Консультация "Кукла в жизни ребенка"
консультация


Предварительный просмотр:

Консультация

«Кукла в жизни ребенка»

Кукла на протяжении многих веков занимала и продолжает занимать одно из значимых мест среди игрушек у всех детей планеты.

Став взрослым, мы по-прежнему трогательно относимся к кукле, но теперь понимаем ее неоценимое значение в развитии каждого ребенка вне зависимости от мест и времени рождения. Игра с куклой помогает сформировать такие нужные качества, как любовь, доброта, нежность, заботливость. Дает возможность действовать и взаимодействовать, разговаривать, устанавливать эмоциональный контакт, познавать себя и окружающий мир.

Кукла является не только игрушкой для ребенка, но и педагогическим средством для взрослого, который работает с детьми.

Используя куклу, педагог может развивать у детей предметно-манипулятивную деятельность первоначально, а затем уже использование куклы позволяет сформировать у детей или дать детям опыт сюжетно-отобразительных игр, на основе которых развиваться сюжетно-ролевая игра. Игры с куклой при определенных условиях способствуют не только развитию познавательной деятельности ребенка, но и становлению его личности, что необходимо для успешного перехода к новому социальному статусу дошкольника, а в дальнейшем школьника

В предлагаемой технологии «Поиграем с куклой» игровое взаимодействие осуществляется по спирали, она включает 3 этапа:

Первый этап «Мы вместе» (совместное действие «взрослый – ребенок»)

Второй этап «Попробуй сам» (совместно-разделенное действие). Это когда педагог делает на своей кукле, а ребенок на своей.

Третий этап «Научи куклу» (самостоятельное действие). Когда ребенок самостоятельно взаимодействует с куклой.

Для того что бы продуктивно использовать кукол в работе с детьми педагогу необходимо овладеть определенными средствами коммуникации. Педагог должен уметь варьировать силу голоса, интонировать, эмоционально привлекать ребенка к общению с куклой. Ставить логическое ударение при выделении значимых слов, делать паузы, которые сопровождаются мимикой и эмоциями. Темп речи должен быть размеренный и спокойный и педагог должен менять силу и высоту голоса в зависимости от ситуации и той куклы, с которой он работает.

В качестве средства мотивации во всех видах деятельности предлагаем использовать дидактических кукол – куклу-девочку и куклу-мальчика

Основным условием для успешного освоения детьми культурного игрового опыта является развивающая предметно-пространственная среда, предоставляющая каждому ребенку необходимые и достаточные возможности для его двигательной, предметной и игровой деятельности с разными материалами и игрушками. При этом взрослому отводится основное место как носителю и транслятору культурных ценностей.

Конечно же данные куклы в процессе адаптации сопровождают детей во всех режимных моментах. (приветствие ребенка утром, показываем, как нужно мыть руки с помощью ростовых кукол, то есть первоначальные навыки самообслуживания мы формируем с использованием данных кукол. А затем уже мы усложняем. (одевать, раздевать и т.д.)

Игровая ситуация с куклой окажет необходимое воспитательное воздействие и поможет приобретению опыта, жизненных навыков и их самостоятельному применению ребенком в различных бытовых ситуациях.

Реализовать технологию помогает тематические блоки, заключенные в их структурной и организационной гибкости, что позволяет легко интегрировать различные виды деятельности.

Реализация тематических блоков осуществляется через решение конкретных задач.

Знакомство с ближайшим предметным окружением и ориентировка в предметно-пространственной среде (комната, участок).

Обучение предметным и игровым действиям с использованием дидактических игр и упражнений с куклой.

Создание условий для сенсорного, речевого и социально-коммуникативного развития.

Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, заботливого отношения к игрушкам.

На первом этапе мы знакомим детей с куклами:

Игровая ситуация: «Знакомство с куклой-девочкой и куклой-мальчиком»

Игровая ситуация: «Оденем кукол на прогулку»

Игровая ситуация: «Где живут куклы?»

На втором этапе мы побуждаем детей к самостоятельным действиям с частичной помощью взрослого:

Игровая ситуация: «Поможем куклам найти свою одежду»

Игровая ситуация: «Куклы-чистюли; «Водичка, водичка помой кукле ручки и личико!»

Игровая ситуация: «Куклы-почемучки», «Куклы играют, лепят, рисуют», «Куклы танцуют, любят музыку», «Куклы заболели, поссорились»

Игровая ситуация: «Заботливые куклы», «День рождения куклы». «Куклы угощают мишек чаем».

Игровая ситуация: «Витамины для кукол», «Куклы едут по городу» и др.

На третьем этапе мы стимулируем детей самостоятельно применять полученный игровой опыт в новых игровых ситуациях с учётом личных предпочтений каждого ребёнка, его уровня развития.

Индивидуализации обучения и успеху каждого ребенка способствует следующее:

Пристальное внимание к каждому воспитаннику;

Стимулирование речевого общения;

Обращения к ребенку и кукле по именам;

Поощрение самостоятельного проявления ребенка путем побуждения его к определенным предметным действиям.

В течение года воспитатель с помощью дидактических кукол закрепляет жизненно необходимые навыки. В первую очередь, это навык одевания с учетом сезонных условий в зависимости от времени года (летняя, осенняя, зимняя, весенняя одежда) и в определенной последовательности действий одевания и раздевания.

Планирование каждой игровой образовательной ситуации на неделю предусматривает повторение одного и того же содержания с постепенным усложнением для его закрепления и использования в самостоятельной деятельности каждым ребенком. Кроме того, в каждом процессе звучит комментирующая речь взрослого, в результате чего у ребенка развивается понимание речи и активизируется самостоятельная речь.



Предварительный просмотр:

Консультация

«Кукла в жизни ребенка»

Тематический план игровых образовательных ситуаций с дидактической куклой.

сентябрь

1-я неделя «Знакомство с куклами»

2-я неделя «Где живут куклы»

3-я неделя «Оденем кукол на прогулку»

4-я неделя «На прогулке с куклами»

Октябрь

1-я неделя «Красивые куклы»

2-я неделя «Куклы в осенней одежде»

3-я неделя «Куклы вернулись с прогулки»

4-я неделя «Опрятные куклы»

Ноябрь

1-я неделя «Куклы чистюли»

2-я неделя «Купаем наших кукол»

3-я неделя «Уложим кукол спать»

4-я неделя «Куклы проснулись»

Декабрь

1-я неделя «Постираем куклам одежду»

2-я неделя «Водичка, водичка, умой кукле личико!»

3-я неделя «Куклы рады зиме»

4-я неделя «Куклы рисуют»

Январь

1-я неделя «Куклы играют»

2-я неделя «Куклы любят музыку»

3-я неделя «Дружная семья»

4-я неделя «Забавные игрушки»

Февраль

1-я неделя «В гости к куклам»

2-я неделя «Витамины для кукол»

3-я неделя «Куклы заболели»

4-я неделя «Поможем куклам найти свою одежду»

Март

1-я неделя «Куклы весной»

2-я неделя «Матрешки для кукол»

3-я неделя «Куклы- почемучки»

4-я неделя «Куклы едут по городу»

Апрель

1-я неделя «Мишки в гостях у кукол»

2-я неделя «Куклы угощают мишек чаем»

3-я неделя «Куклы лепят»

4-я неделя «Заботливые куклы»

Май

1-я неделя «Куклы поссорились»

2-я неделя «Дружные куклы»

3-я неделя «Танец с куклами»

4-я неделя «День рождения кукол»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

Консультация для воспитателей «Использование музыки при организации режимных моментов и проведении НОД в повседневной жизни детского сада и в жизни ребенка»

    Музыка в жизни ребенка входит через взрослое окружение и закладывает то, что потом будет служить его нравственным стержнем в течении всей жизни. Это своеобразная «школа чувств», к...

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ИГРА В ЖИЗНИ ВЗРОСЛОГО, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА

Игра словно волшебная палочка, может изменить отношение ребенка ко всему, поможет включить в активную деятельность, а так же в ходе игры развивается речь....

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...