«Театр теней как средство развития творческих способностей детей»
методическая разработка (старшая группа)

Догдишева Диана Тахировна

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге - раскрытию творческого потенциала ребенка.

Театр теней — это синтез различных видов искусства: изобразительного (цвет, слайдырисунки), музыки, кино и т.д. Вместо готового изображения дошкольники получают силуэт, намек, символ. Ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Этот вид театрального искусства привлекателен, таинственен и загадочен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_teney.docx885.1 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Северная  сказка»

Театр теней как средство развития творческих способностей детей

C:\Users\SONY\Desktop\84fda5e87cd962814d6a1e4c3c763940.jpg

Воспитатель: Догдишева Д.Т.

г.Новый Уренгой

2023г.

Тип проекта: игровой, информационно-творческий

Продолжительность проекта: 18.03.2023 – 12.04.2023 (краткосрочный)

Участники проектавоспитанники старшей группы «Звездочки», воспитатель Догдишева Д.Т., родители.

 Актуальность темы.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности.

Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы;

Она создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

 Цель:

        Развитие связной речи и эмоциональности у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности, Совершенствовать артистические навыки детей

Задачи:

Образовательные:

 -Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей старшей группы;

 -Закрепить умение логично и связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения;

-Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;

-Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, выставок;

-Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.

-Формировать у детей интерес к театрально – игровой деятельности

- Познакомить с новым видом театра – ТЕНЕВОЙ.

Развивающие:

- Развивать интонационный строй речи детей;

- Развивать речь детей как средство общения;

- Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами; 

-Развивать артистизм, коммуникацию

-Развивать умение согласовывать тему театрализованной игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

Воспитательные:

-Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

                           Краткое описание проекта.

 -Театральная деятельность(Игровая деятельность)

 -Дидактические игры

- Игры в различные виды театра

 - Чтение художественной литературы , народных сказок , детских авторских сказок.

 -Постановки сказок с использованием плоскостных фигур (театр теней), показ родителям и детям младшего возраста.

18.03 – 22.03

Беседы : «История театра» (презентация) ; «Как вести себя в театре»

Дид.игры: «Загадай мы отгадаем», «Театральное лото»

С-Р игра: «Мы идем в тетр»

Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…»

Игра драм.:«Колобок» (кукольный)

Продуктив.деят.: « Изготавливаем атрибуты: букетики, билеты, игровые деньги.»

 Консультация для родителей:«Роль театрализованной деятельности в развитие дошкольников»

 25.03 - 29.03

Беседы : «Разные виды театра».

Дид.игры : «Загадки без слов».

Игра драм.: «Веселый Старичок-Лесовичок».

 Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Рисование теней (штриховка по трафаретам черным или простым карандашом).Раскраски по сказкам.

Рассказывание сказок собственного сочинения.

Оформление стенда:«Китайский театр теней»

01.04 – 05.04

Беседы: «Есть ли тень в пасмурный день»

Д. И: «Посчитай тени» , «Найди похожую тень»

Просмотр видео теневого театра.

Разучивание сказки «Волк и семеро козлят, да на новый лад», рассказывание по ролям.

Изготовление плоскостних фигур и декораций для теневого театра.

Изготовление родителями ширмы для теневого театра.

08.04 – 12.04

Беседы: «Есть ли зимой тень» .

Игра «Телефон»

Д. И: «Найди тень от дерева, куста…», «Придумай свою тень»

Опыты: «Сделай тень от веточки, лопатки, ведёрка…»

Репетиции теневого представления.

Мастер класс для родителей :«Домашний театр теней»

Показ театра детям из младшей группы.

           Социализация.

- Беседы о видах театра , «Кто такой актер», «Кто такой гример», «Кто такой декоратор»…

- Рассматривание иллюстраций к сказкам.

- Просмотр видео теневого театра.

        Познание.

- Д. И: «Посчитай тени», «Найди тень больше, меньше», «Найди тень уже, шире» (на прогулке) , «Найди похожую тень».

- Рассматривание теней на прогулке.

- Д. И: «Найди тень от дерева, куста…», «Придумай свою тень».

- Беседы: «Есть ли тень в пасмурный день», «Есть ли зимой тень»…

- Опыты: «Сделай тень от веточки, лопатки, ведёрка…».

        Коммуникация.

- Пополнять словарь детей лексикой связанной с искусством театра.

- Пересказ сказок . Рассказывание сказок по ролям.

- Рассказывание сказок собственного сочинения.

        Художественное творчество.

- Рисование теней (штриховка по трафаретам черным или простым карандашом).Раскраски по сказкам.

- Прослушивание музыки к сказкам.

- Игра на музыкальных инструментах во время постановок сказок.

        Работа с родителями.

        Консультация для родителей:

- «Роль театрализованной деятельности в развитие дошкольников».

- Оформление стенда:«Китайский театр теней».

- Мастер класс для родителей :«Домашний театр теней».

- Пополнение родителями материальной базы по театральной деятельности в группе.

- Пополнение родителями библиотеки сказками в группе.

- Участие родителей в изготовлении различных плоскостных фигур совместно с детьми для обыгрывания их в теневом театре.

        Работа в группе.

- Изготовление набора плоскостных фигур для показа различных сказок в теневом театре.

- Изготовление дидактических игр.

        Физическое развитие.

Совершенствовать умения детей по созданию образов живой природы при помощи рук , для теневого театра.

        Ожидаемые результаты реализации проекта.

        В ходе реализации задач по воспитанию и развитию у ребенка театральной деятельности предполагается, что дети приобретут:

- необходимый минимум знаний по сказкам;

- желание читать новые сказки;

- научатся находить своё отражение и представления об окружающем мире, и отношение к той или иной проблемной ситуации;

- овладеют навыками теневого театра;

- разовьют творческий потенциал;

Театрализованная деятельность в детском саду — это волшебный мир сказки. Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в большей степени позволяет развить творческие способности ребенка.

В детских садах используют разные виды театра:

  • настольный театр;
  • стендовый;
  • верховой;
  • наручный;
  • напольный;
  • театр живой куклы

C:\Users\SONY\Desktop\bkja5100.jpg

Но очень редко используют театр теней, более того, в этом направлении очень мало литературы. Начиная работу по данной теме, я изучила литературу, задачи, средства и методы работы, а также историю возникновения теневого театра.

Данный вид театрализованной деятельности очень актуален. Принимая участие в спектаклях и их подготовке развиваются творческие способности ребенка, а также помогает тем ребятам у кого имеются трудности в общении, развивает мелкую моторику пальцев. Дети очень любят заниматься сочинительством, здесь они являются кукловодами, что дает им прекрасную возможность проявить себя сказочниками. Более того театр теней является хорошей профилактикой страха темноты у детей.

C:\Users\SONY\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_9569.jpgC:\Users\SONY\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_9566.jpg

Театральная деятельность — это одна из форм работы с детьми в детском саду, которые раскрывают и развивают творческие способности ребенка. Такая деятельность способствует более продуктивному усвоению целевых ориентиров, определенных программой.

 Согласно принципам федерального государственного стандарта реализация Программы должна производиться в формах, специфических для детей, прежде всего «…в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка…»

Дошкольники очень любят смотреть спектакли. Он для них понятен и доступен, а теневой театр еще и содержит элементы мультипликации. Дети видят на экране знакомых и любимых персонажей: мишка, котик, зайка, лошадка, современные мультипликационные персонажи: Смешарики, Лунтик, Барбоскины, Ниндзяго, и многие другие. Детей приводит в восторг, что эти персонажи двигаются, разговаривают, обращаются к зрителям. Важно, театр рассматривать не только как развлекательное мероприятие, но и показывать через спектакли примеры дружбы, честности, трудолюбия и доброты. Именно в этом возрасте у детей формируется характер, интересы, отношение к окружающему миру.

Как организовать теневой театр в группе детского сада? Главное иметь желание! Несомненна, и роль родителей здесь очень важна.

C:\Users\SONY\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\KBJE9022.jpgC:\Users\SONY\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\LKUG2070.jpg

Все необходимое для показа подготовить несложно. Экран можно сделать из картонной коробки большого размера, вырезать экран, приклеить кальку или белую простынь нужного размера. Лампу, я покупала на прищепке, она очень практична. Главное, чтобы свет располагался между актером и экраном, для этого лампу прикрепляют сверху, и направляют на экран.

 Персонажи и декорации можно нарисовать самим. Хотя есть и другие варианты, к примеру, готовые шаблоны можно купить в Интернете.

 Подбор картинок очень важен, желательно, чтобы все персонажи одной сказки были выполнены в едином стиле. Когда комплекты картинок составляются к каждому литературному произведению, это помогает выдержать масштаб картинок их стилистическое решение. Будет не логично если в к примеру в сказке Маша и медведь, Маша вдруг окажется выше медведя, или в сказке «Пузырь, Соломинка и Лапоть» неожиданно Соломинка окажется шире Лаптя.

Условность театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Именно поэтому дети так позитивно включаются в магию происходящего на экране: отвечают на вопросы персонажей и помогают им, предупреждают об опасности. Необычность зрелища захватывает их и переносит в мир волшебной сказки. Театрализованная деятельность приносит детям радость и непередаваемый восторг.

Роль педагога в организации и проведении спектакля велика. Важно организовать совместную деятельность и осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку. Поставить четкие задачи перед детьми и передать им инициативу. Обратить внимание на сложности каждого ребенка, если они имеются.

C:\Users\SONY\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\MFTJ1688.jpg

По моему мнению, проведение подобной работы повышает самооценку детей дошкольного возраста, учит их умению слушать и слышать, сплачивает детских коллектив, учит относиться друг к другу уважительно и терпимо. Предлагаемый материал соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам к организации и содержанию воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Предлагаемые игры, творческие задания позволяют детям проявить актерское мастерство, преодолеть трудности межличностного взаимодействия, способствуют развитию речевых навыков, повышают уровень общей культуры. Такая форма проведения досуга наиболее оправдана для детей старшего дошкольного возраста, так как является одной из форм подготовки к школе, позволяет значительно повысить интерес дошкольников к обучению. Считаю, что данную форму работы полезно развивать и далее, возможно, привлекая к выполнению различной подготовительной работы родителей воспитанников.

Из всех видов кукольного театра в детских садах наименьшей популярностью пользуется теневой театр. И как мне кажется, незаслуженно обделен вниманием педагогов. Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь за ширмой его не видно, и он потихоньку начинает раскрепощаться.

Список литературы :

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

 М.: ТЦ Сфера, 2006.

           2. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007..

3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.

4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры.. – М.: АРКТИ, 2001.

5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.

6. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

7. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.

            8. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. – СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.

            9. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

10. . Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр теней как средство развития творческих способностей детей

     Театрализованная деятельность в детском саду — это волшебный мир сказки. Играя в театр, ребенок раскрывает свой творческий потенциал. Именно театральная деятельность в...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Методическая разработка «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Методическая разработка   «Теневой театр, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....

Театр теней как средство развития творческих способностей детей

вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, -  все это п...