Мастер-класс для педагогов "«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Бестужева Юлия Сергеевна

Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie_master_klass.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ»

Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков;

Форма организации: Из всех присутствующих воспитателей формируются две команды. Игра состоит из пяти туров.

                                                 Ход мастер класса:

             Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас на нашем мастер-классе, который посвящён трудовому воспитанию дошкольников. Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, воспитание трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Развивая умение трудится, мы совершенствуем социально-нравственные качества детей.

              Важное значение трудовому воспитанию придавали многие известные и знаменитые педагоги. В частности, К.Д. Ушинский, который писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой», В. А. Сухомлинский: "Подлинное воспитание немыслимо без жизни в мире труда. Труд лежит в основе и нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания». И как справедливо подметил народ: «Зеркало человека – его труд».

             И мы с вами прилагаем немало усилий для того, чтобы научить подрастающее поколение трудиться. Мы не захотели наполнять наш мастер-класс сплошными терминами и определениями, а решили представить его в виде игры, в ходе которой мы вместе вспомним и основные определения трудового воспитания, и немного поиграем.

            Предлагаем желающим поучаствовать разделиться на две команды (можно по 4 человека): команда Синих и команда Жёлтых.

I тур. Командам, поочерёдно надо ответить на вопросы по теории и методики трудового воспитания.

  1. Назовите виды труда дошкольников. (Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд + ознакомление с трудом взрослых).

Перечислите формы организации труда (Поручения, дежурства, коллективный труд)

  1.  Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (Ручной труд)

Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (Хозяйственно-бытовой)

  1. Действия дежурных по занятиям. (Дежурные готовят столы и стулья для занятий, материалы, пособия как общие для всей группы, так и индивидуальные на каждый стол) После окончания занятий: каждого ребенка следует приучать собирать свои карандаши, класть на место рисунок, лепку, ополаскивать кисть, подбирать обрезки бумаги и др.

Действия дежурных по уголку природы? (Растения поливать, вытирать пыль с листьев, мыть, обрезать у них сухие ветки и листья, рыхлить).

  1. С какого возраста дети начинают дежурить по столовой? (С младшей)

Метод стимулирования детского труда. (Поощрение)

5. Какое из перечисленных условий лишнее:

-Систематическое включение каждого ребенка в трудовую деятельность

-Учет возрастных особенностей

-Подбор оборудования

-Создание трудовой атмосферы

Проведение работы по трудовому воспитанию только в утренний отрезок времени.

С какого возраста систематически осуществляется трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе? (С первой младшей группы).

II тур Для формирования у детей эмоционально-положительного отношения к труду и профессиональному миру мы с вами используем одно из эффективных средств – художественное слово, например, пословицы. Мы предлагаем вам закончить пословицы о труде и трудолюбие.

 Команда Синих

Маленькое дело - ..................... (лучше большого безделья)

Без труда - ........ ................ (не вытащишь и рыбку из пруда)

Терпенье и труд -  ...................... (все перетрут)

Хочешь есть калачи – ............. (не сиди на печи)

Труд человека кормит, - ........... (а лень портит)

Команда Жёлтых

Меньше слов, ………………. (да больше дела)

Глаза бояться, …………… (а руки делают)

Что посеешь, ………… (то и пожнёшь)

Любишь кататься, …………… (люби и саночки возить)

Кончил дело -  ………………. (гуляй смело)

III тур

Как было сказано выше, воспитатели при формировании у детей трудовой деятельности используют словесный метод. Кроме пословиц – это и детская литература, как произведения УНТ, так и художественной литературы. Предлагаем вам вспомнить стихотворения, сказки о труде и трудолюбии.

 1.Какая девушка за своё трудолюбие была награждена поездкой на бал? (Золушка)

Госпожа Метелица Рукодельницу за работу наградила так: когда она проходила через ворота, то ее облило золотом, а как Метелица «наградила» Лентяйку?  (Смолой ее облило)

2. О какой профессии идет речь в стихотворении?

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне

С цифрой «5» на медной бляшке

В синей форменной фуражке?     (Почтальон)

На какую работу Поп брал Балду за три щелчка и вареную полбу? (Повар, конюх, плотник)

3. О какой сказке идет речь: «А коровушка ей в ответ:
– Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.»
(«Крошечка- Хаврошечка»)

В каком произведении лень и неряшливость, лишили персонажа имущества? («Федорино горе» К.Чуковского)

  1. Назовите сказку.

Она по ягоды пошла,

 Да на домик набрела,

 Дом под старою сосной.

 В доме жил медведь большой.

 Заболела б от тоски,

 Да спасли её пирожки. («Маша и медведь»)

Назовите сказку

Работать умела красиво и ловко,

В деле любом проявляла сноровку,

Хлебы пекла и скатерти ткала,

Шила рубашки, узор вышивала,

Лебедью белой в танце плыла.

Кто мастерица эта была? («Василиса Премудрая»)

  1. Какая сказка о трёх родственниках показывает, что будет при ленивом и беспечном отношении к жизни, а что будет при усердии, трудолюбии? («Три поросёнка»)

Сказка о сплочённости, об общих усилиях, о трудностях. Потрудись и получишь желаемое! («Репка»)

IV тур А сейчас мы предлагаем вам поиграть.

 Игра «Угадайте, что я делаю»

 Участник одной команды показывает действия, а участники другой команды должны угадать эти действия.

Действия команды Синих.                         Действия команды Жёлтых.

Одевание на прогулку зимой.                   Мытьё рук.

Уход за растениями.                                  Уборка игрушек.

Выполнение аппликации.                          Уборка листьев.        

V тур   Следующая игра.                         

Игра «Встретим гостей»

Предлагаем одной команде накрыть стол для завтрака, а другой – для обеда.

 Заключение. Хотелось бы закончить наш мастер-класс словами В. А. Сухомлинского, которые, на наш взгляд, в полной мере отражают результаты  трудового воспитания: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества отражены в ФГОС дошкольного образования в области "Социально-коммуникативное развитие"....

Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным о...

Мастер-класс для воспитателей средних групп Педагогическая игра «Трудовое воспитание дошкольников»

Мастер-классдля воспитателей средних группПедагогическая игра«Трудовое воспитание дошкольников»...

Мастер -класс для педагогов "Значение дидактических игр в трудовом воспитании"

Мастер -класс для педагогов "Значение дидактических игр в трудовом воспитании"Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознаком...

Консультация для педагогов: "Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в рамках ФОП ДО"

Главная цель федеральной программы дошкольного образования — разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать...

Семинар для педагогов «Современный подход к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...