Консультация для родителей по именам признаков
консультация (младшая группа)

Сергеева Елена Сергеевна

Одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» ФГОС ДО выделяет - формирование у детей первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Свойства объектаэто его отличительные признаки, по которым его можно узнать, определить или описать, которые служат его приметой, знаком (цвет, форма, величина, и т.д.).

Однако, далеко не все признаки привлекают внимание ребенка. Чаще всего в объекте они выделяют какой-либо один наиболее бросающийся в глаза признак, вовсе не замечая других. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства, а в силу непонимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них.

Для решения данной проблемы стоит обратить внимание на инновационную технологию по ознакомлению детей с именами признаков Т.А. Сидорчук и Н.Н. Хоменко. Задача данной методики - научить детей точно и полно воспринимать объекты окружающего мира через восприятие их разнообразных признаков и их значений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей1009.1 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей

«Знакомим детей с именами признаков»

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 444»

Сергеева Елена сергевна

Одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» ФГОС ДО выделяет - формирование у детей первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Свойства объекта – это его отличительные признаки, по которым его можно узнать, определить или описать, которые служат его приметой, знаком (цвет, форма, величина, и т.д.).

Однако, далеко не все признаки привлекают внимание ребенка. Чаще всего в объекте они выделяют какой-либо один наиболее бросающийся в глаза признак, вовсе не замечая других. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства, а в силу непонимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них.

Для решения данной проблемы стоит обратить внимание на инновационную технологию по ознакомлению детей с именами признаков Т.А. Сидорчук и Н.Н. Хоменко. Задача данной методики - научить детей точно и полно воспринимать объекты окружающего мира через восприятие их разнообразных признаков и их значений.

Данная методика имеет принципиальные отличия от традиционных методик. Авторы считают, что для формирования у ребенка осознанного отношения к познавательным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака».

Имя признака - обобщающее слово, его название: влажность, форма, цвет, размер и др. Значения «имен признаков» чрезвычайно многообразны. Традиционно детей сначала обучают различать «значения признаков», и предполагается, что обобщающее слово (имя признака) сформируется само по себе. 

Однако, «значения признаков» человек воспринимает анализаторами (органами чувств). Тогда как «имена признаков» являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зеленый — мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слова и не воспринимаем зрением. В данной методике «имя признака» первостепенно, а «значения признака» набираются детьми в качестве многообразия вариантов определенного имени признака.

В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с  восьмью-десятью именами признаков, к среднему дошкольному возрасту – с пятнадцатью именами признаков, в старшем дошкольном возрасте - с 17 именами признаков. Для каждого из имен есть соответствующее условное обозначение – значок. Все значки собираются в одну модель – модель имен признаков.

В нашей группе дети знакомятся с именами признаков и их значениями

на занятиях, в режимных моментах, в дидактических и подвижных играх, наблюдениях и опытнической деятельности.

Но чтобы работа была не напрасной, знания детей нужно закреплять и дома.

Итак начинаем знакомиться с именами признаков!

Имя - признака:  Влажность

Активизация словаря:

Мокрый, сухой, водяной, влажный, высушенный,

мокро, сухо, влажно.

Вопросы: ( которые  нужна задавать ребёнку,при

 знакомстве с именем признака)

«Что нужно сделать, чтобы узнать о влажности?»

(Потрогать руками)

 «О каком  признаке объекта спрашивает значок?», «Объект, какой ты по влажности?»

Игры на закрепление:

Д/и «Какой предмет по влажности?»

Цель: учить детей формулировке вопроса, развивать умение понимать противоположные значение условного обозначения имени признака «влажность».

Игра - экспериментирование «Угощение для игрушек».

Цель: развивать представления  о свойствах сырого песка, совершенствовать умение играть с формочками.

Экспериментирование «Как песочек с водичкой подружились».

Цель: познакомить детей со свойствами сухого и сырого песка, активизировать в речи слова «сухой», «сырой».

Наблюдения в природе:

« Почему цветочек загрустил?»

Цель: формировать представления у детей о потребностях растений в воде, обратить внимание на свойства сухой и сырой земли.

«Рассматривание луж».

Цель:  развивать представления детей о свойстве воды – принимать различную форму.

«Почему рукава,  мокрые?»

Цель: Развивать у детей способность различать объекты по влажности, активизировать в речи слова «сухие», «сырые», закреплять КГН.

Имя-признака : Температура

 Активизация словаря:

Прохладный, ледяной, холодный, теплый, огненный,

 холодно, тепло, горячо, теплеет, разогревается

Вопросы:

«Что нужно сделать, чтобы узнать о температуре

 объекта?» (Потрогать руками)

 «О каком признаке у объекта спрашивает значок?»

«Объект, какой ты по температуре?»

Игры на закрепление:

Д/и «Какой бывает по температуре?»

Цель: упражнять детей в определении температуры объектов, развивать умение сравнивать по заданному признаку.

С\и «Кукла  заболела».

Цель: закреплять способ измерения температуры человеческого тела, развивать действия с игрушкой.

Д/и «Холодно-тепло».

Цель: развивать у детей представления об ощущениях холода и тепла, активизировать в речи слова «тепло», «холодно».

С\и «Купание куклы».

Цель: закреплять знания  детей о способах измерения температуры воды с помощью градусника, формировать у детей представление о температуре воды пригодной для купания.

Экспериментирование с водой «Нагреем и заморозим».

Цель: показать, что вода может менять свою температуру, активизировать в речи слова «нагреем», «заморозим».

Беседа на прогулке о погоде.

Цель: формировать у детей представления о температуре воздуха, познакомить с градусником.

Беседа «Зачем нужен градусник?»

Цель: познакомить детей с условным обозначением имени признака «температура», обобщить представления детей о функции градусника.

Имя-признака: « Вкус»

Активизация словаря

 вкусный, сладкий, безвкусный, соленый, кислый;

 наречия: сладко, вкусно, кисло и т. д.

 Глаголы: кислит, горчит и т. д.

Вопросы:

 «Что нужно сделать, чтобы узнать о вкусе?»

Ответ: попробовать ртом (языком)

«О каком  признаке объекта спрашивает значок?»

«Объект, какой ты на вкус?»

Игры на закрепление:

Экспериментирование:  «Посолим водичку».

Цель: показать, что вода может менять свой вкус, активизировать в речи слова «соль», «посолим», «соленая».

Экспериментирование:  «Подсластим водичку».

Цель: расширять представления детей о вкусе, активизировать в речи слова «сахар», «сладкая».

Экспериментирование : «Попробуем лук и чеснок на вкус».

Цель: уточнить значение слова «горький» и вкусовые ощущения, связанные с этим определением.

Д/и «Угадай, что попробовал?»

Цель: побуждать детей узнавать знакомые продукты питания по вкусу, развивать представления о вкусовых рецепторах.

Д/и «Угостим мишку  чаем с вареньем».

Цель: познакомить детей с условным обозначением имени признака «вкус», побуждать детей обращаться к игрушке, учить детей использовать полученные знания в решении игровой задачи.

Чтение детям стихотворения М. Пляцковского «Кому что нравится».

Цель: познакомить детей со вкусовыми предпочтениями различных животных.

Д/и «Съедобное-несъедобное».

Цель: учить детей классифицировать объекты окружающего мира по данному признаку.

Имя-признака: «Запах»

Активизация словаря:

слабый, резкий, ароматный, приятный,

неприятный, травяной, цветочный, фруктовый,

машинный, грибной, ягодный и т. д.

 Вопросы:

 «Что нужно сделать, чтобы узнать о запахе?».

Ответ:  Понюхать

«О каком  признаке объекта спрашивает значок?»

«Объект, какой ты по запаху?»

Игры на закрепление:

Беседа «Чем пахнет воздух на улице».

Цель: обратить внимание детей на резкий, неприятный запах бензина от проезжающих мимо машин и нежный, приятный запах еловых веток.

Д/и «Узнай по запаху»

Цель: учить детей использовать полученный сенсорный опыт при угадывании предложенных объектов по запаху, развивать обоняние.

Д/и «Какой объект по запаху?»

Цель: познакомить детей с условным обозначением имени признака «запах», учить детей формулировке вопроса, активизировать в речи значения данного признака.

Беседа «Как пахнут фрукты и овощи».

Цель: обратить внимание детей на то, что фрукты и овощи обладают разным, чаще приятным, свежим и ароматным запахом.

Беседа «Как пахнут продукты?

Цель: обратить внимание детей на особенный запах разных продуктов питания, формировать представления детей о принадлежности запаха к объекту.

Экспериментирование «Какой запах у воды?»

Цель: обратить внимание детей на то, что вода имеет свойство принимать запах вещества, обладающего ярковыраженным запахом, развивать представления детей о степени проявления запахов.

Чтение стихотворения Дж. Родари «У каждого дела запах особый»

Цель: познакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых, развивать представления детей о принадлежности запаха к объекту

Имя-признака : «Действие»

Активизация словаря:

Стоит, ходит, молчит ,летит, бежит  и т.д

 

Вопросы:

«Что нужно сделать, чтобы узнать про действие

 объекта?».

Ответ: Посмотреть на объект

«О каком  признаке объекта спрашивает значок?»

«Объект, что ты умеешь делать?»

Игры закрепление:

Пальч./игра «Мы капусту солим».

Цель: побуждать детей имитировать и называть разнообразные действия, активизировать в речи слова «солим», «трем», «кладем», «рубим».

Экспериментирование с водой «Поиграем с водичкой».

Цель: показать детям различные действия с водой, активизировать в речи слова «льется», «течет», «капает».

Экспериментирование с крупой «Погремушки для Катюшки».

Цель: научить детей разнообразным действиям с крупой, активизировать в речи слова «сыпется», «шумит», «гремит».

Наблюдение за живыми объектами (люди, домашние животные, птицы).

Цель: активизировать в речи детей слова, определяющие действия объекта.

 П/и «Делай как я».

Цель:побуждать детей к выполнению различных действий, обозначать их словом.

Д/и «Назови действие»

Цель: познакомить детей с условным обозначением имени признака «действие», учить детей формулировке вопроса, активизировать в речи значения данного признака.

Имя-признака: «части»

Активизация словаря:

в речь ребенка включаются существительные,

 обозначающие части объекта: нога, хвост,

 ствол, ветка,  лужайка, лес, город, стол и т.д.

Вопросы:

«Что нужно сделать, чтобы узнать про части

объекта и их расположение?»

Ответ: «Посмотреть на объект».

«О каком  признаке объекта спрашивает значок?»

«Объект,какие у тебя части?»

Игры на закрепление:

П/и «Рот, нос, голова…»

Цель: уточнить представления детей о строении человеческого тела, активизировать в речи слова, обозначающие части лица и тела.

Наблюдение за автотранспортом.

Цель: обратить внимание на основные части машины, активизировать в речи слова «руль», «кабина», «кузов», «колеса».

Рассматривание дерева.

Цель: познакомить детей с названиями ее основных структурных частей, активизировать в речи слова «ствол», «ветка», «иголка», «корни».

П/и «Прятки».

Цель: учить детей выделять имя признака «часть», развивать умение показывать и называть части человеческого тела

Д/и «Кто потерял?»

Цель: учить детей замечать и называть недостающие части предметов, воспитывать наблюдательность и активность.

Д/и «Целое - часть»

Цель:, познакомить с условным обозначением имени признака «часть», учить детей формулировке вопроса, развивать умение детей подбирать и называть отдельные части объектов.

Имя - признака:  « Звук»

Активизация словаря:

В речь ребенка включаются слова: тихий,

громкий, звонкий, глухой, шуршащий, шипящий,

приятный, резкий, музыкальный, громко, тихо,

 резко, гремит, звенит, режет (слух) и т. д.

 Вопросы:

«Что нужно сделать, чтобы узнать о звуке

объекта?

Ответ: «Объектом надо поиграть и ушами

послушать звук»

«О каком  признаке объекта спрашивает значок?»

«Объект, какой у тебя звук?»

Игры на закрепление:

Д/и «Угадай, на чем играю»

Цель: развивать слуховое внимание и речевую активность, активизировать в речи слова «звонкий, глухой, громкий, тихий».

П/и «Громко-тихо».

Цель: развивать у детей умение регулировать силу звука с помощью различной амплитуды движений.

Д/и «Как зверята маму звали».

Цель: учит детей пользоваться высоким и низким голосом, развивать умение менять тембр голоса.

Чтение стихотворения А.Барто «Кто как кричит».

Цель: познакомить детей с органом слухового восприятия (ухо), показать детям многообразие звуков, издаваемых представителями животного мира.

Д/и «Кто позвал».

Цель: учить детей различать на слух звукоподражательные слова, развивать умение узнавать сверстников по голосу.

Д/и «Какой звук издает объект».

Цель: познакомить детей с условным обозначением имени признака «звук», активизировать в речи детей значения признака «Звук»..

Имя - признака:  «Цвет»

Активизация словаря:

в речь ребенка включаются слова: одноцветный,

разноцветный, бесцветный, прозрачный

Цвета как сенсорные  эталоны (синий, красный,

желтый, зеленый и др.).

Цвета, как сравнительное описание (малиновый,

небесный, огненный, лимонный и т.д.).

 Вопросы: «Что нужно сделать, чтобы узнать цвет объекта?»

Ответ:  «На объект надо посмотреть».

Игры на закрепление:

Экспериментирование: Окрашивание воды.

Цель: уточнить представления детей о  цвете как о признаке объектов, воспитывать интерес к исследованию свойств объектов реального мира

Д/и «Бусы для куклы».

Цель: закреплять умение группировать однородные элементы по цвету, развивать мелкую моторику.

Рассматривание мозаики.

Цель: обратить внимание детей, что однородные объекты отличаются по цвету, познакомить с названиями некоторых цветов

П/и «Бегите ко мне у кого такой же по цвету».

Цель: знакомить детей с именем признака «цвет», развивать умение группировать объекты по заданному признаку.

П/и «Сбей кеглю такого же цвета как шар».

Цель: закреплять умение детей группировать объекты по заданному признаку, развивать координацию руки и глаза.

Д/и «Какой по цвету?».

Цель: развивать у детей умение выделять заданный признак в объекте, побуждать детей называть значения признака «цвет».

Имя - признака:  « рельеф»

Активизация словаря: в речь ребенка

включаются слова: пупырчатый, шероховатый,

 твердый, гладкий, мохнатый, острый,

 тупой и т.д.

Вопросы:

«Что нужно сделать, чтобы узнать о рельефе

 объекта?»

Ответ:   «Потрогать руками, руки».

«О каком  признаке объекта спрашивает значок?»

«Объект, какой ты на ощупь?»

Игры на закрепление:

Экспериментирование с бумагой.

Цель: показать разницу в плотности салфетки, альбомного листа и картона, активизировать в речи понятия «мягкая», «твердая»  поверхность.

Рассматривание природного материала.

Цель: побуждать детей обследовать поверхность гальки, пемзы, шишек и пр. и определять особенности рельефа, активизировать в речи детей его значения.

Экскурсия к елочке.

Цель: обратить внимание на особенность поверхности веточек и ствола, активизировать в речи детей понятия «колючая», «шершавая».

Ходьба по массажным дорожкам.

Цель: уточнить представления детей об особенностях рельефа поверхности, развивать тактильные ощущения.

Обследование поверхности горки.

Цель: обратить внимание на особенности скользящей поверхности, активизировать в речи понятия «гладкая», «скользкая».

Посыпание скользких дорожек песком.

Цель: обратить внимание детей на абразивные свойства песка, показать способ изменения рельефа поверхности (был гладкий и скользкий, а стал шершавый).

Д/и «Какой на ощупь?»

Цель: познакомить детей с условным обозначением имени признака «рельеф», учить детей формулировке вопроса, развивать умение различать и называть особенности рельефа обследуемой поверхности.

Имя - признака:  « Место»

Активизация словаря:

 в речь ребенка включаются существительные,

обозначающие местоположение объекта: лужайка,

лес, город, стол и т.д.

Предлоги: на, под, в, около, за и т.д.

Вопросы:

«Что нужно сделать, чтобы узнать в каком месте

 находится объект?»

Ответ:  «Посмотреть на объект».

«О каком  признаке объекта спрашивает значок?»

«Объект, какой ты на ощупь?»

Игры на закрепление:

Д/и «Где сидит колобок?»

Цель: побуждать детей называть месторасположение объекта в пространстве, развивать умение правильно употреблять в речи предлоги.

Д/и «Поездка на автобусе».

Цель: активизировать в речи детей понятия «рядом», «сзади», «впереди»,  «право, «лево», развивать представления детей о месторасположении объектов в пространстве.

П/и «Верх, вниз, в стороны».

Цель:  продолжать знакомить детей

С пространственными ориентирами, развивать умение выполнять движения по словесной инструкции.

Д/и «Кто, где живет?»

Цель: знакомить детей с местом жительства некоторых животных и птиц, развивать представления детей об особенностях образа жизни.

П/и «Найди игрушку»

Цель: побуждать детей называть месторасположение объекта в пространстве, развивать ориентировку в пространстве.

Д/и «Назови место, где находится объект».

Цель: познакомить детей с условным обозначением имени признака «место», учить детей формулировке вопроса, развивать представления детей о жилище некоторых животных.

Имя - признака:  « Количество»

Активизация словаря:

Наречие: много, мало и т. д.  

Числительные: один, два, три и т.д.

Прилагательные: первый, последний, второй,

третий и т.д.

Вопросы: «Что нужно сделать, чтобы узнать

 количество объекта?»,

Ответ: «Посмотреть на объект»

«Какое количество объектов?»

«О каком  признаке объекта спрашивает значок?»

Игры на закрепление:

Рассматривание паровоза с вагонами.

Цель: учить детей различать объекты по количеству (один – много), активизировать в речи детей числительные, прилагательные, закреплять представления детей о структуре поезда.

Игра – экспериментирование с песком и водой «Куличи для игрушек».

Цель: уточнить представления детей о количестве, активизировать в речи детей значения данного признака.

Чтение детям стихотворения М. Яснова «Мы считаем».

Цель: дать детям представление о том, что для точного определения количества объектов необходимо использовать счет, развивать представления о числах.

Д/и «Посчитаем игрушки».

Цель: учить детей различать объекты по количеству (один – много), активизировать в речи детей числительные.

П/и «Сбей кегли».

Цель: обратить внимание детей на то, что одним шаром можно сбить несколько кеглей, побуждать детей использовать счет для определения количества сбитых кеглей.

Д/и «Сколько объектов  по количеству».

Цель: учить детей формулировке вопроса, познакомить с условным обозначением имени признака «количество», активизировать в речи его значения.

Имя - признака:  « Размер»

Активизация словаря:

 Прилагательные: большой, маленький,

гигантский, мизерный, огромный, широкий, узкий,

глубокий, высокий, низкий  и др.

Вопросы:

«Что нужно сделать, чтобы узнать размер

объекта?»

Ответ:  «Посмотреть на объект»

«Какой объект по размеру?»

«О каком  признаке объекта спрашивает значок?»

Игры на закрепление:

Рассматривание деревьев и кустарников

Цель: уточнить представления детей о высоте объектов, активизировать в речи понятия с противоположным значением «высокий – низкий».

Игры со строительным материалом «Построим башни разные по высоте».

Цель: учить  сопоставлять высоту постройки с количеством материала, затраченного на ее строительство, развивать умение различать объекты по высоте.

Игры со строительным материалом «Построим дороги разные по ширине».

Цель: учить детей различать объекты по заданному признаку, развивать представления детей о расположении объектов на плоскости.

Игры с водой «Ловись рыбка большая и маленькая».

Цель: уточнить представления детей о величине объектов, активизировать в речи детей понятия с противоположным значением «большой - маленький».

Ходьба по узкой и широкой дорожкам.

Цель: уточнить представления детей о ширине объектов, активизировать в речи понятия с противоположным значением «узкий – широкий».

Д/и «Помоги медведям подобрать посуду по размеру».

Цель: знакомить детей с классификационным понятием, учить группировать объекты по заданному признаку.

Д/и «Какой по размеру».

Цель: учить детей формулировке вопроса, познакомить с условным обозначением имени признака «размер», уточнить представления о длине, ширине, высоте и величине объектов.

Имя - признака:  «Форма»

Активизация словаря:

Существительные:  названия эталонов форм.

Прилагательные: вытянутая, округлая, фигурная,

бесформенная и др.

 Вопросы:

«Что нужно сделать, чтобы узнать форму объекта

Ответ:

 «Посмотреть на объект или обследовать руками»

«Какой объект по форме?»

«О каком  признаке объекта спрашивает значок?»

Игры на закрепление:

Д/и «Помоги мышке перебрать крупу».

Цель: обратить внимание детей на то, что крупа отличается по форме, развивать мелкую моторику.

Игры с вкладышами.

Цель: учить детей сопоставлять форму вкладыша с формой отверстия, знакомить детей с геометрическими фигурами.

Д/и «Подбери листику пару».

Цель: объяснить детям, что «пара» - это два объекта, учить детей группировать объекты по форме.

Игры с геометрической мозаикой

Цель: закреплять названия плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Игры со строительным материалом.

Цель: закреплять названия объемных геометрических форм (шар, кирпичик, кубик, призма)

Д/и «Подбери по форме ».

Цель: знакомить детей с именем признака «форма», развивать умение группировать объекты по заданному признаку.

Д/и «Какой по форме?»

Цель: развивать умение детей выделять  заданный признак объекта, активизировать в речи его значения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Об именах, фамилиях, отчествах».

В настоящее время полное, паспортное имя имеет вид сочетания из трех компонентов, которое сложилось исторически: имя + отчество + фамилия. Причем порядок следования членов этой формулы может зав...

Консультация для родителей «Как именно воспитывать своего ребёнка»

Часто наблюдаем, как дети на одинаковые раздражители реагируют по-разному. Одни бойко общаются со взрослыми и сверстниками а, другие — застенчиво прячутся в стороне. А так хочется, чтобы мой реб...

Консультация для родителей "Тайна имени"

Консультация для родителей "Тайна имени"...

Консультация для родителей "Почему именно флорбол"

Консультация раскрывает влияние игры флорбол на развитие личности и двигательной активности дошкольника....

Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок: признаки, ошибки родителей и правила воспитания"

В последнее время все больше и больше родителей сталкиваются с термином "гиперактивность". Им приходится слышать это слово от воспитателей в детском саду, детских неврологов, ...

Консультация для родителей «Какую именно обувь лучше приобрести для физкультурных занятий в детском саду»

Перед началом учебного года у родителей возникает вопрос - как правильно выбрать физкультурную форму для занятий физической культурой, а главное - какая обувь: чешки, тапочки, кроссовки?...

Консультация для родителей «Какую именно обувь лучше приобрести для физкультурных занятий в детском саду».

Покупая своему ребёнку обувь для занятий физкультурой в детском саду,многие родители, иногда не задумываются о том, какую именно обувь лучшеприобрести....