Картотека театральных игр и этюдов
картотека (средняя группа)
Картотека театральных игр и этюдов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
katoteka_teatralnyh_igr_i_etyudov.docx | 24.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Измени голос»
Цель: развить внимание, наблюдательность, воображение детей.
Дети приветствуют друг друга от имени любого придуманного или сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос.
Игра «Где мы были, мы не скажем»
Цель: способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел; обучать согласованным действиям.
Дети выбирают водящего, который уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе
с воспитателем договариваются, кого или что они будут изображать. Затем приглашают водящего, который входит со словами: «Расскажите, где вы были, что вы делали». Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! (если
действие). Кого видели, покажем (если животное) и т. д». Во время игры педагог помогает н6айти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать.
Подвижная игра «Смелые мышки»
Цель: развивать выразительность жестов и мимики.
Сначала дети слушают стихотворение:
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть который час.
Раз-два-три-четыре –
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон…
Убежали мышки вон.
Педагог предлагает детям превратиться в мышек и выразительно изобразить их, используя жесты и мимику.
Подвижная игра «Дождь»
Цель: обучать детей умению согласовывать свои действия с другими детьми; развивать воображения.
Детям дается возможность представить и изобразить, как капли дождя стучат по крыше, дороге. Показать, как дети шлепают по лужам, хлопают в ладоши и веселятся
после дождя. Далее педагог объясняет, что в игре вместо дождя будет звучать музыка, напоминающая журчание воды, звон капелек. Когда музыка звучит, все дети
шлепают по лужам (из картона или воображаемым). Как только музыка закончится,
значит – надвигается «гроза» – все собираются вместе под крышей (зонтом). Детям
предлагается изобразить «грозу» (постукивающие движения кулаками, хлопки в ладоши). В тот момент, когда дети изображают грозу, педагог говорит:
Гром повсюду, гром гремит,
В небе молния блестит!
Кончилась гроза, и мы опять,
Будем весело играть!
Игра «В гостях у бабушки»
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса.
Педагог, встречает детей и говорит, что сегодня к ним в гости обещала прийти необычная гостья – бабушка Забава, которая любит играть и веселиться.
Предлагает позвать бабушку Забаву словами:
Здравствуй, бабушка Забава,
В гости ждем тебя сюда!
Приходи к нам поиграть,
Веселиться, хохотать.
Тсс-с, тихо, тишина.
Может, бабушка пришла?
Педагог просит детей очень тихо, на цыпочках, поискать бабушку, жестом призывая
к соблюдению тишины. Далее педагог «находит» бабушку (надевает фартук и платок)
и действует от ее имени.
Бабушка Забава хочет познакомиться с детьми и подружиться. Предлагает поиграть.
Дети встают в круг. До кого бабушка Забава дотронется, тот называет свое имя. После этого бабушка Забава интересуется, как дети узнают друг друга при встрече
(подсказать детям, что у каждого есть свои особенности).
Игра «Диктор»
Цель: развивать внимания, наблюдательность.
Один ребенок описывает кого-то из детей, остальные по приметам угадывают. Игра
повторяется несколько раз. Водящие меняются.
Игра «Изобрази героя»
Цель: развивать выразительности движений, жестов, мимики, голоса.
Ведущий предлагает изобразить сказочных персонажей, напоминая, что у каждого
из них свои особенности, по которым их легко узнать:
Лиса, лисонька-лиса,
Шубка очень хороша!
Рыжий хвост, хитры глаза,
– Люблю курочек – да-да!
Петя, Петя-петушок!
Золоченый гребешок!
Как увидишь ты зарю,
Закричишь: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышли зайки погулять,
Стали прыгать и играть.
Неуклюжий, косолапый
Ходит по лесу медведь.
Если спросят. Что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть!».
Дети изображают разных персонажей.
Игра «Хитрый маленький зверек»
Цель: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции, память.
Педагог предлагает детям представить, что все они разные зверята, и сидят в клетках в зоопарке. Одного из детей выбирают на роль посетителя зоопарка. Он будет
стоять в центре, и делать различные движения и жесты. «Зверята» передразнивают
посетителя, точно повторяя его жесты и движения. «Посетителя» выбирают с помощью считалки:
Над лучами, над водой
Хлынул дождик проливной.
А потом повисло в небе коромысло.
Ребятишек радует золотая радуга. «Посетители» в течении игры меняются несколько раз.
Игра «Скажи о друге ласковое слово»
Цель: формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Педагог собирает детей в хоровод со словами:
В хоровод. В хоровод
Здесь собрался народ!
Раз-два-три – начинаешь ты!
Вслед за этим педагог берет в руки надувное сердечко и ласково обращается к рядом стоящему ребенку. Например: «Сонечка, доброе утро!». Педагог уточняет, какие
ласковые и добрые слова мы можем произносить, когда обращаемся к своим друзьям (Здравствуй, как я рад(а) тебя видеть; какие красивые у тебя волосы; у тебя
нарядная рубашка и пр.) После этого дети снова идут по кругу с песенкой. Педагог
передает сердечко следующему ребенку, который должен, в свою очередь, ласково
обратиться к рядом стоящему малышу.
Игровая пляска «Лучшие друзья»
Цель: обучать детей умению согласовывать свои действия с текстом и с другими
детьми.
Педагог разбивает детей по парам. Дошкольники повторяют текст и движения
за педагогом.
Поплясать становись и дружку поклонись (2 раза).
Будем все приседать: дружно сесть и дружно встать (2 раза).
Машут ручки ребят – это птички летят (2 раза).
Топни ножкой одной и притопни другой (2 раза).
Ручки – хлоп, ручки – хлоп, еще раз: хлоп да хлоп (2 раза).
Вот и кончился пляс, поклонись еще раз (2 раза).
Игра «Что я умею»
Цель: способствовать развитию памяти, чувства правды.
Педагог встречает детей и предлагает поиграть в игру «Я умею…».
Дети, передавая мяч друг другу, говорят о том, что они умеют делать.
Первым игру начинает взрослый (например: «Я умею веселиться» и т. д.)
Игра на интонирование слов
Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.
Педагог предлагает детям с различным интонированием проговорить привычные
слова:
«здравствуйте» – радостно, приветливо, небрежно, угрюмо;
«до свидания» – с сожалением, с огорчением или надеждой на скорую встречу;
«спасибо» – уверенно, нежно, нетерпеливо, обиженно;
«извините» – неохотно, с раскаянием.
Игра «Изобрази вкус яблока»
Цель: развивать выразительность мимики, воображения.
Педагог предлагает детям имитировать, как они кусают яблоко, изображая мимикой,
какое оно, по их мнению, на вкус.
Причем первым начинает взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горькое,
вкусное и т. д.).
Педагог нацеливает детей на то, что каждому может показаться яблоко на вкус разным, и от этого будет зависеть мимика.
Игра-пантомима «Утка»
Цель: развивать пантомимические навыки, мелкую моторику рук.
Педагог читает стихотворение:
Пестрая утка на камне сидела,
Утка пугала в реке пескаря:
В толстую дудку утка гудела «Кря, кря, кря!».
Во время чтения дети стоят, заложив руки за спину, переваливаются с боку на бок.
Реплику утки говорят громко все вместе.
Педагог встает в отдалении от детей и зовет их, поставив на пол воображаемую миску с кормом: «Утятки мои, идите ко мне. Я вас покормлю». Педагог уточняет и показывает: как ходят утки, как они машут крыльями, вытягивают шеи, едят.
Игра-пантомима «Лиса»
Цель: развивать пантомимические навыки, умение свободно двигаться.
Педагог предлагает детям во время чтения стихотворения изобразить характерные
особенности движений, голоса, мимики лисы, побуждая показать наиболее выразительный образ:
Ступает мягко, хитрее всех,
Пушистый хвост, рыжий мех!
Голосом ласковым говорит она.
Что за красавица эта лиса!
Игра-пантомима «Угадай, кого покажу»
Цель: развивать пантомимические навыки, умения отождествлять себя с заданным
персонажем.
Педагог предлагает детям разделиться на две команды: одни дети изображают,
а другие угадывают.
Пантомимически, передавая характерные особенности, иногда, помогая голосом,
дети показывают щенка, петуха, мышонка, собаку, пчелу, кошку, лягушку.
Затем дети меняются.
Игра-пантомима «Угадай, кого встретил щенок?»
Цель: обучать умению свободно двигаться, используя всё окружающее пространство;
формировать навыки импровизации.
Педагог предлагает детям самостоятельно выбрать персонаж из сказки В. Сутеева
«Кто сказал «мяу»?» и, храня свой выбор в секрете, изобразить его путем имитации
движений.
Игра повторяется по желанию детей, т. к. одного и того же героя каждый ребенок
изображает по-своему.
Упражнение «Маленький народ»
Цель: развивать выразительность мимики.
Дошкольники повторяют движения за педагогом.
Тра-та-та. Тра-та-та
Растворились ворота
А из этих из ворот
Вышел маленький народ.
Один дядя вот такой (нахмурить брови)
Другой дядя вот такой (удивленно приподнять брови, приоткрыть рот)
Третий дядя вот такой (сделать брови
домиком, опустить уголки губ)
А четвертый вот такой
(широко улыбнуться)
Одна тетя вот такая
(поправить воображаемые очки)
Другая тетя вот такая
(причесывать волосы)
Третья тетя вот такая
(смотреть в зеркало)
А четвертая такая (подбочениться)
Один мальчик вот такой (высунуть язык)
Другой мальчик вот такой (прищурить
один, потом другой глаз)
Третий мальчик вот такой (приоткрыть
рот, движение языком вправо-влево)
А четвертый вот такой (надуть щеки).
Игры на развитие выразительной мимики
Цель: учить использовать выразительную мимику для создания яркого образа.
1 Попробовали соленый чай.
2 Едите лимон.
3 Сердитый дедушка.
4 Лампочка потухла, зажглась.
5 Грязная бумажка.
6 Тепло-холодно.
7 Рассердились на драчуна.
8 Встретили хорошего знакомого.
9 Обиделись.
10 Удивились.
11 Испугались забияку.
12 Лукавим (подмигиваем).
13 Кошка (собака) выпрашивает колбасу
14 Грустим.
Пантомима
Цель: учить детей элементам искусства пантомимы; развивать выразительность мимики;
совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.
1 Одеваемся на улицу. Раздеваемся.
2 Моем посуду. Вытираем.
3 Мама с папой собираются в театр.
4 Как падает снежинка.
5 Как скачет солнечный зайчик.
6 Рыбалка: сборы, поход, добывание
червей, закидывание удочки, лов.
7 Разводим костер: собираем разные
ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Потушили.
8 Лошадка: бьет копытом, встряхивает
гривой, скачет (рысью, галопом).
9 Волк крадется за зайцем. Не поймал.
10 Котенок на солнышке: жмурится, нежится.
11 Обиженный щенок.
12 Поросенок в луже.
13 Зуб болит.
14 Принцесса капризная, величественная.
15 Бабушка старенькая, хромает.
16 Холодно: мерзнут ноги, руки, тело.
17 Ловим кузнечика. Ничего не получилось.
18 Гадкий утенок, его все гонят (голова
опущена, плечи сведены назад).
Этюды на общение
Цель: развивать речь и моторику, формировать навыки импровизации.
Задания (в руках у детей куклы бибабо или обыкновенные игрушки).
1 Куклы встречаются друг с другом и:
а) здороваются, б) спрашивают друг друга о здоровье, в) прощаются.
2 Одна кукла нечаянно толкнула другую. Надо попросить прощения и, соответственно, извинить.
3 Кукла празднует день рождения. К ней приходят её друзья и:
а) поздравляют с днём рождения и дарят подарки.
б) кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу.
в) один из гостей опоздал: попросить прощение за опоздание.
г) один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот, разыграть действия
хозяев и провинившегося.
4 Некоторые задания можно предложить детям исполнить без кукол:
а) объяснить «маме», почему испачкана одежда после посещения детского сада;
б) извиниться перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройки из песка.
Этюды на развитие творческого воображения
Цель: развивать творческое воображение и речь.
1 Перевёрнутый ящик-телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто
какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит.
2 Передать книгу друг другу так, как будто это: кирпич; кусок торта; бомба;
фарфоровая статуэтка и т. д.
3 Взять со стола карандаш так, как будто это: червяк; горячая печёная картошка;
маленькая бусинка.
4 Выполнять различные движения: чистить картошку; нанизывать бусы на нитку;
есть пирожное и т. д.
5 Игра «Зеркало». Дети распределяются на пары и договариваются, кто будет
«Зеркалом», и кто – «Человеком, смотрящимся в зеркало». Далее дети принимают
любые позы, а «Зеркало» повторяет их с максимальной точностью. После 3-4 поз
партнёры меняются местами.
Этюды – настроения
Цель: развивать умения передавать эмоциональное
состояние с помощью мимики и жестов.
Грустное настроение – брови сведены, глаза потуплены, смотрят вниз, уголки рта слегка опущены.
Настроение радости – веселые глаза, приподнятые
уголки рта.
Этюд «Мышонок хочет играть с друзьями»
Цель: проиграть проблемную ситуацию из жизни.
Мышонок подбегает к друзьям, а они отворачиваются от него
Этюд «Хвастливый заяц»
Цель: развивать умения передавать характер
с помощью движения, мимики, голоса.
Заяц гордо хвастается. Голова откинута назад.
Голос громкий, уверенный.
Этюд повторяется несколько раз разными детьми.
Этюд «Изобрази жестом»
Цель: развивать выразительность жестов, движений,
мимики.
Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий», «маленький»,
«там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди
сюда», «уходи отсюда», «тише» и др.
Этюд «Мышонок мирится с друзьями»
Цель: проиграть ситуации из жизни.
Мышонок подбегает к зайцам, белкам, другим
животным, которых дети могут выбрать по желанию,
и говорит им вежливые слова.
Этюд «Невоспитанный мышонок»
Цель: проиграть проблемную ситуацию из жизни.
Мышонок идет по лесу. С ним здороваются зайцы,
белки, а он отворачивается
Этюд «Глухая бабушка»
Цель: развивать выразительность жестов, мимики.
Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит.
Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?»,
«Где мама?» и т. п. Ребенок жестами отвечает.
Этюд «Ласка»
Цель: развивать умение выражать свои чувства.
Детям предлагается показать, как они любят свою
игрушку, котеночка, собаку и т. д.
Этюд «Вкусная конфета»
Цель: развивать выразительность жестов, движений,
мимики.
У педагога в руках воображаемый кулек с конфетами.
Он протягивает его по очереди детям.
Они берут по одной конфете, жестом благодарят, разворачивают обертку и берут конфету в рот, показывая мимикой и жестами, какие они на вкус.
Игра-пантомима «Гордый петушок»
Цель: развивать выразительность жестов, движений,
мимики, голоса.
Исполнитель идет, высоко поднимая ноги, хлопает
крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и пр.
Этюд «Тише»
Цель: развивать выразительность жестов, движений,
мимики.
Два мышонка должны перейти дорогу, на которой
спит котенок. Педагог предлагает детям так перейти
дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «Тише!».
Игра-пантомима «Озорной щенок»
Цель: развивать пантомимические навыки и творческое воображение.
Исполнитель вскакивает, кивает головой, машет
хвостом и пр.
Игра-пантомима «Злая собака»
Цель: развивать пантомимические навыки и творческое воображение.
Исполнитель с широко открытыми глазами зло
рычит, лает
Игра-пантомима «Пугливый мышонок»
Цель: развивать пантомимические навыки и творческое воображение.
Ребенок сжимается в комочек с испуганным выражением мордочки, пытается спрятаться, стать незаметным.
Игра-пантомима «Щенок ищет»
Цель: развивать пантомимические навыки и творческое воображение.
Исполнитель заглядывает под стол, стул, оглядывается, прислушивается, вертит головой и т. д.
Игра-пантомима «Лягушка»
Цель: развивать пантомимические навыки, творческое
воображение.
Исполнитель приседает, растопырив «лапки», неторопливо прыгает и квакает.
Игра-пантомима «Озорная кошка»
Цель: развивать пантомимические навыки и творческое воображение.
Изображающий выгибает спину и с бегающими
глазами шипит и фыркает.
Игра-пантомима «Пчела»
Цель: развивать пантомимические навыки и творческое воображение и тренировать произношение
звуков.
Ребенок со злым выражением лица машет
«крыльями», жужжит «Уж-ж-жалю!»
Игра-пантомима «Пойми меня»
Цель: развивать пантомимические навыки.
Педагог дает детям задание загадать любого персонажа из сказки В. Сутеева «Яблоко», но держать свой
замысел в секрете. Затем загадавшему нужно
изобразить своего героя, а детям отгадать,
обосновывая ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека театрально-игровых этюдов
картотека...
картотека театральных этюдов,игр
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы н...
КАРТОТЕКА ТЕАТРАЛЬНЫХ ИГР И ЭТЮДОВ
Театрализованные игры позволяют ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким обр...
Картотека театральных этюдов для детей младшего дошкольного возраста
Картотека театральных этюдов для младшей группы детского сада...
картотека театрально игровых этюдов для малышей
картотека театральных игр для детей...
Картотека театральных этюдов для детей дошкольного возраста
Принимая участия в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В про...
Картотека театрально игровых этюдов для детей младшего дошкольного возраста
Игры и ситуации для детей 3 -4 лет...