Методическая разработка "Уголок природы в старшей группе"
методическая разработка (старшая группа)
Уголок природы даёт возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по интересующей его теме, проводить воспитателю экологические занятия, осуществлять релаксацию, способствует формированию трудовых навыков дошкольников, знакомить детей с литературой, коллекциями природного материала, предоставляет им условия для исследовательской деятельности, самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Уголок природы в старшей группе»
Комнатные растения — ценный дидактический материал.
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.
Уголок природы в старшей группе отличается большим разнообразием растений по 2 экземпляра: традесканция, плющ, колеус, цикламен, фикус, примула, фуксия, сансевьера, кливия, бегония, бальзамин, герань
Каждое растение имеет название и схему наблюдения.
Уход за растениями в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя (дежурства организуются в начале года). Они поливают растения Увлекаясь самим процессом поливки, они могут поливать одно и тоже растение несколько раз в день. Поэтому эта работа выполняется детьми под контролем воспитателя. Дети овладевают новыми операциями по уходу за растениями: подкормкой и размножением черенками и усами.
Фенологический уголок это место в уголке природы, в котором содержатся временные объекты, фиксируется периодическое явление в жизни растений при создании определенных условий.
Особенность фенологического уголка: возможность сравнивать, как одно и то же растение существует в разных условиях.
Весной размещаются такие объекты:
-Ветки деревьев и кустарников в вазах;
-Ящики с рассадой;
-Пересадка комнатных растений;
-Букеты раноцветущих растений (верба, цветы)
Посадки: «Огород на окне».
Уход за посевами заключается в легком рыхлении и умеренном поливе.
С детьми старшего дошкольного возраста можно выращивать рассаду помидоров, огурцов, перца.
В уголке природы есть календари наблюдений:
1.За ростом и развитием растений.
Это рисунки, отображающие последовательно рост растения. Это могут быть -цветы, пересаженные с клумбы, луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; -ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
2. Календарь наблюдений за птицами.
Календарь представлен листом альбомной бумаги с нарисованным деревом и кормушкой, на которых имеются прорези. ежедневно в полосках соответствующего дня проставляются цветные пометки - «галочки» (символическое изображение птиц, прилетающих на кормушку, которые остаются в календарях как следы наблюдений).
3. Календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений. Ведение календаря природы развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Отражение в рисунках сезонных изменений в природе помогает закреплению представлений у детей. Дети при зарисовки природных явлений вспоминают, что видели на прогулке, устанавливают последовательность явлений, выявляют некоторые связи между погодой, жизнью растений и животных.
Наглядно - иллюстративный материал.
Набор картинок с изображением диких и домашних животных, животных жарких стран, птиц; книги с иллюстрациями животных, птиц; картинки о труде взрослых в природе; альбомы; условные обозначения комфортного произрастания растений; схемы-модели строения растений и животных; Неживая природа, растительный, животный мир, труд в природе; «Времена года» свет, влага, тепло, почва.
Дидактический материал.
Дидактические игры экологического содержания; муляжи овощей и фруктов; наборы животных.
Материал для развития трудовых навыков.
Инвентарь; природный и бросовый материал для конструирования из природного материала:
лейки, тазики, тряпочки, клеенки, палочки для рыхления, пульверизатор, щетки; ящики и стаканчики для посадок; кисточки, тряпочки, фартуки; шишки, желуди, веточки, камушки, ракушки, семена растений; крышки, пластиковые бутылочки, коробочки.
Уголок экспериментальной деятельности.
С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы.
Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Специально организованные опытнические ситуации в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность
Папки «Картотека опытов и экспериментов»,алгоритмы проведения опытов. В мини – лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, мерные ложки, стаканчики, трубочки, тарелки, ситечки);
-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки и т. п.);
-Утилизированный материал (пенопласт, пробки, нитки и др.);
-Приборы – помощники (лупы, зеркала и др.);
-Медицинский материал (шприцы без иголок, пипетки, ватные палочки, колбочки);
-Мир материалов (виды бумаги, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);
-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т. д., магниты.
-«Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал т. е. материалы для изучения свойств воды);
-«Невидимка – воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т. д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
-«Свет и цвет" (зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок) ,т. е. материалы для изучения свойств света, цвета);
-"Звук" колокольчики, дудочки, трещотки, т. е. материалы для изучения свойств звука);
-«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы, т. е. материалы для изучения свойств магнита.
-Музей Крупы, Коллекции камней, Коллекция бумаги, Коллекция жуков, Коллекция почв.
Уголок природы даёт возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по интересующей его теме, проводить воспитателю экологические занятия, осуществлять релаксацию, способствует формированию трудовых навыков дошкольников, знакомить детей с литературой, коллекциями природного материала, предоставляет им условия для исследовательской деятельности, самостоятельных наблюдений, игр, ухода за живыми объектами. Имеющая в уголке литература помогает детям закрепить те знания, которые они получили на занятиях по экологии. Так же из литературы они могут узнать много нового для себя, например: места обитания различных животных и растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"
Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...
Методическая разработка по окружающему миру "Уголок природы с старшей группе"
Уголок природы – это обязательная часть развивающей среды в детском саду, он дает возможность ежедневно знакомить ребенка с объектами природы. Живая природа издавна считается одним из важн...
Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.
Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.Программные задачи:- продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений;- форми...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природой в старшей группе.
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с природойв старшей группе....
Конспект открытого НОД по познавательному развитию мир природы в старшей группе «Живая-неживая природа».
Обобщить и дополнить знания детей о живой и неживой природе....
Конспект открытого НОД по познавательному развитию мир природы в старшей группе «Живая-неживая природа».
Конспект открытого НОД по познавательному развитию мир природы в старшей группе «Живая-неживая природа»....
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе по теме: «Берегите животных»(с использованием ИКТ).
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в старшей группе по теме: «Берегите животных». К всемирному празднику "День защиты животных"...