Картотека игр по социально - личностному развитию дошкольников. « Сделаем мир добрее»
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека игр по социально - личностному развитию дошкольников. « Сделаем мир добрее»
«Давайте поздороваемся».
Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку.
Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.
«Приветствие с колокольчиком»
Цель: Приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.
Ход игры: Дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.
«Здравствуй»
Цель: Учить детей входить в контакт, используя доброжелательные слова и интонации.
Ход игры: Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при встрече (добры день, доброе утро, привет.).
Педагог обращает внимание на то, что, здороваясь, необходимо посмотреть партнёру в глаза.
«Пожелание»
Цель: Воспитывать интерес к партнёру по общению, доброжелательное отношение к сверстнику.
Ход игры: Дети садятся в круг и, передавая мяч («волшебную палочку» или др., высказывают друг другу пожелания. Например: «Желаю тебе хорошего настроения», «Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым, как сейчас» и т. д.
«Паровозик»
Цель: Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера. Учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников.
Ход игры: Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет взрослый, а вагончиками – дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. «Петя, иди ко мне,становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда,встань за Петей, держи его за пояс». После того как все дети выстроились,«поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух -чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.
«Вопрос - ответ»
Цель: Сформировать умение задавать вопросы, обмениваться репликами.
Ход игры: Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос, игрок бросает мяч партнёру. Партнёр, поймав мяч, отвечает
на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задаёт собственный вопрос и т. д. («Какое у тебя настроение?» — «Радостное». «Где ты был в воскресенье?» — «Ходил в гости» и т. д.).
« Назови себя»
Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.
Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.
«Назови ласково».
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.
«Волшебный стул».
Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.
«Волшебная палочка».
Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми.
Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.
«Магазин вежливых слов»
Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.
Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.).
Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.
Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.
Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко?
«Замри».
Цель: развивать умение слушать, развивать организованность.
Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.
«Ручеёк»
Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаещься.
Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.
Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.
«Кузовок».
Цель: продолжать закреплять вежливые слова.
Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».
«Волшебная палочка».
Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.
Один называет сказку, другой ее персонажей и т.д.
«Добрые слова».
Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова.
Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)
«Кто лучше похвалит»
Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать.
Воспитатель берет себе медведя ,а ребенку дает зайчика.
И начинает: «У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т.д.
«Подарок на всех»
Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить , делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.
Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».
«Прощай»
Цель: Формировать умение прощаться другом с другом.
Ход игры: Дети сидят в кругу и, предавая эстафету друг другу, называют слова, которые говорят при прощании (до свидания, до встречи, всего хорошего, ещё увидимся, счастливого пути, спокойной ночи, до скорой встречи, счастливо т. д.). Педагог обращает внимание на то, что, прощаясь,необходимо посмотреть партнёру в глаза.
«Поделись улыбкою своей»
Цель: Учить детей входить в контакт через улыбку.
Ход игры: Стоящие по кругу дети берутся за руки (с ребенком слева, а затем с ребенком справа, смотрят соседу в глаза и дарят друг другу самую добрую улыбку.
«Угадай, кто спрятался»
Цель: Развитие внимания и интереса к сверстнику, памяти,наблюдательности, внимания.
Оборудование: Светлый полупрозрачный (чтобы ребенок не испугался)платок.
Ход игры: Дети стоят по кругу, все участники закрывают глаза, ведущий выбирает одного из детей (ребенок приседает) и накрывает платком. Затем все дети открывают по команде глаза, и ведущий объявляет, что они должны угадать, кто спрятался под платком.
«Ветер дует на…»
Цель: Развивать внимание к партнеру.
Ход игры: Ведущий начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобыучастники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - после этих слов все светловолосые собираются рядом в одном месте. «Ветер дует на того, у кого белые носочки (косички, кудряшки)» и так далее.
«Зеркала»
Цель: Формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнера. Развивать наблюдательность и внимание.
Ход игры: Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети –полукругом вокруг него. Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас повторяют это движение. В роли водящего должны выступать все желающие дети.
«Вот какая бабушка»
Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.
Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.
«Коврик примирения».
Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.
«Вот какой папа».
Цель: развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.
Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.
«Вот какая мама».
Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.
Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.
«Ожившие игрушки».
Цель: формировать у детей культуру общения.
Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки. А мы попробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.
«Помоги медвежонку»
Цель: Развивать внимательность, стремление помогать друзьям, попавшим в беду.
Оборудование: 10 небольших листков с нарисованными на них камешками,медвежонок.
Ход игры: Воспитатель собирает детей вместе и говорит, что медвежонок Сема очень любит мед. Но пчелы, которые его собирают, устроили свое гнездо в лесу за болотом, а Сема не может сам перейти к лесу по камушкам,потому что боится упасть. Надо помочь ему в таком нелегком деле.
Далее руководитель раскладывает листки с нарисованными камнями такимо бразом, чтобы дети могли по ним пройти определенную дистанцию.
Воспитатель показывает, как именно нужно пройти по камушкам и как нести медвежонка, чтобы не замочить ножки. Так дети по очереди проходят через болото. Когда малыши освоят данный путь, можно попросить пройти расстояние парами, держась при этом за руки. Для этого увеличивают количество камушков вдвое. Медвежонка при этом держит один из ребят.
Игра-Разговор через стекло
Цель игры: обучение использованию мимики и жестов в общении.
Дети делятся на пары. Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.
Примечание. Начинать игру стоит с работы одной пары, остальные наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.
.Игра «Стиральная машина».
Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми; воспитание желания говорить друг другу комплименты.
Ход игры: Для чего нам нужна стиральная машина? Правильно, для стирки белья. В машину мы загружаем грязное бельё, а достаём чистое. Я хочу вам предложить сыграть в игру «Стиральная машина». Но наша машина, не простая, а волшебная! В нашей чудо машине будет «стираться» не бельё, а люди. Выберем сейчас самого грустного игрока. После «стирки» он должен стать сияющим, счастливым, улыбающимся, с приподнятым настроением. Как можно поднять своим друзьям и близким настроение? Правильно! Добрыми, нежными словами и комплиментами. Какие вы знаете комплименты? Дети встают в два параллельных ряда лицом друг к другу. Выбранный игрок проходит с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый игрок произносит добрые, нежные слова или комплименты. В результате из «мойки» выходит сияющий, улыбающийся игрок. Если дети затрудняются сказать комплимент, можно пожать руку или обнять ребенка.
Дальнейшее обсуждение:
- Легко ли говорить приятные вещи другим людям? Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры? Почему каждый достоин любви? Что-нибудь удивило тебя в этой игре?
«Десять секунд».
Цель: помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Ведущий: — Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.
- Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.
Распределиться на группы:
по длине волос
по цвету брюк и юбок;
по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
«С кем дружить?»
Задачи: Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
В левой стороне фланелеграфа девочка. Справой стороны фланелеграфа фото детей с разным выражением лица: злым, веселым, смеющимся, грустным, плачущим. Дети выбирают с кем девочка захочет дружить по их мнению, объясняют свой выбор.
Игра «Эмоции»
Задачи: Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
Ход: воспитатель показывает детям изображения эмоций - разные выражения лица : радость, страх, удивление, грусть, а дети называют, показывают их и соотносят с нужными рисунками: торт, разбитая ваза с цветами, злая собака, НЛО.
Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать радость (огорчение?
Дети: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл. (Когда поругали, поссорился с другом, подрался.)
«Хороший или плохой поступок»
Цель: развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.
Ход: Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на магнитную доску с тучкой (плохие поступки) или на доску с солнышком (хорошие поступки) и объясняют свой выбор).
«Коврик злости»
Ребенок вытирает ноги пока не улыбнется и пройдет у него
злость.
«Подушка – барашек» -
Ее можно просто пообнимать, прижаться к ней.
«Подушку для битья». (Для снятия агрессии)
Когда ребенок дерется, ему объясняют , что бить другого плохо, ему больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно.
«Стаканчик для гнева».
Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.
Консультация для родителей «Учите ребёнка дружить»
Умение дружить не дано человеку с рождения, это социальный навык, который мы осваиваем в течение всей жизни. Фундамент закладывается, как и все базовые умения, в нашем детстве, поэтому то, как будут складываться взаимоотношения вашего ребенка с людьми, зависит от родителей. Что включает в себя это емкое слово «дружить»? Дружба — это взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, общих интересах и увлечениях. Дружбу следует отличать от приятельства, хотя наличие у человека большого количества приятелей, на мой взгляд, говорит о коммуникабельности человека, умении находить общий язык с другими людьми, и это тоже очень хорошо. Приятелей может быть у человека много, приятелями можно считать людей, с которыми часто общаешься, которые вызывают симпатию и расположение. Настоящий друг чаще всего один. Это человек, которому полностью доверяешь, как себе, в котором уверен на все 100 %, знаешь, что на него всегда можно положиться, этот человек поможет в трудную минуту. Важно ли ребёнку иметь настоящих друзей или достаточно иметь много приятелей? На этот вопрос трудно ответить однозначно, но то, что ребёнок должен уметь дружить, и его обязательно нужно научить дружить – это однозначно. Ведь когда ребенок умеет дружить, он легко адаптируется в любом коллективе, ему комфортно с людьми и в обществе. Это помогает хорошо учиться и развивать свои таланты. Ребята, у которых появились в детстве друзья, более уверены в себе. Они учатся взаимопомощи и поддержке. Как правило, дружба между детьми рождается непроизвольно. Однако психологи рекомендуют, начиная с двухлетнего возраста, объяснять малышу, что такое дружба. Беседуя с ребёнком о дружбе, дружеских взаимоотношениях, полезно будет вместе с ребёнком читать рассказы, стихи, сказки, смотреть мультфильмы, например такие: «Кот Леопольд», «Золотая антилопа», «Чебурашка и Крокодил Гена», «Король Лев», «Жил-был пес…», «Тимка и Димка», «Раз – горох, два – горох…», «Радуга», «Однажды утром», «Чучело-мяучело», «Терем-теремок», «Каникулы Бонифация», «Ёжик в тумане», «Кораблик», «Приключения хомы», «Снеговик-почтовик», «Приключения кота Леопольда», «Умка ищет друга», «Самый большой друг», «Голубой щенок», «Подарок для самого слабого», «Последний лепесток», «Кот, который умел петь», «Заяц Коська и родничок», «Девочка и слон», «Три пингвина», «Приключения на плоту», «Таёжная сказка», «Грибной дождик», «Девочка и медведь».
- Беседа-консультация для родителей «Что такое хорошо, что такое плохо»
Для нас взрослых, обыденные вещи и события, предельно просты: если кто-
то в квартире спит, значит нельзя шуметь, если на улице идет дождь нужно
взять собой зонтик, во время еды нельзя разговаривать, и т.д
Однако, если речь идет о ребенке, то даже самые простые, на наш взгляд
вещи, могут быть им совершенно непонятны: взаимосвязь между некоторыми
предметами, очевидная для нас, для малыша пока невидна, ведь грань между
плохим и хорошим очень часто бывает размыта.
Час назад малыш, носился по квартире с мячом и мама при этом, только
приветливо улыбалась, а сейчас, когда он снова взялся за мяч после обеда –
она очень злится и требует прекратить игру. Ребенок, в недоумении кладет
мяч и берется за барабан – мама снова не довольна – почему?
Ведь час назад игра в мяч поощрялась и была на ее взгляд отличным
занятием? Дело, в том что, запрещая ребенку шумную игру с мячом, мама не
объяснила, что дело вовсе не в мяче, а в том, что маленькая сестричка легла
спать, и в квартире должна быть тишина, чтобы та смогла поспать. Зачастую,
взрослые формулируют свои мысли не четко, совершенно не объясняя
ребенку суть.
Объяснять, почему что-то «плохо», а что-то «хорошо» нужно ясно, понятно и
доступным ребенку языком.
Плохо – «потому что плохо»! или «потому что я так
сказала» это совершенно не аргумент. Дети очень
любопытны и любят конкретику в словах и действиях.
Поэтому, если сказать ребенку, что ходить по лужам
в босоножках - это «плохо», а в резиновых
сапогах – «хорошо», мы только подтолкнем его НА ТО,
что он попробует зайти в лужу без сапог и узнать,
почему это «плохо». Не следует забывать и собственный
пример. Думаю, все понимают, что совершенно
бесполезно рассказывать ребенку, что курить «плохо»,
если кто-то из родителей курит.
Какими бы вы доводами и аргументами не пользовались, ребенок, скорее
всего тоже будет курить, ведь вы для него – самый большой авторитет, и в
душе он твердо уверен, что родители никогда бы не поступили «плохо».
Отличный способ объяснить ребенку разницу, между «плохим» и «хорошим» -
обыграть некоторые моменты в игре.
Дети – учатся, играя – это истина, с которой, думаю, никто спорить не
станет. Поменяйтесь с малышом ролями - пусть он будет вашим родителем, а
вы ребенком. Придумайте ситуацию, в которой ему требуется объяснить вам,
что делать можно, а что нет. Таким образом, кроха сам будет учиться смотреть
на ситуацию с разных сторон, а также делать выводы и принимать решения.
Обязательно спрашивайте, почему именно это «хорошо», а это «плохо», учите
его выстраивать логические цепочки. Малыш должен понять, что зачастую, нет
четкой грани, между «хорошим» и «плохим». Обязательно хвалите ребенка
все попытки, пусть не всегда удачные, всегда говорите ему о том, что он
обязательно справится! Удачи вам и вашим детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для социально-личностного развития дошкольника
Картотека поможет педагогу в работе над социальн-личностным развитием дошкольников...
Картотека игр для социально – личностного развития детей
Развитие навыков общения детей через игры....
Картотека игр для социально-личностного развития дошкольников.
Социальное развитие связано с формированием Я-концепции, т.е. осознанием ребенком себя как личности. Задачами социального развития дошкольников, по мнению С.А. Козловой, являются следующиеФормиро...
Картотека игр для социально-личностного развития дошкольника
Картотека игр для социально-личностного развития дошкольника...
Картотека игр: для социально-личностного развития дошкольников.
Картотека игр: для социально-личностного развития дошкольников....