, крыла, седла и т. д.
Ход игры:
Взрослый: Назовите без чего не может быть предмет? Что починим?
Дети: Машина не может ездить без колеса. У скорой помощи нужно починить колесо.
3. .Игра «Накорми животное»
Цель: Закрепление форм дательного падежа
Оборудование: картинки с изображением животных и едой для них или игрушки.
Ход игры:
Взрослый: Ребята, приглашаю вас на прогулку в зоопарк. Смотритель зоопарка разрешил нам покормить животных. Как вы думаете, кому какая еда нужна?
(Демонстрация двух видов картинок: 1 ряд- животные, 2 ряд – еда для животных) .
Дети составляют фразы, подбирая подходящие картинки.
ВАЖНО: обращать внимание детей на изменения в окончаниях слов.
Зебре – траву. Или: Трава- зебре. И т. д.
4. Дидактическая игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
5. Игра «Подскажи Незнайке»
Цель: Закрепление форм творительного падежа.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.
Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.
Пилить (пилой) ;
Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,
А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.
-Дополните предложение и повторите его полностью.
-Знайка рисует (что? чем)
-Пончик намазывает (что? чем)
-Винтик грозит (кому чем)
-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)
-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)
-Синеглазка стирает (кому? что? чем)
6. Игровое упражнение «Забота».
Цель: научить детей составлять предложения по картинкам. Усвоение формы предложного падежа.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход игры: детям раздаютсяь картинки, на которых изображены дети, ухаживающие за животными и растениями. Задается вопрос: «О ком (чем) заботятся дети?».
7. Игра «Что делают птицы»
Цель: Дифференциация глаголов единственного и множественного числа 3-го лица.
Оборудование: картинки ласточки и скворцов.
Ход игры:
Воспитатель: Целый день птицы проводят в хлопотах. Так чем же они заняты? Я буду говорить о ласточке, а вы, измените слово и скажете о скворцах.
8. Игра «Морские сокровища»
Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.
Оборудование: предметные картинки или игрушки.
Ход игры:
Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.
9. Игра в лото «Два и пять»
Цель: закрепление формы существительного родительного падежа единственного и множественного числа.
Оборудование: карточки лото с изображением двух т пяти предметов.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет. Дети находят на карточке его изображение, определяют количество предметов, называют словосочетание числительного с существительным и закрывают картинку фишкой.
10. Игра «Займи свой домик»
Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными
Оборудование: картинки с изображением животных, птиц или насекомых и картинки с изображением их домиков.
Ход игры:
Воспитатель раздает каждому ребенку картинку с изображением насекомого, птицы или животного, после чего показывает картинки с их домиками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития грамматического строя речи
Цель: Упражнять в составлении распространенных упражнений.Материал. Игрушечный мишка....
Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Транспорт»
Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Транспорт» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Для проведения необ...
Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.
Обучающая игра-презентация: «Развитие грамматического строя речи по теме: «Домашние животные» предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми среднего и старшего дошкольного возр...
игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников
игры по развитию грамматического строя речи у дошкольников...
игры по развитию грамматического строя речи
сдесь представлены игры по развитию грамматического строя речи...
Игры для развития грамматического строя речи
Игры на развитие грамматического строя речи...
игры на развитие грамматического строя речи
дети дошкольного возраста часто сталкиваются с трудностями сложнейшей грамматики русского языка...