Мастер-класс для педагогов
учебно-методический материал (старшая группа)
«Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_28_marta.docx | 67.86 КБ |
opyty.pptx | 2.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Галкинский детский сад
Мастер-класс для педагогов
«Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»
Исполнитель:
Воспитатель
Чернавская Диана Юрьевна
с. Галкинское, 2024
Введение
Перемены, происходящие в нашей стране, определили необходимость разработки и внедрения нового поколения образовательных стандартов общего образования. Актуальные задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов. У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Не случайно, что для создания модели Новой школы стал необходим переход к деятельностно - компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности. Поэтому планируемые разработка и освоение программы основного общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации федерального государственного стандарта.
Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Экспериментирование побуждает детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать. Все это необходимо и в учебной деятельности.
Цель мастер-класса:
- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста и возможности применения ее на практике;
- создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
- распространение педагогического опыта.
Задачи мастер-класса:
- повысить уровень профессиональной компетенции участников.
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальную деятельность.
-активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие
I РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ.
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка.
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и т. п..
Как отмечает А. И. Савенков, экспериментирование и исследовательская практика ребенка-дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Экспериментирование в дошкольных учреждениях может осуществляться в познавательной и продуктивной формах. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение: новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).
К познавательной форме экспериментирования можно отнести фронтальные занятия, наблюдения в природе, рассматривание альбомов и фотографий, чтение познавательной литературы, тематические и ситуативные беседы, целевые прогулки, экскурсии.
К продуктивной форме относятся совместная деятельность воспитателя с ребенком, самостоятельная деятельность детей, трудовая деятельность, опыты, игры эксперименты, развлечения, КВН.
Чем старше становится ребенок, тем большим разнообразием форм он может овладеть. Овладение каждой формой экспериментирования подчиняется закону перехода количественных изменений в качественные. Возникнув в определенном возрасте, каждая очередная форма развивается, усложняется и совершенствуется. На определенном этапе в ее недрах создаются предпосылки для возникновения нового, еще более сложного способа экспериментаторской деятельности.
Накопление, систематизация, использование и преобразование опыта детей в деятельности опосредованно естественными и специально созданными условиями развивающей среды.
Обучение детей экспериментированию необходимо начинать с насыщения развивающей среды:
1. На соответствующих возрастных этапах развивающая предметная среда должна создавать условия для формирования ведущих видов деятельности и одновременно учитывать особенности других видов.
2. Предметная среда должна соответствовать возможностям ребенка для перехода к следующему этапу развития.
3. Предметная среда должна включать не только уже известные ребенку объекты, но и те, которые побуждают его к последующей деятельности.
4. Проектирование предметной среды вытекает из исходной инициативности ребенка, его стремления на деле применить свои знания (как «ясные», так и «неясные», поскольку только в этом случае знания будут им присвоены, осмыслены и обогащены.
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков, также устойчивой мотивации содержание образовательных занятий включаются в режимные моменты (дидактические игры вопрос-ответ, на которых дети могут самостоятельно ответить на вопросы: Как? Зачем? Почему, что стимулирует их познавательную активность. В группе создается «Исследовательская лаборатория».
В процессе организации поисковой деятельности у детей появляется способность самостоятельно ставить познавательные задачи, отражающие более глубокое проникновение в сущность явлений природы, установление аналогий, понимание все более общих закономерностей.
Осуществляя руководство поисковой деятельностью детей, важно создавать условия для решения каждой задачи, возникающей по их инициативе.
В процессе обучения поисковая деятельность детей совершенствуется. Динамика ее проявляется в переходе от принятия познавательных задач, поставленных воспитателем, и решения их с помощью взрослого к самостоятельной постановке и решению. Постепенно у детей формируется способность к самостоятельному формулированию поисковых задач.
Целесообразнее всего опытническую деятельность организовывать с детьми старшего дошкольного возраста. К этому времени у дошкольников уже будет накоплен определенный информационный багаж, они научатся сопоставлять факты, информацию природоведческого содержания, что позволит им успешно разрешить поставленную в опыте проблему. Однако несомненно, что к опытнической деятельности детей необходимо готовить. Подготовка осуществляется на этапе младшего и среднего дошкольного возраста путем проведения различных исследовательских занятий с детьми.
Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем. Одной из актуальных проблем современной системы образования является развитие любознательности, познавательной и творческой активности, каждой личности. По определению психологов и педагогов, творческая деятельность – это одна из содержательных форм психической активности человека. Творческий процесс – это особая форма качественного перехода от уже известного к новому, неизвестному. У дошкольников этот переход осуществляется через организацию различных форм экспериментальной, исследовательской деятельности.
II МАСТЕР – КЛАСС.
Уважаемые коллеги. Я очень рада нашей встрече. Общеизвестно, педагоги как пчелки, которые трудятся не покладая рук, стремясь собрать как можно больше полезного, интересного и необходимого для своей работы. Вот и сегодня мы собрались с вами, чтобы поделиться опытом и я надеюсь, что каждый из вас унесет с собой что-то новое, необходимое и значимое.
Все мы знаем, что дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира, поэтому у них постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у них возникает много вопросов, на которые они хотят получить ответ.
И перед мной тоже встали следующие вопросы:
-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?
-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?
-Как, способствовать развитию творческого начала ребёнка?
И вот совет:
Экспериментировать с детьми, лучшего и нет.
Пусть тот, кто ставит свои вопросы
Сам и находит на них ответы.
Одной из форм организации, в познавательно исследовательской деятельности является - экспериментирование. Экспериментальная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.
И сейчас я предлагаю Вам провести несколько экспериментов.
I опыт. Рисунки на воде.
Для опыта понадобится: холодная вода, емкость с большой площадью поверхности, лак для ногтей нескольких цветов, зубочистка.
1. Наливаем холодную воду в сосуд с большой площадью поверхности.
2. Капаем лак для ногтей на поверхность воды.
3. Капаем лак другого цвета, далее другого и так далее.
4. Зубочисткой рисуем рисунок.
5. Опускаем в воду предмет, который хотим покрасить.
Итог: капаем в воду одну каплю лака для ногтей (она растекается по поверхности воды). Лак другого цвета капаем в центр предыдущей капли и так далее, чем больше цветов и циклов тем красочнее. После завершения циклов зубочисткой рисуем узоры из получившихся кругов. Делать все нужно быстро, пока не высох лак. Потом в эту узорную пленочку опускаем все, что хотим покрасить. Рисунок отпечатался!
Отпечаток рисунка.
II опыт. Лава – лампа.
Для опыта понадобится:
Подсолнечное масло, фруктовые соки, шипучие таблетки аспирина, сосуд.
Итог: наливаем в сосуд фруктовый сок до половины, доливаем подсолнечное масло и опускаем таблетку аспирина. Сок и масло в бокале живут отдельно друг от друга. Что же касается аспирина, то современные растворимые формы содержат в своем составе соду. В кислой среде идет реакция с выделением углекислого газа, который, стремясь вверх, поднимает жидкость из нижнего слоя. Вот так получается эффект лава-лампы.
III опыт. Радуга в стакане.
Для опыта понадобится: 5 стаканов с одинаковым количеством воды, 5 цветов краски, сахар, палочки для перемешивания воды, бокал, большой шприц.
Итог: размешиваем краски в стаканчиках с водой, затем добавляем сахар. В первый стаканчик сахар класть не нужно, во второй стаканчик кладем пол чайной ложки, в третий стаканчик 1 чайную ложку и так далее, увеличивая количество сахара на пол чайной ложки. Все хорошо перемешиваем, до полного растворения сахара. Затем, при помощи большого шприца набираем воду из первого стаканчика, в котором нет сахара. Выливаем аккуратно эту воду в наш бокал. Переходим к следующему стаканчику, где вода другого цвета и уже с половиной чайной ложки сахара, набираем в шприц и опускаем шприц на дно бокала и потихоньку выпускаем воду из шприца. И так продолжаем с остальными цветами и по возрастанию сахара. В связи с тем, что плотность воды становится больше, цвета в бокале не смешиваются. В результате нашего эксперимента, дети смогли наблюдать, что вода может не смешиваться в определенных условиях.
Благодарю всех присутствующих за активное участие, мне очень приятно было с вами работать.
Заключение
Ребёнку - дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребёнка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей её решения; создаётся субъективно – новый продукт.
Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребёнка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Список литературы
- Доклад «Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность дошкольников» [http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-detskoe-yeksperimentirovanie-kak-yelementarnaja-poiskovaja-dejatelnost-detei.html]
- Мастер – класс на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково– исследовательской деятельности дошкольников» [http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/159781]
- Мастер-класс в детском саду «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания» [http://методкабинет.рф/index.php/publications/doshkolniki/1131-arzhanyh.html]
Мастер-класс для педагогов
«Детское экспериментирование – средство познавательного и творческого развития дошкольника в образовательном процессе ДОУ»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
I опыт. Рисунки на воде. Для опыта понадобится : холодная вода, емкость с большой площадью поверхности, лак для ногтей нескольких цветов, зубочистка. 1. Наливаем холодную воду в сосуд с большой площадью поверхности. 2. Капаем лак для ногтей на поверхность воды. 3. Капаем лак другого цвета, далее другого и так далее. 4. Зубочисткой рисуем рисунок. 5. Опускаем в воду предмет , который хотим покрасить.
IIопыт . Радуга в стакане. Для опыта понадобится: 5 стаканов с одинаковым количеством воды, 5 цветов краски, сахар, палочки для перемешивания воды, бокал, большой шприц . В стаканчики насыпаем сахар . В 1-ый стакан 1 ложку, во 2-ой – 2 ложки, в 3-ий – 3 ложки и в 4-ый стакан 4 ложки сахара .
3 опыт-Цветное море! Для опыта понадобится: Берём ватный диск, раскрашиваем водорастворимыми фломастерами и опускаем в воду. Чем вода горячее, тем быстрее будут растекаться цвета!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-артикуляционные и фонопедические упражнения на развитие дыхания и певческих данных Мастер-класс на семинаре педагогов художественно-эстетического цикла
В данном методическом пособии представлены материалы, направленные на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста основных навыков: правильной осанки, правильного певческого дыхания, звукоизвлече...
МАСТЕР-КЛАСС. Консультация для педагогов. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ МИНИ-МУЗЕЙ «РУССКАЯ ИЗБА»
Знание истории и культуры русского народа – знание истории своей Родины. Соединить в единое целое отрывочные представления детей о национальной культуре русского наро...
Мастер-класс для родителей, педагогов. Акварель по сырому листу
Акварель — живописная техника, использующая специальные акварельные краски, позволяющие создавать эффект лёгкости, воздушности и тонких цветовых переходов. Доступна и интересна взрослым и детям начина...
Мастер класс для молодых педагогов по использованию нетрадиционных техник рисования.
повышение мастерства педагогов при проведении занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционых техник рисования....
Мастер-класс "Коммуникативная компетентность педагога"
Цель данного мастер-класса:Выявление уровня общительности педагогов.Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....
Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»
Цель:Содействие сохранению физического, психологического, социального здоровья педагогов, формированию позитивного мышления.Задачи:1. Создание благоприятных условий д...
Мастер- класс для молодых педагогов "Рефлексия в работе педагогов"
Использование рефлексии в работе педагогов...