Семинар- практикум для педагогов "Метод проблемного изложения"
учебно-методический материал (старшая группа)
Проблемное изложение - это постановка в определенной последовательности проблемных вопросов. Метод берет начало от сократовского метода. В ходе его исследуется поставленная проблема и формулируются закономерности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_problemnogo_izlozheniya.docx | 14.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар- практикум «Метод проблемного изложения»
Здравствуйте, уважаемые коллеги, рада представить вашему вниманию семинар- практикум на тему «Метод проблемного изложения».
Проблемное изложение - это постановка в определенной последовательности проблемных вопросов. Метод берет начало от сократовского метода. В ходе его исследуется поставленная проблема и формулируются закономерности.
Условия успешности обучения считается:
Проблематизацию учебного материала (знания обучающихся лучше усваиваются от удивления и опыта),
Активность учеников
Связь обучения с жизнью
Основано проблемное обучение на создании особого вида мотивации – проблемной. Содержание материала представляет собой цель проблемных ситуаций.
Проблемное обучение предполагает:
Создание проблемной ситуации.
Выход из нее, то есть решение проблемы.
Основная цель педагога – заинтересовать, увлечения, обучающихся работой.
Действия обучающихся:
Выявлять проблему;
Формулировать;
Поиск решений;
Непосредственное решение:
В основу проблемной ситуации помещают противоречия между знаниями и незнаниями. Следовательно, проблемная ситуация - центральное звено в проблемном обучении.
Признаки проблемной ситуации:
Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает потребность в новом, неизвестном отношении, способе или условии действий;
Наличие неизвестного для обучающихся;
Возможности, обучающихся должно быть достаточно для самостоятельного понимания поставленного задания и условий выполнения:
2.Методы проблемного обучения.
Методы проблемного обучения различают степенью возрастания сложности и самостоятельности обучающихся при разрешении учебных проблем:
Проблемное изложение знаний;
Изложение с проблемным началом;
Частично – поисковый или эвристический метод;
Проблемное изложение – активизации изложения, когда воспитатель в ходе сообщения новых знаний систематически создает проблемное ситуации, ставит вопросы и указывает пути решения учебных проблем. Постоянно побуждая учеников к самостоятельной деятельности. Здесь может быть применен метод – поисковая беседа, когда ученики не удовлетворены ролью слушателей и стремятся сами отвечать на вопросы.
Изложение с проблемным началом –педагог создав в начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом. Этот метод более доступный.
Поисковая беседа – для того, чтобы усовершенствовать умственную деятельность, при методе дети больше размышляют, чем заучивают наизусть.
Исследовательский метод – этот метод применяется при организации поиска, познавательной деятельности учеников, путем постановки учителем познавательных и творческих задач, требующихся самостоятельного творческого решения.
Рекомендации по созданию проблемных ситуаций на занятии
Учебная проблема должна заинтересовать детей своей необычностью, эмоциональностью.
Воспитатель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ребенка, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказать помощь.
Проблемно – познавательная задача позволяет ребенку получить новые знания и новые способы познания.
Проблемная возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учениками вопросы и организует вокруг него дискуссию.
Вопрос является проблемным, если для ученика он новый, интересный содержащие в себе – какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении сил. Различные, иногда противоположные, высказывания ученикам усиливает ситуации проблемной и активизирует поиск.
Но в организации проблемного изложения есть свои сложности.Основная сложность метода составляет_ создание правильной проблемной ситуации:
1. Она должна быть доступна детям в соответствии с их возрастом и уровнем развития;
2.ситуация должна быть противоречивой
3.ситуация должна быть интересна и привлекательна для детей
Организация образовательного процесса по методу проблемного обучения достаточно сложная и трудоемкая работа. Но практика доказывает, что такие занятия эффективны для развития творческого мышления. Ребята лучше запоминают материал, активнее включаются в процесс, повышается их мотивация к учебе.
Считаю, что метод проблемного изложения помогает детям быстрее усваивать полученную информацию. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемно-ориентированный семинар-практикум для родителей «Стиль семейных отношений и эмоциональное состояние ребёнка"
беседа с родителями об их поведении и отношениях в семье при детях...
Интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы в рамках проблемно- ориентированного Зонального семинар – практикума педагогов ДОУ «Принцип интеграции в образовательном процессе ДОУ» Тема: «Наша Маша в лес пошла…»
-Ребята, у вас у всех есть игрушки. Но среди них наверняка есть самая любимая дорогая вам с детства игрушка. Вспомните своих друзей детства, представьте их, и нарисуйте их на листочках, ко...
Семинар-практикум «Использование проблемного обучения в детском саду»
Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активну...
Семинар-практикум на тему: «Технология проблемного обучения в детском саду»
Рассмотрим технологию проблемного обучения, которая является специально созданной совокупностью специфических приёмов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно прим...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ НА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника».
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМНА ТЕМУ: «Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребёнка-дошкольника». Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творче...
Семинар – практикум для педагогов «Проблемно - игровая технология в ДОУ»
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на о...
Семинар-практикум для педагогов "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника"
Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.Су...