Влияние сказкотерапии на коррекцию тревожного состояния детей дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Мне кажется, что нет на свете ни одного ребёнка, который бы не любил слушать сказки.
Я очень люблю вечернее время, когда укладываю в кроватку свою дочку и читаю. Очень часто, я не замечаю заснувшую доченьку и увлеченно продолжаю читать. В нашем доме существует чудесная традиция чтение книг. Мы читаем всей семьёй, а иногда и в слух. .
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние сказкотерапии на коррекцию тревожного состояния детей дошкольного возраста
Чтение сказок перед сном обладает огромным значение в воспитании ребенка. Общение с детьми – не обходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью [3, с. 76].
Поэтому я с большой ответственностью подхожу к этому процессу и ни когда не отказываю своей дочке в столь увлекательном занятии. Я считаю, что чтение сказок способствует гармоничному воспитанию ребенка, развитию образного мышления, фантазии, воображения и творческого начала, обогащению внутреннего мира, расширению словарного запаса.
Для развития памяти очень полезны сказки для детей, в которых есть повторы. А для развития чувства ритма нужно читать стихи, чтением перед сном рифмованных произведений вы можете заменить колыбельные, если малыш протестует против вашего пения.
Современным родителям иногда не хватает времени для полноценного общения с детьми, дети мало общительны, нервозные, поэтому работая в детском саду я провожу занятия с детьми используя сказкотерапию [1, с. 132].
Это самый детский метод психологии и самый древний. Сказкотерапия помогает снять у детей чувство тревожности, страха, изменяется самоот ношение, развивается творческое воображение, способствует более успешной школьной адаптации детей.
Цель нашего исследования включение ценностных уровней сказки в эмоциональный опыт детей до школьного возраста.
Сказка оказывает огромное влияние на духовное развитие ребенка, приводя к приобретению отдельных знаний и умений, формированию отдельных психических процессов, способствуя возникновению новых мотивов деятельности ребенка. Сказка может оказывать влияние, как на сознательные, так и на бессознательные стороны личности, формируя определённые образцы поведения. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказ ку, из которой становился ясным смысл поступка. Помните: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»?
Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим
душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.
В сказкотерапии применяют пять видов сказок.
Рассмотрим их подробно:
1. Художественные сказки. К художественным относятся народные, авторские художественные сказки, а так же притчи, басни, легенды, былины, мифы.
Именно из них ребенок узнает, что жизнь это активное противоборство двух важных элементов: зла и до бра. Причем добро всегда вознаграждается, а зло – непременно наказывается.
2. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. При этом абстрактные неодушевленные предметы (игрушки, символы (цифры, буквы, звуки) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. Эти сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.
3. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев. Характер этих сказок – путешествие.
4. Психотерапевтические сказки могут помочь изменить отношение окружающих людей к человеку, помочь им увидеть скрытые положительные стороны души. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют «традиционно» счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Используются такие сказки для корректировки тех или иных черт характера. Это может быть излишняя стеснительность, неопрятность, капризность, хвастовство. Психокоррекционные сказки могут научить детей вежливости, доброжелательному отношению к окружающим, бережному отношению к природе.
Мы сформировали группу детей в составе 15 человек, группа была подобрана психологом детского сада после первичной диагностики.
В исследовании принимали участие дети подготовительной группы. Из ни мальчиков – 9 человек, девочек – 6 человек.
В начале нашего исследования мы провели у детей тестирование на выявление тревожности.
Эта методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми.
Ребенку показывали заранее подготовленные рисунки, отдельно для девочек и для мальчиков.
Предъявив ребёнку рисунок, фиксируем сделанный выбор и заносим в специальный бланк.
Мы выявили, что из 15 человек, которые принимали участие в тестировании, 1 человек – это 6,6%, с высоким уровнем тревожности; 9 человек-со среднем уровнем тревожности.
После завершения сказкотерапии, мы вновь провели тестирование на уровень тревожности у детей и выявили, что 0 человек с высоким уровнем тревожности, 7 человек – это 46,2%, со средним уровнем тревожности; 8 человек – это 52,8%, с низким уровнем
Наблюдая за детьми в процессе выполнения методики, мы видели, что дети с высоким уровнем тревожности во время тестирования проявляли беспокойство, нервозность. Дети со средним уровнем тревожности проявляли в слабой степени.
Повышенный уровнем тревожности отрицательно влияет на развитие ребенка и на результативность его деятельности, поэтому необходима коррекция уровня тревожности данной группы.
Для коррекции с детьми мы выбрали – сказкотерапию.
В основу сказкотерапии были положены занятия, которые строились по принципу концентричности
Занятия первого цикла были направлены на снижение уровня тревожности через :
1. закрепление за ребенком (с помощью предлагаемой ему ролиобраза) позиции режиссера;
2. обучение придумывания сюжета, объединение предметов по смыслу;
3. обучение самостоятельно владеть рольюобразом.
Используя метод сказкотерапии в работе с дошкольниками, нам удалось снизить уровень тревожности у детей дошкольного возраста.
Сказкотерапия обеспечивает :
развитие творческого (креативного) мышления;
развитие фантазии и воображения;
развитие способности к глубокому образному мышлению;
развитие эмпатии и умение слушать
Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка ста нет любимой для вашего малыша? Постарайтесь, чтобы сказка были со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. При чтении сказ
Рис. 3. Распределение дошкольников по уровню
тревожности (%) до и после проведения сказкотерапии.
А всем ли полезна сказкотерапия?
Да, сказкотерапия полезна всем. Сказка по может решить многие психологические про блемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своём воображении под руководством сказки представить разные жизненные ситуации и поразному себя вести в них. Ребёнок учится сочувствию, становится более внимательным.
В задачи сказкотерапии входит :
снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
развитие умения преодолеть трудности и страх;
выявление и поддержка творческих способностей;
формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
Обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребёнку с кого он берёт пример. Не пугайтесь, если ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положи тельные качества в этих персонажах: ктото искренне заботится о своих детёнышах, ктото упорно идёт к своей цели.
Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках.
Литература
1. ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб, 2000.
2. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5–10 лет. / Ярославль: Академия развития, 2006.
3. Тараканова В. В., Слабожанинова К. А. Стиль семей ного воспитания и особенности общения дошкольника со сверстниками. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2012. № 5. С. 75–78.
4. Эмоциональное развитие дошкольника. / Под ред. Коше левой. М. : Просвещение, 2007. 264с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по коррекции эмоционального состояния детей дошкольного возраста
Презентация опыта работы по организации работы психолога по коррекции эмоционального состояния детей дошкольного возраста...
Авторская программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"- победитель Областного конкурса авторских программ по психологии 2007-2008 учебного года в номинации "Детский мир". Основная ...
Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста
Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста"
"Программа по снижению уровня тревожности и страхов у дошкольников путем снятия эмоционального и телесного напряжения"...
Песочная терапия как метод коррекции тревожности у детей дошкольного возраста
Взаимодействие ребенка с песком позволяет уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять эмоциональное напряжение, устранить страхи, развить сенсомоторные навыки, тем самым подготовить поч...
Программа "Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста".
Объект – воспитанники детского садаПредмет – коррекция страхов и тревожности у дошкольниковГипотеза - при проведении занятий у детей снижается уровень тревожности и наличия страхов, повышается самооце...
Проблема преодоления и коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей по теме:"Проблема тревожности у детей дошкольного возраста"....