Мы играем в «Самолет» круглый год
проект (средняя группа)

Громова Анжелика Аркадьевна

Актуальность.

«Теперь дети не играют, а учатся. Они всё учатся, учатся и никогда не начнут жить»  А. Грин

  Современные психолого-педагогические исследования детской игры показывают  явную тенденцию «угасания» самостоятельной детской игры.

   Основной причиной данной тенденции является интенсивное изменение социально-культурных условий жизни современного ребёнка. Эти изменения напрямую отражаются в детской игре -  потеря интереса детей к миру взрослых, в силу объективных причин приводит к  сужению игровых интересов детей, скудности игровых сюжетов, неумению играть.

   Ряд причин «угасания» детской игры находятся непосредственно в самой ДОО:

- недостаточное время на самостоятельную игру в распорядке дня ДОО

- отсутствие постоянного разновозрастного детского сообщества, как необходимого условия  возникновения и развития сюжетно – ролевой игры

- недостаточное методическое сопровождение организации сюжетно – ролевой игры в ДОО, отвечающие современным условиям и требованиям

-  игровая  компетенция воспитателя не является основной в определении квалификации его профессиональной деятельности

     Но природа ребёнка дошкольного возраста, закономерности его развития остаются неизменными. Следовательно, сюжетно – ролевая игра для современного ребёнка и сегодня основная «школа жизни». Это отражено в ФГОС  ДО  в определении игры как «сквозного механизма» развития ребёнка.

Для решения задачи организации сюжетно – ролевой игры на современном этапе в ДОО необходимы новые подходы и новые педагогические технологии. Именно это направление лежит в  основе нашего педагогического опыта.   Нами разработана и внедряется педагогическая технология организации сюжетно – ролевой игры в объединённой РВГ ДОО.                

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kriteriy.docx66.52 КБ

Предварительный просмотр:

  9 критерий.

Личный вклад в повышение качества образования и внедрение новых образовательных технологий на основе совершенствования методов обучения и воспитания, участия в инновационной деятельности воспитателя МДОУ «Детский сад №27» г. Кириши Громовой А.А.

Педагогическая технология организации сюжетно – ролевой игры в объединённой разновозрастной (РВГ) группе ДОО.

Тема :  Мы играем в «Самолет» круглый год .

Актуальность.

«Теперь дети не играют, а учатся. Они всё учатся, учатся и никогда не начнут жить»  А. Грин

  Современные психолого-педагогические исследования детской игры показывают  явную тенденцию «угасания» самостоятельной детской игры.

   Основной причиной данной тенденции является интенсивное изменение социально-культурных условий жизни современного ребёнка. Эти изменения напрямую отражаются в детской игре -  потеря интереса детей к миру взрослых, в силу объективных причин приводит к  сужению игровых интересов детей, скудности игровых сюжетов, неумению играть.

   Ряд причин «угасания» детской игры находятся непосредственно в самой ДОО:

- недостаточное время на самостоятельную игру в распорядке дня ДОО

- отсутствие постоянного разновозрастного детского сообщества, как необходимого условия  возникновения и развития сюжетно – ролевой игры

- недостаточное методическое сопровождение организации сюжетно – ролевой игры в ДОО, отвечающие современным условиям и требованиям

-  игровая  компетенция воспитателя не является основной в определении квалификации его профессиональной деятельности

     Но природа ребёнка дошкольного возраста, закономерности его развития остаются неизменными. Следовательно, сюжетно – ролевая игра для современного ребёнка и сегодня основная «школа жизни». Это отражено в ФГОС  ДО  в определении игры как «сквозного механизма» развития ребёнка.

Для решения задачи организации сюжетно – ролевой игры на современном этапе в ДОО необходимы новые подходы и новые педагогические технологии. Именно это направление лежит в  основе нашего педагогического опыта.   Нами разработана и внедряется педагогическая технология организации сюжетно – ролевой игры в объединённой РВГ ДОО.                

Основные факторы, определяющие создание и внедрение педагогической технологии организации сюжетно – ролевой игры в объединённой РВГ ДОО.

     К основным факторам относятся:

  • социальная среда РВГ
  • принципы и закономерности развития сюжетно – ролевой игры в РВГ
  • отличительные особенности сюжетно – ролевой игры в РВГ
  • новые подходы в педагогической деятельности воспитателя в организации сюжетно – ролевой игры в РВГ.

   Социальная среда объединённой РВГ – естественная, комфортная среда для возникновения и развития самостоятельной детской игры. РВГ ДОО – это особое социальное разновозрастное детское сообщество от 2 до 7 лет для которого  характерна  неразрывность формирования социально-личностного и игрового опыта ребёнка. Сюжетно – ролевая игра как вид деятельности не возникает спонтанно, а передаётся другими людьми, которые умеют играть. Наличие в РВГ постоянных носителей игрового опыта и нескольких поколений детей – это естественный источник  возникновения и развития у детей игровых интересов и возникновения и развития  самой настоящей детской игры. А значит, рождению преемственности игрового опыта, игровых традиций, детского «кодекса» игры. Начало каждого учебного года связано со сменой реальных ролевых позиций детей РВГ, самые старшие ушли в школу, в группу пришли самые младшие. Кто из детей в прошлом году был старшим, стал самым старшим, кто был младшим, стал старшим, кто был самым младшим, стал младшим. Новая  реальная  роль  проецируется на его игровую деятельность и  игровую роль ребёнка

 Мир сюжетно – ролевой игры в РВГ разноуровневый:

  • ребёнок - наблюдатель за игрой других детей, пассивный участник, активный участник, партнёр, старший партнёр, наставник,   разнообразный по тематике, содержанию сюжетов, составу участников.

 Следовательно, в РВГ ребёнок, независимо от его возрастных характеристик и его уровня игровой компетенции имеет реальные возможности  свободного выбора и развития самостоятельной игровой деятельности.  

 Основные принципы организации сюжетно-ролевой игры – свобода, самостоятельность, совместная деятельность полностью совпадают с  принципами организации жизнедеятельности детей в РВГ – свобода, самостоятельность, совместная деятельность, которые объединены общим интересом, общим содержанием, общей задачей.

Закономерности развития сюжетно – ролевой игры в РВГ. Наряду с общей закономерностью развития сюжетно – ролевой игры -это «волнообразный» характер её развития, который предполагает развитие игры как движение вперёд: от возникновения игрового интереса, непосредственно самой игре и её естественному завершению. Есть другая закономерность  развития сюжетно –ролевой игры – это развитие сюжетно – ролевой игры «поспирали», которая предполагает не только развитие игры как движение вперёд, но и возвращение к прошлой игре на новом уровне понимания и осознания этой прошлой игры на протяжении всего дошкольного детства.

Отличительные особенности сюжетно – ролевой игры в РВГ – это

самообеспечение

- самоорганизацией игры

- самораразвитием игры

-саморегуляцией как самого игрового сообщества, так и конкретного ребёнка

- самоопределением самого ребёнка

- «политематизмом» игры.

Новые подходы в педагогической деятельности воспитателя в организации сюжетно-ролевой игры в РВГ.

  • Качественно новый подход в целеполагании организации сюжетно-ролевой игры в РВГ:  смещение акцента с создания условий для развития сюжетно – ролевой игры к использованию условий РВГ для развития сюжетно-ролевой игры
  • Игровая компетенция как основная компетенция профессиональной квалификации воспитателя. В РВГ  игровая компетенция воспитателя имеет ряд особенностей:
  • Проявлять непосредственный интерес к самостоятельным сюжетно-ролевым играм детей РВГ.
  • Изучение и знание закономерностей, особенностей сюжетно – ролевой игры в РВГ.
  • Определять баланс адресной помощи и поддержки  в развитии сюжетно-ролевой игры за пределами самой игры (до начала игры, после её окончания).
  • Способность  самому учится играть у детей (тематика, содержание и т. д.)
  • Способность играть самому: быть в процессе игры  игроком, а не «обучателем» в игре.
  • Владеть педагогической импровизацией, как способностью при наличии цели находить способы достижения в самом процессе достижения этой цели (при необходимости: обращении детей, изменение условий).
  • Уметь вести регулярное  наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей РВГ, анализировать данные наблюдения, прогнозировать развитие сюжетно-ролевой игры (на ближайшую отдалённую перспективу, для всей группы, подгруппы детей, конкретного ребёнка)
  • Уметь «прокладывать» игровые маршруты для всех детей РВГ, подгрупп, конкретного ребёнка.
  • Уметь создавать «банк» детских игр РВГ, детских игровых идей, проблем детской игры.
  • Находить и использовать каналы трансляции о сюжетно-ролевых играх детей РВГ непосредственно в самой группе, а так же за её пределами.  

Развитие игры «Самолёт» в объединённой РВГ.

     Стратегия развития игры в «Самолёт» - «главенство»  жизненных, игровых интересов детей РВГ.

Анализ  педагогических наблюдения за игрой детей РВГ в «Самолёт» показал:

  • -сохранение устойчивого  интереса к данной игре на протяжении 10 лет.  Значит, данную игру можно характеризовать как любимую детьми, традиционную, отражающую профессиональную деятельность взрослых,
  • основные источники возникновения и сохранения интереса к игре –

непосредственный жизненный опыт детей разного возраста группы (большинство детей регулярно летают на самолете, наиболее активно в летние каникулы, готовятся, вместе с родителями к предстоящему полёту на самолёте). Рассказы о путешествии на самолёте старших детей младшим, тем, кто не летал сам. Непосредственно сама игра детей в «Самолёт», общий интерес к государственному  празднику «День защитника Отечества», рассказы, чтение художественной литературы, просмотр тематических видеоматериалов.

  • цикличность игры в «Самолёт»  на протяжении учебного года:

1-й цикл – (начало учебного гола) третья, четвёртая неделя сентября.               Источник игрового интереса детей – жизненный опыт детей: полёт на самолёте возвращаются с летних отпусков. Эпицентром игры является сам полет на самолёте – прилёт на самолёте домой. Основные организаторы и  участники  игры   –   дети 4-7лет.

В начале каждого учебного года прослеживается общая тенденция вхождения младшего  ребёнка  в сюжетно-ролевую игру в РВГ,  как начало формирования его игрового опыта. Вновь пришедший младший  ребёнок наблюдает  за игрой «Самолёт» других детей на всех этапах её развития. Он может быть, по своему желанию или приглашению старших детей:

 пассивным участником– его  игровая роль:  «ребёнок» одного из пассажиров, «младший брат или сестра пассажира»

участник игры – игровая роль «самостоятельный пассажир» по своей инициативе или приглашению других детей.

Младший ребёнок принимает правила придуманными организаторами игры.  

Его игровое поведение подчинено  этим правилам.

2-й цикл игры  - (середина учебного года) вторая, третья неделя февраля. Источник игрового  интереса детей – жизненный опыт детей: общая атмосфера подготовки к празднику и сам  праздник «День защитника Отечества». Эпицентр игры «Самолёт» – военная авиация, российский  военный самолет. Организаторы и участники игры «Лётная школа» – мальчики 4- 7 лет (иногда в игре участвуют некоторые старшие девочки).

 Младший  ребёнок  продолжает наблюдать за игрой «Самолёт» других детей на всех этапах её развития. Это период накопления им игрового опыта Он может быть, по своему желанию или приглашению старших детей:

 пассивным участником– его игровая роль «зритель авиашоу»,  «брат, друг лётчика»

участник игры – игровая роль «ученик лётной школы» по своей инициативе или приглашению других детей.

Младший ребёнок уже не только принимает, но и во многом понимает правила сюжетно – ролевой игры, организованной другими детьмиЕго игровое поведение подчинено правилам придуманными организаторамиигры.

3-й цикл  - (окончание учебного года) третья, четвёртая неделя апреля. Источник интереса – жизненный интерес детей: подготовка детей и родителей к путешествию на майские праздники и летние каникулы, прошлый  игровой опыт игры в «Самолёт».Эпицентр игры – подготовка к путешествию, игра «Турагенство»,  игра в «Самолёт» как следствие предстоящего путешествия.   Организаторы и участники  игры «Самолёт»  – дети  3,5 -7лет.

 В конце  учебного года, качественные преобразования игровой роли младшего ребёнка: принятие, понимание и  осознаниеим своего игрового поведения в сюжетно – ролевой игры, хотя его поведение внешне подчинено правилам игры, придуманными организаторами игры.

  • Периодически, в течение года,  возникает разновидность игры «Самолёт» - «Самолёт МЧС»

Педагогическая технология организации сюжетно-ролевой игры «Самолёт»       в объединённой РВГ ДОО.

     Стратегия педагогической технологии –  педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой  игры «Самолёт»  в РВГ.

Этапы  педагогической технологии организации сюжетно-ролевой игры в  объединённой РВГ:

  1. Обогащение представлений детей по теме сюжетно – ролевой  игры.
  2. Организация сюжетно-ролевой игры
  3. Самостоятельная игровая деятельность детей.  

Этапы педагогической технологии каждого цикла сюжетно-ролевой игры «Самолёт» в РВГ начала учебного года, в середине и конце.

Этапы педагогической технологии  первого цикла сюжетно-ролевой игры  «Самолёт»- начало учебного года.

1 этап. Обогащение представлений детей, связанных с сюжетом игры «Самолёт.

Задачи воспитателя:

- поощрять желание детей делиться своими впечатлениями о полёте на самолётё

- развивать познавательный интерес детей  к пассажирскому самолёту (строение, назначение)

- воспитывать уважительное отношение детей к лётным профессиям (командир экипажа, штурман, бортинженер, стюардесса)

- сотрудничать с детьми в поиске необходимой информации о самолёте, полёте на самолёте

- способствовать развитию творческих способностей детей (в речи, игре, продуктивной деятельности) по теме «Полет на самолёте»

Задачи детей:

-  делиться своими впечатлениями о полёте на самолёте, выражать свое отношении к полёту на самолёте

- проявлять   активность, инициативу в тематических беседах, разговорах, играх

-  проявлять  интерес,  уважительное отношение  к  работе летного экипажа

- самостоятельно или с помощью взрослого вести поиск необходимой информации о полёте на  самолёте

- проявлять  творческую активность и инициативу в самостоятельной и совместной деятельности в процессе обогащения представлений о самолёте

Формы работы:

- общая беседа, ситуативный разговор (воспитателя с детьми, старшего ребёнка с ровесниками, старших и младших и т. д.).  Темы бесед и разговоров: «С кем и куда летал, на каком самолёте»,  « Какими были ощущения во время полёта»,  «Мой полёт и время суток», «Мой первый полёт», «Я летал не первый раз», «Прямой рейс, с пересадкой» и т. д.

- традиционная  форма работы РВГ:презентации детей «Заметки путешественника» - путешествие на самолете, сделанные с помощью родителей, старших братьев, сестёр

- рассматривание фотографий, связанных с полётом на самолёте, рассказ детей по фотографиям

- речевые игры «Расскажи сам, спроси другого», «Ты спроси, а я отвечу»

- чтение В. Голявкин «Как мы на самолёте летали», М. Шкурина «Первый полёт Кирюши», Ю. Свешников «Мы играем в самолёт»

- загадки про самолёт

- работа с картой мира, глобусом – маршруты путешествий этого года  со старшими детьми

- наблюдение за самолётом на прогулке. Младшие дети – что летит, где летит, как летит. Для старших детей -  какой самолёт, возможный маршрут (ориентировка в пространстве) из СПб в СПб.

- подвижная игра «Самолёт загудел», динамическая пауза «Мы садимся в самолёт»

- игры на развитие балансировки

- рисование, темы «Я рисую самолет», «Самолёты в небе»,  «Поднимаемся по трапу», «Встреча с стюардессой»

- развивающие  тематические игры «Чего не хватает», «Что не так», «Рассади пассажиров», пазлы, «Прикрепи пропеллер» и т. д.

-  упражнения на развитие творческих способностей:

слушание «голоса самолёта» гул, рев, рокот,

рисование песком «Мой полет», «Ночной полёт»

пантомимические загадки «Кто я?» - члены летного экипажа, пассажир, «Я – самолёт»

2 этап первого цикла. Организация сюжетно-ролевой игры «Самолёт».

Задачи воспитателя:

- определять  игровой  интерес детей (сюжет «Полёт на самолёте», тема сюжета «Беспересадочный полёт к Чёрному морю»)

- помогать (при необходимости) детей  в их рассуждениях, договоре  о предстоящей игре (во что играть, как, где, с кем)

- поощрять самостоятельное определение и распределение игровых ролей детьми (летный экипаж, пассажиры)

- побуждать к обсуждению и моделированию  различных ситуаций (знакомых, не знакомых детям), связанных с полётом на самолёте

- способствовать развитию детских умений организовывать игровое поле (выбор места для игры «Самолёт», масштаб игрового поля,  строительный материал, конструкция самолёта)

-  побуждать  детей к самостоятельному решению возникающих ситуаций в процессе организации игры «Самолёт»  (замена некоторых атрибутов, изготовление новых и т. д.)

- формировать умение детей обращаться за помощью (при необходимости) к другим детям, взрослым (в какой форме будет  обращение ребёнка,  формулирование ребёнком необходимой помощи,  в какой форме будет  благодарность ребёнка)

Задачи детей:

- выражать  игровойинтерес к игре в «Самолёт»

- самостоятельно выбирать тему игры «Полет на самолёте к Чёрному морю», проявлять и выражать своё желание играть в конкретную игру.

- уметь вести договор о предстоящей игре,  определять перспективу игры (как будем играть, где, когда, с кем)

- обсуждать игровые роли, и распределять их (лётный экипаж, пассажиры).  -- уточнять характер и формы взаимодействия и взаимоотношений участников предстоящей игры.

- обсуждать и моделировать разные ситуации,  связанные с игрой  «Полёт на самолёте к Чёрному морю»  (знакомые детям, не знакомые)

- планировать  и организовывать игровое поле предстоящей игры.

- определять степень нужности  помощи извне (в чём, почему),  уметь обращаться за помощью к другим детям, взрослым

Формы работы:

- традиционная форма «Игровая копилка» сюжетно – ролевых игр группы,  игровой опыт других детей прошлых лет, собственный игровой опыт детей прошлого года игры «Самолёт»  (как строили самолёт, кто кем был, что было интересным,  и т. д.),

 -традиционное игровое упражнение  «Полетим на самолёте» (в музыкальный зал, в физкультурный зал). Имитация салона пассажирского самолёта, его устройства, Пилот впереди (он руководит направлением полёта, взлётом, скоростью полёта, приземлением), кто из пассажиров и с кем в передней части самолёта, в середине, в хвосте.

- обсуждение возможных ситуаций интересующих детей, связанных с полётом на самолёте:

ситуации, которые происходили с ними

ситуации, которые они наблюдали во время полёта

ситуации, о которых они слышали

ситуации, придуманные детьми

ситуации, рассказанные воспитателем.

- практическое моделирование знакомых и не знакомых ситуаций детьми(с помощью воспитателя), которые могут возникнуть в игре «Самолёт»:  пассажир опоздал на рейс, забыл билет или  доверенность на ребёнка, пассажиру стало плохо во время полёта, у ребёнка заложило ушки, «болтанка» во время полёта, проблема с шасси самолёта, посадка самолёта по метеоусловиям на другом аэродроме и т. д.

-  практические  самостоятельные действия  детей (по предварительному плану игры или  без предварительного плана) по организации игры «Самолёт»:

определение  и выбор места игры в группе, каким будет самолёт – большим, маленьким, из чего строить  самолёт из модулей,  напольного строителя, стульев, мата и т.д. Распределение ролей – командир экипажа, второй пилот, стюардессы, кто, кем будет, что будет делать.   Предполётная подготовка каждого члена экипажа, своего рабочего места. Оповещение «пассажиров» о маршруте  времени отлёта. Параллельно с членами экипажа к полёту готовятся первые пассажиры – кто полетит один, кто с ребёнком, другом, кто полетит семьёй.  Чемоданы, рюкзаки, сумки  собраны, билеты куплены.  Завершение организации сюжетно –ролевой игры «Самолёт» - готовность  летного экипажа и пассажиров к полёту.

3 этап первого цикла. Самостоятельная игра детей в «Самолёт»

Задачи воспитателя: задач в самом процессе детской игры у воспитателя нет, за исключением приглашения детьми педагога в игры в процессе  самой игры, получать удовольствие и радость.

 Задачи детей:

- получать радость и удовольствие от  своей игры.

- реализовать свою намеченную игровую деятельность

- совместное продвижение по сюжету

- менять сюжетную линию по ходу игры

Самостоятельная игра детей в «Самолёт»:

- экипаж занял свои местав кабине самолёта

- стюардессы встречают и рассаживают пассажиров, просят пассажиров пристегнуть ремни, напоминают правила поведения во время полёта

- капитан получает разрешение  на взлет, приветствует пассажиров, объявляет пассажирам о маршруте,  штурман уточняет маршрут, бортинженер поддерживает связь с авиадиспетчером,

- объявляется взлёт, завершение набора высоты, полёт, заход самолёта на посадку, приземление

-  пассажиры благодарят экипаж, стюардессы провожают и прощаются с пассажирами. Экипаж проводит досмотр самолёта после полёта.

Игровая перспектива игры в «Самолёт» - продолжение игры «Самолёт» без изменений

- изменение  игрового поля

- смена ролей участников игры

- смена участников игры (частичная, полная)

- изменение сюжетной линии игры («Ночной полёт», «Полёт с пересадкой» и т. д.)

Взаимосвязь игры в «Самолёт» с другими сюжетно – ролевыми играми::

игра «Самолёт» перекликается с играми «Семья», «Такси», «Больница», «Кафе в аэропорту», «Служба досмотра в аэропорту», «Детское телевидение». В  рубрике «Новости» звучат объявления о предварительной продаже билетов, а так же № рейса, место следования времени.

Завершение игры «Самолет» первого цикла (начало учебного года):  естественное угасание игрового интереса, другой интерес перекрывает интерес к игре «Самолёт».

Этапы второго цикла сюжетно-ролевой игры «Самолёт», средина учебного года.

1 этап второго цикла. Обогащение представлений детей, связанных с игрой «Самолёт».

Задачи воспитателя:

-побуждать детей делиться своим отношением и представлениями о военной авиации, военном лётчике

- поощрять  познавательный интерес детей к российской военной авиации

- воспитывать уважение и гордость к профессии российского военного лётчика

- познакомить детей с военной летной школой, работой  инструктора лётной школы

- сотрудничать с детьми в поиске необходимой информации о российской военной авиации, военных лётчиках

- способствовать развитию творческих способностей детей (в речи,  развивающих играх, самостоятельной продуктивной деятельности) по теме «Военная российская авиация».

Задачи детей:

- выражать свое отношение и делиться своими представлениями о российской военной авиации, военном лётчике

- проявлятьинициативу, активность в тематических беседах, ситуативных разговорах, играх о военной авиации и военных лётчиках между собой или с воспитателем.

- вести самостоятельной поиск или с помощью взрослых необходимой информации о российской военной авиации и военных лётчиках

- познакомиться с лётной школой и работой инструктора лётной школы

- обогащать свои представления  о профессии военного лётчика,  понимать её отличие от  лётчика гражданской авиации.

- уважительно относиться к профессии военного лётчика, понимать  её значимость для граждан своей страны.

Формы работы:

- тематические беседы о военных лётчиках, ситуативные разговоры по инициативе воспитателя или детей

- рассматривание фотографий, тематических альбомов

- слушание песен про лётчиков:  Н. Анисимов «Я лётчик», Ю. Хайта «Марш советских лётчиков»,  С Френкеля «Пора в путь дорогу»

- дидактические игры  «Куда летит самолёт», «В небе самолёты», «Следуй по заданному маршруту»

- видеофильмы  «Из истории русской авиации»,  «Фигуры высшего пилотажа»,  «Русские витязи», «Русские соколы», «Авиашоу в Жуковском»

- прослушивание звукозаписи разговоров командира лётного звена и ведомых летного звена

- книга А. Валасиной «Детям о самолётах: познавательная сказка в картинках

- раскраски

- рисование песком «Лётное звено в небе», «Фигуры высшего пилотажа»

- коллекция моделей военных самолётов (групповая, личная)

- конструирование самолётов из конструктора  «Лего», металлического конструктора, прищепок, деревянных палочек, бумаги по образцам, по представлению

- экскурсия в авиаклуб, к памятнику «Рубеж обороны».

2 этап второго цикла. Организация сюжетно-ролевой игры  «Лётная школа», как разновидность игры в «Самолёт»

Задачи воспитателя:

- определять  игровой  интерес детей (сюжет «Лётная школа», тема сюжета «Учебный полёт летного звена»)

- помогать (при необходимости) детей  в их рассуждениях, договоре  о предстоящей игре (во что играть, как, где, с кем)

- поощрять самостоятельное определение и распределение игровых ролей детьми  (инструктор, командир лётного звена, ведомые лётчики)

- побуждать к обсуждению и моделированию  различных ситуаций (знакомых, не знакомых детям), связанных с тренировочным полётом

- способствовать развитию детских умений организовывать игровое поле (выбор места для игры «Лётная школа», масштаб игрового поля,  модели военных самолётов, ориентиры взлётной полосы, карта – план предстоящего полёта, фигур пилотажа)

-  побуждать  детей к самостоятельному решению возникающих ситуаций в процессе организации игры «Лётная школа»  (замена некоторых атрибутов, изготовление новых и т. д.)

- формировать умение детей обращаться за помощью (при необходимости) к другим детям, взрослым (в какой форме будет  обращение ребёнка,  формулирование ребёнком необходимой помощи,  в какой форме будет  благодарность ребёнка)

Задачи детей:

- выражать  игровой интерес к игре в «Лётная школа»

- самостоятельно выбирать тему игры «Учебный полёт», проявлять и выражать своё желание играть в конкретную игру.

- уметь вести договор о предстоящей игре,  определять перспективу игры (как будем играть, где, когда, с кем)

- обсуждать игровые роли, и распределять их (инструктор, командир лётного звена, ведомые лётчики), уточнять характер и формы взаимодействия и взаимоотношений участников предстоящей игры.

- обсуждать и моделировать разные ситуации,  связанные с игрой  «Учебный полёт»  (знакомые детям, не знакомые)

- планировать  и организовывать игровое поле предстоящей игры.

- определять степень нужности  помощи извне (в чём, почему),  уметь обращаться за помощью к другим детям, взрослым

Формы работы:

- традиционная форма «Игровая копилка» сюжетно – ролевых игр группы в «Лётную школу» прошлых лет (как организовывали лётную школу, кто кем был и т. д.)

-   обсуждение возможных ситуаций интересующих детей в игре «Лётная школа»:

ситуации, которые они наблюдали во время просмотра видеофильмов

ситуации, о которых они слышали

ситуации, придуманные детьми

ситуации, рассказанные воспитателем.

- моделирование знакомых и не знакомых ситуаций самостоятельно детьми,  с помощью воспитателя игры «Лётная школа»: правила общения членов лётного звена и инструктора. Местонахождение «Лётной школы» в группе и её обустройство, подготовка лётчиков к полёту (технический осмотр, обсуждение плана полёта, маршрут время); виды тренировочных полётов  в «Летной школе» индивидуальный, групповой с конкретным заданием, а также боевой вылет  по охране государственной границы

- работа с картой РФ

-  практические  действия  детей (по предварительному плану игры или  без предварительного плана) по организации игры «Лётная школа»:

определение  и выбор места игры в группе,  где будет «Лётная школа», каким будет летное поле – большим, маленьким, какие модели военных самолётов будут в игре  и т.д. Распределение ролей – инструктора, командира лётного экипажа, ведомых лётчиков,  кто, кем будет, что будет делать.   Предполётная подготовка каждого члена экипажа, своего рабочего места. Оповещение инструктора о готовности лётного экипажа  к тренировочному полёту - завершение организации сюжетно – ролевой игры «Лётная школа».

3 этап второго цикла игры. Самостоятельная игра детей «Лётная школа», как разновидность игры «Самолёт».

Задачи воспитателя: задач в самом процессе детской игры у воспитателя нет, за исключением приглашения детьми педагога в качестве игрока. Основная задача – наблюдать за игрой детей.

Задачи детей:

- получать удовольствие и радость от игры «Летная школа»

- реализовать свою намеченную игровую деятельность

- совместное продвижение по сюжету игры «Лётная школа»

- менять план сюжетной линии  в процессе  самой игры «Лётная школа»

Самостоятельная игра детей «Лётная школа»:

- лётное поле готово (с помощью ориентиров или большого полотна), летное звено докладывает о готовности к полету

- инструктор сообщает  лётному звену или  лётчику о цели тренировочного полёта

- командир лётного звенаили лётчик докладывает о готовности выполнения задания.

- приступают к выполнению задания.

- по окончанию задания докладывает о его выполнении

- оценка инструктора, командира звена всего звена и каждого лётчика в отдельности.

Игровая перспектива:

-продолжение игры «Лётная школа» без изменений

-изменение  игрового поля игры «Лётная школа»

- смена ролей участников игры

- смена участников игры (частичная, полная)

- изменение сюжетной линии игры «Лётная школа»: «Авиашоу для зрителей», «Полёт по охране границы», «Совместные учения» и др.

Взаимосвязь игры «Лётная школа» с другими сюжетно – ролевыми играми детей: «Тренажерный зал», «Больница», «Конструкторское бюро», «Авиасалон», «Семья».

Завершение игры «Лётная школа» второго цикла:  естественное угасание игрового интереса, другой интерес перекрывает интерес к игре «Лётная школа».

Этапы  третьего цикла сюжетно-ролевой игры  «Самолёт»- конец  учебного года.

 1 этап третьего цикла. Обогащение представлений детей, связанных с сюжетом игры «Самолёт».

Задачи воспитателя:-

- поощрять желание детей делиться своим отношением и представлением о  предстоящем  полёте на самолётё

     - побуждать детей делиться своим прошлым реальным, игровым  опытом полёта на самолётё

- продолжать развивать познавательный интерес детей  к пассажирскому самолёту (строение, назначение)

- воспитывать уважительное отношение детей к лётным профессиям (командир экипажа, штурман, бортинженер, стюардесса)

- сотрудничать с детьми в поиске необходимой информации о самолёте, полёте на самолёте

- способствовать развитию творческих способностей детей (в речи, игре, продуктивной деятельности) по теме «Полет на самолёте»

Задачи детей:

- проявлять интерес к предстоящему полёту на самолёте

-  делиться своими впечатлениями о полёте на самолёте, на основе своего прошлого опыта полёта на самолёте, выражать свое отношении к полёту на самолёте

- проявлять   активность, инициативу в тематических беседах, разговорах, играх по теме «Полёт на самолёте»

-  проявлять  интерес,  уважительное отношение  к  работе летного экипажа

- обогащать свои представления о полёте на самолёте, летным профессиям

 поиск необходимой информации о полёте на  самолёте, летных профессий

- проявлять  творческую активность и инициативу в самостоятельной и совместной деятельности в процессе обогащения представлений о самолёте

Формы работы:

- общая беседа, ситуативный разговор (воспитателя с детьми, старшего ребёнка с ровесниками, старших и младших и т. д.). Темы: «С кем и куда планируется отпуск, на каком самолёте планируют полететь»,  « Какими были ощущения во время  прошлого полёта»,  «Мой полёт и время суток», «Я полечу не первый раз», «Прямой рейс, с пересадкой» и т. д.

- традиционная  форма работы «Заметки путешественника» в виде презентации детей с помощью родителей, старших братьев, сестёр

- рассматривание фотографий связанных с путешествием на самолёте, рассказ детей по фотографиям

- речевые игры « Знаете ли вы, что во время полёта …», «Что сначала, что потом», «Летает, не летает»

- чтение В. Чемоданов «Я лечу над облаками», Ю Струбалин «Мы играем в самолёт», Р. Медведь «Я сегодня самолёт»

- работа с картой мира, глобусом – маршруты путешествий этого года  со старшими детьми

- наблюдение за самолётом на прогулке. Младшие дети – что летит, где летит, как летит. Для старших детей: какой самолёт, возможный маршрут (ориентировка в пространстве) из СПб в СПб.

- подвижная игра «Самолёт загудел», динамическая пауза «Мы садимся в самолёт»

- игры на развитие балансировки

- рисование, темы «Я мечтаю о морях и кораллах», «Собираемся в полёт»

- развивающие  тематические игры «Чего не хватает», «Что не так», «Рассади пассажиров», пазлы, «Прикрепи пропеллер» и т. д.

-  упражнения на развитие творческих способностей:

слушание «голоса самолёта» гул, рев, рокот,

рисование песком «Мы в аэропорту», «Полечу над облаками»

пантомимические загадки «Кто я?» - члены летного экипажа, пассажир, «Я – самолёт»

         2 этап третьего цикла. Организация сюжетно-ролевой игры «Самолёт».

Задачи воспитателя:

- определять  игровой  интерес детей (сюжет «Полёт на самолёте», тема сюжета «Полет  в Болгарию»)

- помогать (при необходимости) детей  в их рассуждениях, договоре  о предстоящей игре (во что играть, как, где, с кем)

- поощрять самостоятельное определение и распределение игровых ролей детьми  (летный экипаж, пассажиры)

- побуждать к обсуждению и моделированию  различных ситуаций (знакомых, не знакомых детям), связанных с полётом на самолёте

- способствовать развитию детских умений организовывать игровое поле (выбор места для игры «Самолёт», масштаб игрового поля,  строительный материал, конструкция самолёта)

-  побуждать  детей к самостоятельному решению возникающих ситуаций в процессе организации игры «Самолёт»  (замена некоторых атрибутов, изготовление новых и т. д.)

- формировать умение детей обращаться за помощью (при необходимости) к другим детям, взрослым (в какой форме будет  обращение ребёнка,  формулирование ребёнком необходимой помощи,  в какой форме будет  благодарность ребёнка)

Задачи детей:

- проявлять  игровой интерес к игре в «Самолёт»

- самостоятельно выбирать тему игры «Полет на самолёте в Болгарию», проявлять и выражать своё желание играть в конкретную игру.

- уметь вести договор о предстоящей игре,  определять перспективу игры (как будем играть, где, когда, с кем)

- обсуждать игровые роли, и распределять их (лётный экипаж, пассажиры).  -- уточнять характер и формы взаимодействия и взаимоотношений участников предстоящей игры.

- обсуждать и моделировать разные ситуации,  связанные с игрой  «Полёт на самолёте к Чёрному морю»  (знакомые детям, не знакомые)

- планировать  и организовывать игровое поле предстоящей игры.

- определять степень нужности  помощи извне (в чём, почему),  уметь обращаться за помощью к другим детям, взрослым

Формы работы:

- традиционная форма работы «Игровая копилка» сюжетно – ролевых игр группы.  Варианты игры в «Самолёт» детей  прошлых лет, собственные варианты игры «Самолёт» начала  нынешнего года

 - традиционное игровое упражнение  «Полетим на самолёте» (в музыкальный зал, в физкультурный зал). Имитация салона пассажирского самолёта, его устройства, Пилот впереди (он руководит направлением полёта, взлётом, скоростью полёта, приземлением), кто из пассажиров и с кем в передней части самолёта, в середине, в хвосте.

- в «предполётный» период игры  идёт обсуждение возможных ситуаций интересующих детей:

ситуации, которые происходили с ними

ситуации, которые они наблюдали во время полёта

ситуации, о которых они слышали

ситуации, придуманные детьми

ситуации, рассказанные воспитателем.

- моделирование знакомых и не знакомых ситуаций самостоятельно детьми,  с помощью воспитателя

Ситуации для обсуждения и моделирования: пассажир опоздал на рейс, забыл билет, доверенность на ребёнка, пассажиру стало плохо во время полёта, у ребёнка заложило ушки, «болтанка» во время полёта, проблема с  шасси, посадка по метеоусловиям на другом аэродроме и т. д.

-  практические  действия  детей (по предварительному плану игры или  без предварительного плана) по организации игры «Самолёт»:

определение  и выбор места игры в группе, каким будет самолёт – большим, маленьким, из чего строить  самолёт из модулей,  напольного строителя, стульев, мата и т.д. Распределение ролей – командир экипажа, второй пилот, стюардессы, кто, кем будет, что будет делать.   Предполётная подготовка каждого члена экипажа, своего рабочего места. Оповещение «пассажиров» о маршруте  времени отлёта. Параллельно с членами экипажа к полёту готовятся первые пассажиры – кто полетит один, кто с ребёнком, другом, кто полетит семьёй.  Чемоданы, рюкзаки, сумки  собраны, билеты куплены.          

  Завершение организации игры в «Самолёт»  - готовность лётного экипажа и пассажиров к полёту.

        3 этап третьего цикла. Самостоятельная игра детей «Самолёт».

Задачи воспитателя: задач в самом процессе детской игры у воспитателя нет, за исключением приглашения детьми педагога в игры в процессе  самой игры. Основная задача – наблюдать за игрой детей.

Задачи детей:  

- получать удовольствие и радость во время самостоятельной игры,

- реализовать свою намеченную игровую деятельность, готовиться к отлету и лететь на самолёте

- совместное продвижение по сюжету игры «Самолёт»

- менять план сюжетной линии  в процессе  самой игры «Самолет»:

Самостоятельная игра детей «Самолёт»:

- экипаж занял свои местав кабине самолёта

- стюардессы встречают и рассаживают пассажиров, просят пассажиров пристегнуть ремни, напоминают правила поведения во время полёта

- капитан получает разрешение  на взлет, приветствует пассажиров, объявляет пассажирам о маршруте,  штурман уточняет маршрут, бортинженер поддерживает связь с авиадиспетчером,

- объявляется взлёт, завершение набора высоты, полёт, заход самолёта на посадку, приземление

-  пассажиры благодарят экипаж, стюардессы провожают и прощаются с пассажирами. Экипаж проводит досмотр самолёта после полёта.

Игровая перспектива игры в «Самолёт» - продолжение игры «Самолёт» без изменений

- изменение  игрового поля игры «Самолёт»

- смена ролей участников игры «Самолёт»

- смена участников игры (частичная, полная)

- изменение сюжетной линии игры «Самолёт»: «Вынужденная посадка на другом аэродроме», «Возвращение в аэропорт, грозовое предупреждение», «Встреча в самолёте» и т. д.

Завершение игры «Самолет» третьего  цикла:  естественное угасание интереса к сюжетно-ролевой игре «Самолёт», возникший новый игрой интерес перекрывает прежний игровой интерес.

Взаимосвязь игры «Самолет» с другими сюжетно – ролевыми играми детей : «Турбюро», «Семья»,  «Такси», «Досмотр в аэропорту», «Комната отдыха», «Детское телевидение» - реклама новых туров, горящих путёвок.

Мы не затрагивали подробно вопрос ППРС игры «Самолёт», потому что он достаточно представлен в методическом сопровождении.

Вывод: разработанная и внедряемая  нами педагогическая технология организации сюжетно – ролевой игрына примере игры «Самолёт» показала, что дети  в РВГ самостоятельно играют на протяжении всего года полноценно, насыщенно, много. Следовательно, играя дети развиваются, а развиваясь играют. Педагогическая технология организации сюжетно – ролевой игры  в объединённой РВГ ДОО  - это качественно новый подход  в развитии самостоятельной игры детей дошкольного возраста в современных условиях.

Литература.

1.Смирнова Е. О. Роль игры в жизни и развитии детей: новый подход к правам ребёнка /Е. О. Смирнова, М. В. Соколова //Современная зарубежная психология. –2013.- №2. – С. 6-18

2. Смирнова Е. О. Игра в современном дошкольном образовании /Е. О. Смирнова//Психологическая наука и образование. 2013. – №3 –С. 12 -98

3. Смирнова Л. И., Гударева О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников //Вопросы психологии. 2004. №1.

4.Эльконинова Л. И. Чувство собственной активности в ролевой игре дошкольника // Культурно – историческая психология. 2016г. Том12. №33. С. 247 -354

Уровни развития игры "Самолёт" в РВГ  2017 – 2018 года

Уровни развития игры "Самолёт" в РВГ  2018 – 2019 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРЫ С ПЕСКОМ КРУГЛЫЙ ГОД

Предлагаю вашему вниманию статью воспитателя I кв. категории Овчаровой Н.К. "Игры с песком круглый год", раскрывающая полезность игр с песком, которые способствуют развитию интеллектуальных способност...

Конспект совместной деятельности взрослого и детей на геометрическом ковре с использованием тканевой игры "Ковер-самолет" "

Эта методическая разработка по математике будет интересна воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Материал разработан с использованием тканевых игр и игры "Щенок" с элементами...

Познавательный проект о самолетах. Детям о самолетах (старшей и подготовительной группы)

Познавательный проект о самолетах.Детям о самолетах (старшей и подготовительной группы)...

Игра "Что бывает круглым, овальным, треугольным"

Цель: развивать у детей умение классифицировать предметы по форме: круг, квадрат, овал, треугольник. Развивать память, мышление, воображение....

Игра-упражнение "Самолет"

Фонопедическое упражнение с элементами пальчиковой гимнастики...

Дидактическая игра по математике "Круглый год"

Дидактическая игра по математическому развитию детей позволяет научится им ориентироваться во времени....

Игра в форме круглого стола "Я-будущий первоклассник"

Игра в форме круглого стола "Я-будущий первоклассник" для детей подготовительной группы....