Музыкально-дидактические игры для дошкольников
статья
В статье раскрывается роль музыкально-дидактичких игр в развитии музыкальных способностей дошколников и представлена картотека музыкально-дидактических игр, которые можно проводить как в ДОУ, так и в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-didakticheskie_igry_dlya_doshkolnikov.docx | 22.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкально-дидактические игры для дошкольников»
Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать к активному восприятию музыки.
Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр - в том, что они открывают перед ребёнком путь применений полученных знаний в жизненной практике.
Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в том случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.
В детском саду музыкально-дидактические игры используем на музыкальных занятиях, в самостоятельной деятельности, играем в группе коллективно или индивидуально. В основу классификации игр положены задачи формирования у детей восприятия четырех важных свойств музыкальных звуков:
- высота (развитие звуковысотного слуха);
- ритмическое отношения (развитие ритмического чувства);
- тембровая окраска (развитие тембрового слуха);
- динамические оттенки (развитие динамического слуха).
Музыкально-дидактические игры:
1. «Три цветка»
Дидактическая игра на определение характера музыки.
Демонстрационный: три цветка из картона (в середине цветка нарисовано «лицо» — спящее, плачущее или веселое, изображающих три типа характера музыки:
- добрая, ласковая, убаюкивающая (колыбельная);
- грустная, жалобная;
- веселая, радостная, плясовая, задорная.
Можно изготовить не цветы, а три солнышка, три тучки, три звездочки и т. д.
Раздаточный: у каждого ребенка — один цветок, отражающий характер музыки.
Ход игры
I вариант. Музыкальный руководитель исполняет произведение. Вызванный ребенок берет цветок, соответствующий характеру музыки, и показывает его. Все дети активно участвуют в определении характера музыки. Если произведение известно детям, то вызванный ребенок говорит его название и имя композитора.
II вариант. Перед каждым ребенком лежит один из трех цветков. Музыкальный руководитель исполняет произведение, и дети, чьи цветы соответствуют характеру музыки, поднимают их.
2. «Музыкальные узоры»
Музыкальная игра, развивающая музыкальное воображение и чувство ритма.
Цель игры:
- дать детям представление о долгих и коротких, плавных и резких, высоких и низких звуках и. т. д.
Дидактический материал: карточки с графическими изображениями «музыкальных» узоров.
Методика организации игры:
Педагог предлагает детям посмотреть картинку и воспроизвести голосом музыкальный рисунок, изображенный на карточке, так же можно проиграть некоторые рисунки на музыкальных инструментах или показать в движении этот музыкальный рисунок.
3. «Встаньте дети, встаньте в круг»
Цель: развивать у детей ориентацию в пространстве. Учить свободному перестроению в зале (круг, полукруг, шеренгами и т. д.)
Предварительная работа: детей заранее познакомить со значками на карточках: кружки - мальчики, треугольники - девочки. Так же на карточках отображено, как должны встать дети. Например: для хоровода дети встают в круг (карточка с кругом), для игры - в круг с водящим (карточка с кругом и центром, на танец - парами по кругу (карточка с треугольниками и кружками, расположенными по кругу) и т. д.
Описание: Дети размещаются в зале. Музыкальный руководитель показывает карточку. Далее звучит музыка, под которую дети свободно передвигаются по залу. Когда музыка начинает стихать, дети перестраиваются, соответственно указанной карточки.
Карточки удобно применять при разучивании музыкального материала, при подготовке к праздникам.
4. «Ритмический заборчик»
Цель: развивать у детей чувство ритма, знакомить с сильной долей.
Демонстративный материал: карточки с изображением заборчиков, отражающих сильную долю в марше, вальсе, польке.
Предварительная работа: дети заранее знакомы с жанрами музыки.
Описание: музыкальный руководитель рассказывает детям о сильной доле, прохлопывают сильную долю в марше, вальсе., отмечают её соответствующей карточкой, прохлопывают ещё раз. Отмечая сильную долю.
5. «Укрась ёлочку»
Определи темп музыки
Цель: Развитие восприятия музыки. Знакомство с темпом.
Раздаточный материал: карточки, соответствующие теме музыкального произведения и карточки, отражающие темп музыки.
Предварительная работа: познакомить детей с определёнными музыкальными произведениями, которые более ярко отражают изменения темпа в музыке. Подобрать картинки с обозначениями темпа музыки (быстрый, стремительный, очень быстрый, медленный, очень медленный и т. д.) и познакомить детей с ними.
Описание: Дети, прослушав музыку, определяют её название, рассказывают о темпе музыки, о животном, о его характере передвижения и подбирают соответствующую карточку.
6. Музыкально – дидактическая игра «Угадай, на чём играю».
Цель. Упражнять детей в различении звучания детских музыкальных инструментов.
Развивать тембровый слух.
Описание. Ширма, детские музыкальные инструменты: дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.
Ход игры.
1 вариант. Ведущий за ширмой поочерёдно играет на детских музыкальных инструментах. (Дудочка, бубен, трещотка, ложки, треугольник, колокольчик, металлофон, бубенцы, погремушка.)
Дети отгадывают инструмент по звучанию. По щелчку в презентации появляется соответствующая картинка музыкального инструмента.
2 вариант. По щелчку в презентации появляется картинка музыкального инструмента.
Дети выбирают аналогичный инструмент из предложенных, называет его и играет на нём.
7. «Музыкальный теремок» или «Маленький композитор»
1вариант игры: «Теремок»Цель: развитие мелодического слуха детей.
Игровой материал Фигурки зверей. Ход игры: Стоит в поле теремок, теремок. Как красив он и высок, и высок. По ступенькам мы идём, все идём. Свою песенку поём, да поём. Выбираются трое детей, каждый берёт себе любую фигурку. Персонаж идёт по ступенькам вверх и поёт первую фразу: «По ступенькам я иду…», затем, стоя у входа в домик, поёт вторую фразу: «В дом чудесный захожу!», придумывая свой мотив, - и «заходит» в дом. Каждый ребёнок, придумывая мотив второй фразы, не должен повторять чужой мотив. Когда все персонажи «зайдут» в дом, начинается движение в низ,в обратном порядке. Персонаж спускается по ступенькам и поёт: «По ступенькам вниз иду…», затем, стоя у первой ступеньки, допевает вторую фразу: «По тропиночке уйду»
2 вариант игры: «Маленький композитор» Открывается домик, в котором живут нотки, каждая на своем этаже, детям предлагается стать на минуту известным композитором и сочинить свою музыку. За тем сочиненная музыка проигрывается музыкальным руководителем, а дети слушают какое получилось у них музыкальное произведение или песенка (можно его пропеть сначала с музыкальным руководителем, а за тем вместе).
8. «Цветик-семицветик».
Дидактическая игра на развитие памяти и музыкального слуха.
Цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей. Игровой материал: Большой цветок, состоящий из семи лепестков разного цвета, которые вставляются в прорезь в середине цветка. На обратной стороне лепестка – рисунки к сюжетам произведений, с которыми дети знакомились на занятиях. Например: 1. «Кавалерийская» Д. Б. Кабалевский. 2. «Клоуны» Д. Б. Кабалевский. 3. «Болезнь куклы» П. И. Чайковский. 4. «Шествие гномов» Э. Григ. 5. «Дед Мороз» Р. Шуман и т. д. Ход игры: Дети сидят полукругом. Приходит садовник (педагог) и приносит детям необыкновенный цветок. Вызванный ребёнок вынимает из середины любой лепесток, поворачивает его и отгадывает к какому произведению данная иллюстрация. Если произведение известно ему, то ребёнок должен назвать его и имя композитора. Музыкальный руководитель исполняет произведение или включает запись. Все дети активно участвуют в определении характера, темпа, жанра произведения.
9. «Мульти-пульти»
1 вариант игры (игра на развитие зрительной памяти и музыкальных впечатлений)
Цель: развивать зрительную память, расширять музыкальный кругозор, пополнять словарный запас ребёнка музыкальными терминами, учить детей четко выражать свои мысли.
Описание игры: Игрокам раздаются карточки-подсказки с изображением фрагмента детского мультфильма. Звучит песенка из мультфильма. Игрокам предлагается вспомнить и назвать из какого мультфильма эта песня. Если игрок затрудняется ответить, можно предложить рассказать о чём этот мультфильм.
2 вариант игры
Цель: учить детей определять характер музыки, развивать дикцию при пении, чистое интонирование, развивать эмоциональную отзывчивость на услышанную песню, познакомить детей с произведениями композитора В. Я. Шаинского и детскими поэтами-песенниками.
Описание игры: Дети стоят по кругу. Игрокам раздаются карточки-подсказки с изображением фрагмента мультфильма. Муз. рук. предлагает рассмотреть карточку игрокам. С помощью считалки выбирается «водящий»:
«Раз, два, три, четыре, пять -мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела и тебе запеть велела.»
Игроку предлагается исполнить детскую песенку, которая изображена на карточке. Если игрок затрудняется спеть, то ему помогает запеть муз. рук. Если ребенок не знает этой песенки, ход переходит к любому игроку, желающему исполнить песенку, он же становиться водящим.
10. «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка»
Ход игры. Воспитатель показывает детям портреты композиторов П. Чайковского, М. Глинки, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать &то произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка, выигрывает тот, кто получит большее число очков.
Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения.
11. «Веселая пластинка»
Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с набором пластинок -— в центре нарисована картинка, передающая содержание Песни; проигрыватель с набором пластинок программных произведений.
Ход игры. Ведущий проигрывает в грамзаписи вступление к какому-нибудь знакомому детям произведению. Вызванный ребенок находит среди маленьких пластинок нужную и «проигрывает» ее на игрушечном проигрывателе.
Какая музыка?
Игровой материал. Проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.
Ход игры. Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель, исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.
12. «Придумай нотам слова».
Участники игры по очереди придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам и произносят вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например: дом – редиска – мишка – фартук – соль – лягушка – синица.
13. «Песня – танец марш».
Первый участник называет любой жанр музыки, второй участник его должен изобразить движениями (если это марш или танец) или спеть песню (если жанр песня). После выполнения задания второй участник называет жанр, а следующий участник показывает жанр и т.д.
14. «Аплодисменты».
Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Второй участник повторяет и придумывает другой ритм и прохлопывает. И так далее.
15. «Будем петь песенку по цепочке».
В игре используются песни, которые знают все участники игры, например, детские песенки из мультиков. Первый участник начинает петь песню и поёт первую строчку, вторую строчку песни поёт следующий участник и так далее. Цель игры спеть песенку без остановок.
16. «Звуки вокруг нас».
Участники прислушиваются к звукам, которые их окружают и по очереди пропевают. Например, участник говорит, что слышит гул летящего самолёта и поёт на одном звуке: у-у-у-у-у, а также участник изображает голосом приближающийся и улетающий в даль самолёт, постепенно усиливая и ослабляя звучание.
17. «Нарисуй песню».
Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня. Цель игры учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.
18. «Громко – тихо запоём».
Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.
19. «Угадай мелодию».
Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Значение музыкально-дидактических игр в жизни дошкольников
Консультация для педагогов...
Значение музыкально -дидактических игр в развитии дошкольников.
Консультация для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольников и их родителей о значении и методах проведения музыкально -дидактических игр....
Картотека музыкально-дидактических игр для младших дошкольников
Музыкально-дидактические игры обязательны на музыкальных занятиях, начиная со 2 младшей группы. Проводится такая игра в первой половине занятия, когда внимание детей наиболее эффективно. С помощью так...
Картотека музыкально-дидактических игр для старших дошкольников
Музыкально-дидактические игры в старшем дошкольном возрасте проводятся не только на музыкальных занятиях, но и в свободной деятельности детей. Наряду с известными музыкально-дидактическими играми в эт...
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты" для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...
Картотека музыкально-дидактических игр для младших дошкольников
Картотека разработана с учётом возрастных особенностей детей...
Учебно-методическое пособие. Использование музыкально-дидактических игр на досугах дошкольников. Развлечение для детей 3-5 лет "На полянке" , автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель
Учебно-методическое пособие. Музыкально-дидактическая игра "На полянке" автор Лактионова Любовь Викторовна, музыкальный руководитель. Игра- развлечение для детей 3-5 лет написана...