18.Транслирование опыта работы
материал

Поздеева Анна Ярославовна

18.Транслирование опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Круглый стол. Конфликтогены во взаимоотношениях педагогов и родителей.23.82 КБ
Microsoft Office document icon Мастер-класс. Особенности конструктивного взаимодействия педагога с ребёнком.47.5 КБ
Файл Практическое занятие. Использование рамок вкладышей в развитии мелкой моторики.16.62 КБ
Файл Семинар-практикум. Как найти подход к шустрику.32.79 КБ
Файл Семинар-практикум. методы и приёмы ситуации успеха у детей с ОВЗ19.39 КБ
PDF icon Подготовка о проведение педагогического совета1.49 МБ
PDF icon проведение методического семинара для педагогов217.22 КБ
PDF icon Проведение педагогического совета1.49 МБ
PDF icon Проведение открытых мероприятий для молодых специалистов ДОУ города925.12 КБ
PDF icon Семинар-практикум. Создание говорящей среды1.5 МБ
Файл Семинар-практикум. Психологическая зависимость от гаджетов21.7 КБ
PDF icon Презентация. Каворкинг499.37 КБ
PDF icon Презентация. психолого-педагогическое сопровождение детей с овз973.9 КБ
PDF icon Презентация. Стресс и его последствия693.44 КБ
PDF icon Приказ о подготовке методического семинара 31.03.23217.22 КБ
PDF icon городской методический семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий при организации игр».690.24 КБ
PDF icon письмо об участии педагога-психолога485.21 КБ
PDF icon Мастер-класс для студентов «Дары Фребеля» в дошкольном учреждении»407.73 КБ
PDF icon выступление в институте экономики управления и правы404.67 КБ
PDF icon Декада молодых специалистов378.95 КБ
PDF icon Приказ о проведении мастер классе986.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 «Белочка»

Круглый стол

«Конфликтогены во взаимоотношениях педагогов и родителей»

                                                                             Подготовил:

                                                                             педагог-психолог

                                                                             Поздеева А.Я.

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в безобразную ссору с вытекающими неприятными последствиями? Решение подобной проблемы нельзя полностью возлагать на одну из сторон. Только совместными усилиями можно найти выход из сложившейся ситуации.

Цель:  «Секреты бесконфликтного общения» -  познакомить педагогов с теоретическими аспектами конфликтных ситуаций и практическими способами  эффективной коммуникации для разрешения проблемных ситуаций.

Игра «Невидимая связь».

Ход: Для проведения игры потребуется моток прочных толстых нитей. Ведущий просит участников игры встать в круг на расстоянии вытянутых рук и закрыть глаза. Сам ведущий заходит внутрь круга и рассказывает вводную историю.

« Известно, что давным - давно на свете жил один удивительный человек. У него были длинные седые волосы и борода, поэтому многие думали, что он стар и мудр. Другие же видели озорной блеск его глаз и говорили, что он молод. Этот человек умел то, чего не умели другие. И люди называли его мудрецом. Никто не знал, откуда он пришёл, но говорили, что раньше он был обыкновенным человеком, таким как все.

Менялись поколения, а мудрец все жил среди людей.

И они ощущали себя под его защитой. И вот пришел день, когда мудрец отправился в путь. Он обошёл всю Землю, и узнал многих людей. И удивился мудрец, насколько разными были эти люди, их характер, привычки, желания и стремления.

« Как непросто всем уживаться друг с другом, - думал мудрец, - что бы такое предпринять? – размышлял он.

И тогда мудрец сплел длинную тончайшую нить. Задумал он обойти добрых сердцем людей и связать их этой тончайшей чудесной нитью.

Далее ведущий продолжает рассказывать историю, обходя каждого участника игры и вкладывая ему в руки нить.

« Воистину нить - эта была уникальна. Гладкая, тонкая, она была совершенно незаметна для человека, но, несмотря на это, влияла на его взаимоотношения с другими людьми. Те, кому мудрец передал чудесную нить, стали добрее, спокойнее, терпеливее. Они стали более внимательно относиться друг к другу, стремились понять мысли и чувства ближнего. Иногда они спорили, но, о чудо, нить натягивалась, но не рвалась.

Иногда они ссорились, и нить разрывалась, но при примерении оборванные концы не связывались вновь.

Такой узелок напоминал о прошлой споре.

Что сделали люди с подарком мудреца? Кто-то бережно берег, передавая тайну из поколения в поколение.

Кто-то, не ощущая присутствия нити, оставлял на ней множество узелков, да и характер его постепенно менялся и становился «узловатый ».

Но главное, у каждого появилась способность протягивать невидимые нити к тем, кого он считал близкими и друзьями, соратниками и партнерами.

Ведущий на последнем участнике игры, стоящий в кругу, отрезает нить от лотка и завязывает концы. Таким образом, нить образует замкнутый круг.

  • Дорогие друзья! – обращается ведущий.
  • Сейчас вы ощущаете в своих руках чудесную нить,

подарок мудреца. Давайте проверим, что может произойти, если каждый потянет её на себя. Она натянется и станет « резать » руки. Такие отношения некоторые называют « натянутыми ».

  • А если, - продолжает ведущий, - кто-то потянет нить

на себя, а кто-то не станет этого делать? Что будет, давайте попробуем….

Равновесие круга нарушается. Кто-то оказывается в более устойчивом положении, а кто-то совсем в неустойчивом. О таких ситуациях говорят: « Он тянет одеяло на себя ».

Некоторые люди, - продолжает ведущий, - предпочитают надевать эту нить себе на шею. Попробуйте. Тех кто сейчас сделал это, наверное, ощутили, как больно нить режет шею. В подобных ситуациях люди говорят: « посадил себе на шею ».

  • Разные эксперименты можно проводить с этой нитью,

- продолжает ведущий, - многие люди посвящают этому целую жизнь. Натянут, разорвут, завяжут узел, натянут на шею, или вообще отпустят. Не на то рассчитывал мудрец, делая людям чудесный подарок.

Давайте сейчас найдем такое положение и натяжение нити, которое для всех будет наиболее удобным. И запомним это состояние каждой клеточкой нашего тела.

Вопросы:

1. Чему эта игра может научить?

Выводы: Всегда есть нечто, что объединяет людей. Ощущение связи помогает установить доверительные отношения в коллективе.

Комфортность взаимоотношений зависит от того, в каком состоянии находится нить, натянутым или свободным.

Экспериментируя с натяжением нити, мы символически проживали различные типы взаимоотношений друг с другом. Среди членов коллектива бывают разные эпизоды в общении. Главное, чтобы ни происходило, уметь восстанавливать комфортное состояние нити.

Ведущий: А теперь поговорим с вами о конфликтогенах в системе «педагог – родитель». Конфликты между родителями и педагогами – серьезная проблема для системы образования и общества в целом. Проблема разрешения конфликтных ситуаций актуальна для всех участников педагогического процесса. Участниками конфликта могут быть педагоги, родители. Конфликты случаются каждый день и важно уметь конструктивно их разрешать.

Что такое конфликтоген?

Конфликтоген – слова, действия (или бездействие), порождающие или способные привести к конфликту. Термин, введённый психологом

А.П. Егидесом, приобрёл широкую известность в научных работах. Большинство конфликтогенов не являются преднамеренными оскорблениями. Более того, нередко человек выдаёт конфликтоген незаметно для себя (привычные слова и жесты). Но многие даже непреднамеренные конфликтогены порождаются такими подсознательными причинами, как агрессия, стремление к превосходству и т.п. На мелкие конфликтогены собеседник нередко не реагирует. Но они приводят к внешне беспричинной взрывной реакции (ссоре, скандалу, увольнению, разводу и т.п.).

   Конфликт- это ситуация обострения противоречий во взаимодействии между разными людьми (межличностный конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека (внутриличностный конфликт) А сегодня мы остановимся на межличностном конфликте.1-ый шаг в разрешении конфликта – умение предвидеть его. Каждый ведет себя по-разному.

Рассмотрим схему »Стратегия поведения в ситуации конфликта»:

  1. Избегание-уход от конфликтной ситуации без попытки ее решения ( в результате интересы могут быть удовлетворены, а могут и нет),
  2. Приспособление (позиция жертвы),
  3. Компромисс (не полностью удовлетворяются интересы обоих участников),
  4. Сотрудничество (поиск общих интересов),
  5. Соревнование (свои интересы удовлетворяются в ущерб другим людям),

Стратегия поведения меняется в зависимости от близости участников, обоснованности требований, зависимости друг от друга и т. д.     

Разберем на конкретном примере, не обсуждая правильность поведения. На человека напал грабитель, требует отдать ему все деньги, угрожая физической расправой. Один человек сам расправится с грабителем (соперничество). При сотрудничестве человек укажет на богатого знакомого. Если будет договор с грабителем, что он берет часть денег в обмен на обещание не обращаться с заявлением в милицию-компромисс. А если человек безропотно отдает всю наличность, то это- приспособление. Бегство от грабителя-это избегание. Рефлексия: подумайте, обычно какая стратегия поведения характерна для Вас?

Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или, вообще без таковых, когда двое или больше человек встали на тропу взаимных обвинений. Это ситуация «слово за слово». А если хоть один человек поведет себя психологически грамотно и не ответит агрессией на агрессию, то цепочка обвинений прервется, и конфликт не состоится.

    А теперь давайте с вами поговорим о том, какими способами вы сами выходите из конфликтных ситуаций; когда эти способы приносят положительные  результаты; а когда -  только ухудшает положение; от чего зависит эффективность того или иного выхода: от самого родителя, педагога, от ситуации.

В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегией может оказаться эффективной в той или иной ситуации, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

 Проигрывание конфликтных ситуаций и найти способы их разрешения (подобрать ситуации)

Пути предотвращения конфликта:                

  1. Не употреблять конфликтогенов.
  2. Не отвечать конфликтогеном на конфликтоген.

Проявлять эмпатию, понимание к другому человеку и как можно    больше благожелательных посылов по отношению к нему

Как организовать диалог с родителями

  1. Если вы задаете вопрос, подождите, когда собеседник вам ответит.
  2. Высказав свое мнение, поинтересуйтесь мнением родителей.
  1. Если вы не согласны, аргументируйте, повторяйте фразы: «Давайте  подумаем», «Давайте сделаем сообща», «Как вы сами думаете», «Мне интересно ваше мнение», «Вы не согласны со мной, почему?» и т.д.

Рекомендации, помогающие извлекать уроки из конфликтных ситуаций:

1. Подумайте, чему вас может научить конфликт. 2.Спросите у своего внутреннего голоса, чему можно научиться, какую пользу можно извлечь из этого печального опыта.

3. Отведите конфликту соответствующее ему место:

а) Не позволяйте отрицательному жизненному опыту  сбить себя с пути.

б) Определите собственную позицию и исходите из неё, не допускайте влияния на неё других людей.

в) Не давайте конфликту подорвать ваше доверие к самому себе и понизить самооценку.

г) Помните, что конфликты составляют только малую часть вашей жизни.

4. Избавьтесь от отрицательных эмоций, оставшихся после конфликта, следующим образом:

а) научитесь прощать самого себя;

б) выждите некоторое время, чтобы связанные с конфликтом чувства исчезли;

в) осознайте, что другие люди могут менее критично оценивать вас и случившееся, чем вы сами.

5. Не позволяйте другим людям становиться препятствием.

а) избегайте плохих людей, которые осуждают вас: стремитесь к общению с положительными и доброжелательными людьми;

6. Не тратьте слишком много сил на переубеждения скептиков или на общение с теми, кто не хочет вас слушать;

в) не позволяйте другим людям возбуждать в вас чувства вины;

г) будьте готовы к общению с теми, у которых по вашему мнению, после конфликта остался неприятный осадок.

Установки, помогающие преодолеть конфликт:

 «Это не вопрос жизни и смерти, я преодолею это», «Все идет нормально»,

«Он (она) делает это не для  того,   чтобы навредить, а чтобы удовлетворить свои желания», «Я спокоен», «Мы благополучно все решим».

Заключительная игра «Солнышко»

Цель: Вызвать у участников положительные эмоции.

Ход: Всем участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты над лучиками. Листы, пройдя круг, возвращаются к своему хозяину.

Литература

1. ЛитвакМ.Е.  Профессия-психолог-Ростов н/Д.:Феникс 1999

2. Самоукина Н.В. Игры в которые играют ...-. Психологический практикум - г. Дубна, Феникс +, 2002.

3. Чибисова М.Ю., Пилипко Н.В. Психолог на родительском собрании

( Психолог в школе).- М.: Генезис, 2004.

4. Грецов А.Г. Практическая психология…-М.: Питер, 2005

5. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни: тренинг разрешения конфликта. СПб: Речь, 2002.



Предварительный просмотр:

                       

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 17 «Белочка»

Мастер-класс для педагогов

«Особенности конструктивного взаимодействия педагога с ребенком дошкольного возраста»

подготовила: педагог-психолог А.Я. Поздеева

Мастер-класс «Особенности  конструктивного взаимодействия педагога с ребенком дошкольного возраста»

Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе.

Галилей

Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Тема нашей сегодняшней встречи «Особенности конструктивного взаимодействия педагога с дошкольником». Для начала познакомимся. Бросаем наш волшебный мячик и представляемся следующим образом:  имя, затем прилагательное, начинающееся с первой буквы вашего имени и характеризующее вас.

Каждый из нас чего-то ожидает от нового дела. Что вы ожидаете от наших занятий?        Что вы готовы вложить в наши занятия?

Упражнение 1. «Прогноз погоды».

Цели: Бывают дни, когда дети (да и педагоги) чувствуют себя "не в форме". Может быть, их охватывает уныние, обида или злость, и им хочется, чтобы их оставили в покое. Получив право побыть какое-то время в одиночестве, дети легче приходят в нормальное состояние, справляются со своими чувствами и быстрее включаются в жизнь группы. С помощью этого упражнения учитель дает ребенку понять, что он признает за ним право побыть какое-то время необщительным. В это время другие дети учатся уважать такое состояние души у каждого человека.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя невыспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать  свой "прогноз погоды". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время, вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода", и вас лучше не трогать.  Когда вы почувствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

Пожалуйста, поощряйте использование "прогнозов погоды" детьми, будет очень здорово, если это станет для них привычным. Это сделает атмосферу в классе более гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга. Лучше всего, если Вы сами время от времени будете представлять детям свой личный "прогноз погоды", что позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.

Упражнение 2. Продолжим нашу работу. Предлагаю поиграть в детскую игру, которая помогает начать даже пасмурный и холодный день со смеха и веселья.  Правила простые - слушаем и выполняем. Стихи можно придумать любые. Закончить желательно движением успокаивающим ребят.

Игра «По приметам».

Тот, кто любит есть бананы,

Пусть поднимется с дивана.

Тот кто любит кушать груши,

Пусть потрёт скорее уши

Кто весёлый озорник,

тот покажет мне язык.

У кого собака есть,

нужно на пол быстро сесть

Кто тут любит есть конфеты,

 тот похлопает коленки.

Кто боится пчёл,

Кричит пусть как осёл.

У кого есть дома кошка,

Тот попрыгает немножко.

Итак, если мы заглянем в психологический словарь, то мы узнаем, что понятие «взаимодействие» довольно сложное, а если оно еще и конструктивное, то можно  найти много критериев этого термина.

Упражнение 2. Группа делится на несколько. Каждая группа выделяет критерии «конструктивного взаимодействия». После истечения времени каждая представляет свои критерии. Обсуждение.

 Мы в своей работе берем за основу теорию  Альфреда Адлера, положенную на практику ученым-педагогом  и психологом Рудолфом Дрейкурсом. Он говорил о том, что «конструктивное взаимодействие между педагогом и ребёнком – есть профилактика возможных нарушений «плохого поведения» в дошкольном возрасте.  «Плохое» поведении ребенка всегда попытка защитить себя от боли, которая имеет место, когда развивающаяся самоценность не получает от взрослого взаимодействие необходимого качества.  Для того чтобы Я ребенка развивалось и становилось сильнее, нужны три условия: 1) уважительное внимание; 2) справедливая оценка; 3) признание безусловной ценности его личности. Эти условия может создать только взрослый, более зрелый человек.

Дети приходят в детское дошкольное учреждение из разных семей и своим набором паттернов. Каждый конкретный воспитатель строит свои взаимоотношения с ребёнком исходя из своей педагогической философии (осознанно или нет). Давайте перейдём к следующему упражнению.

Упражнение 3. Участники делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа пишет, что может препятствовать педагогу выстраиванию конструктивного взаимодействия.  Вторая группа представляет портрет ребёнка, который так или иначе испытывает педагога на «профессионализм», т. е. мешает «конструктивно взаимодействовать».  

Как реагирует на «плохое» поведение конкретный воспитатель, зависит от «философии дисциплины», которую он — осознанно или нет — реализует в своей деятельности. Рассмотрим три таких подхода.

  • Первый подход можно назвать «руки прочь». Педагоги, которые придерживаются позиции невмешательства, считают, что дети постепенно, по мере взросления сами научатся управлять своим поведением, контролировать себя и принимать верные решения. Такие психологи и воспитатели пытаются разъяснить ребенку, что случилось, когда все уже случилось. Они обучают детей навыкам общения: эмпатическому слушанию, отражению чувств и др.
  • Второй подход — подход «твердой руки». Педагоги, которые придерживаются этого подхода, верят в то, что внешний контроль совершенно необходим для воспитания. Они, как начальники, требуют, командуют, направляют. Они манипулируют детьми ради их же блага. Основные методы воздействия — угрозы и шантаж: «Если ты не замолчишь, я...» .
  • Третий подход можно назвать «возьмемся за руки». Педагоги, которые придерживаются этого подхода, считают, что конкретные поступки детей — это результат действия обоих сил: и внутренних побуждений, и внешних обстоятельств. Такие педагоги берут на себя трудную роль ненавязчивого лидера, каждый раз подталкивающего ребенка к необходимости осознанного выбора. Они включают своих воспитанников в процесс установления правил. С помощью стратегии поддержки строят позитивные взаимоотношения с детьми и повышают их самоуважение.

Критериями конструктивного взаимодействия, как мы уже сказали выше, будем считать такое общение, в котором ребенка увидели (он получает внимание), оценили (справедливая оценка) и вступили с ним в диалог с предельным уважением к его ранимой личности, ясно и деликатно дали понять, какое впечатление он произвел своим поведением или своими талантами, но вместе с тем также и то, что, несмотря на его ошибки или успехи, он принят и любим просто потому, что он это он.

Мы, педагоги, предъявляем к воспитанникам определенные требования и ожидаем, что поведение детей будет им соответствовать. Но есть и другая сторона — чего от нас, воспитателей, учителей, просто взрослых ожидает ребенок? Взаимодействие педагога и детей в стенах образовательного учреждения — это всегда «улица со встречным движением»: мы относимся к детям, ожидая от них определенного отношения, и они относятся к нам, ожидая от нас... Но чего? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ребенка к педагогу выражается в форме конфликтного, «плохого поведения», неприятной выходки, серьезного проступка. Чтобы грамотно строить конструктивное взаимодействие с нарушителем дисциплины, необходимо:

1. Распознать истинную цель проступка.

2. В соответствии с нею выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

3. Разработать стратегию своего поведения, которая привела бы к постепенному снижению числа подобных проступков у этого ребенка в будущем.

4. Понять, какие социальные умения и навыки не сформированы у ребенка, и что приводит к нарушениям поведения.

Очень часто педагогу приходиться принимать решение тут же, спонтанно. Для этого необходимо тренироваться быстро и уверенно реагировать на нестандартную ситуацию. И сейчас мы с вами попробуем это сделать.

Упражнение 4. «Я возьму с собой…» Ведущий бросает мяч по кругу, сообщая адресату, в какое виртуальное путешествие его отправляет (к министру образования, на телепрограмму, на конкурс «Евровидение»). Тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать три предмета, которые он возьмет с собой туда, куда его направили. Предметы и места, которые уже назывались, повторять нельзя.

Одной из помех конструктивного взаимодействия является эмоциональное состояние. Для экспресса диагностики, которую можно проводить в группе, а можно сделать ритуалом или традицией в группе рисование прогноза погоды.

Заключительная часть.

Шуточный тест «Любимый сказочный герой».  Каждому на небольшом листе бумаге записать в столбик трех сказочных героев. Интерпретация: первый- это тот образ, с которым вы себя ассоциируете; второй- это каким сказочным персонажем видят вас дети; ну, а третий – это кем вы являетесь на самом деле.

Обратная связь. Каждый по кругу заканчивает фразу «Мне сегодня…»

Одна из сторон общения (первая коммуникация, восприятие) – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Интерактивная сторона общения.

Взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов(субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 «Белочка»

Практическое занятие для педагогов

(младшей и средней групп)   

«Использование рамок-вкладышей в развитии мелкой моторики, развитие тактильных ощущений»                                                                                                                                           

                                                                                                          А.Я. Поздеева

педагог-психолог

Практическое занятие для педагогов младшей и средней групп по использованию рамок вкладышей в развитии мелкой моторики, развитие тактильных ощущений по методике М. Монтессори

Цель: Ознакомить педагогов с элементами методики М.Монтессори;

расширить кругозор педагогов  о системе М. Монтессори.

Что такое "Монтессори"?

Мария Монтессори - известный итальянский педагог-гуманист (1870-1952), посвятивший всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. В настоящее время по системе Монтессори работают во всем мире. Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира.
Монтессори - метод уникален. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка.
Монтессори - система дает ребенку основательную базу для формирования личности - личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной.
Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.        
Мир души ребёнка подобен айсбергу: взрослые видят лишь то, что на поверхности. А органы чувств малыша ежесекундно  совершают многотрудную работу, помогая  ему познавать мир и себя. Этот процесс не должен быть стихийным.
Главный принцип педагогической системы Монтессори можно выразить коротко: «Помоги мне это сделать самому!» Для этого используется так называемая «подготовленная среда»: специальные материалы и их особое расположение побуждает ребёнка самостоятельно раскрывать свои возможности.

      Методика  Монтессори не ставит таких узких  и конкретных задач, как, например, обучение ребёнка чтению или письму. Эта  методика даёт ребёнку возможность  за счёт развития его собственного потенциала научиться всему, чему угодно, в том числе читать и писать.

      Теория  Марии Монтессори построена на идее детского впитывающего сознания. С  самого рождения ребёнок, как губка, вбирает в себя всё, что видит  вокруг. Ребёнок строит себя сам, а  задача взрослых – снабжать его  «стройматериалами». В методике Монтессори такими материалами служат уникальные обучающие пособия.

      Развивающая среда, сконструированная Монтессори, делает ребёнка по-настоящему независимым. Уже не надо просить маму застегнуть рубашку, потому что я умею делать это сам.

        Малышам предоставляется возможность по свободному выбору удовлетворять свои интересы. А если ребёнок имеет возможность выбирать, чем заниматься, он никогда не выберет безделья – ведь это неинтересно! Взрослый же становится частью культурной среды, в которой растёт малыш, оказывается в роли наблюдателя (нужно вовремя заметить растущие интересы ребёнка) и создателя новых, интересных детям, вещей.

Общие упражнения по развитию мелкой моторики

и развитию тактильных ощущений.

Развитие мелкой моторики рук :

рамка с пуговицами;

рамка с кнопками;

рамка с крючками и петлями;

рамка с ремнями;

рамка с бантами;

рамка со шнуром и отверстиями;

рамка со шнуровкой для ботинок;

рамка с застежкой – «молнией»;

рамка с английскими булавками.

Рамки-вкладыши: квадратные рамки размером 30х30см; к рамке прикреплена ткань, состоящая из двух половинок, на одной из которых имеется пять различных крупных пуговиц, кнопок, крючков, ремней, также имеется пять красных лент и пять белых лент, половинки ткани соединены застежкой-«молнией»на другой пять различных вертикальных прорезей, пять петель.

Цели: - ребенок учится расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, ремни, завязывать и развязывать банты, учиться застегивать и расстегивать «молнию»; анализ сложных движений, запоминание последовательности действий, контроль и  координация движений, развитие самостоятельности, подготовка к процессу письма.

Развитие тактильных ощущений

Доски для ощупывания;

Шершавые таблички;

Ящик с материалами.

Шершавые таблички: пять пар прямоугольных табличек размером 12х9см, отличающихся по степени шершавости: имеются пары более и менее шершавых табличек, покрытых мелкой крошкой, напоминающей чистый речной песок. На обратной стороне табличек имеются контрольные метки: на парных одинаковых табличках наклеены кружочки одинакового цвета. Ящик, в котором вертикально стоят все десять табличек.

Цели: развитие осязания; нахождение пар табличек, одинаковых на ощупь.

Ящик с материалами: 6-8 пар прямоугольных лоскутков различных тканей, отличающихся по толщине, фактуре и цвету. Размеры лоскутков произвольны, например, 8х10см. Одна пара лоскутков – из грубой ткани типа мешковины, толстого льна, вторая пара – тонкие ткани: шифон, тонкий шелк, батист. Другие пары тканей могут иметь промежуточную толщину. Коробка или ящик с крышкой, в котором лежат лоскутки.

Цели: развитие осязания, составление пар одинаковых на ощупь тканей; восприятие порядка.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №17 «Белочка»

Семинар-практикум

 «Как найти подход к шустрику»                                                                                                                                         

                                                                                    подготовила: педагог-психолог

                                                                                                  А.Я. Поздеева

2020

Семинар-практикум

для педагогов по работе с гиперактивными детьми

Семинар подготовила:

педагог-психолог Поздеева А.Я.

ЦЕЛЬ:

Формирование у педагогов навыков работы с гиперактивными детьми.    

ЗАДАЧИ:

1. Предоставить педагогам теоретическую информацию об особенностях

    психического и физического развития  гиперактивных детей;

2. Рассмотреть способы взаимодействия в ситуациях общения и обучения;

3. Практическая отработка навыков развития дефицитарных функций у

    гиперактивных детей;

     

 4. Принятие  ответственности за  возникающие проблемы взаимодействия

    с детьми;

   

5. Научиться осознавать свою позицию в общении с детьми: понимать и

         анализировать свои установки при восприятии различных детей.

ХОД

семинара-практикума

1. ПРИВЕТСТВИЕ.  Игра «Давайте поздороваемся»

Цель: Дать возможность почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение, ощутить себя членом группы.

Содержание:

По сигналу ведущего участники хаотично двигаются по залу и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (возможно, что кто-то будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

один хлопок — здороваемся за руку,
два хлопка — здороваемся только пальцами,
три хлопка — здороваемся спинами.

Разговаривать во время игры нельзя.

2. СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ.

        В последнее время весьма распространенной проблемой в дошкольном возрасте стала гиперктивность. По очень точному замечанию детского невропатолога, врача В.И. Гарбузова, никакая другая детская трудность не вызывает так много нареканий и жалоб родителей и воспитателей детских садов как эта. Тема нашего семинара-практикума «Как найти подход к «шустрику» или из опыта работы с гиперактивными детьми.

Из темы вытекает цель – Формирование у педагогов навыков работы с гиперактивными детьми.

История изучения гиперактивности имеет недлинный, всего 150 лет, но насыщенный фактами период. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребёнка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил.

3. ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ?

Теоретический блок

Чтобы начать работу определимся с терминологией. Что же такое «гиперактивность»?  Это сложное слово состоит из двух простых слов: "Гипер...” , указывающее на превышение нормы, и "активный”, означающее "действенный, деятельный”.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:

-дефицит внимания;

-импульсивность;

-повышенная двигательная активность.

Но зачастую гиперактивности сопутствуют также нарушение восприятия, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, низкая самооценка, трудности в обучении.  Многие дети  с синдром гиперактивности имеют нарушения в развитии речи. Поданным исследований 66% гиперактивных детей обнаружтвают признаки дислексии (частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера) и дисграфии (частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма). 61% детей с тем же диагнозом - признаки дискалькулии (нарушение формирования навыков счета, определения «право», «лево», формы предметов, арифметические действия с переходом через десяток).

Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

В настоящее время среди родителей и педагогов часто бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего излишнюю подвижность или неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, т.к. синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

С информацией о «Синдроме дефицита внимания с гиперактивностью», с медицинской точки зрения, вас познакомит врач педиатр Стадник Тамара Александровна.

Практический блок

1. Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

Чтобы почувствовать состояние  гиперактивного ребенка, находящегося в обыденной для нашего понимания социальной среде, проведем небольшой эксперимент.

Я прошу выйти в центр зала 3-х человек. Пожалуйста, послушайте внимательно инструкцию и выполните предложенные действия.

Упражнение «Инструкция»

Цель: Дать возможность почувствовать состояние гиперактивного ребенка, находящегося в социальной среде

Содержание:

Несколько участников здороваются с каждым вторым присутствующим  и одновременно считают количество предметов круглой и квадратной формы в данном помещении.

Упражнение «Портрет  гиперактивного  ребенка»

На 3-4 участника выдается карточка «Портрет «особого» ребенка», на которой перечислены индивидуальные особенности агрессивных, гиперактивных, тревожных, аутичных детей. Педагоги выбирают черты, которые свойственны гиперактивному ребенку. Затем зачитываются характеристики, после чего проводится общее обсуждение.

* Некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления нельзя четко отнести к какой – либо категории. Поэтому здесь возможно обсуждение.

4. КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА?

Теоретический блок

        Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей это отмечено в медицинской карте. В таких ситуациях можно сразу приступать к разработке Программы индивидуального сопровождения такого ребенка и реализации её на практике.  Но если диагноз отсутствует, а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности. Тогда возникает необходимость организовать дополнительные целенаправленные наблюдения за ним.

        Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующую схему наблюдений за ребенком, которая соответствует трем основным направлениям проявления гиперактивности:

-дефицит активного внимания;

-импульсивность;

-повышенная двигательная активность.

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

Повышенная двигательная активность (или двигательная расторможенность)

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются шесть и более из перечисленных признаков, педагог может предположить (именно предположить, но не в коем случае не поставить диагноз!), что ребенок гиперактивен.

Часто взрослые считают, что ребенок гиперактивен, только на том основании, что он очень много двигается, непоседлив. Такая точка зрения ошибочна, так как другие проявления гиперактивности (дефицит активного внимания и импульсивность) в этом случае не учитываются. Особенно часто педагоги не обращают должного внимания на проявление у ребенка импульсивности – особенности поведения человека, которая заключается в склонности действовать по первому побуждению под влиянием внешних эмоций. Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, не взвешивает все "за” и "против”, он быстро и непосредственно реагирует, и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях”. Выявить импульсивность можно с помощью анкеты "Признаки импульсивности”. Она разработана непосредственно для педагогов, не содержит специальных медицинских и психологических терминов, и поэтому не вызовет трудностей при ее заполнении и интерпретации.

Признаки импульсивности (анкета). Импульсивный ребенок

1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).

2. У него часто меняется настроение.

3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.

4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.

11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.

12. Может нагрубить родителям, воспитателю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

14. Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.

15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

17. Горячится во время разговора, часто повышает голос.

18. Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

Однако, чтобы результат исследований был максимально объективным необходимо чтобы оценку, осуществляли 2-3 взрослых человека, хорошо знающих ребенка. На основе такой общей оценки выводятся средние показатели и делаются соответствующие выводы.

5. КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ?

Теоретический блок

Подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести». Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, которые, могут оказать ребенку действенную помощь. Помните, что постоянные окрики, замечания, угрозы наказания не улучшат поведения ребенка, а наоборот могут стать источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка "отрицательных” черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться сотрудничать с ним — вполне посильная задача.

  • работать с ребенком в начале дня, а не вечером,
  • уменьшить рабочую нагрузку ребенка,
  • делить работу на более короткие, но более частые периоды,
  • устраивайте минутки активного отдыха (возможно ввести в распорядок дня группы час «можно»),
  • оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре группы, напротив педагога,
  • использовать тактильный контакт (прикосновения действует на ребенка как сигнал обратить внимание),
  • перед началом занятия, мероприятия с ребенком можно провести индивидуальную беседу, заранее оговорив правила, за выполнение которых он получит вознаграждение (не обязательно материальное).

Вообще гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять. Здесь возможно ввести какую-либо знаковую систему оценивания. Например, выдавать ему жетоны за любое, даже небольшое, успешно выполненное задание. Эти жетоны ребенок в течение дня может менять на «награды»: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда и др.,

  • направлять энергию ребенка в полезное русло (попросите помочь в раздаче материала, во врем занятий он может собрать, например, рабочие тетради и т.д.),
  • предоставлять ребенку возможность выбора,
  • зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию взрослыми. Чтобы не допустить этого в любой ситуации педагогу нужно сохранять спокойствие. Спокойствие – это преимущество педагога!

Работа с гиперактивными детьми строится по трем основным направлениям:

  • Развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения, двигательный контроль);
  • Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • При необходимости должна осуществляться работа с гневом.

Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление.

Работу с гиперактивными детьми следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок на занятие сидел спокойно, то не требуйте от него результативности и чистоты работы. А если, хотите получить качественную работу, то не концентрируйте внимание на его двигательной активности.

Когда же в процессе работы будут достигнуты устойчивые положительные результаты, можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности.

                                       

                  СХЕМА   ОТРАБОТКИ   ФУНКЦИЙ

  1. Внимание;
  2. Мышечный контроль;
  3. Импульсивность;
  4. Внимание + мышечный контроль;
  5. Внимание + импульсивность;
  6. Мышечный контроль + импульсивность;
  7. Внимание + мышечный контроль + импульсивность.

6. ЗАКРЕПЛЯЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЕ

Участники делятся на 3 группы, каждая из которых составляет обращение от имени гиперактивного ребенка к взрослым. По окончании работы все письма зачитываются.

ПИСЬМО-ОБРАЩЕНИЕ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА К ВЗРОСЛЫМ (пример)

Дорогие взрослые! Чтобы вам было легче со мной жить, пожалуйста:

  1. Не загружайте меня скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Я все могу!
  2.  Не вздумайте давать мне длинных инструкций! На пятнадцатом слове меня больше интересует, какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более десяти слов.
  3.  Не требуйте от меня, чтобы я был одновременно внимательным, аккуратным и усидчивым. Это выше моих сил!
  4.  А вообще — запомните: похвала и порицание действуют на меня куда сильнее, чем на других.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 лицей имени генерал – майора Хисматулина В.И

Семинар-практикум для педагогов

«Методы и приемы создания ситуации успеха на уроках у детей с ОВЗ»

подготовила: педагог-психолог А.Я.Поздеева

Методы и приемы создания ситуации успеха на уроках у детей с ОВЗ

Успех меняет человека.
Он делает человека уверенным в себе,
придает ему достоинство, и человек обнаруживает
 в себе качества, о которых не подозревал раньше.
         Успех в учебе – завтрашний успех в жизни!                                                                                                                                                    Джой Бразер

Притча «Трещина в кувшине»

У одной пожилой женщины было два кувшина, с которыми она каждый день ходила по воду. Набирая два полных кувшина, она вешала их на коромысло, но приносила домой всегда лишь полтора. В одном кувшине была небольшая трещина, и половина воды по дороге домой из него выливалась. Целый кувшин был очень доволен собой, а кувшин с трещиной постоянно стыдился своего недостатка. Ему было очень жаль пожилую женщину, которая часто вынуждена была ходить по воду, поэтому, однажды он сказал ей:

– Прости, что из меня вытекает половина воды, пока ты идешь домой. Я ничего не могу с этим поделать. Но мудрая старая женщина только улыбнулась:

– А заметил ли ты, что с твоей стороны дороги я засеяла прекрасные цветы, а с другой стороны – нет? С твоей помощью я поливаю их каждый день. А они каждый день радуют мои глаза и душу и украшают мой дом. Если бы не ты, всей этой красоты просто не было бы. Всё это – только благодаря тебе. У каждого из нас есть свои странности и недостатки. Но есть особенности и трещины, которые делают нашу жизнь столь интересной и достойной. Просто нужно каждого воспринимать таким, какой он есть, и видеть в нем хорошее.

    Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его Личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей. Задача учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Сегодня я расскажу о некоторых методах и приёмах формировании ситуации успеха в педагогической практике.

1 Слайд

Что такое успех и зачем он нужен на уроке?

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.

Ситуация-это сочетание условий, которые обеспечивают успех.

Ситуация успеха - это переживание субъектов своих личных достижений.

Методы и приёмы создания ситуации успеха

2.Слайд

Методика «Настроение» (С каким настроением начат урок, с таким продолжится)

3.Слайд

1.Снятие страха

Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

4. Слайд

2. Авансирование успешного результата

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получится».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

5.Слайд

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с.…»

«Выполняя работу, не забудьте о.…»

6.Слайд

4. Внесение мотива.

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться...»

7.Слайд

5. Персональная исключительность.

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты можешь…»

«Только тебе я могу доверить...»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой...»

8.Слайд

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу...»

«Так хочется поскорее увидеть...»

9.Слайд

7. Высокая оценка детали.

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось...»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

       Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим мы часто сталкиваемся с другой проблемой - когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, которую мы создаём, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

Советы учителю по созданию ситуации успеха

1.Не заострять внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении

2. Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам

3.Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки

4.Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность»

5.Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую вы ставите ученику

6.Оценивайте действия ученика с акцентом на детали

7.Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог. ПОЗВОЛЯЙТЕ ИМ ВЫРАЖАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ

 8.Не высказывайте недовольство ученику при всем классе, не применяйте угрозы.

 9.Помните, что Вы, как педагог, формируете личность учащегося и частично несете ответственность за его дальнейшую судьбу.

10. Показывает недовольство ребенком, группой детей.
11. Верит в способность ребенка.
12. Предупреждает и угрожает по невыполнению требований.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

лицей имени генерал-майора Хисматулина В.И.

Консультация для педагогов

«Психологические зависимости детей от гаджетов»

                                                                                                                                           

                                                                  подготовила: педагог-психолог

                                        А.Я. Поздеева

«Психологические зависимости детей от гаджетов»

Современный мир предоставляет человеку множество соблазнов. Телевидение стало интерактивным, интернет – высокоскоростным, питание – быстрым, шопинг – в рассрочку. И в этом круговороте влияния адаптационные возможности человека играют с ним злую шутку. Возникает привыкание к определенным видам деятельности и поведения, а затем и зависимость от них.

      Зависимость или аддикция ( англ.addiction – зависимость , пагубная привычка, привыкание) – непреодолимое влечение к веществам или объектам, выражающееся в совершении определенных действий, при отсутствии которых человек испытывает психологический дискомфорт . Психологическая зависимость – это постоянный внутренний голод, непреодолимое желание и стремление вернуться в пережитое состояние.

Зависимость бывает трёх видов: химическая (алкоголизм, наркомания, курение)

Биохимические (пищевые): (анорексия, булимия)

Нехимические игромания; (компьютерная зависимость, телемания, мобильная зависимость,  интернет-зависимость, шопоголизм, трудоголизм)

   Причины возникновения компьютерной зависимости 1. Отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. 2. Взрослые не работают над развитием волевого потенциала ребенка. 3. Ребенок не приучен к труду, к умению видеть работу и выполнять её.

4. Ребенка не приучили к самостоятельности, он не научен советоваться, а значит слушать и слышать советы и рекомендации. 5. Незнание взрослыми правил психогигиены взаимодействия с компьютером, пользы и вреда т него. 6. Ребенок лишен родительского внимания и удовлетворяет потребность в тепле и общении, взаимодействуя с компьютером.

    Причины возникновения компьютерной зависимости 7. Ребенок не умеет справиться с трудностями жизни, не находит поддержки взрослых и уходит в виртуальный мир с нарисованными друзьями и врагами, чтобы не участвовать в странном мире взрослых. 8. Отсутствие контроля со стороны взрослых, бесконтрольность личного времени, неумение самостоятельно организовать свой досуг. 9. Сильный рефлекс подражания, уход в «нереальность» вслед за товарищем. 10. Ребенок замкнут, малообщителен, не принимается сверстниками. 11. Мама – сильная женщина, властная, капризная, осуждающая папу, профессионально более успешная, подавляющая всех, в том числе и собственного ребенка. 12. Развод родителей в трудный возрастной период.

   Степени компьютерной зависимости: 1. Увлеченность на стадии освоения. 2. Состояние возможной зависимости. 3. Выраженная зависимость. 4. Клиническая зависимость.

    Последствия компьютерной зависимости Социальная изоляция, отсутствие у ребенка умения общаться и договариваться. Нервные и психические расстройства личности – психоз, клиническая депрессия, истерия, шизофрения. Сложности с обучением, отсутствие мотивации. Ассоциальное поведение, отсутствие понимания границ дозволенного. Как следствие – ребенок может стать преступником. Заболевания: гастрит, нарушение осанки, геморрой, синдром хронической усталости, истощение всего организма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, миопия, глаукома, «синдром сухого глаза», дальнозоркость, дисплейный синдром.

  Лучше поговорим о деле. Что и как родитель может сделать, чтобы снизить зависимость ребёнка от гаджета. Важно подчеркнуть, что это именно зависимость. То есть состояние некоторой психологической несвободы ребёнка. Он, как бы, в плену этой квадратной штуковины.

1. Личный пример.

Если вы постоянно сидите за ноутбуком, не расстаетесь с айпадом и мобильником,

тогда можете быть уверены, что и ваше чадо станет таким же ярым поклонником.

Отводите своему хобби вечернее время, когда малыш уже спит. Попробуйте раз в

неделю устраивать семейный день без гаджетов. Условие только одно: никто не

играет в планшетах, мобильниках, айпадах, не пользуется Интернетом, не смотрит

телевизор.

2. Создайте ощущение успеха.

Понятно, что в играх ребенок гуру и здорово расстреливает врагов. Получается, что в

виртуальной действительности он более успешен, чем в реальной. Поиграйте с

ребенком в старые добрые настольные игры - и, может быть, имеет смысл разок-

другой ему поддаться. Главное при этом - хвалить ребенка, рассказывая ему, какой он

умный.

3. Покажите альтернативу.

Старайтесь не оставлять ребенку излишков свободного времени. Конечно, отдых

необходим, но в пределах разумного. Убедитесь, что у вашего сына или дочери есть и

другие интересы, помимо гаджетов (спорт, танцы, музыка).

4. Не ругайте компьютеры и игры.

Если ребенок привык к ним, он может начать видеть в вас человека, который

покушается на святое. Тем более если другие дети играют, то почему родители

говорят, что это плохо? Обсудите с ребенком вопрос безопасности в Интернете.

Установите на гаджет программу контроля времени игры, а также защиту от

посещения «недетских» сайтов.

5. Полноценный отдых.

Сделайте так, чтобы малыш не скучал по гаджетам, чтобы они не попадались ему на

глаза. Побольше проводите с ним времени на улице, организуйте поход загородную

поездку, займите его, чтобы ему как можно реже приходило в голову попросить:

«Мама, дай мне планшет». Отправляйтесь на мероприятие целой компанией, с

несколькими детьми. Но обязательно договоритесь с остальными взрослыми: никаких

гаджетов на отдыхе!

6. Ограничивайте время.

Полностью изолировать ребенка от гаджетов – не значит решить проблему.

Установите распорядок игр. Справедливо, доброжелательно, но твердо, к примеру,

каждую неделю по полчаса.

7. Друзья.

Очень часто гаджеты заменяют ребенку общение со сверсниками. Простые игры

детишек полезнее и увлекательнее, чем постоянное просиживание за компьютером.

Детская компания - отличная замена смартфону и планшету, которая, помимо пользы

здоровью, сбережет семейный бюджет.

8. Запрет – не решение.

Не надо использовать гаджеты, как запрет во время наказания. От этого тяга к играм

лишь возрастает.

9. Уберите электронику из детской.

Переставьте компьютер, ноутбук и прочие гаджеты из детской комнаты, чтобы

можно было контролировать, какое количество времени ребенок проводит за ними.

10. Берегите сон.

Любой дисплей излучает синий спектр света, который активизирует мозг, приводит

его в беспокойное состояние и нарушает цикл выделения гормонов сна. Поэтому

введите правило: никаких смартфонои планшетов за два часа до сна.

Здоровья вам и вашим детям!

Не дайте компьютерным персонажам воспитать вашего ребенка вместо вас!

Плюсы использования гаджетов:

  • Способ временно занять ребёнка в «полевых» условиях. Дети достаточно тяжело переносят длительное ожидание в очередях, дальнюю дорогу, стояние в пробках. Игрушки, книги, фломастеры и альбом далеко не всегда могут оказаться под рукой, а вот с гаджетами взрослые не расстаются, и тут они будут очень кстати. Смартфон или планшет с мультиками, играми или интересными приложениями помогут скрасить ребёнку томительные минуты и часы.
  • Образование-онлайн для детей, сайты для школы и творчества
  • Полезные игры, которые помогают детям развиваться. Некоторые компьютерные игры и приложения действительно способствуют развитию внимания, памяти, логического мышления, учат читать, считать, рисовать.
  • Поучительные мультфильмы, которые позволяют ребёнку получить новые знания об окружающем мире.
  • Ребёнок идёт в ногу со временем, получает навык работы с технологичным прибором в цифровом обществе. Это развивает навыки самостоятельности и учит извлекать пользу из гаджетов, а не рассматривать их только как развлечение.
  • Родители могут сделать дела и отдохнуть, пока ребёнок занят гаджетом, не опасаясь за его жизнь.

Минусы использования гаджетов:

  • Снижение концентрации внимания, снижение умственных способностей, примитивизация мышления, нарушается восприятие окружающего мира. Снижение творческой активности. Никакие игры и приложения никогда не заменят спонтанное творчество, работу с настоящими материалами и живым цветом. В реальной жизни ребёнок фантазирует. Он клеит, лепит, вырезает, раскрашивает, комбинирует, находит самые неожиданные решения.
  • Притупляют эмоции и мотивацию развиваться в реальной жизни.
  • Отрицательное влияние на здоровье и физическое развитие. В первую очередь речь идёт об ухудшении зрения. Если ребёнок регулярно больше 20 минут в день смотрит в монитор компьютера или экран телефона, или планшета, то через полгода острота его зрения начинает снижаться.
  • Игры вызывают зависимость при частом и длительном использовании.
  • Если игры бесконтрольны, то отдельные могут вызвать жестокость, агрессию и аддиктивное поведение.
  • Вредно есть с планшетом. При постоянной мотивации таким образом возможно расстройство пищевого поведения.

Как вы видите, плюсов и минусов равное число. А значит, гаджеты – это вполне себе полезные устройства в грамотных руках. Детям вредно не сидеть в гаджетах, а делать это бесконтрольно и долго. Тогда минусы перекроют плюсы.

Родители должны быть осознанными, оценивать риски и думать о последствиях.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

транслирование опыта работы по самообразованию

Представлен перечень мероприятий, транслирования опыта профессиональной деятельности педагога...

Транслирование опыта работы. Доклад "Методика преподавания исторического и литературного краеведения в дошкольном образовательном учреждении" для областных гуманитарных чтений по теме" Сахалин М.В Теплинского, Г.И Мироманова и М.Л Полянского"

Представлена концептуальная основа воспитания и обучения духовно-нравственного развития детей, организация развивающей предметно-пространственной среды. Предложены темы по ознакомлению с малой Родиной...

Транслирование опыта работы

Активно транслирую опыт своей педагогической деятельности:►опубликовала на сайте «Талант.рус» авторскую работу «Развитие познавательной активности дошкольников через интеллектуальные...

Транслирование опыта работы

Материалы к пункту 3.5....