ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
консультация (младшая группа)

Краснокутская Евгения Владимировна

В настоящее время, люди начинают отчетливее осознавать, что их благополучие и благосостояние зависят от состояния природной среды. Природа играет важную роль в жизнедеятельности человека. Любому из нас всегда хочется жить в гармонии с природой: любить и понимать ее; дышать с ней одним воздухом. Если человек не сможет полюбить природу, то он не сможет узнать о природе много интересного, неизведанного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgust.docx21.08 КБ

Предварительный просмотр:

            Конструирование во 2 младшей группе

Виды конструирования в младшей группе

При работе с воспитанниками второй младшей группы используются 2 вида конструирования:

Техническое (или модельное) — конструирование из строительных материалов (деталей различной геометрической формы: кубики, кирпичики, бруски, пластины, цилиндры, арки) и конструктора «Лего».

Таким способом ребята моделируют простейшие реальные объекты, стараясь добиваться структурного и функционального сходства (дом с крышей, ворота с плоским перекрытием или аркой, диван со спинкой и подлокотниками и т. д.). По мере накапливания опыта конструкции усложняются путём добавления новых элементов. Детали наборов представляют собой правильные геометрические тела, что позволяет с наименьшими трудностями получить постройку с пропорциональным и симметричным расположением частей.

Художественное — это конструирование из бумаги и природного материала (в младшей группе это создание на участке построек из снега и песка). Такая деятельность уже не предполагает точных геометрических форм, поделки могут лишь отдалённо напоминать реальные предметы и объекты. Однако более ценна их эстетическая ценность: ребёнку предоставляется больше возможности для импровизации и украшения. Такие поделки не всегда имеют функциональное предназначение: к примеру, с бумажным сердечком не всегда можно поиграть, зато его можно подарить маме или повесить дома на стену, чтобы малыш мог любоваться своим творением. Создавая образ в художественном конструировании, дошкольники выражают своё отношение к нему, легко нарушая пропорции, цвет и форму (так, тело и голова птички или животного — это просто 2 круга разного размера)

Конструирование из природного материала в младшей группе практикуется не на занятиях, а во время прогулки. Из песка малыши лепят дорожки, горки, мосты, используя формочки и ведёрки, готовят куличики и пирожки.

Зимой из снега получаются замечательные горки, снеговики, фигуры животных, крепости. Таким образом, конструирование органично вписывается в игровой процесс. Здесь же дети незаметно знакомятся со свойствами материалов: понимают, что песок бывает сыпучий и сырой, но постройки делать можно только лишь из последнего.

Снег также не всегда пригоден для лепки: когда на улице слишком холодно, он рассыпается в руках, а для создания построек подходит только липкий.

Как мотивировать малышей

к конструктивной деятельности

Ключевая задача педагога, работающего с малышами 3–4 лет, — вызвать у них желание к созданию построек и поделок. Для этого наиболее приемлемой будет игровая мотивация, поскольку роль игрушки в данном возрасте ещё очень велика. Увлечённый желанием помочь или порадовать игрового персонажа ребёнок примет проблемную ситуацию, которую придумает педагог, и будет действовать в ней.

Приведём конкретные примеры:

В группу приходит письмо от плюшевого мишки. Он пишет ребятам, что ему и другим игрушкам очень нравится их группа и им бы хотелось поселиться в ней. Но для этого дети должны построить для новых обитателей домики из строительного материала.

Грузовой машине нужно съездить за урожаем для кукол, но для этого нужно проложить широкую дорогу из кирпичиков.

Или же куклы Маша и Катя живут в домиках и очень любят купаться. Они очень хотели бы, чтобы их дома и речку соединяли удобные дорожки, но не знают, как это сделать.

Игрушечные животные (фигурки) мечтают прокатиться на паровозе — малыши с удовольствием построят для них длинный поезд из вагончиков-кубиков.

Чтобы коровы и телята не ушли далеко в лес и не потерялись, нужно сделать им загоны.

Чтобы зайчик в лесу не намок под дождём, нужно построить ему домик.

В гости к ребятам приходит сказочный Колобок. Он и на окошке лежал, и по лесу бежал, а вот на башенке никогда не сидел. Нужно предоставить ему такую возможность — построить высокую башню из кубиков или из конструктора «Лего»

Индивидуальный подход на занятии.

Во второй младшей группе дошкольники ещё очень различаются по своим способностям. И педагог обязательно должен учитывать этот момент при организации конструктивной деятельности. Некоторым малышам нужно уделять особое внимание, направлять их (например, ещё раз продемонстрировать последовательность действий при сооружении мостика, ворот, забора и пр.).

Детям же, которые быстро справляются с заданием, нужно усложнять его или давать дополнительное (например, построить ещё одни ворота для более высокой машины или соорудить более широкий диванчик, чтобы на нём разместились не 2, а 3 куклы, украсить заборчик из цилиндров конусами). Это же касается и бумажной поделки: быстро успевающие дошкольники могут украсить её аппликативными деталями или сделать ещё одну, но другого размера или цвета.

Приёмы работы на занятии по конструированию.

Обучая воспитанников младшей группы конструированию, педагог использует различные методы и приёмы. Воспитатель демонстрирует детям последовательность создания конструкции. В этом возрасте уже можно начинать использовать простейшие схемы, подробно объясняя их дошкольникам. Педагог закрепляет навыки, приобретённые и одновременно вырабатывает новые, более сложные. Так, ребята уже умеют располагать кирпичики и пластины горизонтально (в один ряд — дорога) и вертикально (на некотором расстоянии или плотно друг к другу — забор для домика, вольер для животных). Но теперь задание усложняется: детям предлагается подумать, как сделать так, чтобы по дороге проехала большая машина (уложить детали в 2 или 3 ряда либо разместить их поперёк, рядом друг с другом). При работе с малышами 3–4 лет большое внимание уделяется предварительному обследованию образца, выделению его составных частей.

Так, домик складывается из стен и крыши, а ворота — из цилиндров (кирпичиков) и перекрытия. Педагог не должен давать дошкольникам готовых решений, а подталкивать их к самостоятельному разрешению конструктивной задачи. Например, большая машина не может проехать в эти ворота, нужно подумать, как же их перестроить. Или загон для коров высокий и большой, а телята меньше их по размеру. Какой же загон построить для них? Чтобы вызвать у дошкольников интерес к постройкам, воспитатель показывает, как с ними можно играть, предоставляет ребятам подходящие игрушки, помогает придать игре новое содержание, направить её сюжет.

Чтобы конструктивная деятельность ещё больше увлекала детей, в занятие следует включать стихотворения, песенки, сказки, физкультминутки соответствующей тематики.

Например, когда ребята строят широкую дорогу для грузовиков, которые повезут фрукты и овощи, можно спеть им куплет из песни «Урожайная» (музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной):

Едем, едем мы домой

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай

. Ой, да, отворяй,

Едет с поля урожай!

При конструировании башни можно рассказать коротенькую сказочную историю про принцессу, которую злой колдун заточил в высокой башне

Темы конструирования

Модельное конструирование

«Мебель для куклы» (стол, стулья, диван, кроватка),

«Кроватки трёх медведей»,

«Стульчики трёх медведей» (создание одинаковых построек разных размеров).

«Длинные и короткие дорожки».

«Домик для куклы», «Теремок для матрёшки»,

«Будка для собачки», «Загон для лошадки»,

«Гараж для машинки». «Горка с лесенкой».

«Низкие и высокие ворота». «Заборчик» (высокий и низкий),

«Вольеры для животных в зоопарке» (огораживание пространства по периметру).

«Красивая башня с флажком». «Поезд»

«Машина» (с использованием цилиндров для колёс).


Лего-конструирование

«Башенка». «Мост».

«Мебель». «Печка».

«Грузовая машина». «Кораблик».

«Робот». «Забор»,

«Клетка для животного». «Лесенка».

«Дерево», «Ёлочка».

«Собачка». «Собачья будка».

«Гараж», «Колодец».

Бумажное конструирование

«Зайчик» и другие животные простейшей формы из широких бумажных полосок.

«Разноцветный листопад»,

«Снег идёт» (обрывание бумаги маленькими кусочками).

«Зонтик» (круглая бумажная основа складывается пополам, дорисовываются или наклеиваются дополнительные детали). «Платочек» (складывание бумажного квадрата пополам и декорирование его с помощью рисования либо аппликации). «Ёлочка» (складывание зелёных квадратов с различной диагональю и составление из них дерева).

«Домик» (картонный прямоугольник складывается пополам, вверху к сгибу приклеивается крыша-треугольник).

«Птичка» (складывание картонного круга пополам и дополнение его готовыми деталями — крыльями, круглой головкой, хвостиком, можно дорисовать глазки).

«Месяц» (складывание жёлтой заготовки в форме круга пополам и дополнение деталями).

«Очки» (наклеивание двух картонных кружков на концы узкого картонного прямоугольника).

«Солнышко» (приклеивание к круглой основе тонких бумажных петелек).

«Сердечко» (складывание полоски бумаги в виде сердца). «Книжка» (складывание прямоугольной заготовки пополам и украшение её деталями)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей младшего возраста"

Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей младшего возраста"...

Цикл занятий по экологическому воспитанию детей младшего возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 153«Детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлениемдеятельности по художественно - эстетическому направлению...

Перспективно-тематический план по самообразованию воспитателя первой квалификационной категории Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста» вторая младшая группа

Перспективно-тематический план по  самообразованию воспитателя первой квалификационной категории  Цыгановой Людмилы Аркадиевны по теме: «Экологическое воспитание детей младшего возраста...

Консультация для родителей детей второй младшей группы «Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Очень важно заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось желание участвовать в исследованиях, наблюдениях, выполнениях различных заданий. Например, ухаживая за комнатными растениями можно пред...

Консультация для родителей детей второй младшей группы «Экологическое воспитание детей младшего возраста»

Любому из нас всегда хочется жить в гармонии с природой: любить и понимать ее; дышать с ней одним воздухом. Если человек не сможет полюбить природу, то он не сможет узнать о природе много интерес...

Проект для детей средней группы в ДОУ "Экологическое воспитание детей младшего возраста через ознакомление с художественной литературой"

Аналитическое обоснованиеВеками человек был потребителем по отношению к природе; жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от ее неоправдан...