Мастер-класс "Музыкально-коммуникативная игра в ДОО"
методическая разработка
Мастер-класс для педагогов по развитию коммуникативности у воспитанников с использованием музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.В. Бианки»
Мастер-класс для педагогов
«Музыкально-коммуникативная игра в ДОО»
Разработчик:
воспитатель
Ульянова М.В.
Бийск 2024 г.
Тема: «Здравствуй, милый друг!».
Цель: повышение информационной компетентности педагогов в вопросах формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи для педагогов:
- раскрыть возможности музыкально-игровой деятельности в формировании коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
- совершенствовать педагогическое мастерство по руководству музыкально-коммуникативной игрой дошкольников через распространение педагогического опыта в рамках показа мастер-класса по руководству музыкально-коммуникативной игрой старших дошкольников «Здравствуй, милый друг!».
Оборудование: ноутбук, аудиозапись «Здравствуй, милый друг!» (музыка В. Алексеева, минусовка, плюсовка), игрушка «Мышонок», игрушка «Кот».
Организационный этап.
Добрый день, уважаемые коллеги.
ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОО, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Социально-коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества.
Для реализации задач социально-коммуникативного развития взаимодействия старших дошкольников со сверстниками необходимо создать среду (специально организованную, педагогически целесообразную и адаптированную к современным детям), в которой бы формировался механизм поведения каждого ребенка от наблюдения к переживанию, пониманию, оценке, выбору для себя установки.
Отношения между детьми динамичны, они развиваются и в старшем дошкольном возрасте становятся конкурентными.
Как же сформировать у детей старшего дошкольного возраста коммуникативные навыки?
Одним из приёмов формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников является знакомство детей с пословицами и поговорками о дружбе.
Хочу предложить Вам деловую игру «Назови пословицы и поговорки о дружбе». Согласны сыграть?
Правила простые, тот, кто назовёт как можно больше пословиц и поговорок о дружбе – побеждает (педагоги называют пословицы и поговорки о дружбе, по окончании игры объявляется победитель).
Послушайте, какие пословицы и поговорки о дружбе подобрала я:
Нет друга – так ищи, а нашёл – береги.
Плохой друг в солнечный день словно тень – не отвяжется, а в ненастный день – не найдёшь.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Друг познаётся в беде.
Без друга на сердце вьюга.
Дружбу помни, а зло забывай.
Мы с тобой, как рыба с водой.
Какову дружбу заведешь, такую и жизнь проведёшь.
Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
Основной этап.
Теоретическая часть
В области социально-коммуникативного развития одной из задач образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста является:
- содействовать пониманию детьми собственных и чужих эмоциональных состояний и переживаний, овладению способами эмпатийного поведения в ответ на разнообразные эмоциональные проявления сверстников и взрослых.
Согласно исследованию Л. В. Чернецкой, коммуникативные способности включают три компонента:
«Область желания» (желание вступить в контакт с другим человеком); «Область знания» (знание и понимание норм и правил социального поведения);
«Область умений» (умение эффективного общения, то есть способность завлечь собеседника, сопереживать его несчастью, разрешать конфликтные ситуации и др.).
Вышеназванные компоненты общения активно и эффективно развиваются у детей дошкольного возраста в процессе музыкально-игровой деятельности.
Музыкально-игровая деятельность является наиболее естественной и доступной для развития общения ребенка. Она обладает высокой экспрессивностью и эмоциональностью, и не требует от ребёнка специальной подготовки.
Именно в музыкально-игровой деятельности развивается культура тактильного общения. Она считается одним из важных механизмов социальной адаптации. Тактильные контакты помогают не только в налаживании доброжелательных отношений с окружающими, но и в регуляции собственного эмоционального состояния.
Средства коммуникации в музыкальных играх проявляются как стремление к самостоятельным, активным действиям, а также способностью взять на себя роль лидера.
Имеются следующие основные виды музыкально-игровой деятельности, которые помогают развить коммуникативные умения у детей:
- коммуникативные игры (народные игры, игры-приветствия, телесные и контактные игры, народные хороводные игры и т. д.);
- обыгрывание эмоционального состояния (актерские этюды, пластика, мимика, жест и др.);
- подвижные музыкальные игры (игры с пением, игры с предметами, хороводы, жестовые игры с пением, музыкально-дидактические игры и т. д.).
Особенно способствуют развитию коммуникативных навыков музыкальные коммуникативные игры.
Музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, которая вовлекает детей в межличностные отношения.
Музыкально-коммуникативные игры способствуют:
- развитию динамической стороны общения (легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению);
- развитию эмпатии, эмоционального отклика, выразительности невербальных средств общения;
- развитию уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, значимости в детском коллективе.
К числу музыкально-коммуникативных игр относятся коммуникативные игры-танцы, которые представляют собой выполнение простых движений, согласованных с музыкой. У воспитанников во время таких игр развиваются необходимые личностные качества: непринуждённость, инициативность, эмпатия, коммуникабельность и др.
Коммуникативные игры-танцы можно классифицировать по трем направлениям:
1. Игры, в которых появление нового партнера обуславливается танцевальными движениями. Дети должны найти себе партнера визуально, продемонстрировать дружелюбие и войти с ним в контакт. Все движения сопровождаются простыми танцевальными действиями (прыжки, рукопожатия, подскоки, кружение парами, притопы, объятия и др.). Обязательным элементом таких игр является тактильный контакт детей.
2. Танцы, направленные на формирование взаимопонимания со сверстниками. Этот вид деятельности сопровождается более сложными танцевальными движениями, где взаимодействуют четыре партнера — две пары. Если усложнение движений не вызывает затруднений, можно научить детей строить сложные совместные фигуры («мост», «ворота»), способствующие ещё и развитию ориентировке в пространстве.
3. Игры-танцы, развивающие доверие к партнерам. К числу таких танцев относят «Гусеницу» и «Слепой танец», когда одному из детей в паре завязывают глаза, и он должен полностью довериться своему «зрячему» партнёру.
Выбор игр зависит от следующих факторов:
- личные интересы детей (понравившаяся игра может повторяться несколько раз в различных ситуациях);
- эмоциональный настрой (например, целесообразно сначала организовать игру на расслабление, если дети возбуждены);
- степень освоения определенных навыков.
Коммуникативные игры-танцы можно использовать в различных формах организации деятельности детей: на прогулке, на утренней гимнастике, в часы утреннего приема, на физкультминутках, на занятиях с музыкальным руководителем, в свободной деятельности, на праздниках, различных мероприятиях для детей и родителей.
Важным компонентом любого музыкально-игрового упражнения является рефлексия, то есть осмысление своих действий, чувств, поведения и результата проделанной работы. Вопросы, задаваемые детям, фиксируют их актуальный опыт, полученный в процессе выполнения совместных заданий. Грамотно организованная рефлексия способствует наиболее эффективному формированию навыков общения и сотрудничества, так как позволяет детям сознательно выполнять упражнения и регулировать собственное поведение.
Практическая часть
А теперь хочу представить Вашему вниманию мастер-класс по руководству музыкально-коммуникативной игрой «Здравствуй, милый друг» в старшей группе.
В качестве воспитанников будете выступать Вы сами, поэтому попрошу Вас выйти из музыкального зала за дверь и построиться вдоль стены в колонну по одному, как это делают наши ребята. Как только зазвучит музыка – заходите в зал.
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание |
Дети входят в музыкальный зал под минусовку «Здравствуй, милый друг!» и строятся в круг. Дети присаживаются на ковёр по-турецки. - Да. - Потому что мы всё делаем вместе, мы помогаем друг другу, даже если ссоримся, то быстро миримся, переживаем друг за друга. Дети под минусовку «Здравствуй, милый друг!» играют в игру «Спасём мышонка». - Поиграть вместе; потанцевать вместе; вместе лепить, рисовать; подарить подарок другу; пригласить друга к себе в гости и угостить его чаем с конфетами; помочь другу. Дети поднимаются с ковра. Дети слушают правила игры. Дети играют в музыкально-коммуникативную игру «Здравствуй, милый друг!». Дети присаживаются на ковёр. - Играли под музыку. - Укрепляли дружбу. - Да. - Потому что мы находили себе друзей, нам было хорошо, весело и мы обнимались. | - Собрались ребята в круг, Слева - друг и справа - друг. Вместе за руки возьмёмся И друг-другу улыбнёмся.
- Ребята, предлагаю вам присесть на ковёр. - Ребята, скажите, пожалуйста, а у вас дружный коллектив? - Почему вы считаете, что у вас дружный коллектив? - Давайте проверим дружный, ли у вас коллектив. Этого мышонка надо спасти от кота. Как только зазвучит музыка, я передам вам мышонка, а вы по очереди передавайте его друг другу – он будет убегать от кота. Следом за мышонком побежит кот – также передавайте его друг другу. Посмотрим, сможет ли ваша дружба помочь спастись мышонку, догонит ли его кот. Играть будем до тех пор, пока не смолкнет музыка. - Мышонка надо передавать быстро, но кот тоже очень быстрый. - Молодцы, помогли мышонку убежать от кота. Только настоящая дружба помогает справиться с любым делом. Помните, русскую народную сказку «Зимовье зверей»? В ней бык, баран, свинья, кот и петух смогли прогнать волка, потому что были дружны. Если бы они были в ссоре, то не смогли бы победить стаю волков. - Но дружбу надо беречь и укреплять её. Как же можно укрепить дружбу? - Верно. Для того чтобы укрепить дружбу, предлагаю вместе поиграть. Всех ребят зову играть, будем дружбу укреплять! Поднимайтесь с ковра. - Сейчас зазвучит песня, но не простая песня, а волшебная. Песня попросит вас найти себе друга, поздороваться друг с другом, улыбнуться друг другу, обняться друг с другом, покружиться в паре с другом, и дружба станет крепче. Но есть одно условие: каждый раз друзей нужно находить себе разных. Итак, внимательно слушайте слова песни и выполняйте движения. - Шагаем по дорожке, находим любого друга, здороваемся друг с другом, улыбаемся друг другу, обнимаемся, кружимся парами и снова весело шагаем по дорожке. - Молодцы, ребята. Как же крепко вы укрепили дружбу. Ребята, теперь предлагаю вам присесть на ковёр и отдохнуть. - Ребята, что мы с вами делали? - Для чего мы играли под музыку? - Как вы думаете, получилось у нас укрепить дружбу. - Почему вы так думаете? | Воспитатель строится с детьми в круг и активизирует внимание детей, формирует положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Воспитатель присаживается на ковёр вместе с детьми. Воспитатель проводит коммуникативную игру на сплочение коллектива. Воспитатель вместе с детьми поднимается с ковра. Воспитатель проводит музыкально-коммуникативную игру «Здравствуй, милый друг!», давая детям возможность импровизировать. Воспитатель проводит рефлексию. |
Заключительная часть.
Уважаемые коллеги, а теперь хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
- Было ли полезно для Вас сегодняшнее мероприятие?
- Какие методы и приёмы, использованные мной при руководстве музыкально-коммуникативной игрой дошкольников, наиболее понравились Вам?
- Будете ли Вы использовать предложенные методы и приёмы при руководстве музыкально-коммуникативной игрой дошкольников?
Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ответы. Я считаю, что цель достигнута и Ваше педагогическое мастерство пополнилось новыми теоретическими знаниями.
Всем «Спасибо за внимание!». До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564339-1421238536.jpg)
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-569713-1423401113.jpg)
Презентация "Интеллектика" часть 1(3): Игра «Две перестановки»; Игра «Сколько одинаковых у двух»; Игра «Оса»; Игра «Левее - правее».
Задания для развития мыслительных способностей дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/06/picture-935061-1499335062.jpg)
Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.
Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасностиИгры на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/15/picture-1337675-1629027090.jpg)
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/02/picture-1260407-1596382738.jpg)
Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире
Игры на формирование чувства собственной безопасности.Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/10/picture-1495142-1702207944.jpg)
Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...