КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ОСНОВЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА.
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_na_osnove_russkogo_folklora.docx | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
НА ОСНОВЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА
Название | Цель | Материал | Методические указания |
«Угадай сказку, пословицу, поговорку» | Уточнить знание народных сказок, пословиц, поговорок (с использованием загадок, иллюстраций) | Подборка иллюстраций и картинок с изображениями персонажей сказок; поговорок, пословиц. Подборка загадок по сказкам | #1044;ети угадывают сказку, поговорку, пословицу: – по иллюстрации, картинке с изображением сюжета сказки, поговорки, пословицы или персонажа; – по отрывку из сказки; – по загадке. 2. Ребенок описывает по картинке героев сказки. Другие дети должны узнать, из какой сказки герой. 3. Группа детей выбирает картинку, распределяет между собой роли и разыгрывают фрагмент сюжета сказки, поговорку, пословицу изображнную на картинке (можно с помощью игрушек) так, чтобы другие дети не узнали. |
«Назови сказку» | Формировать умение грамматически верно строить сложные предложения, развивать способность к анализу и синтезу | Подборка иллюстраций к сказкам, сказочных коллажей; картинок с изображениями персонажей сказок | #1044;етям показывают иллюстрацию с изображением персонажей разных сказок (коллаж). Надо вспомнить сказки, персонажи которых изображены на картинке, и охарактеризовать героев. 2. Детям показывают иллюстрации, где изображены сюжеты из разных сказок, но герои перепутаны. Нужно расставить персонажей по своим местам и назвать сказки. 3. Дети должны показать картинку с изображением фрагмента из какой-либо сказки, соответствующую прочитанному отрывку, назвать эту сказку. |
Игра «Без слов» | Развивать эмоциональную сферу ребенка, творческие способности | Дети должны показать эпизод сказки, пословицу или поговорку с помощью мимики и жестов | |
Артикуляционная гимнастика | Развивать артикуляционную моторику и эмоциональную сферу ребенка | Подборка артикуляционных упражнений | Проводится с обыгрыванием определенных качеств сказочных персонажей. Каждому персонажу присваивается определенное движение органов, принимающих участие в артикуляции, ярко его характеризующее. |
Пальчиковые игры | Развивать мелкую моторику рук и эмоциональную сферу ребнка. | Подборка пальчиковых игр | Пальчиковые игры по мотивам русского народного творчества совершенствуют мелкую моторику, закрепляют знание произведений, развивают речь и эмоциональную сферу. Например: В огороде дедка репку посадил (показать кружок из пальцев) |
Рисование сказки, былины, поговорки | Развивать мелкую моторику руки, эмоциональную сферу ребнка. | После чтения произведения дети выполняют рисунок в любой технике по желанию. Анализ рисунка позволяет узнать, что вызвало наибольший эмоциональный отклик. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие произведения, тем насыщеннее и ярче рисунок ребенка. | |
«Добавлялки» | Развивать чуткость к художественному слову, артикуляционную моторику | Подборка иллюстраций к сказкам | Дети хором договаривают соответствующее слово: Ок-ок-ок – стоит в поле ...(теремок) Ок-ок-ок – покатился ...(колобок) Ят-ят-ят – серый волк не съел ... (козлят) Су-су-су – петушок прогнал ... (лису) Цо-цо-цо – снесла курочка ...(яйцо) Ана-ана-ана – несут лебеди ...(Ивана) Ёк-к-к – не садись на ...(пенк) Ёт-т-ѐ – битый не битого ...(везт) |
«Кто больше подберт определений?» | Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе | Например: какая лиса в сказке «Заюшкина избушка»? (хитрая, злая, вредная, рыжая и т.д.) | |
«Придумай название сказки» (по опорным словам) | Продолжать работу над правильным построением фразы. | Детям предлагают деформированную фразу, например: волк, от, заяц, как, убежал. На ее основе можно составить название новой сказки – «Как заяц от волка убежал». | |
«Найди родственников» | Формировать навыки словообразования | Например: лиса, лисичка, лисонька, лисица; волк, волчок, волчище и т.д. | |
«Узнай, чей домик» | Формировать навыки образования притяжательных прилагательных, правильного использования предлогов в речи | Детям предлагается сказать: чью голову они видят в окошке? чей хвост выглядывает из-за домика? следы чьих лап видны перед домиком? (лисья, беличья; заячий, волчий; медвежьи, собачьи и т.д. | |
«Какие они разные – эти животные» | Пополнить активную речь антонимами | Предложить детям сравнить героев сказки, выделяя противоположные качества. Например, в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» лиса – хитрая, а волк – ...(наивный). В сказке «Заюшкина избушка» заяц –добрый, а лиса –...(злая); петух –смелый, а медведь –...(трусливый). | |
«Назови ласково» | Упражнять в образовании однокоренных слов при помощи уменьшительно -ласкательных суффиксов | Например: лиса - лисичка, борода –бородка, перья –перышки и т.д | |
«Похвастайся» | Расширять словарный запас ребѐнка, упражнять в образовании однокоренных слов, словотворчестве | Например: усы –усищи, глаза–глазищи, нос – носище и т.д. | |
«Конструирование слов, словосочетаний и предложений» | Расширять словарный запас ребенка, упражнять в образовании однокоренных слов, словотворчестве | Например: - придумать несколько однокоренных слов (дом-домик-домовой) - срифмовать два слова (ложка - лукошко, лисичка – сестричка, и.т.д.), а затем переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; -составить достаточно длинное, распространѐнное предложение в игре «От каждого по словечку»: –«Аленушка» –«Шла Аленушка» –«Шла Аленушка по лесу» –« Шла Аленушка по лесу к избушке Бабы-Яги» и т.д. | |
«Расскажи сказку» | Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию, ориентируясь по символам, последовательно излагать содержание | Наборы сюжетных картинок по сказкам. | Детям раздаются иллюстрации к сказке (один конверт на двоих), из которых они должны составить связанный сюжет. Необходимо поощрять совместный труд, умение договариваться. После составления сюжета дети рассказывают сказку. Работу лучше начинать со знакомой и любимой детьми сказки. После усвоения данного метода детям не составляет труда рассказывать различные сказки |
«Совместное рассказывание сказки» | Обогащать лексический запас, развивать навыки активной речи, совершенствовать и обогащать просодику, развивать эмоциональную сферу | Педагог произносит текст и интонационно выделяет звукоподражание, которое ребенок должен повторить при совместном пересказывании сказки. Например: песенка Колобка, диалоги из сказки «Теремок» и т.д. | |
«Что будет, если...?» | Обогащать связную речь развернутым диалогом, развивать умение чередовать прямую и косвенную речь | Подборка иллюстраций к сказкам. | Детям демонстрируют иллюстрацию с изображением сюжетных ситуаций из 2 сказок и предлагают подумать над тем, как бы развивался сюжет в связи с изменившейся ситуацией. /Прием изменения сюжета можно использовать на любом этапе его развертывания./ |
«Разучиваем пословицу» | Формировать умение анализировать пословицу | Детям предлагается проанализировать пословицу и подобрать пословицу, схожую по смыслу («Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» - «Не торопись языком, торопись делом») | |
«Нарисуй и расскажи сказку» | Совершенствовать понимание контекстной речи и умения соотносить слова с соответствующим материальным объектом и графическим изображением, формировать умение выделять характерные признаки внешнего облика героев сказки, наделять их эпитетами, развивать образное восприятие сказки. | Листы бумаги, цветные карандаши мелки, краски, фломастеры) | Детям предлагают любую геометрическую фигуру. Путем дорисовывания характерных признаков внешнего облика они должны получить задуманный образ человека или животного. Например, беря за основу овал, нарисуем персонажей сказки «Рукавичка». |
«Сочиняем сказку» | Формировать умение использовать в речи сравнительную и превосходную степени имѐн прилагательных, развивать умение планировать рассказ, развивать воображение, фантазию | Подборка иллюстраций к сказкам; подборка предметных картинок; набор картинок с изображением пейзажей, трафареты, карандаши, ножницы. | 1. Дети получают конверт с иллюстрациями к двум разным сказкам. На основе их дети должны сочинить новую сказку, переплетая два сюжета. 2. Детям предлагают любой пейзаж и набор предметных картинок: о ком могла бы быть сказка? Как могла бы называться? Дети вместе с педагогом выбирают наиболее удачный вариант. Усложнение. Детям предлагают набор картинок с изображением пейзажей, трафареты силуэты животных и альбом для рисования. Дети выбирают трафареты силуэтов тех животных, которые участвуют в задуманной ими сказке, обводят их по контуру, вырезают, раскрашивают, раскладывают на картинке-пейзаже. И только после этого рассказывают задуманную сказку |
«Найди словечко» | Развивать чуткость к художественному слову, слуховое внимание | Детям предлагается найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова, встречающиеся в народном фольклоре. (ласковые – заюшка, лисичка, пирожок, яблонька; сказочные – чудо-юдо, самобранка, скороходы и тд.) | |
«Что оно означает?» | Воспитывать чуткость к художественному слову, знакомить детей с этимологией слов | Предложить детям объяснить происхождение устаревших слов, используемых в произведениях русского народного творчества (завалинка, чугунок, плетень) | |
«Доскажи словечко» | Развивать слуховую память, образность речи, воспитывать чуткость к художественному слову | Педагог предлагает детям составить устойчивое словосочетание. При этом говорится первое слово, а дети продолжают: зайчик(побегайчик), петушок(золотой гребешок), лисичка(сестричка) мышка(норушка), лягушка... (квакушка) красна ...(девица), живая и мертвая ...(вода), молодильные ...(яблоки) летучий ... (корабль) чистое ...(поле) темный ...(лес) добрый...(молодец) жар(птица) златогривый ...(конь), белокаменный...(дворец) | |
«Найди лишнее слово» | Формировать умение обобщать, систематизировать по обобщѐнным признакам, формировать логическое мышление | Ребенку предлагается найти лишнее слово. Например, из ряда слов: заяц, медведь, лиса, колобок – выделить слово «колобок». | |
«Метод аналогий» | Развивать ассоциативное мышление | Ребенок должен вспомнить похожих героев из других сказок. Например, после чтения сказки «Морозко», детям предлагается назвать таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок (Крошечка-Хаврошечка, сестрица Аленушка, Золушка). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание дошкольников на основе русского народного фольклора
материал описывает опыт работы педагога по фольклору....
Картотека подвижных игр по полоролевому воспитанию на основе русского народного фольклора
Подвижные игры по полоролевому воспитанию на основе русского народного фольклора...
Картотека игр на основе Русского народного фольклора Автор: Метлина Г.А.
Хочу познакомить с небольшой картотекой своих авторских игр, разработанных на основе Русских народных хороводных песен Нижегородского края и апробированных в игровой деятельности детей старшего дошкол...
Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора
Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора....
Дидактические игры на основе русского народного фольклора
Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора...
Дидактические игры на основе русского народного фольклора
Картотека дидактических игр с использованием русского народного фольклора...
Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора.
Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора....