Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА для детей «ЧАРЛИ»
рабочая программа (младшая, средняя, старшая группа)
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
charli.docx | 97.11 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 1231 ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМЕНИ В.Д. ПОЛЕНОВА»
Принята на заседании Утверждаю педагогического совета Директор ГБОУ Школа № 1231 от «27» августа 2021г. ________________В.В. Тиунова
Протокол № 1 «31» августа 2023г.
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА для детей
«ЧАРЛИ»
Направленность: театральная
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 4-7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Жукова Анастасия Ивановна,
педагог дополнительного образования
Москва 2023 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
- Пояснительная записка …..………………………………………........ 3
- Формы контроля и механизм оценивания результатов освоения
программы……………………………………………………………4
- Учебный (тематический) план ………….…………………………… 5
- Содержание учебного (тематического) плана …………………......... 6
- Список литературы…………………….……...………………….…… 7
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «Чарли» (далее – Программа) составлена в соответствии с требованиями к программам дополнительного образования.
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности. Программа кружка «Чарли» относится к театральной направленности.
Программа составлена на основе авторской программы «Правильное детство» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театральной деятельности.
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок.
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл - в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы - образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Занятия театральной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребёнка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, её интонационный настрой. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, понятно и чётко изъясняться.
Актуальность Программы
Актуальность обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и коммуникативных качеств личности. О роли театрального искусства в воспитании детей известно давно. Период детства от 4 до 7 лет - это период детского словотворчества. Поэтому целесообразно именно в старшем дошкольном возрасте начинать формирование творческой личности средствами театральной деятельности.
Занятия театральной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребёнка, его художественные способности, творческий потенциал, но и способность межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе. Педагогическая целесообразность программы определяется возрастными особенностями дошкольников: разносторонними интересами, любознательностью, увлечённостью.
Л.Макаренко называет театр одним из самых любимых зрелищ дошкольников, привлекающий своей яркостью, красочностью, динамикой, доставляющий большое удовольствие и много радости. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего детства, ко всем видам детского театра, что, безусловно, поможет повысить культуру ребёнка, сформировать духовно развитую личность, поможет активизировать творческий потенциал.
Цель - помочь детям раскрыть свои потенциальные возможности, развить творческие способности средствами театра.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
2. Знакомить детей с различными видами театров
3. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами
4. Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения)
5. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
6. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми
7. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
8. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
9. Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги в соответствии с сюжетом инсценировки.
10 Формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности речи
11. Воспитывать культуру поведения в театре.
Ожидаемый результат:
дети проявляют познавательный интерес, творческие способности;
дети доброжелательные, коммуникабельные, искренние;
самостоятельно проявляют творчество в различных видах театра, применяя актерские навыки;
участвуют в театральных конкурсах и фестивалях.
Критерии оценки: драматизация сказок, фото, видеосюжеты.
Формы и методы обучения:
словесные, наглядные, репродуктивные, использование в сценах знакомых умений и навыков. Поисковые - участие в индивидуальном и коллективном поиске.
Формы проведения занятий: игры, инсценировки, постановки спектакля.
Формы работы (индивидуальная, групповая).
Театрализованные игры.
Занятия в театральном кружке.
Рассказы воспитателя о театре.
Организация спектаклей.
Индивидуальные творческие задания.
Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
Беседы-диалоги.
Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
Чтение литературы.
Оформление альбома о театре.
График проведения занятий два раза в неделю согласно расписанию.
Продолжительность занятий: 30 мин.
Общее количество учебных занятий 72.
Программа рассчитана на 1 год, количество детей от 4 до 7 лет.
Оптимальное количество обучающихся в группе - 12 человек.
Учебно-тематический план
СЕНТЯБРЬ | Тема, занятие | Цели и задачи | Методические рекомендации | Сопутствующие формы работы |
1. Летние зарисовки. | Собрать детей вместе после летнего перерыва; создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений; развивать способность понимать собеседника.
| Беседа «Летние впечатления». Игра «Где мы были, мы не скажем». Музакльно-ритмическая композиция «В гостях у лета». Подвижные игры.
| Музыкальное сопровождение, небольшой мяч, чудесный мешочек. | |
2. Что такое театр? | Повторить основные понятия: интонация, эмоция, мимика, жесты, /упражнения к этим понятиям/; упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов, интонации и эмоций.
| Беседа «Что такое театр?». Рассматривание иллюстраций к теме «Театр». Пантомимические загадки и упражнения.
| Иллюстрации по теме «Театр», музыкальное сопровождение. | |
3. Играем в профессии | Познакомить детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер; обсудить особенности этих профессий.
| Игра «Театральная разминка», Загадки о театральных профессиях, Подвижные игры. Творческие задания по теме занятия. | Волшебный цветок, музыкальное сопровождение, картинки с профессиями. | |
4. Веселые сочинялки | Побуждать детей к сочинительству сказок; учить входить в роль; развивать творчество и фантазию детей; учить работать вместе, сообща, дружно.
| «Веселые сочинялки». Игры «Сочини предложение», «Фраза по кругу». Музыкально – ритмическая композиция «Танцуем сидя».
| Музыкальное сопровождение, мяч. |
ОКТЯБРЬ | Тема, занятие | Цели и задачи | Методические рекомендации | Сопутствующие формы работы |
1. Сказки осени | Познакомить детей музыкальной сказкой «Осенняя история»; учить связно и логично передавать мысли, полно отвечать на вопросы по содержанию сказки. Побуждать слушать музыку, передающую образ героев сказки. | Музыкальная сказка «Осенняя история». Беседа по содержанию. Отгадывание загадок по сказке. Музыкальные зарисовки к сказке.
| Музыкальное сопровождение, Фланелеграф. | |
2. Музыка ветра | Дать детям понятие, что музыка помогает лучше понять образ героев сказки; совершенствовать средства выразительности в передаче образа
| Разучивание музыкальных номеров / танец Ветра и Листочков, музыкальная композиция «В мире животных».
| Музыкальное сопровождение, осенние листочки, зонтики. | |
3. Осенний лес. | Порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; побуждать к двигательной импровизации; учить выступать в ролях перед сверстниками.
| Работа с детьми над передачей музыкального образа главных героев /Ежика, Белочки, Волка, Медведя, Девочки/.
| Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, шапочки героев, костюм осени. | |
4. Девочка в лесу
| Упражнять детей в выразительном исполнении характерных особенностей героев сказки; побуждать детей самостоятельно выбирать костюмы к сказке, приобщать к совместному (родители, воспитатели и дети) изготовлению декораций к сказке.
| Подготовка к сказке «Осенняя история» | Музыкальное сопровождение, костюмы к сказке, Бумага, краски, ножницы и т.д. |
НОЯБРЬ | Тема, занятие | Цели и задачи | Методические рекомендации | Сопутствующие формы работы |
1. Осенняя история | Вызвать у детей радостное настроение от выступления перед зрителями; развивать самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).
| Драматизация сказки «Осенняя История» для детей детского сада.
| Декорации, костюмы и маски, музыкальное сопровождение. | |
2. Мыльные пузыри | Порадовать детей новым сказочным сюжетом; побуждать к двигательной импровизации; учить детей дышать правильно;
| Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции: «Мыльные пузыри», «Веселый пятачок» и т.д.
| Мыльные пузыри, картинки для сказки на фланелеграфе. | |
3. Вежливый зритель | Познакомить детей с понятиями «Зрительская культура», а так же сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, суфлер, дублер.
| Игра «Угадай!», Настольный театр «Хвостатый хвастунишка». Альбом «Мир Театра». | Настольный театр, альбом, картинки по теме «Театр». | |
4. Наши фантазии | Учить детей передаче музыкального образа при помощи движений и жестов, побуждать де-тей внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на неё; развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность.
| Упражнения по ритмопластике. . Музыкальное произведение М. Глинки «Вальс Фантазия».
| Музыкальное сопровождение. |
ДЕКАБРЬ | Тема, занятие | Цели и задачи | Методические рекомендации | Сопутствующие формы работы |
1 Сказка зимнего леса. | Формировать умение внимательно слушать сказку; дать представление о жизни лесных зверей зимой; продолжать учить детей давать характеристики персонажам сказки.
| Слушание русской народной сказки «Рукавичка». Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа по содержанию.
| Иллюстрации к сказке «Рукавичка». | |
2 Зимовье зверей. | Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций. познакомить детей с музыкальными номерами сказки; побуждать к двигательной активности.
| Выразительное рассказывание сказки детьми. Обсуждение характерных особенностей героев. Игра «Узнай героя сказки». Музыкальные номера сказки.
| Музыкальное сопровождение. Маски и шапочки героев сказки. | |
3 Музыкальная карусель.
| Совершенствовать умение выразительно двигаться под музыку, ощущая её ритмичность или плавность звучания
| «Хоровод зверей». Репетиция сказки «Рукавичка». | Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение. | |
4 Рукавичка | Порадовать детей, создать сказочную атмосферу .
| Драматизация сказки «Рукавичка».
| Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение. |
ЯНВАРЬ | Тема, занятие | Цели и задачи | Методические рекомендации | Сопутствующие формы работы |
1 Чудесен мир театра. | Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличие от других видов искусств /живописи, музыки, литературы/; побуждать к совместной работе воспитателей, родителей и детей.
| Оформление альбома «Все о театре». Рассматривание картинок, фотографий с детскими спектаклями. Выбор материала для альбома.
| Альбом, фотографии и картинки по теме «Театр». | |
2 Карнавал животных | Развивать у детей творческое воображение и фантазию; совершенствовать умение выразительно передавать в танцевальных движениях музыкальный образ.
| Упражнения на развитие творчества, воображения и фантазии. Игра «Снежинки», Музыкальная композиция Сен-Санс «Карнавал животных». Игра «Передай позу».
| Музыкальное сопровождение. | |
3 Мастерская актера | Познакомить с профессиями художника-декоратора и костюмера; дать детям представление о значимости и особенностях этих в профессий в мире театра.
| Открытие «Мастерской актера». Изготовление атрибутов к сказке (выбор сказки по желанию детей). Работа с костюмами. Выбор костюмов самостоятельно. Подготовка их к выступлению. | Костюмы, маски, краски, бумага и т.д. | |
4 У страха глаза велики | Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; продолжить развивать умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость); продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.
| Сказка «У страха глаза велики». Беседа по сказке. Изображение эмоций по сказке. Рассказы детей из личного опыта. | Фланелеграф, музыкальное сопровождение. |
ФЕВРАЛЬ | Тема, занятие | Цели и задачи | Методические рекомендации | Сопутствующие формы работы |
1 Дюймовочка | Познакомить с музыкальной сказкой «Дюймовочка»; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других.
| Музыкальная сказка «Дюймовочка». Слушание музыкальных номеров сказки. Обсуждение характерных особенностей героев. Рассматривание иллюстраций к сказке. | Музыкальное сопровождение, иллюстрации к сказке. | |
2 Мир игры. | Продолжать учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу; совершенствовать навыки групповой работы, продолжить работать над развитием дикции.
| Распределение ролей. Игровые упражнения для развития речи «Со свечей», «Испорченный телефон», «Придумай рифму».
| Музыкальное сопровождение, небольшой мяч. | |
3 Музыкальная сказка | Способствовать обогащению эмоциональной сферы детей; учить слушать музыкальное произведение внимательно, чувствовать его настроение.
| Работа над музыкальными образами героев сказки / Звездочета, Дюймовочки, Звездочек/.
| Музыкальное сопровождение, | |
4 Давай поговорим. | Побуждать детей к совместной работе; обратить внимание на интонационную выразительность речи; объяснить понятие «интонация»; упражнять детей в проговаривании фразы с различной интонацией
| Веселые диалоги. Упражнения на развитие выразительной интонации. Разучивание танца «Звездочек и лягушек».
| Музыкальное сопровождение, цветок. |
МАРТ | Тема, занятие | Цели и задачи | Методические рекомендации | Сопутствующие формы работы |
1 Расскажи сказку. | Пробудить интерес к драматизации; способствовать развитию артистических навыков; развивать интонационную и эмоциональную сторону речи; закреплять умение разыгрывать сюжет в настольном театре.
| Рассказывание детьми сказки «Дюймовочка» по ролям. | Маски героев сказки. Куклы для настольного театра. | |
2 Мир природы | Побуждать к двигательной импровизации; совершенствовать умение передавать образ через музыку и танцевальные движения.
| Разучивание танца Кувшинок, танца Мышек. Индивидуальная работа над ролью Дюймовочки | Музыкальное сопровождение, шапочки героев. | |
3 На полянке | Отрабатывать выразительность мимики, жестов, голоса и движений с отдельными героями сказки; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации.
| Сцена на поляне. /Бал Жуков и бабочек/. .
| Музыкальное сопровождение, шапочки героев. | |
4 Страна эльфов. | Совершенствовать исполнительское мастерство в эмоциональной передаче музыкального образа героев.
| Заключительная сцена сказки. «Вальс цветов»
| Музыкальное сопровождение, шапочки героев. |
АПРЕЛЬ | Тема, занятие | Цели и задачи | Методические рекомендации | Сопутствующие формы работы |
1 Музыкальный калейдоскоп | Соединить отдельные музыкальные номера в единое целое; работать вместе с детьми над текстом и выразительным исполнением своих ролей.
| Сказка «Дюймовка». Пантомимические и интонационные упражнения. «Голоса героев» | Музыкальное сопровождение, костюмы героев. | |
2 Рисуем сказку. | Подготовить декорацию, костюмы и атрибуты к сказке «Дюймовка». Побуждать к совместной работе детей, родителей и воспитателей.
| «Тюльпан», «Лесная полянка», «Пруд», «Дворец эльфов» | Краски, цветная бумага, картон и т.д. | |
3 Репетируем сказку | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.
| Генеральная репетиция сказки «Дюймовка».
| Декорация к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и маски. | |
4 Играем сказку | Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях.
| Драматизация музыкальной сказки «Дюймовка» | Декорация к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы и маски. |
МАЙ | Тема, занятие | Цели и задачи | Методические рекомендации | Сопутствующие формы работы |
1 Веселые игры | Вызвать у детей радостное настроение; совершенствовать исполнительское мастерство. | Итоговое занятие кружка: «Веселые игры в стране «Театралии»». Игровые задания: «Путешествие», «Волшебный сон», «Сказка» и другие | Музыкальное сопровождение, маски животных. | |
2 По следам сказок | Создать радостное настроение, подвести итог занятий кружка. Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы. | Итоговое занятие кружка. Драматизация сказок по желанию детей. | Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации. | |
3 Рисуем сказку. |
| Рисование иллюстраций к любимой сказке. «Со свечей», «Испорченный телефон», «Придумай рифму». | Музыкальное сопровождение, иллюстрации к сказке. | |
4. Мой любимый театр | Вовлечь детей в игровой сюжет; проверить приобретенные знания и умения за время занятий в театральном кружке; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.
| Итоговое занятие театрального кружка «Мой любимый театр». Викторина по знакомым сказкам. Драматизация любимой сказки ( по желанию детей). | Музыкальное сопровождение, маски и шапочки для сказки. | |
Методическое обеспечение: учебно - методические комплекты, аудио диски, кукольные театры, куклы, настольный и пальчиковый театр и. т. д.
Литература:
- М.Б. Зацепина "Развитие ребенка в театрализованной деятельности";
- В.А. Недоспасова "Растем, играя",
- Чурилова Э.Г. "Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников".
- «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева.
- «Театральная деятельность в детском саду» А. В. Щеткин
- «Психогимнастика» М. Чистякова.
- «Театр возможного» А. Буренина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет
Программа театрального кружка в детском саду для детей 5-6 лет Программа театрального кружка "Теремок"...
Программа дополнительной образовательной деятельности театрального кружка «Теремок» для дошкольников 4-5 лет
В программе представленны основные этапы рабты театрального кружка: цель, задачи, виды деятельности, календарно-тематическое планирование...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
"Программа дополнительного образования музыкально - театрального кружка "Занавес"
Программа дополнительного образования...
Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»
Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год
Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...
Рабочая программа театрального кружка «Театральный сундучок» в старшей группе
Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эм...