Консультация для родителей
материал (старшая группа)
Консультация для родителей
Тема: «Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение д/с «Солнышко» общеразвивающего вида вида
Консультация для родителей
Тема: «Формирование представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Курмашева С.А
К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Чувство любви к малой Родине не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим. Любовь к малой Родине маленького ребенка начинается с отношения к самым близким людям - отцу и матери, любви к своему дому, улице, детскому саду, поселку, а это играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, поэтому работа по патриотическому воспитанию включает в себя комплекс задач:
-формирование представлений о семье и человеке;
-воспитание у ребёнка чувства любви и привязанности к детскому саду, улице, городу (посёлку);
-расширить и углубить знание о родном крае, его истории, достопримечательностях;
-развивать нравственно – патриотические качества, гордость, гуманизм, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитывать уважение к труду людей, создающий красивый город, поселок;
-воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия;
-вовлечь родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.
У каждого из нас есть свой милый сердцу уголок земли, где когда-то были сделаны первые шаги, увиден первый луч солнца … Это место, где мы родились, и оно несравнимо ни с чем другим. Это наш порог жизни, наша малая Родина.
«Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему».
Семья – первый коллектив ребенка, и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в общее семейное дело. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи. Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни. Важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, нужно привлечь родителей к составлению родословной, в которой они подробно рассказали бы о своих семейных традициях.
Одним из ярких направлений является изучение своего генеалогического древа. Необходимо отметить, что в настоящее время у современных людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.
Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:
-Корни каждого – в истории и традициях семьи.
-Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.
-Счастье семьи – счастье и благополучие народа.
Можно оформить выставку семейного древа, герба семьи. Дети, рассматривая выставку, с гордостью рассказывали бы о своей семье, семейных историях, традициях.
Перенимая особенности поведения взрослых, дети усваивают тон, манеру, представления, которые бытуют в семье. Дети чутко понимают особенности, характер отношений между людьми. Игры детей в дочки-матери дают воспитателю богатый материал для понимания характера отношений между взрослыми в семьях.
Мама…дом…Родина – первые и самые важные понятия, которые усваивает ребенок.
Очень важно в нашей работе привить чувство любви к самому родному человеку – к матери. Работу в этом направлении можно начать с анкетирования по выявлению сформированности знаний детей о маме и отношения к ней, анализа вместе с детьми их ответов;
- чтение сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, «Айога» нанайская сказка, «Хлеб да соль» Алексея Логунова, «Материнская любовь» корейская сказка.
- беседы: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме»;
- занятия: «Мама милая моя», «Мамочка родимая – свеча неугасимая»;
- заучивание стихов о маме;
-изготовление подарков для мам, бабушек;
- выполнение творческих работ – портреты мам или всей семьи из разных материалов;
- совместные мероприятия детей и мам.
Так же одной из форм работы с детьми по познанию самого себя в мире людей являются «Уроки доброты».
Это беседы на нравственные темы:
-«Жил-был я».
-«Уважай отца и мать – будет в жизни благодать»,
-«Где добрые люди, там беды не будет»,
-«Доброе дело делай смело»,
-«Что мы Родиной зовем?»,
-«Дом, в котором мы живем».
Постепенно чувство любви, уважения к родным расширяется и переносится на других людей - работников детского учреждения, соседей и знакомых.
Детский сад для детей считается вторым домом, ведь дошкольники большую часть времени проводят здесь. Все взрослые работают. Чтобы дети не оставались дома их приводят в детский сад, где много разных людей: детей и взрослых. Всем им хорошо, когда они заботятся друг о друге, приветливо здороваются, прощаются, благодарят за оказанную услугу.
В детском саду есть добрые, умные, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними.
Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей.
Есть повар – он готовит для детей вкусную еду, заботится о том, чтобы они быстрее выросли.
В детский сад дети ходят не только потому, что им нельзя оставаться дома, но еще и потому, что здесь с ними проводят много интересных занятий, здесь многому можно научиться.
Тут они играют, узнают много нового и интересного, учатся дружить, помогать друг другу и уважать старших, защищать слабых.
Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного края, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему городу, поселку, краю.
Самый эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному городу (поселку) – проведение таких игр, как:
- «Знатоки города (поселка)»,
- «Пройдемся по улицам города (поселка)»,
- «КВН» – «Мой любимый город (поселок)».
Пятилетние дети уже многое знают о своем родном городе или посёлке. Они запоминают главные улицы, им сообщают о героях или знаменитых людях, чьими именами они названы, уточняются и расширяются представления ребят об административных зданиях.
Во время прогулок дети наблюдают строительство новых домов, благоустройство города, посёлка. Даже небольшое участие дошкольников в общественной жизни родного края имеет огромное значение для воспитания чувства привязанности, любви к людям и к родным местам, интереса к делам взрослых.
Воспитание любви к окружающей природе, родному краю, городу, поселку, – составная часть воспитания глубоких патриотических чувств.
Действенные формы по решению поставленных задач:
- беседы,
- экскурсии,
- игры.
Беседы дают возможность детям учиться выражать свои чувства и переживания, а экскурсии позволяют воспринимать окружающие объекты, расширяют кругозор детей, уточняют их представления об окружающей жизни, а также помогают конкретно и образно видеть красоту родного края.
Темы блока.
1. Мой родной город.
Местоположение города, его экономическое значение. История возникновения города. Люди, населяющие город. Герб города. Город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека, есть имя, день рождения.
2. Транспорт города.
Виды транспорта. История создания городского транспорта.
3. Природа родного города, края.
- Флора и фауна.
- Беседы о сохранении природы.
- Красная книга.
Впечатления о родном крае дети отображают в рисунках и совместных с родителями и воспитателями работах: выставки рисунков, макетов из различного бросового материала.
Основные принципы работы с детьми:
- регионализации;
- непрерывности;
- доступности;
- научности;
- целостности;
- системности;
- преемственности;
- стимулирования детской деятельности.
Формы и методы работы:
- беседы с рассматриванием фотографий;
- проектная деятельность;
- экскурсии на известные объекты;
- игры «Узнай, где это расположено», «Мой дом самый красивый»; «Кто это делает?»;
- КВН с участием родителей «Все ли мы знаем о своем городе (посёлке)?», викторины, круглый стол;
- иллюстрирование своего города, зарисовки к календарным праздникам;
- конкурсы на лучшую газету семьи, плакат к празднику, подарок ветерану;
- обмен традициями семьи;
- туристические походы с семьей;
- создание музея «Никто не забыт».
Игры по воспитанию патриотизма у дошкольников:
- дидактические: «Чьи родители это делают», «Узнай, что растет в нашем крае», «Расскажи, где ты был»;
- настольно-печатные «Экономим свет, тепло», «Распредели всем поровну», «Стань лидером»; «Биржа»;
- подвижные: «Мы туристы», «Кто быстрее?», «Военные сборы», «Кто первый добежит до флажка»;
- музыкальные: «Заря-заряница», «Во поле береза стояла», «Сбор урожая», «Помоги бабушке распутать клубочек»;
- спортивные: «Зарница», «Россия, вперед!», «Олимпийские игры»;
- сюжетно-ролевые: «Профессии», «Театр», «Школа», «Супермаркет», «Поликлиника», «Библиотека», «Банк».
Работу по ознакомлению детей с малой Родиной необходимо проводить в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Задачи по взаимодействию с родителями:
- вовлечение родителей в исследовательскую деятельность;
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- создание атмосферы общности интересов;
- активизация и обогащение воспитательских умений у родителей.
Родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Они принимают активное участие в: создании развивающей среды, в организации праздников, в различных конкурсах, выставках родительского творчества: выставках семейных гербов, выставках творческих совместных с детьми работ, фотовыставок «Как мы отдыхаем». Вместе с детьми посещают выставки, проводят экскурсии, участвуют в спортивных праздниках и развлечениях, присутствуют на занятиях, помогают в исследовательских проектах.
Знакомство детей с родным краем, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Таким образом, в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для формирования у детей основы гражданственности, воспитания патриотизма, а также формирование интереса к своей малой родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...