Тренинг для педагогов : «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
методическая разработка
осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 447.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов : «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: осознание педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.
Оборудование: карточки «фантом», цветные карандаши, листы А4, ручки.
Ход проведения тренинга психолога в детском саду
Упражнение «Интонация»
Педагог – психолог: Знаете ли вы, что произнеся слово « здравствуйте» вы произнесли 70% своей речи, и то с какими эмоциями вы произносите это слово, зависит, как собеседник будет к вам расположен: скептически или благосклонно. Каждому из вас розданы названия эмоциональных состояний, попробуйте произнести слово «здравствуйте» или любые его вариации так, чтобы поняли, с каким настроением вы произносите его.
С пренебрежением
С улыбкой
С недовольством
С интересом (Удивлением)
Со злостью
С сарказмом
Примечание. Подводится итог, трудно ли было передавать эмоции.
Упражнение: «Имя и эпитет»
Цель: снятие эмоционального напряжения у педагогического коллектива.
Предлагаю подобрать по отношению к себе какое-нибудь положительное прилагательное, которое должно начинаться с той же буквы, что и имя.
Психолог. Наша сегодняшняя встреча посвящена теме: «Профилактика эмоционального выгорания педагога».
Что же такое «синдром эмоционального выгорания»?
Это состояние чрезмерного эмоционального, физического и психического истощения человека, которое обуславливается длительным пребыванием в эмоционально перегруженной ситуации. Основным фактором возникновения данной «болезни» является стресс. А в работе и жизни педагога их более чем достаточно. Для начала предложу вам упражнение, которое покажет, каким сферам своей жизни вы отдаете предпочтение, а в каких не реализуете себя.
Упражнение «Социальные роли»
(Я педагог, жена, мать, дочь, подруга, женщина, бабушка, коллега, хозяйка)
Отметьте, от центра каждую роль по мере и количеству времени и энергии, что вы ей отдаете. Чем больше отдаете, тем выше отмечайте.
Обсуждения. На схеме, которую вы получили можно четко увидеть, какие социальные роли стоят для вас на первом месте, и страдающих от недостатка вашей энергии.
Проведение методики «Живой дом»
Цель: диагностика субъективного восприятия клиентом психологического пространства семейных отношений.
Задачи:
выявление перспектив консультационной работы;
определение роли близких людей в окружении клиента;
прояснение в сознании клиента его реальных отношений с близкими;
выявление конфликтной ситуации в семье.
Инвентарь: лист бумаги (А-4), цветные карандаши, простой карандаш, ручка.
Алгоритм работы:
Вступление. Просим письменно или устно перечислить тех людей, с которыми человек проживает вместе под одной крышей.
Основная часть
- На листе формата А-4 изобразите простым карандашом деревенский домик, в котором обязательно есть фундамент, стены, окна, крыша, чердак, труба, двери, порог.
- Присвойте каждой части дома имя конкретного человека, начиная с себя. То есть напишите прямо на рисунке, кто из указанных вами людей может быть крышей, кто - окнами, стенами и т.д.
- Обсудите с клиентом возможные интерпретации работы.
Возможные интерпретации:
- фундамент - главный материальный и духовный «обеспечитель» семьи, тот, на ком все держится;
- стены - человек, который отвечает за эмоциональное состояние семьи и автора рисунка непосредственно;
Окна - будущее, люди, от которых семья чего-то ждёт, на кого возлагает надежды (в норме, когда окна ассоциируют с детьми);
- крыша - человек в семье, который жалеет и оберегает клиента, создаёт чувство безопасности, или клиент хотел бы это от него получать;
чердак - символизирует секретные отношения, а также желание клиента иметь с этим человеком более доверительные отношения. Чердак также может обозначать человека, с которым у клиента отношения развивались в прошлом, а на данный момент менее активны;
- труба - человек, от которого клиент получает или хотел бы получать особую опеку, поддержку. Также может трактоваться как символическое обозначение человека, который помогает «выпустить пар», отрегулировать эмоции;
- двери - информационный портал; тот, кто учил выстраивать отношения с миром; тот, у кого клиент учится взаимодействовать с другими людьми;
- порог - человек, с которым клиент связывает возможность коммуникации в будущем.
Выводы. Методика позволяет за достаточно короткое время определить роль для клиента каждого члена семьи, а также понять, какую роль в своей семейной системе он отводит себе.
Упражнение «Произнесите текст»
Педагог – психолог: Ваше эмоциональное состояние может выдать ваш голос. Согласитесь, что все мы говорим в разном темпе, с разной интонацией. Даже сила голоса у всех разная. Сейчас мы попробуем произнести один и тот же текст с разной силой голоса (произносится текст).
«Зайку бросила хозяйка»
1. Шепотом.
2. С максимальной громкостью.
3. Волнообразно.
4. Как будто вы страшно замерзли.
5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
6. Как маленькая девочка.
Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом.
Упражнение «Фантом»
Эмоции, их изобилие или их дефицит, занимают видное место в развитии «синдрома эмоционального выгорания» педагога, что в свою очередь влечет за собой множество соматических заболеваний. (Раздать всем участникам листки с нарисованным телом человека)
Инструкция: «Представьте, что вы сейчас очень сильно раздражены на кого-то или что-то. Попробуйте почувствовать эту злость всем телом. Возможно, вам будет легче представить тогда, когда вы вспомните определенный случай, когда вы разозлились на кого-то. Почувствуйте, где в вашем теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Возможно, она похожа на огонь где-то в вашем организме? Возможно это зуд в кулаках? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы неожиданно испугались чего-то. Что вас может напугать? Где находится ваш страх? На что он похож? Закрасьте черным карандашом это место на своем рисунке». Аналогично предложить участникам обозначить синим карандашом печаль.
Обсуждение. Обратите внимание, какие участки тела заштрихованы. Уже доказано, что сильные и постоянные негативные эмоции вызывают те или иные заболевания. В частности гнев, страх, печаль... И посмотрев на ваш фантом, вы можете понять, какие болезни могут грозить вам при частом переживании данных эмоций.
Пирамида поддержки при эмоциональном истощении
Что же делать, если вы видите в себе симптомы «эмоционального выгорания»? А это:
Быстрая утомляемость;
Усиление тревоги;
Ухудшение памяти;
Негативизм в общении с детьми и коллегами;
Бессонница;
Апатия и пассивность;
Депрессивное состояние;
Снижение самооценки;
Повышенная раздражительность;
Частые ошибки в работе;
Нарушения в питании – переедание или отказ от еды;
Соматические заболевания – головные боли, заболевания печени, кишечника, сердца, нервной системы, гипертония и др.
Существует так называемая Пирамида поддержки (при эмоциональном истощении)
Как видим, на первом месте стоит самоподдержка.
Существуют такие способы самоподдержки:
- Физические упражнения,
- Сбалансированное здоровое питание,
- Отдых и сон,
- Релаксация и здоровые способы получения удовольствия,
- Умение устанавливать баланс между официальной и личной жизнью.
Позитивное и доброжелательное общение играет не последнюю роль в профилактике эмоционального выгорания. Ароматы так же имеют влияние на профилактику эмоционального выгорания.
Кофе – вкусный напиток, который приносит удовлетворение, бодрит, тонизирует.
Кардамон укрепляет нервную систему, снимает усталость и апатию.
Корица избавляет от чувства одиночества и страха.
Памятка «Советы педагогам по преодолению стрессовых ситуаций»
Улыбайтесь чаще и будьте здоровы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...
Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.Задачи:• познакомить преподавателей с понятием «эмоциональное выгорание», си...

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания....

Тренинг для педагогов " Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"...