Развитие математических способностей детей с помощью конструктора Lego
методическая разработка
Материал рекомендуется для учителей-дефектологов, воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_matem._s_pomoshchyu_lego.docx | 782.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие математических способностей детей с помощью конструктора Lego»
В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей – одна из распространенных проблем дошкольной педагогики. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из трудных учебных предметов. Возникает вопрос как же можно активизировать мыслительные процессы детей дошкольного возраста, не причиняя вреда здоровью? Я стремлюсь найти такую форму обучения математике, которая органично входила бы в жизнь ребёнка, решала вопросы формирования мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), имела бы связь с другими видами деятельности, и самое главное, нравилась бы детям.
Практика показывает: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна заинтересовать ребенка и вызвать познавательно-исследовательскую активность детей.
Эффективно использовать такую форму работы, как конструирование. Используя конструктор, перед детьми ставятся простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.
При помощи LEGO - конструкторов можно создать эффективную предметно-игровую среду для развития и обучения ребенка. Конструкторы LEGO имеют высокий образовательный и развивающий потенциал. При правильном подходе с его помощью можно добиться впечатляющих результатов.
Как известно, применение LEGO способствует:
• Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
• Формировать первоначальные измерительные умения (измерять длину, ширину, высоту предметов);
• Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение);
• Развитию умения ориентироваться в пространстве и на плоскости;
• Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
• Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т. к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т. д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)
Конструкторы LEGO можно использовать во всех образовательных областях. Но именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников. Игры и совместная деятельность взрослых с детьми в детских садах, конечно, не обходятся без конструкторов. Конструктор LEGO является очень подходящим материалом для целей математического развития, будучи образным для ребенка, доступным для его тактильного восприятия, вмещающим в себя огромный мир математических задач.
Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам, сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Игра должна быть направлена на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по форме, размеру, цвету. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
С помощью конструктора можно составлять и решать задачи. Когда решение задачи превращается в интересную и увлекательную игру, то и процесс познания и усвоения материала становится легким. Составляя задачи дети могут сделать объемные фигуры, чтобы рассказать свою интересную историю. Умение составлять задачу пригодится детям в школе, а если они поймут, что этот процесс интересен, то в школе они будут делать это с легкостью.
Конструктор помогает детям научится ориентироваться в пространстве. С помощью LEGO можно составлять схемы, планы, маршруты, карты. Также можно научить "читать" простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве. Пластины LEGO можно использовать как лист бумаги. Например, дать задание расположить солнышко в верхнем левом углу, дерево внизу справа, дом внизу слева, под деревом гриб, над домом птица. Вот так дети учатся и конструировать, и ориентироваться на платформе.
В процессе совместной деятельности взрослого с детьми по развитию математических способностей с конструктором у детей вырабатываются привычки сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием.
Конструктор есть почти в каждой семье. На консультациях я помогаю понять родителям, как можно разнообразить использование конструктора. Совместная деятельность родителей и детей дома - лучший способ для установления эмоционального благополучия в семье.
Легоконструирование - эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
Чему можно научить с помощью деталей Лего?
«Найди кирпичик, как у меня»
Цель: закреплять цвет, форму (квадрат, прямоугольник).
Оборудование: кирпичики Лего «Дупло» красного, синего, зеленого, желтого цвета.
Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трёх-четырёх деталей, лежащих перед ребенком.
«Разложи по цвету»
Цель: закреплять названия цветов.
Оборудование: кирпичики Лего всех цветов
«Математический Лего-поезд»
Оборудование: конструктор из блоков Лего «Дупло» или аналоговый конструктор; платформы-вагончики с приклеенными на каждый цифрами от 1 до 10.
Цель: учить счету, соотносить цифры и количество; закреплять понятия больше – меньше; развивать мелкую моторику. Из конструктора дети конструируют поезд (число вагончиков от 1 до 5). Задачи аналогичные «Сосчитай сколько вагончиков», «Какой по счету желтый вагончик?», «Назови номер», «Соседи», «Где больше (меньше» и т. д.).
«Счетная лесенка»
Оборудование: набор конструктора Лего.
Цель: формируется представления о количестве (больше - меньше, о величине, прямой счет, порядковый, пространственные представления (верх - вниз, цветовосприятие. Дети конструируют лесенку самостоятельно или с помощью педагога, прикрепляя столько кирпичиков, сколько обозначает цифра.
«Разноцветые дорожки»
Материал: набор конструктора Лего.
Цель: формируются, закрепляются представления о цвете, форме, величине. Кирпичики Лего чередуются по цвету, форме. Дорожки длинные и короткие. Обязательно обыгрывание построек (проведи кошечку по короткой, а корову по длинной; помоги щенку дойти до своего домика и т. д).
«Веселые цифры»
Материал: набор конструктора Лего.
Цель: формировать, развивать, закреплять счет (прямой и обратный, соотносить с количеством, учить цифры, выкладывать числовой ряд, представления о цвете.
Цифры конструируются из Лего - конструктора. («Покажи нужную цифру», «Назови цифру», «Расставь по порядку», «Соседи», «Возьми такое количество игрушек, какое обозначает цифра», «Разноцветные цифры» и т. д).
«Построй длинную (короткую) дорожку!»
Цель: формировать умение выделять пространственные признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания. Предполагающее уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей; развивать активную речь за счет использования определений (длинная, короткая, прямая, извилистая).
«Широкая и узкая тропинка»
Цель: формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним.
«У кого выше»
Оборудование: набор конструктора Лего, разноцветный кубик. Каждый берет по пластине, кидает кубик, берет себе деталь соответствующего цвета. Надо построить башню одного цвета, выше, чем соперник. Т. е., если будут выпадать все время разные цвета, высокой башни не получится.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие математических способностей детей с помощью палочек Кюизенера.
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в п...
Развитие математических способностей детей с помощью палочек Кюизенера.
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в п...
"Развитие речи детей с помощью конструктора "LEGO"
Данная презентация была использована на городском мастер - классе г.о. Тольятти в рамках реализации сетевого проекта "Информатизация систеемы образования" 18 марта 2015 года....
"Развитие математических способностей детей с помощью блоков Дьенеша"
Существует точка зрения, что математическое мышление для ребенка не так важно в обычной жизни и, такое мышление может понадобиться детям лишь на уроках математики, которая, на наш взгляд, крайне...
«Развитие математических способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр, как предпосылки формирования финансовой грамотности».
Добрый день, уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему: «Дидактические игры как средства логико-математического развития дошкольников».Главной особенность дидактическ...
«Развитие математических способностей детей с помощью конструктора Lego»
laquo;Развитие математических способностей детей с помощью конструктора Lego»...
Опыт работы «Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством конструктора Lego»
Опыт работы воспитателя по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством конструктора Lego...