Семинар- практикум для педагогов "Метод проблемного изложения"
учебно-методический материал (старшая группа)

Проблемное изложение - это постановка в определенной последовательности проблемных вопросов. Метод берет начало от сократовского метода. В ходе его исследуется поставленная проблема и формулируются закономерности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_problemnogo_izlozheniya.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум «Метод проблемного изложения»

Здравствуйте, уважаемые коллеги, рада представить вашему вниманию семинар- практикум на тему «Метод проблемного изложения».

Проблемное изложение - это постановка в определенной последовательности проблемных вопросов. Метод берет начало от сократовского метода. В ходе его исследуется поставленная проблема и формулируются закономерности.  

Условия успешности обучения считается:

Проблематизацию учебного материала (знания обучающихся лучше усваиваются от удивления и опыта),

Активность учеников

Связь обучения с жизнью

Основано проблемное обучение на создании особого вида мотивации – проблемной. Содержание материала представляет собой цель проблемных ситуаций.

Проблемное обучение предполагает:

Создание проблемной ситуации.

Выход из нее, то есть решение проблемы.

Основная цель педагога – заинтересовать, увлечения, обучающихся работой.

Действия обучающихся:

Выявлять проблему;

Формулировать;

Поиск решений;

Непосредственное решение:

В основу проблемной ситуации помещают противоречия между знаниями и незнаниями. Следовательно, проблемная ситуация - центральное звено в проблемном обучении.

Признаки проблемной ситуации:

Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действий;

Наличие неизвестного для обучающихся;

Возможности, обучающихся должно быть достаточно для самостоятельного понимания поставленного задания и условий выполнения:

2.Методы проблемного обучения.

Методы проблемного обучения различают степенью возрастания сложности и самостоятельности обучающихся при разрешении учебных проблем:

Проблемное изложение знаний;

Изложение с проблемным началом;

Частично – поисковый или эвристический метод;

Проблемное изложение – активизации изложения, когда воспитатель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемное ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем. Постоянно побуждая учеников к самостоятельной деятельности. Здесь может быть применен метод – поисковая беседа, когда ученики не удовлетворены ролью слушателей и стремятся сами отвечать на вопросы.

Изложение с проблемным началом –педагог создав в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом. Этот метод более доступный.

Поисковая беседа – для того, чтобы усовершенствовать умственную деятельность, при методе дети больше размышляют, чем заучивают наизусть.

Исследовательский метод – этот метод применяется при организации поиска, познавательной деятельности учеников, путем постановки учителем познавательных и творческих задач, требующихся самостоятельного творческого решения.

Рекомендации по созданию проблемных ситуаций на занятии

Учебная проблема должна заинтересовать детей своей необычностью, эмоциональностью.

Воспитатель  должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ребенка, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказать помощь.

Проблемно – познавательная задача позволяет ребенку получить новые знания и новые способы познания.

Проблемная возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учениками вопросы и организует вокруг него дискуссию.

Вопрос является проблемным, если для ученика он новый, интересный содержащие в себе – какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении сил. Различные, иногда противоположные, высказывания ученикам усиливает ситуации проблемной и активизирует поиск.

 Но в организации проблемного изложения есть свои сложности.Основная сложность метода составляет_ создание правильной проблемной ситуации:

1. Она должна быть доступна детям в соответствии с их возрастом и уровнем развития;

2.ситуация должна быть противоречивой

3.ситуация должна быть интересна и привлекательна для детей

Организация образовательного процесса по методу проблемного обучения достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие занятия эффективны для развития творческого мышления. Ребята лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.

Считаю, что метод проблемного изложения помогает детям быстрее усваивать полученную информацию. Спасибо за внимание.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы в рамках проблемно- ориентированного Зонального семинар – практикума педагогов ДОУ «Принцип интеграции в образовательном процессе ДОУ» Тема: «Наша Маша в лес пошла…»

-Ребята, у вас у всех есть игрушки. Но среди них наверняка есть самая любимая  дорогая вам с детства игрушка. Вспомните своих  друзей детства, представьте их, и нарисуйте их на листочках, ко...

Семинар-практикум «Использование проблемного обучения в детском саду»

Проблемное обучение в детском саду  - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активну...

Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»

Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно прим...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМНА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».   Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творче...

Семинар – практикум для педагогов «Проблемно - игровая технология в ДОУ»

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на о...

Семинар-практикум для педагогов "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника"

Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.Су...