Проект: «Пальчиковые игры и упражнения как способ развития речи»
презентация к уроку (старшая группа)

Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо небольших рифмованных стихотворений, сказок при помощи пальцев рук. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей их деятельность, явления природы.

Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию  мелкой моторики рук, у детей улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить, как о  универсальном, дидактическом и развивающем материале. Существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум.

Перед игрой с детьми надо обсуждать её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнений ребята разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.

Каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchikovye_igry_-.pptx2.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект : «Пальчиковые игры и упражнения как способ развития речи» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение "Детский сад комбинированного вида №61" Медвежий Стан Подготовила воспитатель первой категории: Деркач Людмила Григорьевна Г. Мурино

Слайд 2

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию» В.М. Бехтерев

Слайд 3

Пальчиковые игры - это показ, инсценировка каких-либо небольших рифмованных стихотворений, сказок при помощи пальцев рук. Эти игры как бы воссоздают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей их деятельность, явления природы. Проведение с детьми пальчиковых игр способствует развитию мелкой моторики рук, у детей улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. О пальчиковых играх можно говорить, как о универсальном, дидактическом и развивающем материале. Существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум.

Слайд 4

Перед игрой с детьми надо обсуждать её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаёт необходимый эмоциональный настрой. Перед началом упражнений ребята разогревают ладони лёгкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе. Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлечённость игрой. При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь. Каждое занятие имеет своё название, длиться несколько минут и повторяется в течение дня 2 – 3 раза.

Слайд 5

* Пальчиковые игры с предметами. * Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением. * Игры манипуляции. * Пальчиковые кинезиологические игры. * Пальчиковые игры с элементами самомассажа. * Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением. Виды пальчиковых игр

Слайд 6

Пальчиковые игры с предметами Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. Пальчиковые игры с карандашом. Игры с палочками . Игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала.

Слайд 7

Игры с карандашом КАРАНДАШИ Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. Карандаш в руке катаю, Я ладошки растираю. Я ладошки разотру, Рисовать потом пойду.

Слайд 8

Игры с палочками «Колодец глубокий, в колодце водица В жару из колодца приятно напиться».

Слайд 9

Игры и упражнения с использованием природного материала. Каштаны Упражнения желательно сопровождать проговариванием стихов: - Прокачу я свой каштан по ладоням снизу вверх, А потом обратно, чтоб стало мне приятно. - Научился два каштана между пальцами держать. Это в школе мне поможет буквы ровные писать. - Три каштана я возьму, между пальцами зажму. Раз, два, три, четыре, пять, каштаны сложно удержать!

Слайд 10

«Театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нём живёт кошка. Она любит сидеть на своём стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зелёные, пушистые ели…» (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев). Освоив свободное выполнение фигур, упражнения усложняются: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Рассказ. Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел добраться до птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота). «Театр в руке»

Слайд 11

Можно поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: { б } - { п } , { д } - { т } , { г } - { к } , { ж } - { ш } Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой .

Слайд 12

Игры - манипуляции

Слайд 13

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном . С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. «Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д. «Кулак – ребро – ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). «Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение. «Симметричные рисунки» - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку). «Горизонтальная восьмёрка» - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками. Пальчиковые кинезиологические упражнения

Слайд 14

Кинезиологические игры

Слайд 15

Самомассаж является одним из видов пассивной гимнастики. Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – поглаживания, разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь. «Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак. «Согреем руки» - движения, как при растирании рук. «Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди. «Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук

Слайд 16

Группы пальчиковой гимнастики I группа. Упражнения для кистей рук. * Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. * Учат напрягать и расслаблять мышцы. * Развивают умения сохранять положение пальцев некоторое время. * Формируют умения переключаться с одного движения на другое.

Слайд 17

II группа. Упражнения для пальцев условно статические. Совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений .

Слайд 18

III группа. Упражнения для пальцев динамические. *Развивают точную координацию движений. *Учат сгибать и разгибать пальцы рук. *Формируют умения противопоставлять большой палец остальным.

Слайд 19

Волк и лиса Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису. — Лисавета , здравствуй! — Как дела, зубастый? — Ничего идут дела. Голова ещё цела. — Где ты был? — На рынке. — Что купил? — Свининки . — Сколько взяли? — Шерсти клок. Ободрали правый бок, Хвост отгрызли в драке. — Кто отгрыз? — Собаки. — Сыт ли, милый куманек? — Еле ноги уволок!

Слайд 20

Рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики 1.Подбирать упражнения по возрастным особенностям. 2.Сначала показывать все действия с пальчиками, потом просим повторить. Помогать делать все правильно. 3.Сопровождать упражнения стихами. 4.Побуждать ребенка повторять за вами отдельные слова, а затем и весь текст.

Слайд 21

5 . В упражнениях обязательно должен поучаствовать каждый пальчик ребенка. 6 . Каждый пальчик должен уметь двигаться не только вместе с другими, но и изолированно сам по себе. 7 . Подбирайте упражнения, чередуя расслабление, сжатие и растяжение кисти. 8 . Чередуйте симметричные и несимметричные движения рук. У пражнения , где правая рука делает одно действие, а левая – другое. 9 . Занимайтесь пальчиковой гимнастикой часто, но понемногу.

Слайд 22

Постоянные занятия с детьми пальчиковой гимнастикой , способствуют тому, что выполнения упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитию речи, игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться в речь и понимать её смысл. Сопровождение упражнений короткими стихотворными строчками заметно улучшает чёткость речи. У детей интенсивно развивается память, воображение и фантазии. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, подвижность и гибкость.

Слайд 23

Картотека пальчиковых игр

Слайд 24

Пальчиковые игры дают возможность играть с детьми, радовать их, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. С помощью этих игр ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Систематическое использование этих и других упражнений способствует повышению речевой активности, концентрации внимания, развитию памяти и воображения, создает благоприятный эмоциональный фон. Овладев этими упражнениями, ребенок сможет «рассказать руками» целые истории. Помните: работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры,как важное средство развития речи

Пальчиковые игры для младших дошкольников...

Консультация для родителей. Пальчиковые игры - одно из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...

Пальчиковые игры, их значение в развитии речи детей дошкольного возраста

Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторик...

Пальчиковые игры как эффективный способ развития мелкой моторики в раннем возрасте.

Пальчиковые игры — один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики у детей. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него разв...