Консультация на тему: «Математика в загадках»
консультация (старшая группа)

При обучении дошкольников началам математики особое внимание обращается на развитие у них самостоятельности мышления, умственных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умения доказывать правильность тех или иных суждений. Неоценимую помощь в этом могут оказать загадки – замечательные образцы устного народного творчества.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_v_zagadkah.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Математика в загадках»

При обучении дошкольников началам математики особое внимание обращается на развитие у них самостоятельности мышления, умственных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умения доказывать правильность тех или иных суждений. Неоценимую помощь в этом могут оказать загадки – замечательные образцы устного народного творчества.

В многообразии существующих загадок значительное место занимают загадки математического содержания. В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения, в них выделены простейшие математические отношения. Назначение этих загадок, как указывает З. А. Михайлова, состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические связи и отношения, замаскированные внешними несущественными данными, а также в создании положительного эмоционального отношения, интереса к изучаемому материалу.

Загадки математического содержания- это своеобразная увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное эмоциональное состояние, но вместе с тем, это и своеобразное умственное состояние, упражнение в выделении количества, формы, величины, как общего признака анализируемых предметов, определении простейших математических связей и зависимостей.

У нас семь братьев.

Летами все равные,

А именем разные.

Отгадай, кто мы? (Дни недели.)

Два брюшка,

Четыре ушка.

Что это такое? (Подушка.)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины

Вам его представить рад,

А зовут его … (Квадрат)

Нет углов у меня,

А похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня. (Круг)

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

Круглый, гладенький, красивый

С ножкой толстой и прямой. (Гриб.)

Возможности применения загадок широки. Их можно использовать с целью закрепления, уточнения, конкретизации математических знаний, развития у старших дошкольников умения доказывать.

Воспитатель может широко использовать загадки как на занятиях по формированию элементарных математических представлений, так и вне их – во время игр, наблюдений, бесед, чтения, успешно решая вопросы активизации умственной деятельности детей, формирования математических представлений.

Например, с помощью загадок дети могут быть включены в активную работу по составлению и сравнению различных геометрических фигур: квадрата и прямоугольника, треугольника и четырехугольника, круга и овала и т. д.

Предлагая загадку про квадрат :

Угла четыре мне даны.

И все стороны равны.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня (Квадрат)

воспитатель может предложить такие вопросы: про какую геометрическую фигуру говорится в загадке? Как догадались? Почему квадрат прямоугольнику брат? В чем сходство? Отличие? Вспомните загадку про прямоугольник. Как назвать квадрат и прямоугольник одним словом? Как назвать четырехугольник, у которого все стороны равны?

С большим интересом пишут дети необычные «письма» (слуховой диктант) сказочным героям, используя загадки : посередине листа положите желтый (загадывается загадка про квадрат). Где положили желтый квадрат? Выше и ниже квадрата положите синий и красный (загадывается загадка про треугольник). Где разместили синий треугольник? Красный? Справа от квадрата положите зеленый (загадывается загадка про круг). С какой стороны от квадрата расположили зеленый круг? Слева от квадрата положите оранжевый. (загадывается загадка про круг). С какой стороны от квадрата положили оранжевый круг? Дети «читают» письмо, определяя пространственное расположение фигур, опускают в почтовый ящик и с нетерпением ждут письмо от сказочного героя (Буратино, Незнайки, Смешариков). В ответном письме сказочный герой оценивает работу детей и предлагает им новое задание. Задания от сказочных героев всегда принимаются с большим удовольствием.

Выполнение упражнений на упорядочивание предметов по высоте, объёму предмета в целом будет более живым для детей и интересным, если предложить им следующие загадки :

Что за дивные подружки:

Все они живут друг в дружке.

А как выйдут, посмотри:

Выше, ниже малыши.

Как зовут их, назови! (Матрешки).

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка (Матрешка).

Дети отгадывают загадкиа для доказательства правильности ответа расставляют матрешек по росту: от самой высокой (большой) до самой низкой (маленькой)Затем можно предложить и более сложные задания: найти на глаз матрешку большого или маленького размера, чем образец; подобрать для каждой матрешки коробку соответствующего размера и другие. Решение подобных задач требует от ребенка активной мыслительной деятельности : умения сравнивать игрушки по величине, соотносить их по размеру, умения объяснять ход своих рассуждений.

Загадки математического содержания могут стать необходимым материалом для формирования многих приемов умственной деятельности, в том числе и такого сложного, каким является доказательство.

Каждая загадка это логическая задача, решая которую ребенок должен совершить сложные мыслительные операции. Воспитатель учит не только отгадывать загадки, но и доказывать, используя разные способы доказательств. Любое доказательство это сложное мыслительное действие, в котором объясняются анализ, абстрагирование, выделение существенного, сопоставление. Например, для доказательства загадки :

Три вершинки,

Три угла,

Три сторонки.

Вот и я! (Треугольник)

можно задать вопросы: Про что эта загадка? Почему так думаешь? Посмотри внимательно на эти треугольники и скажи, про какой треугольник загадка? Красный треугольник может быть отгадкой? Почему? А синий треугольник? А вот этот маленький треугольник будет отгадкой? Почему? Так, значит, что ты можешь сказать об отгадке этой загадки?

К загадке :

Не овал я и не круг,

Треугольнику не друг.

Прямоугольнику я брат,

А зовут меня (Квадрат)

нет свидетельств подтверждающих, что отгадкой загадки является квадратВоспитатель ставит такие вопросы: Какие геометрические фигуры ты знаешь? Про какую из этих фигур говорится в загадке? Как об этом говорится? Овал может быть отгадкой? Почему? Круг? Почему? Треугольник может быть отгадкой? Прямоугольник? Так о какой геометрической фигуре говорится в этой загадке? Дети устанавливают, что овал, круг и прямоугольник не могут быть отгадкой, и приходят к выводу, что отгадка -квадрат.

Старшим дошкольникам важно показать необходимость доказательства. С этой целью воспитатель, предложив загадку, дает неправильный путь рассуждения. Например, дети слушают загадку :

Ножек четыре

Шляпок одна.

Нужен, коль станет

Обедать семья (стол)

Воспитатель задает вопросы: про что эта загадка? Почему ты думаешь, что это стол? А может эта загадка про стул? Правильно? Ведь у стула тоже четыре ножки и одна шляпка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕД СОВЕТА И КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Математика глазами детей , родителей , педагогов» под тема «Занимательные формы работы при изучении детьми математики».

Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников....

Консультация на тему "Математика дома"

О правильности применения математических способностей дома....

Консультация на тему: "Дидактические игры по математике, рекомендуемые для проведения их дома"

Начиная с самого раннего возраста ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг. Поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют пре...

Консультация для воспитателей На тему: «Математика – царица наук».

Математика - это язык, на котором написана книга природы.(Г. Галилей)     В раннем детстве ребёнок знакомиться с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая ...

Консультация для родителей Тема :«Математика в повседневной жизни ребенка».

Консультация для родителейТема :«Математика в повседневной жизни ребенка»....

Интерактивная игра "Математика в загадках"

Материал может быть использован воспитателями по математческому развитию старших дошкольников....

консультация Консультация на тему: «Веселая математика дома

raquo; Консультация на тему: «Веселая математика дома  Учиться можно только весело» Французский романист Анатоль Франс.Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения срав...