Консультация для родителей по именам признаков
консультация (младшая группа)
Одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» ФГОС ДО выделяет - формирование у детей первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Свойства объекта – это его отличительные признаки, по которым его можно узнать, определить или описать, которые служат его приметой, знаком (цвет, форма, величина, и т.д.).
Однако, далеко не все признаки привлекают внимание ребенка. Чаще всего в объекте они выделяют какой-либо один наиболее бросающийся в глаза признак, вовсе не замечая других. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства, а в силу непонимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них.
Для решения данной проблемы стоит обратить внимание на инновационную технологию по ознакомлению детей с именами признаков Т.А. Сидорчук и Н.Н. Хоменко. Задача данной методики - научить детей точно и полно воспринимать объекты окружающего мира через восприятие их разнообразных признаков и их значений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 1009.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Знакомим детей с именами признаков»
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 444»
Сергеева Елена сергевна
Одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» ФГОС ДО выделяет - формирование у детей первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Свойства объекта – это его отличительные признаки, по которым его можно узнать, определить или описать, которые служат его приметой, знаком (цвет, форма, величина, и т.д.).
Однако, далеко не все признаки привлекают внимание ребенка. Чаще всего в объекте они выделяют какой-либо один наиболее бросающийся в глаза признак, вовсе не замечая других. Это происходит не потому, что дети плохо различают свойства, а в силу непонимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них.
Для решения данной проблемы стоит обратить внимание на инновационную технологию по ознакомлению детей с именами признаков Т.А. Сидорчук и Н.Н. Хоменко. Задача данной методики - научить детей точно и полно воспринимать объекты окружающего мира через восприятие их разнообразных признаков и их значений.
Данная методика имеет принципиальные отличия от традиционных методик. Авторы считают, что для формирования у ребенка осознанного отношения к познавательным действиям необходимо разделить понятия «имя признака» и «значение имени признака».
Имя признака - обобщающее слово, его название: влажность, форма, цвет, размер и др. Значения «имен признаков» чрезвычайно многообразны. Традиционно детей сначала обучают различать «значения признаков», и предполагается, что обобщающее слово (имя признака) сформируется само по себе.
Однако, «значения признаков» человек воспринимает анализаторами (органами чувств). Тогда как «имена признаков» являются обобщающими словами и анализаторами не воспринимаются. Например: зеленый — мы воспринимаем зрением, а имя признака «цвет» - понимаем в качестве обобщающего слова и не воспринимаем зрением. В данной методике «имя признака» первостепенно, а «значения признака» набираются детьми в качестве многообразия вариантов определенного имени признака.
В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с восьмью-десятью именами признаков, к среднему дошкольному возрасту – с пятнадцатью именами признаков, в старшем дошкольном возрасте - с 17 именами признаков. Для каждого из имен есть соответствующее условное обозначение – значок. Все значки собираются в одну модель – модель имен признаков.
В нашей группе дети знакомятся с именами признаков и их значениями
на занятиях, в режимных моментах, в дидактических и подвижных играх, наблюдениях и опытнической деятельности.
Но чтобы работа была не напрасной, знания детей нужно закреплять и дома.
Итак начинаем знакомиться с именами признаков!
Имя - признака: Влажность
Активизация словаря:
Мокрый, сухой, водяной, влажный, высушенный,
мокро, сухо, влажно.
Вопросы: ( которые нужна задавать ребёнку,при
знакомстве с именем признака)
«Что нужно сделать, чтобы узнать о влажности?»
(Потрогать руками)
«О каком признаке объекта спрашивает значок?», «Объект, какой ты по влажности?»
Игры на закрепление:
Д/и «Какой предмет по влажности?»
Цель: учить детей формулировке вопроса, развивать умение понимать противоположные значение условного обозначения имени признака «влажность».
Игра - экспериментирование «Угощение для игрушек».
Цель: развивать представления о свойствах сырого песка, совершенствовать умение играть с формочками.
Экспериментирование «Как песочек с водичкой подружились».
Цель: познакомить детей со свойствами сухого и сырого песка, активизировать в речи слова «сухой», «сырой».
Наблюдения в природе:
« Почему цветочек загрустил?»
Цель: формировать представления у детей о потребностях растений в воде, обратить внимание на свойства сухой и сырой земли.
«Рассматривание луж».
Цель: развивать представления детей о свойстве воды – принимать различную форму.
«Почему рукава, мокрые?»
Цель: Развивать у детей способность различать объекты по влажности, активизировать в речи слова «сухие», «сырые», закреплять КГН.
Имя-признака : Температура
Активизация словаря:
Прохладный, ледяной, холодный, теплый, огненный,
холодно, тепло, горячо, теплеет, разогревается
Вопросы:
«Что нужно сделать, чтобы узнать о температуре
объекта?» (Потрогать руками)
«О каком признаке у объекта спрашивает значок?»
«Объект, какой ты по температуре?»
Игры на закрепление:
Д/и «Какой бывает по температуре?»
Цель: упражнять детей в определении температуры объектов, развивать умение сравнивать по заданному признаку.
С\и «Кукла заболела».
Цель: закреплять способ измерения температуры человеческого тела, развивать действия с игрушкой.
Д/и «Холодно-тепло».
Цель: развивать у детей представления об ощущениях холода и тепла, активизировать в речи слова «тепло», «холодно».
С\и «Купание куклы».
Цель: закреплять знания детей о способах измерения температуры воды с помощью градусника, формировать у детей представление о температуре воды пригодной для купания.
Экспериментирование с водой «Нагреем и заморозим».
Цель: показать, что вода может менять свою температуру, активизировать в речи слова «нагреем», «заморозим».
Беседа на прогулке о погоде.
Цель: формировать у детей представления о температуре воздуха, познакомить с градусником.
Беседа «Зачем нужен градусник?»
Цель: познакомить детей с условным обозначением имени признака «температура», обобщить представления детей о функции градусника.
Имя-признака: « Вкус»
Активизация словаря
вкусный, сладкий, безвкусный, соленый, кислый;
наречия: сладко, вкусно, кисло и т. д.
Глаголы: кислит, горчит и т. д.
Вопросы:
«Что нужно сделать, чтобы узнать о вкусе?»
Ответ: попробовать ртом (языком)
«О каком признаке объекта спрашивает значок?»
«Объект, какой ты на вкус?»
Игры на закрепление:
Экспериментирование: «Посолим водичку».
Цель: показать, что вода может менять свой вкус, активизировать в речи слова «соль», «посолим», «соленая».
Экспериментирование: «Подсластим водичку».
Цель: расширять представления детей о вкусе, активизировать в речи слова «сахар», «сладкая».
Экспериментирование : «Попробуем лук и чеснок на вкус».
Цель: уточнить значение слова «горький» и вкусовые ощущения, связанные с этим определением.
Д/и «Угадай, что попробовал?»
Цель: побуждать детей узнавать знакомые продукты питания по вкусу, развивать представления о вкусовых рецепторах.
Д/и «Угостим мишку чаем с вареньем».
Цель: познакомить детей с условным обозначением имени признака «вкус», побуждать детей обращаться к игрушке, учить детей использовать полученные знания в решении игровой задачи.
Чтение детям стихотворения М. Пляцковского «Кому что нравится».
Цель: познакомить детей со вкусовыми предпочтениями различных животных.
Д/и «Съедобное-несъедобное».
Цель: учить детей классифицировать объекты окружающего мира по данному признаку.
Имя-признака: «Запах»
Активизация словаря:
слабый, резкий, ароматный, приятный,
неприятный, травяной, цветочный, фруктовый,
машинный, грибной, ягодный и т. д.
Вопросы:
«Что нужно сделать, чтобы узнать о запахе?».
Ответ: Понюхать
«О каком признаке объекта спрашивает значок?»
«Объект, какой ты по запаху?»
Игры на закрепление:
Беседа «Чем пахнет воздух на улице».
Цель: обратить внимание детей на резкий, неприятный запах бензина от проезжающих мимо машин и нежный, приятный запах еловых веток.
Д/и «Узнай по запаху»
Цель: учить детей использовать полученный сенсорный опыт при угадывании предложенных объектов по запаху, развивать обоняние.
Д/и «Какой объект по запаху?»
Цель: познакомить детей с условным обозначением имени признака «запах», учить детей формулировке вопроса, активизировать в речи значения данного признака.
Беседа «Как пахнут фрукты и овощи».
Цель: обратить внимание детей на то, что фрукты и овощи обладают разным, чаще приятным, свежим и ароматным запахом.
Беседа «Как пахнут продукты?
Цель: обратить внимание детей на особенный запах разных продуктов питания, формировать представления детей о принадлежности запаха к объекту.
Экспериментирование «Какой запах у воды?»
Цель: обратить внимание детей на то, что вода имеет свойство принимать запах вещества, обладающего ярковыраженным запахом, развивать представления детей о степени проявления запахов.
Чтение стихотворения Дж. Родари «У каждого дела запах особый»
Цель: познакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых, развивать представления детей о принадлежности запаха к объекту
Имя-признака : «Действие»
Активизация словаря:
Стоит, ходит, молчит ,летит, бежит и т.д
Вопросы:
«Что нужно сделать, чтобы узнать про действие
объекта?».
Ответ: Посмотреть на объект
«О каком признаке объекта спрашивает значок?»
«Объект, что ты умеешь делать?»
Игры закрепление:
Пальч./игра «Мы капусту солим».
Цель: побуждать детей имитировать и называть разнообразные действия, активизировать в речи слова «солим», «трем», «кладем», «рубим».
Экспериментирование с водой «Поиграем с водичкой».
Цель: показать детям различные действия с водой, активизировать в речи слова «льется», «течет», «капает».
Экспериментирование с крупой «Погремушки для Катюшки».
Цель: научить детей разнообразным действиям с крупой, активизировать в речи слова «сыпется», «шумит», «гремит».
Наблюдение за живыми объектами (люди, домашние животные, птицы).
Цель: активизировать в речи детей слова, определяющие действия объекта.
П/и «Делай как я».
Цель:побуждать детей к выполнению различных действий, обозначать их словом.
Д/и «Назови действие»
Цель: познакомить детей с условным обозначением имени признака «действие», учить детей формулировке вопроса, активизировать в речи значения данного признака.
Имя-признака: «части»
Активизация словаря:
в речь ребенка включаются существительные,
обозначающие части объекта: нога, хвост,
ствол, ветка, лужайка, лес, город, стол и т.д.
Вопросы:
«Что нужно сделать, чтобы узнать про части
объекта и их расположение?»
Ответ: «Посмотреть на объект».
«О каком признаке объекта спрашивает значок?»
«Объект,какие у тебя части?»
Игры на закрепление:
П/и «Рот, нос, голова…»
Цель: уточнить представления детей о строении человеческого тела, активизировать в речи слова, обозначающие части лица и тела.
Наблюдение за автотранспортом.
Цель: обратить внимание на основные части машины, активизировать в речи слова «руль», «кабина», «кузов», «колеса».
Рассматривание дерева.
Цель: познакомить детей с названиями ее основных структурных частей, активизировать в речи слова «ствол», «ветка», «иголка», «корни».
П/и «Прятки».
Цель: учить детей выделять имя признака «часть», развивать умение показывать и называть части человеческого тела
Д/и «Кто потерял?»
Цель: учить детей замечать и называть недостающие части предметов, воспитывать наблюдательность и активность.
Д/и «Целое - часть»
Цель:, познакомить с условным обозначением имени признака «часть», учить детей формулировке вопроса, развивать умение детей подбирать и называть отдельные части объектов.
Имя - признака: « Звук»
Активизация словаря:
В речь ребенка включаются слова: тихий,
громкий, звонкий, глухой, шуршащий, шипящий,
приятный, резкий, музыкальный, громко, тихо,
резко, гремит, звенит, режет (слух) и т. д.
Вопросы:
«Что нужно сделать, чтобы узнать о звуке
объекта?
Ответ: «Объектом надо поиграть и ушами
послушать звук»
«О каком признаке объекта спрашивает значок?»
«Объект, какой у тебя звук?»
Игры на закрепление:
Д/и «Угадай, на чем играю»
Цель: развивать слуховое внимание и речевую активность, активизировать в речи слова «звонкий, глухой, громкий, тихий».
П/и «Громко-тихо».
Цель: развивать у детей умение регулировать силу звука с помощью различной амплитуды движений.
Д/и «Как зверята маму звали».
Цель: учит детей пользоваться высоким и низким голосом, развивать умение менять тембр голоса.
Чтение стихотворения А.Барто «Кто как кричит».
Цель: познакомить детей с органом слухового восприятия (ухо), показать детям многообразие звуков, издаваемых представителями животного мира.
Д/и «Кто позвал».
Цель: учить детей различать на слух звукоподражательные слова, развивать умение узнавать сверстников по голосу.
Д/и «Какой звук издает объект».
Цель: познакомить детей с условным обозначением имени признака «звук», активизировать в речи детей значения признака «Звук»..
Имя - признака: «Цвет»
Активизация словаря:
в речь ребенка включаются слова: одноцветный,
разноцветный, бесцветный, прозрачный
Цвета как сенсорные эталоны (синий, красный,
желтый, зеленый и др.).
Цвета, как сравнительное описание (малиновый,
небесный, огненный, лимонный и т.д.).
Вопросы: «Что нужно сделать, чтобы узнать цвет объекта?»
Ответ: «На объект надо посмотреть».
Игры на закрепление:
Экспериментирование: Окрашивание воды.
Цель: уточнить представления детей о цвете как о признаке объектов, воспитывать интерес к исследованию свойств объектов реального мира
Д/и «Бусы для куклы».
Цель: закреплять умение группировать однородные элементы по цвету, развивать мелкую моторику.
Рассматривание мозаики.
Цель: обратить внимание детей, что однородные объекты отличаются по цвету, познакомить с названиями некоторых цветов
П/и «Бегите ко мне у кого такой же по цвету».
Цель: знакомить детей с именем признака «цвет», развивать умение группировать объекты по заданному признаку.
П/и «Сбей кеглю такого же цвета как шар».
Цель: закреплять умение детей группировать объекты по заданному признаку, развивать координацию руки и глаза.
Д/и «Какой по цвету?».
Цель: развивать у детей умение выделять заданный признак в объекте, побуждать детей называть значения признака «цвет».
Имя - признака: « рельеф»
Активизация словаря: в речь ребенка
включаются слова: пупырчатый, шероховатый,
твердый, гладкий, мохнатый, острый,
тупой и т.д.
Вопросы:
«Что нужно сделать, чтобы узнать о рельефе
объекта?»
Ответ: «Потрогать руками, руки».
«О каком признаке объекта спрашивает значок?»
«Объект, какой ты на ощупь?»
Игры на закрепление:
Экспериментирование с бумагой.
Цель: показать разницу в плотности салфетки, альбомного листа и картона, активизировать в речи понятия «мягкая», «твердая» поверхность.
Рассматривание природного материала.
Цель: побуждать детей обследовать поверхность гальки, пемзы, шишек и пр. и определять особенности рельефа, активизировать в речи детей его значения.
Экскурсия к елочке.
Цель: обратить внимание на особенность поверхности веточек и ствола, активизировать в речи детей понятия «колючая», «шершавая».
Ходьба по массажным дорожкам.
Цель: уточнить представления детей об особенностях рельефа поверхности, развивать тактильные ощущения.
Обследование поверхности горки.
Цель: обратить внимание на особенности скользящей поверхности, активизировать в речи понятия «гладкая», «скользкая».
Посыпание скользких дорожек песком.
Цель: обратить внимание детей на абразивные свойства песка, показать способ изменения рельефа поверхности (был гладкий и скользкий, а стал шершавый).
Д/и «Какой на ощупь?»
Цель: познакомить детей с условным обозначением имени признака «рельеф», учить детей формулировке вопроса, развивать умение различать и называть особенности рельефа обследуемой поверхности.
Имя - признака: « Место»
Активизация словаря:
в речь ребенка включаются существительные,
обозначающие местоположение объекта: лужайка,
лес, город, стол и т.д.
Предлоги: на, под, в, около, за и т.д.
Вопросы:
«Что нужно сделать, чтобы узнать в каком месте
находится объект?»
Ответ: «Посмотреть на объект».
«О каком признаке объекта спрашивает значок?»
«Объект, какой ты на ощупь?»
Игры на закрепление:
Д/и «Где сидит колобок?»
Цель: побуждать детей называть месторасположение объекта в пространстве, развивать умение правильно употреблять в речи предлоги.
Д/и «Поездка на автобусе».
Цель: активизировать в речи детей понятия «рядом», «сзади», «впереди», «право, «лево», развивать представления детей о месторасположении объектов в пространстве.
П/и «Верх, вниз, в стороны».
Цель: продолжать знакомить детей
С пространственными ориентирами, развивать умение выполнять движения по словесной инструкции.
Д/и «Кто, где живет?»
Цель: знакомить детей с местом жительства некоторых животных и птиц, развивать представления детей об особенностях образа жизни.
П/и «Найди игрушку»
Цель: побуждать детей называть месторасположение объекта в пространстве, развивать ориентировку в пространстве.
Д/и «Назови место, где находится объект».
Цель: познакомить детей с условным обозначением имени признака «место», учить детей формулировке вопроса, развивать представления детей о жилище некоторых животных.
Имя - признака: « Количество»
Активизация словаря:
Наречие: много, мало и т. д.
Числительные: один, два, три и т.д.
Прилагательные: первый, последний, второй,
третий и т.д.
Вопросы: «Что нужно сделать, чтобы узнать
количество объекта?»,
Ответ: «Посмотреть на объект»
«Какое количество объектов?»
«О каком признаке объекта спрашивает значок?»
Игры на закрепление:
Рассматривание паровоза с вагонами.
Цель: учить детей различать объекты по количеству (один – много), активизировать в речи детей числительные, прилагательные, закреплять представления детей о структуре поезда.
Игра – экспериментирование с песком и водой «Куличи для игрушек».
Цель: уточнить представления детей о количестве, активизировать в речи детей значения данного признака.
Чтение детям стихотворения М. Яснова «Мы считаем».
Цель: дать детям представление о том, что для точного определения количества объектов необходимо использовать счет, развивать представления о числах.
Д/и «Посчитаем игрушки».
Цель: учить детей различать объекты по количеству (один – много), активизировать в речи детей числительные.
П/и «Сбей кегли».
Цель: обратить внимание детей на то, что одним шаром можно сбить несколько кеглей, побуждать детей использовать счет для определения количества сбитых кеглей.
Д/и «Сколько объектов по количеству».
Цель: учить детей формулировке вопроса, познакомить с условным обозначением имени признака «количество», активизировать в речи его значения.
Имя - признака: « Размер»
Активизация словаря:
Прилагательные: большой, маленький,
гигантский, мизерный, огромный, широкий, узкий,
глубокий, высокий, низкий и др.
Вопросы:
«Что нужно сделать, чтобы узнать размер
объекта?»
Ответ: «Посмотреть на объект»
«Какой объект по размеру?»
«О каком признаке объекта спрашивает значок?»
Игры на закрепление:
Рассматривание деревьев и кустарников
Цель: уточнить представления детей о высоте объектов, активизировать в речи понятия с противоположным значением «высокий – низкий».
Игры со строительным материалом «Построим башни разные по высоте».
Цель: учить сопоставлять высоту постройки с количеством материала, затраченного на ее строительство, развивать умение различать объекты по высоте.
Игры со строительным материалом «Построим дороги разные по ширине».
Цель: учить детей различать объекты по заданному признаку, развивать представления детей о расположении объектов на плоскости.
Игры с водой «Ловись рыбка большая и маленькая».
Цель: уточнить представления детей о величине объектов, активизировать в речи детей понятия с противоположным значением «большой - маленький».
Ходьба по узкой и широкой дорожкам.
Цель: уточнить представления детей о ширине объектов, активизировать в речи понятия с противоположным значением «узкий – широкий».
Д/и «Помоги медведям подобрать посуду по размеру».
Цель: знакомить детей с классификационным понятием, учить группировать объекты по заданному признаку.
Д/и «Какой по размеру».
Цель: учить детей формулировке вопроса, познакомить с условным обозначением имени признака «размер», уточнить представления о длине, ширине, высоте и величине объектов.
Имя - признака: «Форма»
Активизация словаря:
Существительные: названия эталонов форм.
Прилагательные: вытянутая, округлая, фигурная,
бесформенная и др.
Вопросы:
«Что нужно сделать, чтобы узнать форму объекта?»
Ответ:
«Посмотреть на объект или обследовать руками»
«Какой объект по форме?»
«О каком признаке объекта спрашивает значок?»
Игры на закрепление:
Д/и «Помоги мышке перебрать крупу».
Цель: обратить внимание детей на то, что крупа отличается по форме, развивать мелкую моторику.
Игры с вкладышами.
Цель: учить детей сопоставлять форму вкладыша с формой отверстия, знакомить детей с геометрическими фигурами.
Д/и «Подбери листику пару».
Цель: объяснить детям, что «пара» - это два объекта, учить детей группировать объекты по форме.
Игры с геометрической мозаикой
Цель: закреплять названия плоских геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Игры со строительным материалом.
Цель: закреплять названия объемных геометрических форм (шар, кирпичик, кубик, призма)
Д/и «Подбери по форме ».
Цель: знакомить детей с именем признака «форма», развивать умение группировать объекты по заданному признаку.
Д/и «Какой по форме?»
Цель: развивать умение детей выделять заданный признак объекта, активизировать в речи его значения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Об именах, фамилиях, отчествах».
В настоящее время полное, паспортное имя имеет вид сочетания из трех компонентов, которое сложилось исторически: имя + отчество + фамилия. Причем порядок следования членов этой формулы может зав...
Консультация для родителей «Как именно воспитывать своего ребёнка»
Часто наблюдаем, как дети на одинаковые раздражители реагируют по-разному. Одни бойко общаются со взрослыми и сверстниками а, другие — застенчиво прячутся в стороне. А так хочется, чтобы мой реб...
Консультация для родителей "Тайна имени"
Консультация для родителей "Тайна имени"...
Консультация для родителей "Почему именно флорбол"
Консультация раскрывает влияние игры флорбол на развитие личности и двигательной активности дошкольника....
Консультация для родителей «Гиперактивный ребёнок: признаки, ошибки родителей и правила воспитания"
В последнее время все больше и больше родителей сталкиваются с термином "гиперактивность". Им приходится слышать это слово от воспитателей в детском саду, детских неврологов, ...
Консультация для родителей «Какую именно обувь лучше приобрести для физкультурных занятий в детском саду»
Перед началом учебного года у родителей возникает вопрос - как правильно выбрать физкультурную форму для занятий физической культурой, а главное - какая обувь: чешки, тапочки, кроссовки?...
Консультация для родителей «Какую именно обувь лучше приобрести для физкультурных занятий в детском саду».
Покупая своему ребёнку обувь для занятий физкультурой в детском саду,многие родители, иногда не задумываются о том, какую именно обувь лучшеприобрести....