Консультация для родителей (законных представителей) «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
консультация
Анкета для родителей
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
- Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?
- Да
- Затрудняюсь ответить
- Нет
- В каком возрасте нужно развивать мелкую моторику?
- В младенчестве
- 3-4 лет
- 7 лет
- в течение всего периода дошкольного детства
- Владеете ли Вы информацией о развитии мелкой моторики?
-Да
-Нет
-Частично
- Какие игры используете для развития моторики рук дома?
____________________________________________________
____________________________________________________
- Какой нетрадиционный материал используете для игр с детьми?
- Крупа, природный материал
- Пуговицы, бусины
- Иголки, нитки
- Конструктор, мозаика
- Кубики, пирамидки, матрешки
- Нравится ли ребенку выполнять задания, игры?
-Да
-Нет
-Когда как
- Как ребенок воспринимает установку к игре?
- С первого раза
- Требуется многократное объяснение
- Требуется объяснение и показ действий
- Готовы ли Вы поучаствовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?
- Да
- Не знаю
- Нет
Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 12» пос. Романовка
Консультация для родителей (законных представителей)
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Авторы: Ипполитова Анна Анатольевна
Никитина Анна Сергеевна
Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.
Задачи:
-повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии ребенка.
-заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью данной темы, привлечь родителей (законных представителей) к сотрудничеству.
-познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики.
Актуальность работы. В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии.
В детском саду все больше детей со сложными нарушениями в речи, которые влияют на общее развитие ребенка, его поведение и мышление.
Чаще всего у таких детей значительно отстает от нормы и развитие мелкой моторики.
Учеными доказано, что совершенствование мелкой мускулатуры руки влияет на речевое развитие и формирование мыслительных операций. Поэтому для развития навыков ручной умелости детей необходимы особые условия. Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук у дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить поставленные задачи и добиться ощутимых положительных результатов.
В наше время проблеме развития мелкой моторики рук и тонких дифференцированных движений пальцев уделяется все больше внимания.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей (законных представителей)
2. Информирование родителей (законных представителей) о предстоящей консультации (объявление).
3. Изготовление наглядной информации (папка - передвижка, оформление цитат).
3. Информационные листы «Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у дошкольников».
4. Организация выставки литературы, дидактических игр и пособий для развития мелкой моторики рук.
Ход:
- Вводная
Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». В.А.Сухомлинский
- Основная часть (теория)
- Что же понимают под термином «мелкая моторика»?
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому в детском саду, и конечно же дома необходимо создавать все условия, способствующие развитию мелкой моторики.
- Зачем нужно развивать мелкую моторику?
Польза очевидна: точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;
Близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;
Чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить;
Мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;
точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.
- С какого возраста нужно начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук?
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
- Как заинтересовать ребенка?
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда можно достигнуть наибольшего эффекта от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. В продаже имеется очень много развивающих пособий, тренирующих руку ребенка. Кроме того, подобные пособия не трудно сделать самим (закручивание пробок от пластиковых бутылок, сортировщик своими руками, игры с прищепками, нанизывание макарон на шнурок и т.д.). Кроме того, использование развивающих пособий с нетрадиционным использованием различных предметов прекрасно развивает фантазию ребенка.
Перед игрой следует обсудить ее содержание, рассказать о правилах использования предметов и комбинации пальцев с предметами. Это не только подготовит ребенка к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой.
Игры нужно проводить регулярно, систематически. Длительность игр с двухлетними малышами – 5-10 минут, занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет – 25 минут.
- Заключительная часть (игры в домашних условиях)
1.Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
- способствует овладению навыками мелкой моторики;
- помогает развивать речь;
- повышает работоспособность головного мозга;
- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
- развивает тактильную чувствительность;
- снимает тревожность.
Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.
Примеры пальчиковых игр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ
Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.
2.Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Мозаика из пробок (примеры картинок)
3.Игры с прищепками
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Чтобы интересней было играть, можно использовать разные потешки и стихи, на пример:
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки потерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик.
Мы сейчас тебе поможем.
* * *
Рыбка, рыбка, что грустишь?
Не видать улыбки?
Без хвоста и плавников
Не бывает рыбки.
* * *
Самолёт, самолёт
Отправляется в полёт.
Но без крыльев и хвоста
Не взлетит он никогда.
* * *
Очень наш жучок устал -
Бегал по дорожке.
Ночью спал, а утром встал,
Показал нам ножки.
4.ИГРЫ с крупой и камнями.
Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито.
Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу - гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться.
Ищем секрет
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль.
Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше!
Пересыпаем крупу
Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха - звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание.
Покормим птичек
Возьмите на улицу с собой пшено, семечки и покормите птиц.
Игра «Золушка»
Перед вами лежат перемешанные семена гороха, фасоли и киндер – игрушки. За 30 секунд, вы должны их рассортировать. Когда ребенок научится делать это достаточно быстро, можно усложнить задание: например, завязать ему глаза.
Ребенка можно увлечь полезным для развития мелкой моторики занятием - выкладыванием камешков по заданным линиям.
5.Слоник своими руками
Слоник таит в себе множество мелких предметов и детских игрушек. Играть с таким слоником очень просто: ребенок засовывает руку в «хобот» и пытается на ощупь определить, что ему попалось.
6.Игры – шнуровки
Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий.
7.Рисование манкой
Манка по текстуре очень похожа на песок. Иногда, для смены тактильных ощущений (когда хочется эффекта "прохладного морского песочка"), можно положить манку ненадолго в холодильник.
Поднос можно просто прикрепить к детскому столику на двухсторонний скотч и играть в свободном доступе. Высыпаем манку на 3-4 мм на поднос и начинаем творить! Манкография (рисование манкой или на самой манке) принесет вам массу положительных эмоций!
Манкография - занятие для детей любого возраста. Помимо обычного хаотичного рисования и свободной игры для ребенка можно еще вместе с ребенком рисовать цветочки, солнышко и лучики, тучки и дождик, домик и заборчик и т.д. В манкографии можно рисовать с помощью предметов - трубочки для коктейля, кисточки, стеклянных камней, которыми можно выкладывать рисунки на манке. Выкладывание мелких предметов способствует развитию мелкой моторики.
Сегодня мы познакомились с малой частью того, чем можем развивать мелкую моторику ребёнка дома. Включить свою фантазию, пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
А также вызывайте положительные эмоции у ребенка!
Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую нотку, например: «Как интересно!», «Какой ты молодец, у тебя все получается!» «Давай помогу!», «Красота» и т.д.
Помните, чтобы мы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении!
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
В консультации представлена схема проекции кисти руки в коре головного мозга....
Консультация для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи лепки»
Консультация для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста при помощи лепки»...
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
В последнее время наблюдается рост детей с недостаточно развитой общей моторикой и слабо развитой мелкой моторикой руки, общей неготовностью отдельных детей к письму при поступлении в школу, с проблем...
Рекомендации родителям (законным представителям) «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Рекомендации родителям по формирование у детеей связной речи (в информационный уголок или папку-передвижку)....
Консультация для родителей «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
laquo;Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей и пальцев рук.Движения руки человека, как писал И. Н. Сеч...
консультация для родителей на тему :" Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов- внимания, памяти, мышления, восприятия, речи. Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в соч...