мастер-класс "Клякса"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Маленькие дети любят оставлять на бумаге кляксы. Родители, недооценивая «шедевры» собственных детей, избавляются от непонятных рисунков. Но, оказывается, из оставленных клякс можно создать уникальный рисунок. Кстати, существует даже такая техника рисования — кляксография.
Кляксография — это рисование пятнами. Суть данной нетрадиционной техники заключается в том, чтобы разглядеть в кляксе какой-то образ и дополнить его деталями. Таким образом, ребёнку не требуется для рисования особых навыков — нужно только включить фантазию.
Первый шаг в кляксографии — это идея. Именно воображение юного художника сделает кляксу доброй или злой, милой или страшной. Например, одно и то же чёрное пятно можно превратить в милого спящего котёнка, дорисовав ему усики, лапки и хвостик, или же во взъерошенную любопытную ворону. Ручеёк краски от кляксы иногда убегает в угол листа — изображение получается похожим на жирафа с длинной шеей. Если же струйка пойдёт вниз, то на картинке вырисовывается длинноногий страус. Немного поработав кисточкой, можно создать диковинное сказочное существо, которое никто никогда не видел, и наделить его своим неповторимым характером. Занятие кляксографией позволяет ребёнку весело провести время, поскольку, раздувая пятно, никогда нельзя предугадать заранее, как будет выглядеть конечный результат. Такая деятельность ещё и полезна для здоровья: выдувание через соломинку укрепляет лёгкие (это особенно полезно для профилактики кашля, что актуально для часто болеющих ребят.
Создать рисунок с помощью кляксографии можно несколькими способами.
Наиболее распространенный — капельный метод.
Здесь потребуется широкая, объемная кисть. Ее следует тщательно напитать краской, и затем, расположив ее над листком бумаги начать разбрызгивать акварель. Если вы хотите чтобы капли оросили небольшой участок, постучите кисточкой о палец или руку. Когда же кистью просто встряхивают, область разбрызгивания увеличивается. Для точечного нанесения краски используют пипетку. Кстати, с ее помощью можно создать кляксу большого размера изобразив, таким образом, к примеру, солнце. Чаще всего при помощи такого способа кляксографии создают пейзажи.
Во втором способе кляксографии используют метод растекания.
Для этого в угол листа с помощью кисти наносят большую кляксу. Важно, краска должна быть очень жидкой. Затем с помощью питьевой трубочки начинают раздувать краску по поверхности бумаги. Желательно направлять акварель в разные стороны. Теперь присмотритесь к полученному рисунку, что он вам напоминает? Может быть, рябиновый куст?
Если да, то следует завершить рисунок, нарисовав на ветке красные плоды. Для этого воспользуйтесь ватной палочкой. Просто смочите «инструмент» в краске нужного цвета и прорисуйте рябиновые листочки и ягодки. Полученный рисунок при желании можно украсить оригинальной рамкой.
Первые несколько уроков ребенку может потребоваться помощь взрослых. Чаще всего малыши не могут сразу разглядеть в кляксе знакомые очертания.
Практиковать занятия кляксографией в детском саду можно уже со второй младшей группы. Трёхлетний малыш вполне способен ставить краской кляксы, а затем рассматривать их, чтобы представить какой-то образ. Воспитатель при этом помогает ребёнку наводящими вопросами: «На что похожа твоя клякса?», «Какое животное или растение она тебе напоминает?», «Какой у неё характер, она весёлая или грустная?». Такие рассуждения очень полезны, поскольку развивают мышление, речь и фантазию дошкольника.