КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ОСНОВЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА.
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.2 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
НА ОСНОВЕ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА
Название | Цель | Материал | Методические указания |
«Угадай сказку, пословицу, поговорку» | Уточнить знание народных сказок, пословиц, поговорок (с использованием загадок, иллюстраций) | Подборка иллюстраций и картинок с изображениями персонажей сказок; поговорок, пословиц. Подборка загадок по сказкам | #1044;ети угадывают сказку, поговорку, пословицу: – по иллюстрации, картинке с изображением сюжета сказки, поговорки, пословицы или персонажа; – по отрывку из сказки; – по загадке. 2. Ребенок описывает по картинке героев сказки. Другие дети должны узнать, из какой сказки герой. 3. Группа детей выбирает картинку, распределяет между собой роли и разыгрывают фрагмент сюжета сказки, поговорку, пословицу изображнную на картинке (можно с помощью игрушек) так, чтобы другие дети не узнали. |
«Назови сказку» | Формировать умение грамматически верно строить сложные предложения, развивать способность к анализу и синтезу | Подборка иллюстраций к сказкам, сказочных коллажей; картинок с изображениями персонажей сказок | #1044;етям показывают иллюстрацию с изображением персонажей разных сказок (коллаж). Надо вспомнить сказки, персонажи которых изображены на картинке, и охарактеризовать героев. 2. Детям показывают иллюстрации, где изображены сюжеты из разных сказок, но герои перепутаны. Нужно расставить персонажей по своим местам и назвать сказки. 3. Дети должны показать картинку с изображением фрагмента из какой-либо сказки, соответствующую прочитанному отрывку, назвать эту сказку. |
Игра «Без слов» | Развивать эмоциональную сферу ребенка, творческие способности | Дети должны показать эпизод сказки, пословицу или поговорку с помощью мимики и жестов | |
Артикуляционная гимнастика | Развивать артикуляционную моторику и эмоциональную сферу ребенка | Подборка артикуляционных упражнений | Проводится с обыгрыванием определенных качеств сказочных персонажей. Каждому персонажу присваивается определенное движение органов, принимающих участие в артикуляции, ярко его характеризующее. |
Пальчиковые игры | Развивать мелкую моторику рук и эмоциональную сферу ребнка. | Подборка пальчиковых игр | Пальчиковые игры по мотивам русского народного творчества совершенствуют мелкую моторику, закрепляют знание произведений, развивают речь и эмоциональную сферу. Например: В огороде дедка репку посадил (показать кружок из пальцев) |
Рисование сказки, былины, поговорки | Развивать мелкую моторику руки, эмоциональную сферу ребнка. | После чтения произведения дети выполняют рисунок в любой технике по желанию. Анализ рисунка позволяет узнать, что вызвало наибольший эмоциональный отклик. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие произведения, тем насыщеннее и ярче рисунок ребенка. | |
«Добавлялки» | Развивать чуткость к художественному слову, артикуляционную моторику | Подборка иллюстраций к сказкам | Дети хором договаривают соответствующее слово: Ок-ок-ок – стоит в поле ...(теремок) Ок-ок-ок – покатился ...(колобок) Ят-ят-ят – серый волк не съел ... (козлят) Су-су-су – петушок прогнал ... (лису) Цо-цо-цо – снесла курочка ...(яйцо) Ана-ана-ана – несут лебеди ...(Ивана) Ёк-к-к – не садись на ...(пенк) Ёт-т-ѐ – битый не битого ...(везт) |
«Кто больше подберт определений?» | Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе | Например: какая лиса в сказке «Заюшкина избушка»? (хитрая, злая, вредная, рыжая и т.д.) | |
«Придумай название сказки» (по опорным словам) | Продолжать работу над правильным построением фразы. | Детям предлагают деформированную фразу, например: волк, от, заяц, как, убежал. На ее основе можно составить название новой сказки – «Как заяц от волка убежал». | |
«Найди родственников» | Формировать навыки словообразования | Например: лиса, лисичка, лисонька, лисица; волк, волчок, волчище и т.д. | |
«Узнай, чей домик» | Формировать навыки образования притяжательных прилагательных, правильного использования предлогов в речи | Детям предлагается сказать: чью голову они видят в окошке? чей хвост выглядывает из-за домика? следы чьих лап видны перед домиком? (лисья, беличья; заячий, волчий; медвежьи, собачьи и т.д. | |
«Какие они разные – эти животные» | Пополнить активную речь антонимами | Предложить детям сравнить героев сказки, выделяя противоположные качества. Например, в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» лиса – хитрая, а волк – ...(наивный). В сказке «Заюшкина избушка» заяц –добрый, а лиса –...(злая); петух –смелый, а медведь –...(трусливый). | |
«Назови ласково» | Упражнять в образовании однокоренных слов при помощи уменьшительно -ласкательных суффиксов | Например: лиса - лисичка, борода –бородка, перья –перышки и т.д | |
«Похвастайся» | Расширять словарный запас ребѐнка, упражнять в образовании однокоренных слов, словотворчестве | Например: усы –усищи, глаза–глазищи, нос – носище и т.д. | |
«Конструирование слов, словосочетаний и предложений» | Расширять словарный запас ребенка, упражнять в образовании однокоренных слов, словотворчестве | Например: - придумать несколько однокоренных слов (дом-домик-домовой) - срифмовать два слова (ложка - лукошко, лисичка – сестричка, и.т.д.), а затем переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; -составить достаточно длинное, распространѐнное предложение в игре «От каждого по словечку»: –«Аленушка» –«Шла Аленушка» –«Шла Аленушка по лесу» –« Шла Аленушка по лесу к избушке Бабы-Яги» и т.д. | |
«Расскажи сказку» | Развивать умение воспроизводить по памяти ранее полученную информацию, ориентируясь по символам, последовательно излагать содержание | Наборы сюжетных картинок по сказкам. | Детям раздаются иллюстрации к сказке (один конверт на двоих), из которых они должны составить связанный сюжет. Необходимо поощрять совместный труд, умение договариваться. После составления сюжета дети рассказывают сказку. Работу лучше начинать со знакомой и любимой детьми сказки. После усвоения данного метода детям не составляет труда рассказывать различные сказки |
«Совместное рассказывание сказки» | Обогащать лексический запас, развивать навыки активной речи, совершенствовать и обогащать просодику, развивать эмоциональную сферу | Педагог произносит текст и интонационно выделяет звукоподражание, которое ребенок должен повторить при совместном пересказывании сказки. Например: песенка Колобка, диалоги из сказки «Теремок» и т.д. | |
«Что будет, если...?» | Обогащать связную речь развернутым диалогом, развивать умение чередовать прямую и косвенную речь | Подборка иллюстраций к сказкам. | Детям демонстрируют иллюстрацию с изображением сюжетных ситуаций из 2 сказок и предлагают подумать над тем, как бы развивался сюжет в связи с изменившейся ситуацией. /Прием изменения сюжета можно использовать на любом этапе его развертывания./ |
«Разучиваем пословицу» | Формировать умение анализировать пословицу | Детям предлагается проанализировать пословицу и подобрать пословицу, схожую по смыслу («Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» - «Не торопись языком, торопись делом») | |
«Нарисуй и расскажи сказку» | Совершенствовать понимание контекстной речи и умения соотносить слова с соответствующим материальным объектом и графическим изображением, формировать умение выделять характерные признаки внешнего облика героев сказки, наделять их эпитетами, развивать образное восприятие сказки. | Листы бумаги, цветные карандаши мелки, краски, фломастеры) | Детям предлагают любую геометрическую фигуру. Путем дорисовывания характерных признаков внешнего облика они должны получить задуманный образ человека или животного. Например, беря за основу овал, нарисуем персонажей сказки «Рукавичка». |
«Сочиняем сказку» | Формировать умение использовать в речи сравнительную и превосходную степени имѐн прилагательных, развивать умение планировать рассказ, развивать воображение, фантазию | Подборка иллюстраций к сказкам; подборка предметных картинок; набор картинок с изображением пейзажей, трафареты, карандаши, ножницы. | 1. Дети получают конверт с иллюстрациями к двум разным сказкам. На основе их дети должны сочинить новую сказку, переплетая два сюжета. 2. Детям предлагают любой пейзаж и набор предметных картинок: о ком могла бы быть сказка? Как могла бы называться? Дети вместе с педагогом выбирают наиболее удачный вариант. Усложнение. Детям предлагают набор картинок с изображением пейзажей, трафареты силуэты животных и альбом для рисования. Дети выбирают трафареты силуэтов тех животных, которые участвуют в задуманной ими сказке, обводят их по контуру, вырезают, раскрашивают, раскладывают на картинке-пейзаже. И только после этого рассказывают задуманную сказку |
«Найди словечко» | Развивать чуткость к художественному слову, слуховое внимание | Детям предлагается найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова, встречающиеся в народном фольклоре. (ласковые – заюшка, лисичка, пирожок, яблонька; сказочные – чудо-юдо, самобранка, скороходы и тд.) | |
«Что оно означает?» | Воспитывать чуткость к художественному слову, знакомить детей с этимологией слов | Предложить детям объяснить происхождение устаревших слов, используемых в произведениях русского народного творчества (завалинка, чугунок, плетень) | |
«Доскажи словечко» | Развивать слуховую память, образность речи, воспитывать чуткость к художественному слову | Педагог предлагает детям составить устойчивое словосочетание. При этом говорится первое слово, а дети продолжают: зайчик(побегайчик), петушок(золотой гребешок), лисичка(сестричка) мышка(норушка), лягушка... (квакушка) красна ...(девица), живая и мертвая ...(вода), молодильные ...(яблоки) летучий ... (корабль) чистое ...(поле) темный ...(лес) добрый...(молодец) жар(птица) златогривый ...(конь), белокаменный...(дворец) | |
«Найди лишнее слово» | Формировать умение обобщать, систематизировать по обобщѐнным признакам, формировать логическое мышление | Ребенку предлагается найти лишнее слово. Например, из ряда слов: заяц, медведь, лиса, колобок – выделить слово «колобок». | |
«Метод аналогий» | Развивать ассоциативное мышление | Ребенок должен вспомнить похожих героев из других сказок. Например, после чтения сказки «Морозко», детям предлагается назвать таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок (Крошечка-Хаврошечка, сестрица Аленушка, Золушка). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/31/picture-235020-1377957141.jpg)
Воспитание дошкольников на основе русского народного фольклора
материал описывает опыт работы педагога по фольклору....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/20/picture-737809-1589979831.jpg)
Картотека подвижных игр по полоролевому воспитанию на основе русского народного фольклора
Подвижные игры по полоролевому воспитанию на основе русского народного фольклора...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/04/picture-744367-1491330714.jpg)
Картотека игр на основе Русского народного фольклора Автор: Метлина Г.А.
Хочу познакомить с небольшой картотекой своих авторских игр, разработанных на основе Русских народных хороводных песен Нижегородского края и апробированных в игровой деятельности детей старшего дошкол...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/06/picture-936958-1509964898.jpg)
Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора
Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/18/picture-921290-1589817467.jpg)
Дидактические игры на основе русского народного фольклора
Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/05/picture-1304567-1649149373.png)
Дидактические игры на основе русского народного фольклора
Картотека дидактических игр с использованием русского народного фольклора...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/24/picture-1039989-1527141723.jpg)
Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора.
Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора....