Методические рекомендации педагога-психолога воспитателю по преодолению трудностей в поведении дошкольников.
методическая разработка

Попова Олеся Николаевна_22

 Трудности поведения в дошкольном возрасте, как правило, проявляются в систематическом нарушении норм и правил, которое может выражаться как вербально, так и физически. Говоря о причинах проблем с поведением, обычно выделяют две: несформированность произвольного поведения и несформированность этических представлений. Это может быть обусловлено такими факторами, как задержка умственного развития, неврологические проблемы, несформированность иерархии мотивов и этических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_vospitatelyu.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагога-психолога воспитателю по преодолению трудностей в поведении дошкольников.

Характеристика дошкольников с трудностями в поведении

Трудности поведения в дошкольном возрасте, как правило, проявляются в систематическом нарушении норм и правил, которое может выражаться как вербально, так и физически. Говоря о причинах проблем с поведением, обычно выделяют две: несформированность произвольного поведения и несформированность этических представлений. Это может быть обусловлено такими факторами, как задержка умственного развития, неврологические проблемы, несформированность иерархии мотивов и этических представлений.

Рассмотрим небольшую характеристику детей с проблемами поведения, которую можно разделить на три группы – агрессивные, гиперактивные и демонстративные дети. Когда речь идет о демонстративных детях, то наиболее выраженные сложности в поведении, как правило, имеют дети с негативным самопредъявлением.

Несмотря на то, что термин «агрессивный ребенок» широко употребляется в практике, нужно понимать его некоторое несоответствие действительности. Под агрессивностью понимается умышленное причинение другим морального или физического ущерба. В силу специфики развития ребенка дошкольного возраста говорить именно об «умышленности» в подавляющем большинстве случаев нецелесообразно. Поэтому говорить целесообразно не об «агрессивном ребенке», а об «агрессивном поведении», которое предполагает причинение другим морального или физического ущерба, но, как правило, в этом возрасте не несет умышленного характера, а связано с особенностями развития произвольности и этических представлений.

Гиперактивные дети склонны к бесцельной двигательной активности, не соответствующей требованиям обстановки.

Демонстративные дети в форме негативного самопредъявления привлекают к себе внимание посредством нарушения норм и правил поведения.

Как же воспитателю реагировать на поведение дошкольников, которые срывают учебную деятельность и представляют опасность для других детей?

Предлагаю рассмотреть случаи из практики работы:

1. Кейс

Описание кейса.

Воспитатель средней группы пожаловался педагогу-психологу на то, что в группе очень сложно проводить занятия. Миша всегда стремится ответить, даже если не знает ответа, даже если его не спрашивают. Создает много шума, постоянно отвлекает внимание, пока не придется на него повысить голос.

Проведенная педагогом-психологом диагностика показала наличие у Миши ярко выраженных признаков демонстративности.

Постановка проблемы.

Что может посоветовать педагог-психолог воспитателю в сложившейся ситуации?

Объяснение, каким образом может быть решена проблема.

Учитывая яркую демонстративность ребенка и характеристику поведения, можно с уверенностью предположить, что в данном случае воспитатель сталкивается с негативным самопредъявлением со стороны ребенка. В данном случае ребенок добивается внимания взрослого самым простым путем – нарушением правил поведения. Основная рекомендация в этом случае заключается в том, чтобы перераспределить внимание к ребенку – внимание уделяется ему тогда, когда он ведет себя хорошо, а не тогда, когда плохо. Обращать внимание на ребенка нужно тогда, когда он незаметен и не пытается привлечь к себе внимание хулиганскими выходками. При нарушении правил поведения любые замечания и эмоциональные реакции нужно свести к минимуму. Нужно понимать, что активные эмоциональные реакции со стороны взрослого – это именно то, чего добивается ребенок. Они только подкрепляют такое поведение. Основной способ наказать в данном случае – лишить общения. А поощрение – открытое, доверительно общение в те минуты, когда ребенок ведет себя хорошо.

2. Кейс

Описание кейса.

Севе И. 5 лет. Он уже сменил два детских садика. Сейчас посещает третий. Снова возникли одни и те же проблемы. По словам воспитателя, его поведение опасно для жизни других детей. Он носится по группе, разбрасывает игрушки, бросает их в других детей. За едой роняет все со стола, разливает. Его уже сажают отдельно от всех.

Постановка проблемы.

Что может сделать психолог для того, чтобы решить возникшую проблему?

Объяснение, каким образом может быть решена проблема.

Описанная ситуация позволяет предположить гиперактивное поведение у ребенка.

1) Психологу нужно поговорить с мамой и убедить ее показать ребенка неврологу для того, чтобы исключить проблемы, связанные со здоровьем. 2) Провести дифференциальную диагностику ребенка с целью выявления причин такого поведения и поиска эффективных способов регуляции поведения для данного ребенка.

3) Организовать наблюдение педагогов за ребенком с целью выявления ситуаций, в которых поведение ребенка более приемлемо, чем обычно. Проанализировать эти ситуации и попытаться выявить условия, которые способствуют положительному поведению для того, чтобы можно было их создать для ребенка.

3. Кейс

Описание кейса.

Слава 6 лет, посещает старшую группу в детском саду, часто ведет себя агрессивно по отношению к другим детям. Родители не могут повлиять на улучшение поведения своего ребенка. Как действовать воспитателю?

Объяснение, каким образом может быть решена проблема.

Трудность, в такой ситуации составляет в работе с самой семьей, в которой живет ребенок. Родители не хотят видеть в этом проблему или же признать, что она все же есть. Для начала нужно наладить контакт с родителями. Первоначально разместить в уголок воспитателя консультацию для родителей про воспитание детей. Цель такой информации, показать родителям, что агрессивное поведение ребенка может исходить от агрессивного поведения самих родителей. Т.е., если в семье есть крики, драки, неуважение и т.п., то ребенок в любом случае перенимает призму отношения и ждать спокойствия от таких детей точно не стоит. После того, как родители ознакомятся с консультацией воспитателей, можно еще раз провести беседу и наладить контакт с семьей агрессивного ребенка. Самым эффективным способом может послужить тренинг детско-родительских отношений, который можно провести на родительском собрании или отдельным мероприятием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации в помощь воспитателям для формирования навыков безопасного поведения у детей безопасного поведения вблизи дороги".

Данная стать познакомит с причинами дорожно-транспортных проишествий и как сформировать у детей дошкольного возраста навык безопасного поведения....

Рекомендации педагога - психолога для воспитателей на тему: "Основные принципы общения воспитателя с родителями"

Данный материал содержит рекомендации  воспитателям по общению с родителями воспитанников...

Рекомендации педагога-психолога для воспитателей на тему: «Как правильно общаться с ребенком»

В данной статье говорится о том, что взрослому при общении с ребенком важно быть в контакте со своими чувствами, уметь выразить их, сказать о них, чтобы ребенок их услышал. Необходимость развивать соб...

Рекомендации педагога-психолога для воспитателей на время адаптационного периода детей

Рекомендации педагога-психолога для воспитателей  на время адаптационного периода детей ...

Методические рекомендации педагога-психолога для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации педагога-психолога для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ....

Ребенок царапает или кусает других детей. Рекомендации педагога-психолога для воспитателей и родителей.

Когда ребенок царапает или кусает других детей, то речь идет о поведенческом симптоме, за которым скрывается какая-то важная потребность.Не все дети умеют выражать свои чувства и...

Методические рекомендации педагога-психолога по работе с детьми ОВЗ.

В процессе образовательной деятельности в учреждении сочетаются индивидуальные и дифференцированные подходы в воспитании и развитии детей; это способствует тому, что все дети принимают участие в жизни...