ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.
методическая разработка
АДМИНИСТРАЦИЯ
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 5имени Героя Советского Союза А.И.Алексеева»
141300, Московская область,
г. Сергиев Посад, Хотьковский проезд, 16
тел. 8(496)540-43-52, факс 8(496) 540-43-52
e-mail:sepo_mbou_5@mosreg.ru
ТЕХНОЛОГИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.
Разработала воспитатель: Махова Е.А.
АКТУАЛЬНОСТЬ
У детей присутствует неосознанное стремление
к познанию чего-либо нового и необычного.
В.А. Сухомлинский
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
Цель: познавательное развитие дошкольников через познавательно - исследовательскую деятельность
Задачи:
- Развитие познавательных интересов детей;
- расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие;
- развитие любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.);
- развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
- умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников:
- Анкетирование родителей
- Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами
- Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.
- Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.
- Открытые мероприятия для родителей.
- Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.
- Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.
- Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).
- Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
- В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень — вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).
Классификация детского экспериментирования
По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;
По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;
По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические
По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические
По продолжительности: кратковременные (5–15 мин.), длительные (свыше 15 мин.)
По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;
По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
По способу применения: демонстрационные, фронтальные;
По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
Формы организации детей
- Наблюдение;
- экскурсия;
- экспериментирование;
- проектная деятельность;
- мастер – класс;
- познавательные беседы;
- продуктивная деятельность;
- викторины;
- просмотр мультфильмов, фильмов, презентаций;
- чтение рассказов, легенд, историй;
- игровая деятельность детей;
- решение проблемных ситуаций;
- конструирование.
Список методической литературы
1.Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30», 2019г.;
2.“Экспериментальная деятельность детей” Л.Н. Менщикова.
3.“Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.
4.“Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т.М. Бондаренко.
5.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
6.Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
7. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
8. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
9.Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г.
10.Рыжова, Н.А. Что у нас под ногами. [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.; 2010 г.
11.Бондаренко,Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст] /Т.М. Бондаренко. - Воронеж; 2011 г.
12. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26. 13.Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
14 Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.
15. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.
16..Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.
17. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.
18. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.
19. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.
20.Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.
Алгоритм применения технологии
по познавательно-исследовательской деятельности
1этап. Подготовительный.
- Определение цели и задач;
- Создание развивающей предметно – пространственной среды;
- Составление плана работы по познавательно-исследовательской деятельности;
- Накопление информации и материалов по данной технологии:
- (подбор методической литературы, подготовка наглядного иллюстративного материала ;
- Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий;
- Изготовление информационного материала для родителей.
- Сбор информации из разных источников (энциклопедий с красочными иллюстрациями, подбор потешек, стихов, рассказов, загадок)
- Подбор дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых игр по данной технологии;
- Создание мини – лаборатории.
- Консультация для родителей по познавательно- исследовательской деятельности.
2 этап. Основной.
- Чтение стихотворений, отгадывание загадок, чтение пословиц, поговорок, рассказов, просмотр мультфильмов, научных фильмов, презентаций по познавательно- исследовательской деятельности;
- Познавательные беседы;
- Наблюдения на прогулках;
- Дидактические игры;
- Подвижные игры;
- Сюжетно – ролевые игры;
- Продуктивная деятельность;
- Исследовательская деятельность;
- Художественное творчество;
- Проведение мастер классов для родителей;
- Распространение педагогического опыта на педсоветах, семинарах;
- Участие в конкурсах различного уровня по данной технологии.
3 этап. Заключительный.
- Обобщение результатов работы;
- Оформление выставки, фотовыставки;
- Создание базы информационно-методического материала для педагогов и родителей по данной технологии;
- Создание практического материала по технологии;
- Создание картотек опытов и экспериментов по познавательно- исследовательской деятельности;
- Создание фотоматериала по познавательно-исследовательской деятельности;
- Показ итогового занятия для педагогов и родителей.
Результат использования образовательной технологии.
- Развитие познавательных интересов детей;
- Пополнение предметно-развивающей среды в группе: обогащение опытно-экспериментального уголка;
- Сформированы первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.);
- Обучающие обладают элементарными практическими навыками, связанными с проведением опытов; умеют действовать в соответствии с инструкциями в познавательно-исследовательской деятельности;
- Увеличилось количество детей заинтересованных экспериментированием, проявляющих желание активно участвовать в исследовательских опытах;
- Обучающие умеют устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
- Обучающие умеют устанавливать взаимосвязи в природе, понимают их значение, последствия их разрушения. Бережно относятся к природе;
- Накопление положительного опыта взаимодействия семьи и педагогов ДОУ, повышение педагогической компетенции родителей; активное участие родителей в жизни своего ребёнка;
- Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умения высказывать свое мнение.
- Сформированы умения сотрудничества: умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ. | 2.38 МБ |