Мастер-класс для педагогов "«Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovoe_vospitanie_master_klass.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ»
Цель: Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков;
Форма организации: Из всех присутствующих воспитателей формируются две команды. Игра состоит из пяти туров.
Ход мастер класса:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас на нашем мастер-классе, который посвящён трудовому воспитанию дошкольников. Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании ценностного отношения детей к труду, воспитание трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду. Развивая умение трудится, мы совершенствуем социально-нравственные качества детей.
Важное значение трудовому воспитанию придавали многие известные и знаменитые педагоги. В частности, К.Д. Ушинский, который писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой», В. А. Сухомлинский: "Подлинное воспитание немыслимо без жизни в мире труда. Труд лежит в основе и нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания». И как справедливо подметил народ: «Зеркало человека – его труд».
И мы с вами прилагаем немало усилий для того, чтобы научить подрастающее поколение трудиться. Мы не захотели наполнять наш мастер-класс сплошными терминами и определениями, а решили представить его в виде игры, в ходе которой мы вместе вспомним и основные определения трудового воспитания, и немного поиграем.
Предлагаем желающим поучаствовать разделиться на две команды (можно по 4 человека): команда Синих и команда Жёлтых.
I тур. Командам, поочерёдно надо ответить на вопросы по теории и методики трудового воспитания.
- Назовите виды труда дошкольников. (Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд + ознакомление с трудом взрослых).
Перечислите формы организации труда (Поручения, дежурства, коллективный труд)
- Как называется труд, связанный с работой детей с бумагой, картоном, тканью, с природными материалами? (Ручной труд)
Как называется труд, связанный с уборкой групповой комнаты, участка? (Хозяйственно-бытовой)
- Действия дежурных по занятиям. (Дежурные готовят столы и стулья для занятий, материалы, пособия как общие для всей группы, так и индивидуальные на каждый стол) После окончания занятий: каждого ребенка следует приучать собирать свои карандаши, класть на место рисунок, лепку, ополаскивать кисть, подбирать обрезки бумаги и др.
Действия дежурных по уголку природы? (Растения поливать, вытирать пыль с листьев, мыть, обрезать у них сухие ветки и листья, рыхлить).
- С какого возраста дети начинают дежурить по столовой? (С младшей)
Метод стимулирования детского труда. (Поощрение)
5. Какое из перечисленных условий лишнее:
-Систематическое включение каждого ребенка в трудовую деятельность
-Учет возрастных особенностей
-Подбор оборудования
-Создание трудовой атмосферы
- Проведение работы по трудовому воспитанию только в утренний отрезок времени.
С какого возраста систематически осуществляется трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе? (С первой младшей группы).
II тур Для формирования у детей эмоционально-положительного отношения к труду и профессиональному миру мы с вами используем одно из эффективных средств – художественное слово, например, пословицы. Мы предлагаем вам закончить пословицы о труде и трудолюбие.
Команда Синих
Маленькое дело - ..................... (лучше большого безделья)
Без труда - ........ ................ (не вытащишь и рыбку из пруда)
Терпенье и труд - ...................... (все перетрут)
Хочешь есть калачи – ............. (не сиди на печи)
Труд человека кормит, - ........... (а лень портит)
Команда Жёлтых
Меньше слов, ………………. (да больше дела)
Глаза бояться, …………… (а руки делают)
Что посеешь, ………… (то и пожнёшь)
Любишь кататься, …………… (люби и саночки возить)
Кончил дело - ………………. (гуляй смело)
III тур
Как было сказано выше, воспитатели при формировании у детей трудовой деятельности используют словесный метод. Кроме пословиц – это и детская литература, как произведения УНТ, так и художественной литературы. Предлагаем вам вспомнить стихотворения, сказки о труде и трудолюбии.
1.Какая девушка за своё трудолюбие была награждена поездкой на бал? (Золушка)
Госпожа Метелица Рукодельницу за работу наградила так: когда она проходила через ворота, то ее облило золотом, а как Метелица «наградила» Лентяйку? (Смолой ее облило)
2. О какой профессии идет речь в стихотворении?
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне
С цифрой «5» на медной бляшке
В синей форменной фуражке? (Почтальон)
На какую работу Поп брал Балду за три щелчка и вареную полбу? (Повар, конюх, плотник)
3. О какой сказке идет речь: «А коровушка ей в ответ:
– Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сделано.» («Крошечка- Хаврошечка»)
В каком произведении лень и неряшливость, лишили персонажа имущества? («Федорино горе» К.Чуковского)
- Назовите сказку.
Она по ягоды пошла,
Да на домик набрела,
Дом под старою сосной.
В доме жил медведь большой.
Заболела б от тоски,
Да спасли её пирожки. («Маша и медведь»)
Назовите сказку
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку,
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? («Василиса Премудрая»)
- Какая сказка о трёх родственниках показывает, что будет при ленивом и беспечном отношении к жизни, а что будет при усердии, трудолюбии? («Три поросёнка»)
Сказка о сплочённости, об общих усилиях, о трудностях. Потрудись и получишь желаемое! («Репка»)
IV тур А сейчас мы предлагаем вам поиграть.
Игра «Угадайте, что я делаю»
Участник одной команды показывает действия, а участники другой команды должны угадать эти действия.
Действия команды Синих. Действия команды Жёлтых.
Одевание на прогулку зимой. Мытьё рук.
Уход за растениями. Уборка игрушек.
Выполнение аппликации. Уборка листьев.
V тур Следующая игра.
Игра «Встретим гостей»
Предлагаем одной команде накрыть стол для завтрака, а другой – для обеда.
Заключение. Хотелось бы закончить наш мастер-класс словами В. А. Сухомлинского, которые, на наш взгляд, в полной мере отражают результаты трудового воспитания: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Задачи по формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества отражены в ФГОС дошкольного образования в области "Социально-коммуникативное развитие"....
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Целью приобщения детей к трудовому воспитанию, является формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.Включаясь в трудовые действия, ребенок коренным о...
Консультация для педагогов «Современные подходы к трудовому воспитанию в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Консультация для педагогов...
Мастер-класс для воспитателей средних групп Педагогическая игра «Трудовое воспитание дошкольников»
Мастер-классдля воспитателей средних группПедагогическая игра«Трудовое воспитание дошкольников»...
Мастер -класс для педагогов "Значение дидактических игр в трудовом воспитании"
Мастер -класс для педагогов "Значение дидактических игр в трудовом воспитании"Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника посредством ознаком...
Консультация для педагогов: "Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в рамках ФОП ДО"
Главная цель федеральной программы дошкольного образования — разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В основе должны лежать...
Семинар для педагогов «Современный подход к трудовому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».
Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованнос...